Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО «Я» ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Работа №92619

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава1. Теоретико-методологические основания изучения образа физического «Я» 12
1.2. Образ физического «Я» как психологическая категория 12
1.1. Теоретические подходы к пониманию гендерной идентичности
личности 22
1.2. Образ физического «Я» женщин с разными типами гендерной
идентичности 28
Глава 2. Эмпирическое исследование образа физического «Я» женщин с разными типами гендерной идентичности 34
2.1. Программа и методы эмпирического исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования образа физического «Я» женщин с
разными типами гендерной идентичности 39
2.3. Психопрофилактическое мероприятие «Самопрезентация внешнего
облика» 64
Заключение 73
Библиографический список 76
Приложения 89


Актуальность исследования. Отношение человека к телу сегодня претерпевает существенные трансформации, однако, несмотря на обилие специальной литературы, и изданий научно-просветительского и популярного характера, в которых много говорится о том, как заботиться о своем теле, как уменьшить или увеличить вес, как правильно питаться, чтобы оставаться здоровым, мало где описаны возможности решения проблем личностно - психологического характера в отношениях со своим телесным Я, поэтому современный человек все сильнее ощущает разделенность между своей личностью и собственным телом, что отдаляет его от себя и ухудшает общую картину физического, психического, эмоционального и социального здоровья.
Физическое «Я» человека является одним из важнейших компонентов всего Я-образа, так как тело мы можем наблюдать и оценивать постоянно. Восприятие тела состоит из психического, эмоционального, физического, исторического аспектов. По мнению исследователей в области телесности здоровое тело предполагает подвижность телесного Я при неизменной телесной схеме, внутренний стержень, реалистичность собственного телесного образа и объемность своего тела, видение его в трех измерениях. В психологии существуют различные подходы к определению места и роли телесного Я в структуре личности - от почти полного исключения его из структуры самосознания до рассмотрения телесного Я как одного из ведущих факторов организации психики [11].
Тело, по мнению ряда авторов (Д. Жоделе, и др.) - объект одновременно социальный (в области гигиены, спорта, эмансипации, свободы любви и т.п.) и личный, поскольку служит источником ощущений и эмоций. Тело - это объект, в котором воплощается интериоризация социального. Представления о теле носят исторически обусловленный характер (В. А. Шкуратов и др.).
В исследованиях Р. Бернса, В. В. Столина, A.A. Бодалева и др. подчеркивается, что размеры тела и его форма служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я. Принятие себя предполагает принятие своего тела со всем, что отпущено человеку природой. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, к различным его частям и индивидуальным особенностям является существенным компонентом сложной структуры самосознания и имеет огромное влияние на самоуважение и самореализацию личности во всех сферах жизни - от политической до интимной. Э. Эриксон, С. Фишер, и др. подчеркивают, что внешность человека, как ничто другое, способна вызывать совершенно определенную социальную реакцию. Эта обратная связь оказывает сильное влияние на формирование самовосприятия индивида [8].
Огромную роль играют средства массовой информации, которые предлагают индивиду уже готовые образы какого-то социального явления. Культурно обусловленные стереотипные реакции, социальные нормы и стандарты, ожидания - все это указывает индивиду на нежелательность существенных отклонений формы размеров его тела от идеала. Критерии внешней привлекательности определяются групповыми стандартами (Ю. Вильямсон, И. В. Грошев, П. Н. Шихирев, В. А. Лабунская, G.M. Achs и др.).
Наличие устойчивых личностных особенностей, ценностей, мировоззрения, усвоенные гендерные стереотипы и поведение, сформированные преставления о собственной соматической организации, осознание эстетического и физического действия своей наружности на окружающих и сложившаяся оценка своих возможностей как личности является фундаментом дальнейшего социального взаимодействия и личностной самореализации.
А. В. Либин, А. В. Визгина, E.W. Mathes., А. Kahn., и др. в своих исследованиях показывают, что, особенно для девушек, немаловажным фактором оценки своего тела становится физическая привлекательность, проявляющаяся в межличностных отношениях, которая служит положительным подкреплением чувства своего Я как принимающего, привлекательного начала. Самопрезентация играет исключительную роль в формировании «женского» типа характера. В работах Е. Т. Соколовой, В. Н. Никитина и др. показано, что сформированное представление и отношение к Образу тела является одним из ярких примеров самопрезентации, которая отражает ценность тела как такового, а также существующие в обществе социокультурные эталоны [10].
