Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми 11
1.1 Готовность педагогов к работе с одаренными детьми, как проблема
педагогического процесса 11
1.2 Организационно-педагогические условия формирования у педагогов
готовности к работе с одаренными детьми 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальная работа по созданию организационно-педагогических условий формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми 39
2.1 Изучение уровня готовности педагога к работе с одаренными
детьми 39
2.2 Организация и осуществление процесса формирования у педагогов
готовности к работе с одаренными детьми 66
2.3 Выявление динамки уровня готовности педагогов к работе с
одаренными детьми 77
Выводы по второй главе 90
Заключение 92
Список используемой литературы 94
Приложения 100
Актуальность исследования. Система образования в России сегодня переживает непростое время: смена министров, внедрение новых образовательных стандартов, постановка новых задач. Однако задача раскрытия и коррегирования одаренных детей не теряет своей актуальности. В последние годы эта задача формулировалась как основное направление и продолжает формулироваться сейчас в нескольких государственных проектах и программных документах: «Концепция модернизации образования до 2020 года», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2016-2020 годы, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), Указ Президента Российской Федерации о мерах поддержки талантливой молодежи, «Рабочая концепция одаренности», разработанная несколькими учеными в контексте президентской программы «Одаренные дети».В обозначенных документах указаны непременные условия решения поставленной задачи, частью которых является создание организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Интерес государства к данной области развития педагогики не случаен и определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне: решение вопроса создания условий для формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми, напрямую связано с будущим развитием и процветанием российского общества. Очевидно, что человек, которому оказали помощь в наибольшей степени развить природный потенциал, сможет в полной мере реализовывать себя и в науке и на производстве.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из осмысления и методологического обоснования проблемы формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми, самого понимания феномена одаренности, его диагностики. Работа с таким ребенком предполагает не только теоретические знания и практические умения педагога обращаться с нестандартными особенностями обучающихся, но и способность диагностировать их, простраивать индивидуальные коррегирующие траектории обучения, контролировать прогресс, диагностировать и профессионально решать сложности одаренных детей.
Нескоординированность школьных программ развития одаренных обучающихся с программами семейного воспитания и личностными программами самого обучающегося, стихийность данной работы, представленной её единичными мероприятиями, несистематизированность, привели к попытке решения обозначенной проблемы, через расширение содержания школьных учебников. В итоге это не поменяло ни содержание, ни методик обучения таких детей, что и определило актуальность исследования на научно-методическом уровне.
О феномене одаренности написано много зарубежных работ, отечественные ученые в области психологии и педагогики также активно изучают данную проблему, особенно последние десятилетия. Теоретические материалы постепенно преобразовываются в методические разработки с подробными инструкциями методов работы с одаренными детьми, как инструменты для деятельности педагога.
Исследованием и определением самого понятия одаренности, ее типов, видов и содержанием способностей занималось довольно большое количество исследователей: А.Г. Ковалев, В.Н. Мяснищев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Бушлинский, Б.Г.Ананьев. За рубежом над данным вопросом работали М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, Г. Келлер, П. Торренси другие.
Несмотря на довольно обширный объем исследований в области одаренности, вопросы формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми, окончательно не решены.
Анализ научных исследований и педагогической практики помог выявить существующие противоречия между:
- важностью проблемы раскрытия и коррегирования одаренных детей в русле реализации современных требований общества и самого понимания готовности педагога к работе с одаренными детьми;
- необходимостью формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий формирования данной готовности в образовательном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная практическая и теоретическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать организационно-педагогические условия формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Объект исследования: процесс формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Гипотеза исследования базировалась на предположениях:
- теоретический анализ проблемы формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми позволит сформулировать понятие «готовность педагога к работе с одаренными детьми в русле реализации современных требований общества и самого понимания феномена одаренности;
-процесс формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми будет успешным, если реализуется комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических условий, отражающих специфику управления данным процессом: создана материально-пространственная среда в образовательной организации; разработан и апробирован план деятельности по формированию готовности педагога (мотивационный, исследовательский, методический, коммуникативный, личностный компоненты)к работе с одаренными детьми, в основу которого положен дифференцированный подход;
- реализация выделенных организационно-педагогических условий будет осуществляться поэтапно (проектировочный, деятельностный и оценочный этапы).
В соответствие с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми; раскрыть степень ее разработанности на современном этапе.
