Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женские телесные практики в контексте феминистской критики

Работа №30485

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
699
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение....................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основания анализа тела и телесных практик................. 13
1.1 Развитие представлений о теле в социологической науке.............................. 14
1.2 Тело как социокультурный феномен: классическая и современная концепции
техник тела....................................................................................................... 24
Глава 2. Феминистская критика работы над телом: движение Бодипозитив ..... 33
2.1 Рефлексивные техники тела в феминистской теории ..................................... 34
2.2. Бодипозитив: идейно-теоретические основы и связь с феминизмом........... 42
Глава 3. Движение Бодипозитив на российском интернет-пространстве: опыт
эмпирического исследования......................................................................... 52
3.1 Виртуальное сообщество «Бодипозитив»: структура и стратегии
распространения идей..................................................................................... 53
3.2 Визуальные образы как средство самопрезентации виртуального сообщества
«Бодипозитив» ................................................................................................ 64
Заключение ................................................................................................................ 71
Список использованных источников и литературы .............................................. 75
Приложение

Начиная с середины XX века, в условиях постиндустриального общества
разработка проблематики тела стала одним из перспективных направлений в
социологии. Причиной этому послужили несколько факторов, в числе которых
глобальные демографические трансформации, активная деятельность идеологов
феминизма, изменения в положении женщин в развитых капиталистических
странах, а также радикальная технологизация медицины, которая повлекла за
собой изменение основных ценностных характеристик тела.
Отношение человека к собственному телу в результате перечисленных
процессов существенно изменилось: так, повседневная забота о теле приняла
новые, более сложные и разнообразные формы. Человеческое тело стало
пространством для самовыражения, ограничиваемого существующими в
обществе нормами культуры, которые являются ресурсом для построения
телесной идентичности.
В процессе изучения телесности как проектного феномена необходимо
учитывать гендерный аспект, поскольку степень вовлеченности женщин и
мужчин в телесные практики отличается: во-первых, различаются сами практики
данных групп, во-вторых, данные исследований показывают, что женщины в
большей степени обеспокоены собственной внешностью и, следовательно, более
склонны к работе над телом (Таблицы 2, 3 Приложения)1. Кроме того,
современная массовая культура устанавливает каноны телесной нормы, которые
распространяются через механизмы общественного регулирования. При этом
женским телам в публичном дискурсе уделяется особое внимание, в связи с чем
обеспокоенность телом, его размерами и формой, становится для женщин
предписываемой и нормативной. Активно распространяемые нормы сексуальн-опривлекательной фемининности приводят женщину к попыткам изменения тела и
1 Фонд «Общественное мнение»: «Россиянам важно быть в форме» [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://fom.ru/Zdorove-i-sport/11057 (Дата: 06.05.2017). Опрос проведенный 20–
21 июля 2013 г.; 1000 респондентов от 18 лет и старше.4
внешности в целом с помощью различных практик работы над телом (диеты,
посещение фитнес-клубов, использование косметики), и могут способствовать
развитию негативной установки по отношению к собственному телу.
Под влиянием данных процессов формируются сообщества, члены которых
сознательно отказываются следовать нормам сексуально-привлекательной
фемининности и осуществлять практики, приводящие тело к большему
соответствию установленным образцам. Одним из таких сообществ является
движение Бодипозитив, возникшее в США в качестве реакции на стигматизацию
и дискриминацию полных людей.
Бодипозитив имеет значительное число последователей и в России, однако
представлен преимущественно сообществами в социальных сетях. Благодаря
этому идеи движения быстро распространяются, поскольку социальные сети
служат не только площадкой для трансляции существующих идеалов телесной
культуры, но и открывают возможности для коллективной рефлексии
существующих практик, обмена опытом, а также выработки собственных версий
телесной красоты.
Следует отметить, что феномен Бодипозитив не изучался не только
российскими, но также и европейскими и американскими исследователями.
Можно предположить, что изучение движения в России не проводилось из-за
того, что оно не носит массовый характер, однако крупнейшее тематическое
сообщество, посвященное движению Бодипозитив, в социальной сети Вконтакте
имеет более 60 тысяч подписчиков2, причем их число постоянно растет, что
свидетельствует о развитии движения. Таким образом, изучение Бодипозитива
как развивающегося движения, критически оценивающего женские практики
работы над телом, является актуальным.