Однако, в настоящее время, существует множество разрозненных и противоречивых фактов, различные методологических установок, отсутствует общепризнанная и устоявшаяся терминология, связанная с образом тела как объекта социально-психологического анализа.
Отечественная социальная психология располагает еще недостаточными теоретическими и практическими данными по этой проблеме. В настоящий момент, в социальной психологии существует лишь немногочисленное число работ, посвященных проблеме изучения внешнего облика С. Н. Яременко, D. Kyle., Н. Mahler., S. Lafky. и др.; изучающие представления о способах оформления внешнего облика маскулинной, феминной личности А. А. Бодалев, В. А. Лабунская.
Нет четко установленных закономерностей влияния самого содержания образа телесного Я, сформированного в процессе социального взаимодействия, его составляющих, его формально-структурных характеристик, как на частные самооценки, так и глобальное отношение к себе. Отсутствие комплексных методик исследования формирования образа тела и отношения к нему под влиянием социума обуславливает актуальность темы данного исследования и позволяет сформулировать следующие научные атрибуты [54].
Объект - образ физического «Я» личности.
Предмет - образ физического «Я» женщин с разными типами гендерной идентичности.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в зарубежной и отечественной психологии к определению понятия образа физического «Я», к гендерной идентичности, к образу физического «Я» разного типа гендера на этапах онтогенеза.
2. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий исследования.
3. Сравнить особенности параметров физического «Я» девушек и женщин с разными типами гендерной идентичности.
4. Выявить особенности содержания образа физического «Я» девушек и женщин с маскулинными и фемининными чертами гендерной идентичности.
5. Разработать и реализовать психопрофилактическое мероприятие для женщин «Самопрезентация внешнего облика».
При формулировании гипотез мы исходили из следующих данных:
1. Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъективном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй - с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью. При этом следует различать восприятие «внешнего» тела, соотносимое с социальной оценкой его индивидуумом, и восприятие «внутренней стороны» тела, которая осознаваема личностью, но не познаваема другими, то есть социально не рефлексируема.
Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу физического «Я»:
1) образ физического «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;
2) образ физического «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других.
Мультиполярная модель гендерной идентичности С.Бэм допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола. В рамках этой модели фемининность, маскулиность и андрогинность являются способом категоризации социального восприятия. Отнесенность к гендеру является результатом внешней экспертной оценки социального поведения. В структуре же идентичности субъекта они переживаются как «естественные» модели поведения, направленные на удовлетворение потребностей личности в пространстве социума. Феноменологической сущностью маскулинного типа является интернальность критериев оценки при выборе образцов и моделей поведения. С. Бем обозначает их как свойства личности, такие как независимость, напористость, властность, склонность защищать свои взгляды, честолюбие, способность к лидерству, склонность к риску, вера в себя, самодостаточность, а сущностью фемининного типа является конформность т.е., ориентация на внешние критерии при формировании оценочных суждений. Следовательно, преобладание черт маскулинного гендера делает субъекта более позитивным при процессе аутокоммуникации поскольку критерии восприятия и самооценки задаются системой «Я - Я», а не «Я - другие».
2. Исследования Барабанщикова В. А., Демидова А.А. [11,12] и др. показывают, что лицо играет ведущую роль при коммуникации в определении половых и индивидуально-психологических особенностей партнера. Элементами лица, несущими информацию о возрастно-половой принадлежности, национальности, эмоциональном состоянии, чертах характера и др., выступают глаза, губы, нос, а контур лица, волосы, шея, головной убор и пр. рассматриваются как второстепенные. Можно предположить, что подобная закономерность будет проявляться и при аутокоммуникации и построении образа физического «Я» фемининных и маскулинных девушек и женщин.
Вышеизложенное позволило нам выдвинуть следующие гипотезы:
Гипотезы:
1. Вероятнее всего, девушки и женщины маскулинного типа будут более высоко оценивать компоненты образа физического «Я», по сравнению с фемининными.
2. Существует возрастная специфика в оценке компонентов образов физического «Я» феминнинного и маскулинного типа.
3. Скорее всего, у девушек и женщин маскулинного и фемининного типа самым значимым компонентом внешнего облика является лицо, которое в зависимости от возраста будет иметь разную оценочно - содержательную интерпретацию.