2. Определить диагностический инструментарий и выявить уровень сформированной готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
3. Разработать и апробировать организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
4. Проследить динамику уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми
Теоретические основы исследования:
- личностно-деятельностный подход, как основа образовательного процесса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.);
- психолого-педагогические положения теории развития одаренных детей (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, К.М. Гуревич, А.Г.Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.Н. Мясищев и др)
-феноменологический подход к изучению педагогических явлений (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич)
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе учебных планов, программ, изучение школьной практики, обобщение передового педагогического опыта; анкетирование и тестирование учителей, наблюдение; вариативный педагогический эксперимент, игра, педагогическое моделирование и конструирование.
Эмпирическая база и основные этапы исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в образовательной организации МБУ «Гимназия №77» городского округа Тольятти. В эксперименте участвовали 57 педагогов данного учреждения.
В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2016-февраль 2017г.) Анализ теоретических источников с целью определения степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление плана исследования, определение исходных параметров, методов и методологии, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов образовательных организаций с одаренными детьми, содержания представлений педагогов о деятельности по раскрытию и коррегирования этих детей (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (февраль 2017-март 2018г.) Разработка, апробация и корректировка содержания, форм, методов формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми, обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапа эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (март-июнь 2018г.) Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в степени изученности проблемы, определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
-уточнено понятие «готовность педагогов к работе с одаренными детьми» в условиях образовательной организации;
-охарактеризованы организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми и диагностический инструментарий по ее изучению;
-описаны характеристики компонентов готовности педагогов к работе с одаренными детьми в условиях образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что соблюдение выявленных организационно-педагогических условий ориентировано на повышение уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Материалы исследования могут быть использованы администрацией образовательных организаций при формировании готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
Апробация результатов исследования. Материалы научного поиска докладывались и обсуждались автором на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, на чтении научных трудов студентов ТГУ, на научно-практических конференциях: XX Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития науки и технологий» (30 ноября 2016г. Белгород), XIV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социально-экономического развития» (20-21 апреля 2017г. Тольятти), 5 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Категория «Социального» в современной педагогике и психологии» (2-3 марта 2017г. Ульяновск), Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье» (11-12 ноября 2016г.Самара), Поволжская Ассамблея психологов- практиков «Мир психологии» (7-8 апреля 2017г. Самара). По теме диссертации имеется 6 публикаций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Под «готовностью педагога к работе с одаренными детьми», будем понимать комплексное личностное образование педагога, проявляющееся в структуре профессионального поведения таких индивидуальных качеств, как: высокая профессиональная мотивация, склонность к исследовательской деятельности, методическая подкованность, организаторская и коммуникативная компетентность, позитивная Я-концепция.
2. В условиях современной образовательной организации организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми представлены:
- созданной материально-пространственной средой в образовательной организации;
- разработанным планом деятельности по формированию готовности педагога (мотивационного, исследовательского, методического, коммуникативного, личностного компонентов) к работе с одаренными детьми, в основу которого положен дифференцированный подход, и его дальнейшая реализация;
3. Реализация выделенных организационно-педагогических условий будет осуществляться администрацией образовательного учреждения и предполагает определение комплекса взаимосвязанных мероприятий, охватывающих всех участников образовательного процесса и отражающих специфику этапов управления: проектировочного, деятельностного и контрольного.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающей 63 наименования и приложения.
В ходе исследования проблемы создания организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми, была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме; рассмотрена сущность, содержание и основные понятия организационно-педагогических условий; рассмотрены характеристики одаренности; изучены компоненты готовности педагогов к работе с одаренными детьми, формы работы по повышению готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
В процессе научного поиска над данной проблемой были сделаны следующие выводы:
1.Обладая только знаниями о теории одаренности педагог не может быть готовым работать с одаренными детьми, не обладая определенным набором личностных и профессиональных качеств. Готовность педагога к работе с одаренными детьми это комплексное личностное образование педагога, проявляющееся в структуре профессионального поведения таких индивидуальных качеств, как: высокая профессиональная мотивация, склонность к исследовательской деятельности, методическая подкованность, организаторская и коммуникативная компетентность, позитивная Я- концепция.