Степень разработанности проблемы можно охарактеризовать как низкую:
феномен сознательного отказа от следования нормам сексуальнопривлекательной фемининности, в частности в форме движения Бодипозитив,
2 Body Positive Бодипозитив [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://vk.com/positivebody (Дата обращения: 01.04.2018).5
малоизучен как западными, так и отечественными исследователями, однако
существуют работы, отражающие некоторые аспекты телесности, в частности
женской.
Так, проблемы тела и телесности в своих трудах рассматривают Б. Тернер3,
И. Гофман4, М. Фуко5, К. Шиллинг6.
Различные аспекты телесных практик как техник тела рассматриваются в
работах М. Мосса7, Н. Кроссли8, Н. Элиаса9. Так, М. Мосс предлагает
классическую концепцию техник тела, на основе которой строит свою концепцию
рефлексивных техник тела Н. Кроссли. Н. Элиас предлагает рассматривать
культурное содержание техник тела, ранее считавшихся естественными.
В работах М. Фуко10, Ж. Бодрийяра11, Ж.-Ф. Лиотара12 поставлена проблема
подавления естественного тела в современном цивилизованном обществе.
Важным аспектом концепций М. Фуко является контроль над телом. Идеи М.
Фуко во многом послужили основой для формирования феминистской теории.
Так, проблема женской телесности и соотношения пола и гендера была впервые
поставлена в классической работе С. де Бовуар «Второй пол»13. В работах С.
3 Turner B. The Body and Society: Explorations in Social Theory / B. Turner. – SAGE, 2008 – 297 P.
4 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ, и вступ. статья А.
Д. Ковалева — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. – 304 с.
5 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с французского Владимира Наумова
под ред. Ирины Борисовой. – Ad Marginem. – 1999. – 479 с.
6 Shilling C. Sociology and the Body: Classical Traditions and New Agendas // Embodying Sociology:
Retrospect, Progress and Prospects. Sociological Review Monographs. Blackwells, Oxford, 2007. –
p. 1-18
7 Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / пер. с фр.
А.Б.Гофмана. М.: КДУ, 2011. – 416 c.
8 Crossley N. Mapping reflexive body techniques: on body modification and maintenance // Body and
Society. – 2005. – 11 (1). – p. 1-35
9 Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования/ Н.
Элиас. – М.; СПб, 2001. – 253 с.
10 Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. – Санкт-Петербург, 1997. – 576
с.— (Книга света)
11 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Республика,
Культурная революция. 2006. – 269 c.
12 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — Перевод с французского: Н. А. Шматко. — М.,
Институт экспериментальной социологии, 1998. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3097 (дата обращения 13.02.2018)
13 Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой,
коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. – 832 c.6
Бордо14, Э. Гросс15, Н. Вульф16, С. Бартки17 проблематизируется мотивация и
специфика вовлеченности женщин в телесные практики. Кроме того, тематика
вовлеченности в телесные практики рассматривается с позиции формирования у
женщин психологической установки по отношению к собственным телам в
работах Дж. Холланд18, Л. Фрост19, Р.М. Калогеро20.
Изучение вовлеченности женщин в работу над собственным телом
непосредственно связано с гендерными исследованиями. Данное направление
разрабатывалось в трудах С. Бем21, Р. Коннел22, Г. Гарфинкеля23. Исследованием
гендерных стереотипов, в частности стереотипов фемининной и маскулинной
внешности и привлекательности, занимались Дж. А. Цермель, С. Дэниэлс, и
К.Л. Андерсон24.
Современными учеными исследуются также и отдельные телесные практики,
реализуемые женщинами с целью соответствия существующим стандартам
фемининной привлекательности. Так, анализ подобных практик проводится в
работах М. Тиггеманн и К. Льюис25 (удаление волос с тела), В. Кепп, Г.
14 Bordo S. Unbearable weight: Feminism, Western Culture, and the Body / S. Bordo. – Berkeley:
University of California Press, Ltd, 1995. – 361 p.
15 Grosz E. Notes Towards a Corporeal Feminism // Australian Feminist Studies. - 1987. - Vol.2, N 5.
- P. 1–16.
16 Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин / Н. Вульф. – М.: Альпина нон-фикшн,
2013. – 446 c.
