Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ближний туризм как средство оздоровления учащихся 8-9 классов

Работа №116676

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Современные подходы к оздоровлению детей школьного возраста 9
1.2. Туризм как эффективная форма оздоровления и физического
воспитания учащихся 13
1.3. Место ближнего туризма в системе оздоровления учащихся 8-9
классов 16
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 25
Выводы по главе 25
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Программа применения ближнего туризма для оздоровления учащихся
8-9 классов 26
3.2. Оценка эффективности программы применения ближнего туризма для
оздоровления учащихся 8-9 классов 30
Выводы по главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Актуальность исследования. Одной из наиболее острых проблем современности является повышение уровня здоровья учащейся молодежи. Актуальность этого вопроса обусловлена современным уровнем здоровья учащихся, снижением уровня их физической подготовленности и двигательной активности. Ухудшение состояния здоровья и физического развития современных детей актуализирует социальный заказ на сохранение их здоровья усилиями общеобразовательных учреждений. Отсутствие инновационных подходов, направленных на положительный результат, требуют поиска эффективных и прогрессивных путей решения проблем обеспечения физкультурно-оздоровительной работы среди школьников.
В решении указанных проблем полезным может стать опыт и возможности общеобразовательных учреждений, в том числе центров детско- юношеского туризма, которые благодаря открытости воспитательной системы, вариативности, разнообразию кружков, студий, секций, клубов по интересам, способны реализовывать актуальные задачи по формированию здорового образа жизни, внедрять инновационные подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Ближний туризм, ориентированный на социально важную категорию нашего общества — подрастающее поколение, занимает особое место в системе оздоровительно-рекреационной деятельности. В первую очередь, он призван способствовать воспитанию и образованию подрастающего поколения средствами туристско-краеведческой работы, формированию гармонично развитой личности.
На фоне развития указанного аспекта остается незначительным внимание к туризму, как к сфере педагогической, воспитательной деятельности, организации активного отдыха, полезного и интересного проведения досуга учащейся молодежи.
Недостаточность внимания к возможностям общеобразовательных учреждений в решении проблем сохранения и укрепления здоровья школьников, совершенствования их физической подготовленности, а также недостаточное количество фундаментальных комплексных научных исследований, методических разработок по указанным вопросам обуславливают актуальность работы.
Основная задача организационно методического обеспечения заключается во внедрении в образовательный процесс методологических, дидактических и методических разработок, отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики. В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического решения проблемы качественного обновления организационно-методического обеспечения, которое предусматривает системный анализ подходов к научно - методическому обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, теоретическое обоснование требований к разработке учебных и методических материалов, определение путей их реализации в педагогической практике.
Проблемой оздоровления в образовательном процессе средствами туризма в разное время занимались многие ученые. Так, применением средств туризма в целях активизации воспитательной работой посвящены труды И.И. Махова, Ю.Н. Федотова, И.Е. Востокова, Ю. С. Константинова и др. Системы активизации двигательного режима детей школьного возраста в условиях природной среды представлены в работах: Г. В. Шалыгина, Е.Н.Вавилова, Т.И.Осокина и др. Применением доступных форм ближнего туризма для оздоровления подростков занимались Г.И. Зорина, Е.И. Ильина, Е.В. Мошняга, И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов и др.
Таким образом, актуальность обусловила выбор темы исследования «Ближний туризм как средство оздоровления учащихся 8-9 классов».
Теоретической базой исследования стал анализ научно-исследовательской литературы, касающейся:
- особенностей повышении уровня физической подготовленности учащихся средствами спортивного туризма Ф. В. Гогузева, А. Ю. Умнова;
- формировании потребности у обучающихся в здоровьесбережении посредством спортивно-оздоровительного туризма Е. Е. Лутовиной, А.М. Суздалевой.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников средствами туризма.
Предмет исследования: методика использования ближнего туризма как средства оздоровления учащихся 8-9 классов.
Цель исследования — изучение влияния ближнего туризма как средства оздоровления учащихся 8-9 классов.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме использования ближнего туризма для оздоровления учащихся;
2. Разработать методику применения ближнего туризма как средства оздоровления учащихся 8-9 классов;
3. Оценить эффективность влияния ближнего туризма на состояние здоровья учащихся 8-9 классов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что организация занятий ближним туризмом позволит эффективно повлиять на оздоровление учащихся 8-9 классов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования),
- эмпирические (педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных).
