Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тело человека как средство самопрезентации в контексте социального взаимодействия

Работа №120161

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Историко-теоретические аспекты анализа тела человека как средства самопрезентации 9
1.1 Концептуальные аспекты анализа тела человека как средства самопрезентации 9
1.2 Исторические аспекты анализа тела человека как средства самопрезентации 19
Глава 2 Качественные и количественные показатели отношения населения к татуировкам 32
2.1 Сравнительный анализ отношения населения к татуировкам 32
2.2 Анализ мотивации и отношения в изменении внешности у носителей татуировок при помощи интервью 43
Заключение 54
Список используемой литературы и источников 58
Приложение А Программа эмпирического исследования 63
Приложение Б Анкета 68
Приложение В Таблицы распределений по результатам анкетирования 71
Приложение Г Вопросы интервью 80

Актуальность темы исследования. Внешний облик человека был важен в обществе во все времена. Начиная от античной древности, заканчивая современностью. Нельзя назвать конкретную роль тела человека в современном мире, она постоянно трансформируется и ее влияние на жизнь общества также стремительно меняется.
Физическое тело - это первичный объект, данный человеку природой, он формируется в процессе взросления, и подстраивается под социокультурные нормы в ходе самой социализации. Человек изменяет и формирует своё тело в течение всей жизни, при этом он опирается на некие стандарты, которые диктуются обществом и его личным окружением.
Несмотря на то, что во все времена тема тела индивида была интересна ученым, в наше время эта проблема как никогда актуальна. Тело является важным аспектом налаживания коммуникации в социуме, и ее неотъемлемой частью. Все больше и больше развиваются индустрии, связанные с телесными практиками. Стоит отметить, что актуальность данной темы обуславливается и ростом потребительской культуры. Появляется все больше различных направлений для поддержания формы своего тела, фитнес- программы, блоги о спорте и тренировках, программы правильного питания и т.д.
Социальная наука в настоящее время, изучая совокупность общества и природы, социального и природного в человеке, делает акцент на проблеме человеческого тела. Таким образом, телесность превращается из биологического аспекта в социокультурный, и начинает изучаться как результат совокупности социальных отношений, культуры и субкультуры. Данная видимость дает увидеть проблемы понимания тела и того, как к нему относятся, координации соматических аспектов, и выбора поведенческой модели, формирования физического образа. Но также тело является частью природного в индивиде, и понимается как фактор социокультурного проявления, когнитивных способностей и возможности влиять на себя и окружающий мир.
В системе социальной коммуникации особое место занимает язык человеческого тела, посредством которого человек получает возможность осуществлять связь с окружающими. Тело — это важнейшее средство коммуникации, с помощью которого люди передают значительный объем индивидуальной информации для окружающих стремясь стимулировать и регулировать их поведение. С помощью тела человек выражает себя и представляет себя как непосредственно, так и посредством изображений тела. Проблема человеческого тела, социального совершенствования и конструирования тела является актуальной. Немаловажным выступает не только коммуникативная роль человеческого тела, но и соответствие человеческого тела имеющимся в обществе идеалам и стандартам красоты. Это повышает уровень социализации человека, способствует его большей адаптации в социуме, снижает напряженность социальной коммуникации. Поэтому представляется актуальным рассмотреть в рамках данной работы социологию тела.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования в рамках социологии тела имеют многолетнюю историю. К настоящему времени разработано значительное количество теоретико-методологических подходов и концепций к пониманию социологии тела. Одну из телесных концепций рассматривает социолог И. Гофман в своей теории стигматизации. Ученый отмечает, что с помощью тела и его движений индивид способен проявить своё принадлежность к какой-либо социальной группе, собственный имидж по жизни и присущие ему ценностями. Каждому человеку свойственно самому определять модель своего поведения, она может быть взята с какого-либо образа или некого эталона, а может быть и совершенно не похожей ни на кого. Также такие авторы как К. Лэш, Э. Фромм и Д. Рисмэн тоже говорили о том, какую важную позицию занимает процесс самопрезентации индивида в нынешний период трансформации общества. Гофман, утверждал, что в процессе социального взаимодействия индивидов важен внешний аспект, то Бурдье, который внедрил в социологию такое определение как «поле» и «габитус» считает, что важнее именно индивидуальное восприятие и оценивание поведения того или иного человека. Дж. Батлер утверждает, что не существует никакого «реального» тела. Телесность человека создается заново (конструируется посредством определенных дискурсов) в каждой культуре. М. Мосс подчеркивает несколько иной аспект телесного функционирования, а именно преобразующе-манипулятивный, направленный на овладение своими движениями, физиологическими функциями и окружающим миром. [18] Созвучную взглядам М. Мосса точку зрения высказывают и некоторые российские авторы (П.Д.Тищенко), предлагая рассматривать развитие телесности человека по аналогии с развитием высших психических функций, описанным в теории культурно-исторического развития Л. С. Выготского. Контроль над телом является важным аспектом концепций М. Фуко и большинства теоретиков феминизма (например, Дж. Батлер, Э. Грош, Ю. Кристевой).