17 Bartky S.L. Foucault, Femininity and the Modernization of Patriarchal Power // Weitz R. (ed.) The
Politics of Women's Bodies: Sexuality, Appearance, and Behavior. – New York, Oxford: Oxford
University Press, 1998. – p. 42-71
18 Holland J. The Male in the Head / J. Holland, C. Ramazanoglu, S. Sharpe, R. Thomson. – London:
The Tufnell Press, 1998. – 232 p.
19 Frost L. Young Women and the Body. A Feminist Sociology / L. Frost. – Basingstoke and New
York: Palgrave, 2001. – 197 p.
20 Calogero R.M. A Test of Objectification Theory: The Effect of the Male Gaze on Appearance
Concerns in College Women // Psychology of Women Quarterly. – 2004. – Vol.28. – No.1. – p. 16- 21.
21 Bem, S. L. Gender Schema Theory // Sings. – 1983. – Vol. 8, N 4 – P. 598-616.
22 Connell R. Gender and Power. Society, the Person and Sexual Politics / R. Connell. – Stanford:
Stanford University Press, 1987. – P. 134–198.
23 Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. – СПб.: Питер, 2007. –
335 c.
24 Cermele J. A. Defining normal: Constructions of race and gender in the DSM-IV casebook / J. A.
Cermele, S. Daniels, K. L. Anderson // Feminism & Psychology. – 11(2), p. 229–247
25 Tiggermann M. Attitudes toward women's body hair: Relationship with disgust sensitivity / M.
Tiggermann, C. Lewis // Psychology of Women Quarterly. – 2004. – 22. – p. 637–6457
Джейкоби26, К. Дэвис27 (диеты), Н. Вульф28 (обращение к пластической
хирургии), Т.Ф. Кэш, П. Дэвис, К. Доусон29 (использование косметики).
Отдельное направление исследований представлено работами, авторы
которых критикуют имеющееся научное знание о поле и физиологических
процессах, среди которых работа Э. Фаусто-Стерлинг (о выделении не мене чем
пяти полов)30, С. Робертс (исследования в области эндокринологии)31.
Стоит отметить, что подавляющее число современных публикаций, в
которых рассматриваются телесные практики женщин, принадлежат ученым
Европы и США, в то время как в отечественной социологии работы в рамках
данного направления малочисленны. Так, проблематика женских практик работы
над телом рассматривается в работах Е.Б. Станковской32, изучением телесности
как социокультурного феномена занимается И. М. Быховская33. Работы
П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой34 посвящены телесному опыту
инвалидности и социальной политике. Эмпирические исследования телесности
проводятся под руководством Е.Л. Омельченко35.
Несмотря на фактическое наличие работ о теле и телесности, в указанных
трудах не рассматриваются процессы образования новых социальных движений,
26 Психология красоты. Под ред. А. Херговича. / Пер. с нем. – Х.: изд-во «Гуманитарный Центр»
/ А.В. Коченгин, 2014. – 106 с.
27 Davis K. Reshaping the Female body / K. Davis. – London: Routledge, 1995. – 224 p
28 Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин / Н. Вульф. – М.: Альпина нон-фикшн,
2013. – 446 c.
29 Cash T. F. Effects of cosmetics use on the physical attractiveness and body image of American
college women / T. F. Cash, K. Dawson, P. Davis, M. Bowen, C. Galumbeck // The Journal of Social
Psychologyю – 1989. – 129(3). – p. 349-355
30 Fausto-Sterling A. Sexing the body: gender politics and the construction of sexuality / A. FaustoSterling. – New York: Basic Books, 2000. – 147 p.
31 Roberts C. A matter of embodied fact: sex hormones and the history of bodies // Feminist Theory.
2002. – Vol.3. – No.1. – p. 12-30.
32 Станковская Е. Б. "Моё чужое тело": формы современного отношения женщины к себе в
аспекте телесности // Мир психологии. Научно-методический журнал. – 2011. – н№ 4. – с. 112-
119.
33 Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. – М.:
Едиториал УРСС. 2000. – 208 с.
34 Романов П. В. Социология тела и социальной политики / П. В. Романов, Е. Р. ЯрскаяСмирнова. – Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. – Т.7. – №2. – с. 115-137.