Научная новизна исследования состоит в том, что нами была разработана и внедрена экспериментальная методика применения ближнего туризма для оздоровления учащихся 8-9 классов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были раскрыты современные подходы к оздоровлению детей школьного возраста, проанализирован туризм как эффективная форма оздоровления и физического воспитания учащихся, выявлена специфика организации ближнего туризма в системе оздоровления учащихся 8-9 классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование предлагаемой методики использования ближнего туризма как средства оздоровления учащихся 8-9 классов позволит повысить эффективность организации и осуществления оздоровительно-рекреационной деятельности с учащимися подросткового возраста при разработке учебных программ и учебно-методических материалов в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 13 таблиц, 1 рисунок, 21 список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 49 страницах

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя анализ особенностей использования ближнего туризма как средства оздоровления учащихся 8-9 классов, можно прийти к следующим выводам:
1. Туризм как средство физического воспитания в школе применяется на всех этапах обучения и создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. Туристические походы связаны с пребыванием на открытом воздухе и с максимальным использованием естественных факторов (воды, воздуха, солнечных лучей), укрепляющие здоровье и закаляют организм учеников. Активный туризм является результативным средством физического воспитания учеников.
2. Для решения поставленной в исследовании цели, а именно: изучения
влияния ближнего туризма как средства оздоровления учащихся 8-9 классов, нами использовался комплекс эмпирических методов, а именно: методы оценки физического здоровья; психофизиологические методы исследования. В исследовании приняло участие 33 учащихся 8 классов и 34-9 классов. И те, и другие занимались туризмом, однако в экспериментальной группе было увеличено количество занятий, посвященных овладению специфическими приемами, характерными для данного вида туризма (разработка квестов и участие в них, игровые командообразующие технологии с использованием веревок и т.д.). Само исследование проходило в 3 этапа и включало поисково - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и обобщающий.
3. В результате проведения комплексного исследования физического состояния школьников 8-9 классов было установлено, что средневозрастные показатели физического развития находились в пределах физиологической нормы. В то же время установлено, что признаки гипотонии характерны для 24,4% юношей 8 класса, 8,8% юношей 9 класса (АД <110/70), а гипертензии - для 18,1% юношей 8 класса, для 5,9% юношей 9 классов. Анализ полученных результатов индекса Робинсона у юношей 8-9 классов показывает, что аэробные возможности организма соответствуют низкому уровню. Оценка уровня соматического здоровья по методике Г. Л. Апанасенко позволило установить, что у мальчиков 8-9 классов среднестатистический результат суммы баллов соответствует низкому уровню.
4. Полученные данные констатирующего эксперимента стали основой разработки подходов к внедрению оздоровительно-рекреационной деятельности учащейся молодежи с помощью ближнего туризма в образовательном учреждении.
5. Эффективность разработанных подходов к внедрению оздоровительно-рекреационной деятельности учащейся молодежи с помощью ближнего туризма в образовательном учреждении характеризуется положительными изменениями функционального состояния кардио- респираторной системы, повысился уровень физической работоспособности и уровень соматического здоровья. Так, на конец педагогического эксперимента у мальчиков обеих возрастных групп наблюдается положительная динамика в результатах контрольных упражнений, характеризующих ЧСС в состоянии покоя, ЖЕЛ, пробы Штанге и Генчи, ЖИ, индексы Робинсона и Руфье.
6. Это указывает на достоверные улучшения показателей у лиц экспериментальной группы по сравнению с контрольной и свидетельствует об эффективности методики внедрения оздоровительно-рекреационной деятельности учащейся молодежи с помощью ближнего туризма в образовательном учреждении. Перспективы дальнейших исследований заключаются в возможности использования разработанных подходов к внедрению оздоровительно-рекреационной деятельности с помощью ближнего туризма в образовательном учреждении старшеклассников во время досуга.



1. Благово, В.В. Некоторые аспекты методики проведения занятий по спортивному туризму // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорскопреподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. 2019. - С. 6-7.