Д. Михель отмечает и анализирует «концепцию тела» в современное время, именно в России. П. Маркула в своей исследовательской статье отмечает, что развитие фитнес-практик и индустрии способствует расширению женской идентичности уникальности. М. Дуглас подчеркивает важность телесных метафор в религиозных церемониях. Также разрабатывались работы в области социологии медицины (М. Фуко, П. Старра, Р. Фицпатрика, Б. Тернера). С точки зрения процесса коммодификации была разработана концепция Ж. Бодрийяра «Тело как объект инвестиций».
Объектом бакалаврской работы является тело человека, предметом - место и роль тела человека (включая татуировки) в процессе самопрезентации в контексте социального взаимодействия.
Целью бакалаврской работы является анализ тела человека как средства самопрезентации в контексте социального взаимодействия.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
• анализ концептуальных аспектов изучения тела человека как средства самопрезентации;
• характеристика эволюции стандартов красоты и роли тела человека как средства самопрезентации;
• рассмотрение татуировки как социокультурного феномена;
• исследование отношения общественности к татуировке;
• анализ мотивации набивания татуировки в рамках социально-эмпирического исследования.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теория стигматизации (И. Гофман) позволит узнать первопричины смены внешнего вида тела человека.
Конструктивистский подход (Дж. Батлер) позволит понять, почему для человека естественно видоизменять свое тело.
Концепция техник тела (М. Фуко, М. Мосс, Д. Михель) позволит рассмотреть влияние общества на изменение внешности человека.
Биопсихосоциальный подход (М. Дуглас) позволит рассмотреть состояние тела человека с духовной и естественнонаучной сторон.
Концепция функциональной красоты Ж. Бодрийяра позволят рассмотреть новую этику отношения к телу.
Гипотеза исследования: Изменение внешнего облика для человека, в том числе, посредством татуировки - способ подчеркнуть свою самоидентификацию, средство самопрезентации как члена какой-либо социальной общности.
Рабочие гипотезы эмпирического исследования:
Гипотеза 1: Респонденты зрелого возраста более негативно воспринимают татуировки
Гипотеза 2: Большинство опрошенных не планирует сделать себе татуировку
Гипотеза 3: Большинство опрошенных считают, что татуировка у мужчины абсолютно приемлема
Гипотеза 4: Большинство респондентов считает, что татуировка влияет на трудоустройство
Гипотеза 5: Большинство респондентов считают, что татуировки не являются принадлежностью к какой-либо субкультуре или группе людей
Гипотеза 6: Респонденты до 30 лет считают, что татуировка не влияет на построение личных отношений
Гипотеза 7: Большинство респондентов считают татуировку самовыражением человека
Методы исследования: анкетный опрос (150 респондентов), интервью (6 респондентов).
Эмпирическая база исследования предоставлена результатами социологического опроса, направленного на изучение отношения населения г.о. Тольятти к татуировке на теле современного человека.
Анкетный опрос: N=150 респондентов. Выборку составили совершеннолетние мужчины и женщины, жители г.о. Тольятти).