35 В тени тела. Сборник статей и эссе / Под ред. Нартовой Н., Омельченко Е. Ульяновск: Изд-во
Ульяновского государственного университета, 2008. – 208 с.8
противостоящих нормам сексуально-привлекательной фемининности и
критически оценивающих женские телесные практики, направленные на
улучшение внешности в соответствии с существующими стандартами.
Данная работа направлена на изучение феминистской критики женских
телесных практик и новых социальных движений, возникающих в качестве
реакции на существующие стандарты фемининной внешности и поведения.
Объект: феминистская теория и новые феминистские движения.
Предмет: критика женских телесных практик.
Цель: выявить тенденции развития Бодипозитива как движения,
оказывающего сопротивление стереотипам фемининной привлекательности.
Задачи:
1) выявить основные подходы к изучению тела и техник тела;
2) дать анализ подходов теоретиков феминизма к оценке женских телесных
практик;
3) с помощью метода контент-анализа описать деятельность сообщества
Бодипозитив в социальной сети, а также отношение к движению Бодипозитив в
целом в СМИ;
4) охарактеризовать идеологию сообщества Бодипозитив при помощи метода
анализа изображений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
признанные теории техник тела, а также феминистская теория. Концепция техник
тела М. Мосса, изложенная в работе «Общества. Обмен. Личность. Труды по
социальной антропологии»36 получила дальнейшее развитие в концепции
рефлексивных техник тела, предложенной британским ученым Ником Кроссли37.
Н. Кроссли выделяет три типа техник тела: ядро – базовые техники тела,
выполняемые регулярно большинством индивидов, промежуточные техники тела,
отражающие неравенство по различным признакам (в том числе гендерным), а
36 Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс; Сост.,
пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментари А. Б. Гофмана. – М.: КДУ, 2011. – 416 с.
37 Crossley N. Mapping reflexive body techniques: on body modification and maintenance // Body and
Society. – 2005. – 11 (1). – p. 1-359
также маргинальные – техники тела, которые не являются общепринятыми,
выполнение которых является, скорее, исключением из нормы. Рефлексивные
техники тела промежуточной зоны включают в себя техники, которые являются
результатом личного свободного выбора и, по мнению Кроссли, именно к этой
зоне относятся практики, связанные с улучшением тела.
Анализ феминистской теории позволил выявить оценку рефлексивных
техник тела, отражающих гендерное неравенство и относящихся, согласно
подходу Кроссли, к промежуточной группе. В феминистской теории
проблематизируется мотивация и специфика вовлеченности женщин в телесные
практики, дается оценка женских телесных практик с позиции формирования
психологической установки по отношению к собственным телам, а также
рассматривается потенциал транслируемых масс-медиа стандартов внешности и
поведения как способа контроля.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты проведенных
диссертантом исследований в качественной и количественной стратегии в
сочетании со вторичным анализом социологических данных:
1. Данные опросов, проведенных Всероссийским центром изучения
общественного мнения и Фондом общественного мнения по вопросам
отношения к телу и внешности, в том числе стереотипов, касающихся
внешности женщин;
2. Данные опросов, проведенных зарубежным исследовательским
агентством YouGov в США, на тему отношения к стандартам внешности,
транслируемым масс-медиа;
3. Анализ базы данных СМИ Медиалогия;
4. Качественный анализ изображений, созданных участниками сообщества
Бодипозитив в социальной сети ВКонтакте, отражающих основные идеи
сообщества (N=74);
5. Контент-анализ публикаций сообщества Бодипозитив в социальной сети
ВКонтакте за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 (N=868). Эмпирические10
данные проанализированы с помощью описательной статистики с
применением пакета программ SPSS.
Выбор методов исследования основан на специфике изучаемой проблемы.
Так, анализ документов позволил выявить степень изученности проблемы, а также
частоту освещения в СМИ деятельности социальных движений, направленных на
противостояние существующим стандартам внешности и поведения. В качестве
метода изучения функционирования группы в социальной сети, представляющей
движение Бодипозитив, выбран контент-анализ публикаций сообщества,
поскольку именно контент формирует представление участников сообщества о
самом движении и транслирует его идеологию. Для выявления ментальности
участников сообщества использован метод анализа изображений, созданных
самими участниками, что позволило сделать выводы о том, как участники
воспринимают транслируемую идеологию и как они трансформируют ее.
Обоснованность полученных результатов обеспечивают анализ специальной
литературы по проблеме исследования в сочетании с данными указанных
источников, а также данными авторского эмпирического исследования.