4. Вероятно, в структуре образа физического «Я» ведущую роль будут играть статические компоненты, поскольку они менее подвержены социокультурным влияниям.
Таким образом, целью нашего исследования являются - особенности содержания образа физического «Я» девушек и женщин среднего возраста с маскулинными и фемининными чертами.
Теоретико-методологические основания: образа физического «Я» В.А. Лабунской, Е.Т. Соколовой, гендерной самоидентичности С. Бем и теоретические положения возрастной психологии Б.Н. Рыжова [105, 96].
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 60 девушек, имеющих неполное высшее образование в возрасте от 20 до 22 лет, обучающиеся на факультетах психологии и педагогики, математики и информационных технологий АлтГУ и женщины с высшим и средним специальным образованием в возрасте 35-40 лет (60 человек), из которых работающих - 84%, неработающих - 16%.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования особенности образа физического «Я» в контексте гендерной самоидентичности девушек и женщин среднего возраста.
2. Методы сбора эмпирических данных (анкетирование, психологическое тестирование: (методика исследования маскулинности - фемининности личности С. Бем, Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной) [57].
Для определения гендерной идентичности взят опросник С. Бем «Bem Sex Role Inventory». Методика «маскулинность - фемининность» С.Бем использована для выявления степени выраженности маскулинности и фемининности, а также гендерного типа личности (маскулинный, фемининный, андрогинный). Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной, позволяет выявить оценочно-содержательную интерпретацию компонентов внешнего облика (оценка ряда характеристик своего лица и тела, невербального поведения и оформления своей внешности).
3. Методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, факторный анализ) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 19.0».
Надежность и достоверность результатов обеспечивается применением апробированных тестовых техник и обработкой полученных результатов стандартными методами математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что показана специфика образа физического «Я» девушек и женщин среднего возраста в контексте гендерной идентичности, выявленная посредством сравнения основных компонентов внешнего облика.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений об образе физического «Я» женщин разного возраста на основе обнаружения взаимосвязи оценок содержательных компонентов внешнего облика и типа гендерной идентичности.
Практическая значимость исследования представлена в виде разработки психопрофилактического мероприятия с элементами тренинга для женщин «Самопрезентация внешнего облика», направленного на коррекцию негативного отношения к собственной внешности, благодаря расширению диапазона представлений о себе и компонентах оформления внешнего облика. Через изменение отношения личности к образу своего физического «Я» возможно трансформировать его отношение и к характеру восприятия образа себя в целом, и к стратегиям и формам своего поведения в социальном окружении.
Положения, выносимые на защиту:
1. Статические компоненты выступают основой формирования образа физического «Я». Из двух статических компонентов именно лицо является системообразующим параметром при конструировании образа физического «Я».
2. Формирование представления о собственном образе физического «Я» подчиняется тем же закономерностям, что и формирование представления о внешнем облике другого человека, а именно лицо, выступает в качестве основы конструирования образа физического «Я».
3. Существуют возрастные особенности образа физического «Я», такие критерии как «Принятие отраженного внешнего облика», «Соответствие внешнего облика профессиональной роли» у маскулинного типа сформированы в молодом возрасте, в то время как, у фемининного типа впервые проявляются, только в период взрослости.
4. У маскулинного типа с возрастом усиливается ориентация на собственные критерии при построении образа физического «Я», проявляющиеся вплоть до оппозиций «Красоты лица» и «Соответствия внешнего облика гендеру». У фемининного типа в молодом возрасте идет процесс заимствования внешних ориентиров при построении образа физического «Я» и только в зрелости они принимают отраженный внешний облик и осознают, что их внешность должна строиться в соответствии с профессиональными стандартами и ролью.
Апробация и внедрение полученных результатов.
Теоретические и практические результаты исследования обсуждались на международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы образования и науки» (11-14 ноября 2014 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек в трудной жизненной ситуации» (2014 г.), «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы образования и науки» (20-24 октября 2015 г.) По теме магистерской диссертации опубликованы статьи: «Образ физического «Я» женщин среднего возраста с маскулинными и фемининными чертами гендерной идентичности», «Особенности образа физического «Я» женщин среднего возраста в контексте гендерной идентичности», «Гендерные особенности образа физического «Я» женщин среднего возраста.