Формализованное интервью: N=6 респондентов (совершеннолетние мужчины и женщины, жители г.о. Тольятти, носители татуировок).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внешний облик человека был важен в обществе во все времена. Начиная от античной древности, заканчивая современностью. Нельзя назвать конкретную роль тела человека в современном мире, она постоянно трансформируется и ее влияние на жизнь общества также стремительно меняется.
Человек изменяет и формирует своё тело в течение всей жизни, при этом он опирается на некие стандарты, которые диктуются обществом и его личным окружением. Современный мир сложно представить без изменения внешнего облика человека. Многие хотят выделиться, и подтвердить свою уникальность и индивидуальность. Поэтому каждый самовыражается настолько, насколько того хочет сам.
В ходе Выпускной Квалификационной Работы мы изучили основные теоретические концепции ученых, которые работали над изучением социологии тела. Освоили истоки зарождения индивидуализации человека, в которых немаловажную роль начала занимать внешность человека, ее трансформация и влияние на социум. Рассмотрели исторические особенности тела человека. Сделали вывод о том, что внешний облик стал неотъемлемой частью самопрезентации человека в современном обществе.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что татуировки - достаточно частое явление в наше время, и что для многих они стали неотъемлемой частью трансформации своего тела. Главной задачей являлось сравнить мнения трёх возрастных категорий среди жителей города Тольятти. Мы выяснили, что большинство респондентов считают татуировку самовыражением человека. Половина опрошенных говорят, что татуировка - это модное течение и часть искусства. Самовыражением татуировку считают в основном молодые респонденты, люди более старшего возраста склонны считать ее частью принадлежности к какой-либо субкультуре или группе людей. Почти у всех респондентов есть знакомые, друзья или коллеги с татуировками. Большинство респондентов, считает, что татуировка влияет на впечатление о человеке, но чаще всего к такому мнению расположены люди более старшего возраста. Также мы выяснили, что большинство считает, что татуировка создает лишь первое впечатление о человеке, а не полный его образ. Среди молодых респондентов, лишь небольшое число считает, что татуировка отрицательно влияет на впечатление о человеке. Вид татуировки у других людей в основном привлекает людей до 30 лет. Около половины опрошенных нейтрально относятся к татуировкам у других людей, независимо от возрастной категории. Далее мы можем заметить, что респондентов, которые считают, что татуировка у мужчины абсолютно приемлема больше, чем тем тех, кто считает приемлемым татуировку у женщины. Молодые люди в большинстве своем считают татуировку приемлемой для обоих полов. Самыми высоко оцениваемыми критерии мотивации при набивании тату респонденты считают «самовыражение», «сокрытие дефектов кожи», «память о чем-либо» и «красота и украшение тела». Преимуществами татуировки респонденты в большинстве своем выбирали «выражение своей индивидуальности», «память о чем-либо» и «сокрытие недостатков». Самым непопулярным преимуществом стало «татуировка остается навсегда». В основном люди старшего возраста считаю, что у татуировки нет никаких преимуществ. А вот что касается недостатков, самыми часто выбираемыми вариантами стали «боль при нанесении», «проблема с трудоустройством на работу» и «опасность для здоровья». Самым непопулярным вариантом стал «отрицательный социальный статус в обществе». Люди более старшего возраста видят больше недостатков в татуировке, чем более молодые люди. Также мы выяснили, что татуировка никак не влияет на результат трудоустройства, если ее не видно. Люди старшего возраста более склонны считать, что татуировка отрицательно влияет на результат трудоустройства. Нам удалось проанализировать, что большинство опрошенных считают, что татуировка никак не влияет на личные отношения, но чем больше возраст, тем больше меняется мнение респондентов на этот счет. Нам удалось выяснить, что большинство респондентов не планируют сделать себе татуировку. Но среди тех, кто все же хочет сделать тату в основном преобладает количество молодых людей.