Основные положения и выводы диссертации получили отражение в научной
публикации: Ганеева Д. И. Трансформация женских телесных практик (опыт
эмпирического исследования) // Экономика, социология и право. – 2017. - № 12. –
С. 22-24. Доклад по теме исследования был представлен на научно-практической
конференции «Казанские социологические чтения» (Казань, май 2018 г.).
Отдельные аспекты работы отражены в следующих публикациях:
1. Ганеева Д. И. Спонтанные покупки парфюмерии и косметики: причины и
практики // Социальные процессы в полиэтническом обществе: II Казанские
студенческие социологические чтения / сборник материалов конференции
студентов и аспирантов с международным участием (Казань, 18 апреля 2017 г.) /
под ред. С.А. Ахметовой, С.Г. Галимовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. –
с. 23-27.
2. Ганеева Д. И. Спонтанные покупки в сегменте парфюмерии и косметики
(опыт эмпирического исследования) // Сборник научных статей Казанского11
федерального университета 2017 года: по результатам Конкурса на лучшую
научную работу студентов Казанского федерального университета 2017 года. –
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – с. 157-160.
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
• Впервые движение Бодипозитив, деятельность которого на момент
образования ограничивалась исключительно борьбой против дискриминации
полных людей, рассматривается как один из каналов выражения феминистской
критики работы над телом в различных ее формах.
• Впервые для выявления особенностей идеологии движения Бодипозитив и
ментальности участников этого сообщества использовано сочетание методов
качественной и количественной стратегий.
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделена на
два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы и
приложения.
Глава 1 содержит обзор теоретических оснований анализа проблематики тела
и телесных практик.
В параграфе 1.1 «Развитие представлений о теле в социологической науке»
приводится анализ теоретических источников, посвященных общей проблематике
тела. В параграфе 1.2 «Тело как социокультурный феномен: классическая и
современная концепции техник тела» приводится анализ концепций техник тела
М. Мосса и Н. Кроссли.
Глава 2 посвящена рассмотрению женских телесных практик в феминистской
теории. Параграф 2.1 содержит анализ основных трудов теоретиков феминизма,
посвященных критике практик работы над телом. В параграфе 2.2 описаны
причины возникновения и истоки движения Бодипозитив.
Глава 3 содержит описание эмпирического исследования с применением
комплекса методов: анализа изображений и контент-анализа. Параграф 3.1
раскрывает ход и результаты контент-анализа публикаций крупнейшего
тематического сообщества, посвященного движению Бодипозитив, в социальной12
сети ВКонтакте – Body Positive Бодипозитив за 2017 год. Параграф 3.2
посвящен описанию результатов исследования в качественной стратегии –
анализа изображений, созданных участниками изучаемого сообщества.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С обретением женщинами больших прав и свобод, в том числе в области
репродуктивного поведения, произошла переориентация с канона
репродуктивного тела на канон сексуализированного тела. Появляются нормы
сексуально привлекательной фемининности, которые активно распространяются
через каналы масс-медиа. Ситуация, когда тело женщины не соответствует
подобным нормам, приводит к негативному отношению женщины к
собственному телу и попыткам работы над ним и внешностью в целом с помощью
диет, фитнес-клубов, использования косметики. В результате, женщина
дистанцируется от собственной телесности, как не соответствующей
недостижимым императивам красоты.
Проведенное исследование было направлено на анализ феминистской
критики женских телесных практик и изучение деятельности новых движений,
критически оценивающих существующие стандарты внешности и поведения.
Для достижения поставленной цели было решено несколько задач. В первую
очередь, были изучены существующие в социальной науке представления о теле
и телесности. Были изучены концепции, представляющие различные подходы к
изучению тела и телесности, особое внимание было уделено феминистскому
подходу к женским телесным практикам. В рамках данного подхода
утверждается, что социальное конструирование гендера осуществляется не
только на уровне моделей взаимодействия и поведения, но и на поверхности тела
путем воспроизводства гендерно специфических телесных практик для
поддержания фемининной презентации внешности. Работы в рамках
феминистской теории сфокусированы вокруг культурных идеалов фемининной
телесности, критики навязываемых женщинам способов заботе о теле в массовой
культуре.