2. Для успешной высокоэффективной деятельности по раскрытию и коррегированию одаренных детей мало определить личностную готовность педагога. Администрации образовательной организации необходимо создать организационно-педагогические условия, такие специально сконструированные внешние обстоятельства, которые окажут влияние на протекание педагогического процесса, обеспечат формирование личности с заданными качествами. В условиях современной образовательной организации организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми представлены: созданной материально-пространственной средой в образовательной организации; разработанным планом деятельности по формированию готовности педагога (мотивационного, исследовательского, методического, коммуникативного, личностного компонентов) к работе с одаренными детьми, в основу которого положен дифференцированный подход, и его дальнейшая реализация;
3. Реализация выделенных организационно-педагогических условий будет осуществляться администрацией образовательного учреждения и предполагает определение комплекса взаимосвязанных мероприятий, охватывающих всех участников образовательного процесса и отражающих специфику этапов управления: проектировочного, деятельностного и контрольного.
Результаты экспериментальной работы по созданию организационно-педагогических условий формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Следовательно, цель, задачи и гипотетическое предположение исследования нашли свое подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи исследования решены, тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного
человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977.- 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности. Склонности и способности [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1962.-261 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: КГУ, 2006. - 565 с.
4. Анциферова, Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анциферова. -М.: Наука, 2002.-147с.
5. Бабаева, Н.М. О необходимости формирования психолого-педагогической готовности учителя к работе с одаренными детьми [Текст] / Н.М. Бабаева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Международной науч.-практ. конференции. (Чебоксары, 13 июня 2016г.) - 2016.- №3 (8).- С.80- 82.
6. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления: одаренности [Текст]:Методическое пособие / Ю.Д. Бабаева. -М.: Молодая гвардия, 2007.-278 с.
7. Бабаева, Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером [Текст] / Ю.Д.Бабаева, А.Е. Войскунский. - М.: Сканрус, 2008. - 336 с.
8. Белоусова, А.К. Развивающая образовательная среда для одаренных детей. [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.К. Белоусова. - Ростов-на-Дону.: Прогресс, 2016.- 70с.
9. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М. : ЦНПРО, 2013. - 208 с.
10. Богоявленская, Д.Б.Психология творческих способностей. [Текст]:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.- 320с.
11. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б.Богоявленская, А.В. Брушлинский, Ю.Д. Бабаева и др. - М. : Интор, 2012.- 92 с.
12. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М. : Знание, 2013.- 96 с.
13. Вертгеймер, М.Продуктивное мышление./ Пер. с англ. [Текст] /М. Вертгеймер. - М. : Прогресс, 2007.- 335 с.
14. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М. : Педагогика, 2002. - 504 с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга воспитателя [Текст] / Л.С. Выгодский- М. : Педагогика, 2004. -432 с.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2002. - 504 с.
17. Галацкова, И.А. Одаренный ребенок: психолого-педагогические основы выявления и развития [Текст]: Учебно-методическое пособие / И.А.Галацкова, Е.Ю. Журбенко, М.И. Лукьянова и др. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011.- 146 с.
18. Добродеев, П.К. Одаренность в историческом процессе [Текст] / П.К. Добродеев -Санкт-Петербург : Букинист, 2014. -156 с.
19. Доровский, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст] / А.И. Доровский-М. : Российское педагогическое агентство, 1998. -210 с.
20. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 444 с.
21. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.Г. Карпова // ОНВ. - 2015. - №2 (136). - С.137-139.
22. Климов, Е.А. Профориентация и психология [Текст] / Е.А. Климов // Вестник Московского университета, серия Психология. - 2015. - №1 (135). - С.3-6.
23. Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека. В 2-х томах, Т.2. Способности [Текст] / А.Г. Ковалев, В.Н. Мяснищев- Л. :Изд - во Ленингр. ун-та, 1998. - 282 с.
24. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и др. программные документы Электронный ресурс. Режим доступа: [ййр://минобрнауки.рф.]/
25. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : Знание, 2013.- 432 с.
26. Кулемзина, А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей [Текст] / А.В. Кулемзина // Педагогика - 2017. - №6. - С.2-7.
27. Лазарев, В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: монография [Текст] / В.А. Лазарев. - Ярославль : Издательство ЯГПУ, 2015.- 272 с.
28. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст]: Учебное пособие / Н.С. Лейтес. - М: Академия, 2016.- 146 с.
29. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лазарев. - М : Знание, 1984.- 80 с.
30. Лизинский, В.М. Работа администрации школы с учителем [Текст] / В.М. Лизинский. - М : Знание, 2016.- 9 с.
31. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин. - М: Знание, 1993.- 128 с.
32. Матюшкин, А.М. Учитель для одаренных[Текст] / А.М. Матюшкин, Е.Л. Яковлева. - М : Знание, 1991.- 217 с.