2. Вятчанин, А. С., Мунгалов, А. Ю. Теоретические и практические проблемы формирования системы оздоровления учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма //Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. - 2019. - С. 52-54.
3. Глушкова, А. С. Специфика развития школьного образовательного
туризма во Владимирской области // Скиф. 2020. №1 (41). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-razvitiya-shkolnogo-obrazovatelnogo- turizma-vo-vladimirskoy-oblasti(дата обращения: 19.05.2020).
4. Гогузев, Ф. В., Умнов, А. Ю. Повышение уровня физической подготовленности учащихся старших классов средствами спортивного туризма //Современные проблемы физического воспитания и безопасности жизнедеятельности в системе образования. - 2019. - С. 11-19.
5. Горяинов, А. П., Федотова, Т. Д., Панежина, Ю. В. Развитие туризма в России как вида спорта //Современное состояние и потенциал развития туризма в России. - 2019. - С. 65-69.
6. Дуба, Н.А. Современное состояние и проблемы развития спортивного туризма в России // Студенческая наука XXI века: материалы IV Междунар. студенч. науч.-практ. конф. Чебоксары, 27 янв. 2020 г. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - С. 20-23.
7. Егорова, Р.И., Старостин, И.В. Детско-юношеский туризм как фактор развития школьника в сельской местности // МНКО. 2019. №4 (77). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/detsko-yunosheskiy-turizm-kak-faktor-razvitiya- shkolnika-v-selskoy-mestnosti (дата обращения: 19.05.2020).
8. Едышев, Д.В., Назаренко, А.В. Условия повышения эффективности культурнодосуговой деятельности студентов // Педагогико¬психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. №3(36). - С. 38-45.
9. Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: материалы VII Международной научно¬практической конференции, Витебск, 22 ноября 2019 г. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: П.И. Новицкий (отв. ред.) [и др.]. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. - 316 с.
10. Китов, С. С., Сираковская, Я. В., Демирчоглян, А. Г. Влияние спортивного туризма на воспитание и укрепление детско-юношеских коллективов // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма. - 2019. - С. 158-161.
11. Коновалов, В.В. Физическая подготовка в спортивном туризме // Роль инноваций в трансформации современной науки // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2019. - С. 102-105.
12. Лутовина, Е. Е., Суздалева, А. М, Формирование потребности у
обучающихся в здоровьесбережении посредством спортивно-оздоровительного туризма // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-potrebnosti-u-obuchayuschihsya- v-zdoroviesberezhenii-posredstvom-sportivno-ozdorovitelnogo-turizma(дата обращения: 19.05.2020).
13. Минваева, М. С. К вопросу привлечения молодежи к занятию спортивно-оздоровительным туризмом (по данным опроса) //Современная наука и образование: актуальные проблемы теории и практики. - 2019. - С. 164¬172.
14. Наговицына, М. А., Максимов, Ю. Г. Развитие сельского туризма среди студенческой молодежи в Удмуртской республике //Актуальные проблемы физического воспитания студентов. - 2019. - С. 187-189.
15. Немцева, К. В., Немцева, Е. В. Проблемы физической культуры, спорта, туризма и инновационные возможности их решения //Поколение будущего. - 2020. - С. 75-79.
16. Николаева, Е. М., Витенко, И. В. Туристско-краеведческое образование как средство формирования личности обучающихся // Сборник методических разработок. - 2019. - С. 295-301.
17. Пяткова, С. Г. Традиции экскурсионной деятельности в развитии детского туризма //European Scientific Conference. - 2019. - С. 76-78.
18. Семенова, А. О. Активный туризм в системе формирования здорового образа жизни учащейся молодежи //Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. - 2019. - С. 157-161.
19. Титлов, А.Ю., Климанова, Т.Г., Чайченко, М.В. Секционная работа по туризму в общеобразовательной школе // Физическая культура в школе. 2019. № 3. -С. 57-63.
20. Шакурова, Л.Ф. Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры. 2019. Том 12. №3. - С. 152-160.
21. Шохирев, В.В., Володько, О.А. Спортивный туризм как форма проведения занятий по физической культуре в школе // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2019. - С. 127-128.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