В настоящее время сопротивление доминирующим стереотипам
фемининной привлекательности актуализировалось и проявляется в
возникновении движений, члены которых не готовы или сознательно72
отказываются следовать нормативам сексуально привлекательной фемининности
и осуществлять практики, приводящие тело к большему соответствию
установленным образцам.
Одним из движений, осуществляющих подобное сопротивление является
движение Бодипозитив, возникшее в 1996 г. в Америке и ставившее своей целью
освобождение людей от страданий, связанных с необходимостью соответствовать
нормативному образу тела, принятому в обществе. Идеологическая модель
движения, сформированная создателями Э. Скотт и К. Собчак, предполагает, что
людям необходимо освободиться от критики и общественного осуждения их
собственного тела. Движение Бодипозитив нашло последователей и в российском
общественном дискурсе, о чем свидетельствует появление одноименных
сообществ в социальных сетях, число подписчиков которых постоянно
увеличивается.
Растущая популярность движения подтверждается увеличивающимся
числом упоминаний о движении в СМИ, обнаруженным в ходе анализа базы
публикаций СМИ, размещенной на портале Медиалогия103.
В рамках диссертационной работы было проведено исследование,
направленное на изучение идеологии движения Бодипозитив и составляющих ее
элементов, основанное на методах качественной и количественной стратегий. Так,
для изучения идеологии крупнейшего сообщества, посвященного движению
Бодипозитив в социальной сети ВКонтакте Body Positive Бодипозитив104, был
проведен контент-анализ публикаций сообщества за период с 01.01.2017 по
31.12.2017. Результаты контент-анализа показали, что идеология современного
сообщества Body Positive Бодипозитив отличается от изначальной идеологии
организации Бодипозитив. При своем возникновении движение Бодипозитив
103 Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия».
Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей различные типы
источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период
исследования по общему количеству сообщений по теме «бодипозитив»: 01.01.2017-
31.12.2017
104 Body Positive Бодипозитив [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://vk.com/positivebody (Дата обращения: 01.04.2018).73
опиралось на действующее в то время движение fat acceptance, в фокусе интересов
движения были проблемы дискриминации полных людей и возникающие по этой
причине расстройства пищевого поведения. Изученное сообщество в социальной
сети, отражающее современное состояние движения Бодипозитив в России,
характеризуется более широким спектром интересующих его участников
проблем. При этом дискриминация полных людей и расстройства пищевого
поведения не являются основными темами для публикаций, в число
приоритетных тематик входят стандарты внешности и поведения. Практики
работы над телом, осуществляемые в соответствии с данными стандартами,
осуждаются участниками сообщества, при этом наиболее обсуждаемыми
практиками являются диеты, удаление волос с тела, а также ношение одежды,
корректирующей фигуру.
В рамках идеологии сообщества Body Positive Бодипозитив выделяются
субъекты вины, способствующие, по мнению участников, усугублению
существующих проблем. В соответствии с целями и задачами данной работы, в
ходе исследования было установлено, что в качестве субъекта вины в
существовании стандартов внешности и поведения выделяются массовая
культура, поскольку она транслирует стандарты красоты, ближайшее окружение,
осуществляющее воспитательную функцию в рамках существующих
стереотипов, а также общество как совокупность институтов, поддерживающих
существующие стандарты фемининной привлекательности.
Однако, на наш взгляд, важным является тот факт, что помимо стандартов
внешности и поведения участников сообщества также интересуют и другие темы:
проблемы женского здоровья и физиологии, репродуктивного поведения (в
частности репродуктивного принуждения), проблема насилия и гендерного
неравенства.
Данные, полученные в ходе контент-анализа, подтвердились в ходе анализа
изображений, созданных участниками сообщества. Изображения, созданные
участниками, отображают критику рефлексивных техник тела, направленных на
улучшение собственной внешности и приведение ее в соответствие74


Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Т. Адорно,
М. Хоркхаймер. – Пер. с нем. М. Кузнецова. М. – СПб.: Медиум, Ювента,
1997. – 312 с.
2. Арчер М. Реализм и морфогенез / Перевод с английского Оберемко О. А.;
научный редактор перевода Филиппов А. Ф. // Социологический журнал. —
1994. — № 4. (журнальный вариант пятой главы книги М. Арчер
«Морфогенез и Реалистская социальная теория» [Morphogenesis: Realist
Social Theory])
3. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории / под
ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. – 497 с.