В ходе интервьюирования, различий среди респондентов по критерию пола не выявлено. И парни и девушки придерживаются примерно одинаковой позиции по поводу татуировок. Независимо от пола у каждого респондента разное количество людей с татуировками в окружении. Большинство наших респондентов имеют лишь одну татуировку, но есть и те, кому одной татуировки мало. Самый основной и популярный мотив, которым руководствуются наши респонденты - это личное желание сделать татуировку. Немаловажно и то, что многие давно планировали сделать себе тату, некоторые даже с детства. Респонденты не делали свои татуировки спонтанно или неосознанно. Каждый пришел к этому решению обдуманно. Никто из опрошенных не хотел бы свести свою татуировку, некоторые лишь задумывались об этом. Для большинства респондентов татуировка имеет свой смысл, который он лично в нее вложил, для многих она символизирует их образ жизни. Но есть и такие, для кого татуировка - это просто украшение тела, которая не несет смысла, а является искусством на теле человека. Для кого-то при выборе рисунка было важно мнение самого мастера, который делал татуировку, а для кого-то было важно внести свой особенный смысл в этот рисунок. Есть и такие, для кого просто красивый рисунок стал причиной желания видеть его у себя на теле. Есть и те, для кого мнение близких и окружающих людей не важно, и татуировку они делают для себя, не задумываясь о мнении других. Но есть и те, кому важна реакция и мнение окружающих, но оно в конечном итоге никак не влияет на наличие татуировки у самого человека. Чаще всего реакцией на татуировки респондентов является удивление, в основном из-за того, что от человека не ожидали такого поступка. Никто из опрошенных не сказал о том, что его окружающие негативно реагируют на его татуировку. Ни у одного респондента не возникают трудности при устройстве на работу. Почти все говорят о том, что их татуировки, при желании, можно с легкостью скрыть, и они никак не помешают рабочему процессу или дресс-коду. Большинство респондентов не испытывает никаких трудностей или ограничений в общении со своими знакомыми и друзьями. Татуировка никак не повлияла на отношение к человеку и на само общение. В большинстве случаев наличие татуировки никак не влияет на личную жизнь и на образ жизни татуированного человека. Кому-то татуировка придает уверенности в себе, за счет того, что человек решился на этот шаг и добился этой цели. А для кого-то татуировка не приносит уверенности, она существует независимо от внутреннего состояния человека.
Таким образом, татуировка занимает особое место в процессе трансформации тела человека и является неотъемлемой частью современной культуры. Она позволяет оригинальным способом выразить свою индивидуальность, передать определенный посыл окружению. Роль татуировки в процессе самопрезентации человека в контексте социального взаимодействия достаточно специфична и воспринимается социумом неоднозначно.


1. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала /Б. Г. Акчурин // Социально - гуманитарные знания. - 2004. - № 2. С. 312-320.
2. Алкемайер, Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки. Опубликовано в журнале «Логос» 2006, № 3.
3. Биополитика Фуко: от рождения до тотального контроля [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://monocler.ru/razvitie-biopolitiki/ (дата обращения: 05.01.2020).
4. Богаченко, В. В. Феномен человеческой телесности в аспекте глобальной культуры // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2018. №1 (209). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-chelovecheskoy-telesnosti-v-aspekte-globalnoy-kultury (дата обращения: 09.03.2020).
5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. С. 167.
6. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 389 с.
7. Бурдье, П. Начала / пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.
8. Бурдье, П. Практический смысл / пер с фр. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А. Шматко; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. СПб., 2001. - 562 c.
9. Быховская, И. М. «Homosomatikos» : аксиология человеческого тела /И. М. Быховская. - М., 2000. - 208 с.
10. Вебер, М. Основные социологические понятия/пер. с нем. М.И. Левиной//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990 - 808 с.
11. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://itmk.it/libri/biblioteka_itmkit/ars/theoria/woelfflin/ (Дата обращения: 19.11.19 г.)
12. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты)/ Н. Н. Визитей. - Кишинев, 1989.
13. Воробьев, М. З. Психосоматика в культуре личности и социума (теоретическое обоснование роли и места) // Телесность человека: междисциплинарные исследования: сб. науч. статей. М., 1993. С. 3-7.
14. Воронкова, Л. П. Тело человека как феномен культуры // Первые культурологические чтения : сб. ст. М., 1997. С. 12-15
15. Гольман, Е. А. Развитие представлений о телесных практиках в социальной науке // Социол. исслед. 2014. № 10. С. 127-136.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