33. Молотков, Д.С. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми за рубежом. Электронный ресурс. Режим доступа: [http: //www. eaicydar. ru/ stati/Statya6. html]/
34. Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа». Электронный ресурс. Режим доступа:
[http://old.mon/gov.ru.dok/akt/6591]/
35. Национальный проект «Образование» Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.educom.ru/ru/works/projects_npobr]/
36. Психология одаренности детей и подрстков/ Под ред. Н.С. Лейтес. - М. :Академия, 1996. - 416 с.
37. Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / В.Г. Разумовский. - М : Просвещение, 1975.- 271 с.
38. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / А.И. Савенков. - М : Сентябрь, 2001. - 208 с.
39. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст] / Б.М. Теплов. - М : Педагогика, 1985.- 217 с.
40. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : МПСИ, 2010.- 388 с.
41. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Б.М. Теплов.
- М : Издательство АПНРСФСР, 1941.- 96 с.
42. Тихомиров, О.К. Структура мыслительной деятельности человека [Текст] / О.К. Тихомиров.- М : Издательство Московского Университета, 1969.- 304 с.
43. Толмачева, О.А. Теоретические аспекты интеллектуальной одаренности и творческого мышления [Текст] / О.А. Толмачева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015.
- №6-2. - С.101-103.
44. Торренс, П. Краткий тест творческого мышления, фигурная форма [Текст] / Под ред. Е.И. Щелбановой. - М. :Интор, 2015. - С. 3.
45. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Питер, 2013. - 320 с.
46. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003.- 96 с.
47. Указ Президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки талантливой молодежи Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www. educom. ru/ru/works/proj ects_npobr/youth/support. php]/
48. Хрипова, А.Г. Семья, школа, ответственность [Текст] /
A. Г. Хрипова. - М. :Знания, 2003.- 40 с.
49. Хуторский, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. [Текст] / А.В. Хуторский. - М. :ВЛАДОС, 2013.¬320 с.
50. Хышов, Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе концепции одаренности [Текст] / Н.Д. Хышов // Одаренный ребенок - 2018 - №1. - С.42-46.
51. Чудновский, В.Э. Одаренность: дар или испытание [Текст] /
B. Э. Чудновский, В.С. Юркевич. - М. :ВЛАДОС, 2013.- 80 с.
52. Шпарева, Г.Т. Организационно-педагогическая деятельность по развитию одаренности как основы элитарного образования. Методика продуктивного обучения. [Текст] / Г.Т. Шпарева. - Краснодар:ВЛАДОС, 2017.- 45 с.
53. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников [Текст] / Н.Б. Шумакова. // Вопросы психологии - 2017 - №1. - С.27-32.
54. Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей[Текст] / Н.Б. Шумакова. // Вопросы психологии - 2016 - №3. - С.34-43.
55. Щелбанова, Е.И. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников [Текст] / Е.И. Щелбанова-М. : Молодая гвардия, 1997.- 265 с.
56. Щелбанова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники [Текст] / Е.И. Щелбанова-М. :БИНОМ, 2011.-278 с.
57. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич-М. :Просвещение, 2016.-136 с.
58. Яковина, А.В. Модель готовности учителя к работе с
одаренными учениками [Текст] / А.В.Яковина// Одаренный ребенок- 2016
- №4. - С.20-28.
59. Boor0Klip,H.J.Social Understanding of High6Ability Children in
Middle and Late Childhood Cillessen/Boor0KlipH.J.,A.H.N., Hell J.G. // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 58, № 4. P. 259-271. DOI:
10.1177/0016986214547634
60. Characteristics of the home context for the nurturing of gifted children in Saudi Arabia / Hein S., [et al.] // High Ability Studies. 2014. Vol. 25, №1. P. 23-33. DOI: 10.1080/ 13598139.2014.906970.
61. Guilford, J.P. The structure of intellect/ J.P. Guilford // International Journal of Technology and Design Education. - 1956. -№ 11. - P.267-293
62. Dai, D.Y. Special Class for the Gifted Young: A346Year
Experimentation With Early College Entrance Programs in China. Dai, D.Y., Steenbergen0Hu // Roeper Review. 2015. Vol. 37, № 1. P. 9-18. DOI:
10.1080/02783193.2014.975882
63. Keller, G. School psychologist Hochbegabten beratung. Ergehnisseeiner Beratung studir/ G. Keller // Journal of Technology Education.
- 2001. - Vol. 39. - №1. - S.125-132.