4. Батлер Дж. Гендерное регулирование // Неприкосновенный запас. – 2011. –
2(76). – с. 11-29.
5. Батлер Дж. Психика власти: теории субьекции. - СПб, 2002. – 386 с.
6. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / под ред.
О. Г. Газенко; изд. подгот. И. М. Фейгенберг; редкол. : А. А. Баев (пред.) и
др.; АН СССР. — М. : Наука, 1990. — 494 с.
7. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./ Общ. ред. и вступ. ст. С.Г.
Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. –
832 c.
8. Бодрийяр Ж. Мода и Феерия кода. Тело или кладбище знаков // Бодрийяр
Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. – 321 с.
9. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр.
– М.: Республика, Культурная революция. 2006. – 269 c.
10. Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный
перевод Philip’s Millenium Encyclopedia) / М.: Астрель, 2003. – 842 с.
11. Большой толковый социологический словарь / под ред. Д. Джери, Д. Джери.
– Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999. – 544 с.76
12. Бурдье П. Мужское господство // Социальное пространство: поля и
практики /Пер. с франц. Н.А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной
социологии; СПб.: Алетейя, 2005. – 324 с.
13. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П.
Социология социального пространства / Пер. с франц. Н.А. Шматко. – М.:
Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 2007. – 264 с.
14. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И. М.
Быховская. – М.: Едиториал УРСС. 2000. – 208 с.
15. В тени тела. Сборник статей и эссе / Под ред. Нартовой Н., Омельченко Е.
Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2008. –
208 с.
16. Вакан Л. Бойцы за работой: телесный капитал и телесный труд
профессиональных боксеров // Логос, 2013. – №5(95). – С.61-96.
17. Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин / Н. Вульф. – М.:
Альпина нон-фикшн, 2013. – 446 c.
18. Гавриленко А.А. «Преобразование внешности как адаптационнокомпенсаторная стратегия гармонизации Я-концепции» // Проблемы
управления – 2008: Материалы 16-ого Всероссийского студенческого
семинара. - Вып. 2. – М.: ГУУ, 2008. – 198 с.
19. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. – СПб.:
Питер, 2007. – 335 c.
20. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с.
21. Гофман И. Гендерный дисплей /Введение в гендерные исследования. –
СПб., 2001. – Ч. 2. – 424 с.
22. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ,
и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле»,
2000. – 304 с.
23. Гофман И. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу /
Перевод с англ. С.С. Степанова и Л.В. Трубицыной. – М.: Смысл, 2009. –
319 c.77
24. Гофман И. Символы классового статуса / Перевод В. Николаева // Логос. –
2003. – 4-5 (39). – 365 с.
25. Градскова Ю. Домашнее насилие в отношении женщин в российском
контексте: стереотипы и реальность // Женщина в зеркале социологии. Вып.
3. – Иваново, 2000. – С. 48-57.
26. Йоас Х. Креативность действия / пер. с нем. – СПб.: Алетейя, 2005. – 320 с.
— (Серия «Левиафан: Государство. Общество. Личность»).
27. Клингсайс К. Власть гламура в современном российском обществе.
Значение одежды и внешности в городской культуре. Резюме //
Laboratorium. Журнал социальных исследований. – 2011. – № 1. – 175 с.
28. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев – М.: Издательство
МГУ, 1995. – 143 с.
29. Кон И. С. Мужское тело в истории культуры / И. С. Кон. – М.: Слово, 2003.
– 432 с.
30. Михель Д. В. Изменение телесности в контексте перестройки в России / Д.
В. Михель // Res Cogitans: теоретический альманах. Саратов: Научная книга,
2005. - С. 23-25.
31. Михель Д. В. Власть, управление, население: возможная археология
социальной политики Мишеля Фуко // Журнал исследований социальной
политики, 2005. – с. 24-52
32. Михель Д. В. Тело в западной культуре / Д. В. Михель. – Саратов: Научная
книга. – 2000
33. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии
/ М. Мосс; Сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментари А. Б.
Гофмана. – М.: КДУ, 2011. – 416 с.
34. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. – М.:
Мысль, 2001. – 2659 с.
35. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера: в 2-х
тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. – М.: Вече АСТ, 2003. – 592 с.78
36. Психология красоты. Под ред. А. Херговича. / Пер. с нем. – Х.: изд-во
«Гуманитарный Центр» / А.В. Коченгин, 2014. – 106 с.
37. Романов П. В. Социология тела и социальной политики / П. В. Романов, Е.
Р. Ярская-Смирнова. – Журнал социологии и социальной антропологии.
2004. – Т.7. – №2. – с. 115-137.
38. Станковская Е. Б. "Моё чужое тело": формы современного отношения
женщины к себе в аспекте телесности // Мир психологии. Научнометодический журнал. – 2011. – н№ 4. – с. 112-119.
39. Столяров В. И. Социальные проблемы современного спорта и
олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ) / В. И.
Столяров. – «Максат». – 2015. – 356 с.
40. Тёрнер Б. Современные направления развития теории тела // THESIS. 1994.
– вып. 6. – с.137-167.
41. Фуко М. Воля в истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности.
История сексуальности – II / М. Фуко. – М., 1996. – 448 с.;
42. Фуко М. Использование удовольствий: история сексуальности – I / М. Фуко.
– М., 2004 – 431 с.;
43. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности – III / М. Фуко. – Киев. – М.,
282 с.
44. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. – СанктПетербург, 1997. – 576 с.— (Книга света)
45. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с французского
Владимира Наумова под ред. Ирины Борисовой. – Ad Marginem. – 1999. –
479 с.
46. Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.
47. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические
исследования/ Н. Элиас. – М.; СПб, 2001. – 253 с.79
Источники на иностранных языках
1. Afful A. A. Shaping the Online Fat Acceptance Movement: Talking About Body
Image and Beauty Standards / A. A. Afful, R. Ricciardelli // Journal of Gender
Studies. 2015. Vol. 24. № 4. P. 453–472.
2. Bartky S. Femininity and Domination: Studies in the Phenomenology of
Oppression / Sandra Lee Bartkin. – Routledge, 1990. – 160 p.
3. Bartky S.L. Foucault, Femininity and the Modernization of Patriarchal Power //
Weitz R. (ed.) The Politics of Women's Bodies: Sexuality, Appearance, and
Behavior. – New York, Oxford: Oxford University Press, 1998. – p. 42-71
4. Bartky S.L. Femininity and Domination: Studies in the Phenomenology of
Oppression / S. L. Bartky // Psychology Press, 1990. – 141 p.
5. Bem, S. L. Gender Schema Theory // Sings. – 1983. – Vol. 8, N 4 – P. 598-616.
6. Bordo S. Unbearable weight: Feminism, Western Culture, and the Body /
S. Bordo. – Berkeley: University of California Press, Ltd, 1995. – 361 p.
7. Brook B. Feminist Perspectives on the Body / B. Brook. – London and New York:
Longman. 1999. – 385 p.
8. Butler J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity / J. Butler. –
New York: Routledge, 1990. – 422 p.
9. Calogero R.M. A Test of Objectification Theory: The Effect of the Male Gaze on
Appearance Concerns in College Women // Psychology of Women Quarterly. –
2004. – Vol.28. – No.1. – p. 16-21.
10. Cash T. F. Effects of cosmetics use on the physical attractiveness and body image
of American college women / T. F. Cash, K. Dawson, P. Davis, M. Bowen, C.
Galumbeck // The Journal of Social Psychologyю – 1989. – 129(3). – p. 349-355
11. Cermele J. A. Defining normal: Constructions of race and gender in the DSM-IV
casebook / J. A. Cermele, S. Daniels, K. L. Anderson // Feminism & Psychology.
– 11(2), p. 229–247
12. Connell R. Gender and Power. Society, the Person and Sexual Politics / R.
Connell. – Stanford: Stanford University Press, 1987. – P. 134–198.80
13. Crossley N. Mapping reflexive body techniques: on body modification and
maintenance // Body and Society. – 2005. – 11 (1). – p. 1-35
14. Davis K. Reshaping the Female body / K. Davis. – London: Routledge, 1995. –
224 p
15. Dworkin A. Woman Hating / A. Dworkin. – New York: Dutton, 1981. – 245 p.
16. Fausto-Sterling A. Sexing the body: gender politics and the construction of
sexuality / A. Fausto-Sterling. – New York: Basic Books, 2000. – 147 p.
17. Frances M. Gender and Anthropology / M. Frances and N. Black. – Waveland
Press, 2000. – 264 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