На основании результатов исследования было проведено психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для женщин «Самопрезентация внешнего облика» в Центре саморазвития «Грааль». Справка о внедрении результатов магистерского исследования приложена к материалу работы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 126 источников и 24 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня интерес к телесности возрастает, ведь смещение акцента на интеллект и «изолированное» психическое не помогло человеку достичь гармонии и процветания. Более того, игнорирование тела, недооценка его сложнейших функций не только не позволили эффективно «лечить», психологические конфликты, но во многих случаях усилили их негативное влияние. Образ физического «Я», как и другие образы «Я» представляет собой интернализованные социальные представления. Формирование образа физического «Я» представляет собой двойственный процесс. Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъективном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй - с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью. Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу физического «Я»:
1) образ физического «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;
2) образ физического «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других.
Мультиполярная модель гендерной идентичности С.Бэм допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола. В рамках этой модели фемининность, маскулиность и андрогинность являются способом категоризации социального восприятия. Отнесенность к гендеру является результатом внешней экспертной оценки социального поведения. В структуре же идентичности субъекта они переживаются как «естественные» модели поведения, направленные на удовлетворение потребностей личности в пространстве социума.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
1. Статический компонент «Лицо» выступает в качестве системообразующего параметра при конструировании образа физического «Я» у женщин разного возраста и типа гендерной идентичности.
2. Девушки с маскулинными чертами дают более высокую эстетическую оценку своего внешнего облика по показателям: лицо, телосложение, выразительность поведения, принятие отраженного внешнего облика, его привлекательность для партнера и удовлетворенность внешним обликом, по сравнению с фемининными.
3. Маскулинные женщины характеризуются более высокими показателями эстетической оценки своего внешнего облика по параметрам: лицо, хорошо сложенное, ухоженное телосложение, оформление внешнего облика, его привлекательность для партнера, сексуальность и удовлетворенность собственным внешним обликом.
4. Возрастные особенности образа физического «Я» заключаются в том, что критерии «Принятие отраженного внешнего облика», «Соответствие внешнего облика профессиональной роли» у маскулинного типа сформированы уже в молодом возрасте, а у фемининного типа только в период зрелости.
5. Маскулинный тип с возрастом характеризуется усилением ориентации на субъективные критерии при формировании образа физического «Я», что проявляется в оппозиции параметров «Красота лица» и «Соответствие внешнего облика гендеру». Особенность фемининного типа состоит в том, что в период молодости конструирование образа физического «Я» происходит путем заимствования внешних ориентиров, и только в зрелости происходит принятие отраженного внешнего облика и понимание его соответствия профессиональной роли.
Результаты данного исследования имеют несомненную практическую значимость, так как, понимая особенности образа физического «Я» женщин в контексте их гендерной идентичности, можно предсказать, какие внутриличностные конфликты активизируются, с какими сложностями она встретится на пути реализации себя, и найти конструктивные решения таких вопросов.
По результатам проведенного исследования можно сделать заключение, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены и соответственно цель работы достигнута.



1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности- и время жизни. СПб: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Том 4. №1. с. 14-29.
3. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с.
4. Агапов, B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / В.С. Агапов. - М.: МОСУ, 2001. - 40 с.
5. Агарева, М.В. Образ телесного Я ребенка как педагогическая проблема/М.В. Агарева // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы VI Междунар. науч. -практ. конф. - М., 2011.
6. Азаренко С.А. Сообщество тела. М.: Академический Проект, 2007. 239 с.
7. Айвазян Е.Б. Феномены и факторы развития телесного опыта женщины в период беременности // Психосоматика: телесность и культура / под ред. В.В. Николаевой. М.: Академический Проект, 2009. С. 241-288.
8. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дисс. .доктора философских наук, Уфа, 2004. 315 с.
9. Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности между душой и телом / ред. -сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007, с. 222-236.
10. Баскаков В.Ю. Свободное тело. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 224 с.
11. Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Динамика восприятия индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица в микроинтервалах времени // Психология. Высшая школа экономики, 2008, Т.5, №2., с.109-116.
12. Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Микродинамика оценки индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица // Экспериментальная психология, 2009, том 2, № 4. С. 40-50.
13. Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: дисс. канд. психологич. наук. Ростов н/Д, 2003. 199 с.
14. Бескова Д.А. Клинико-психологические характеристики внешней и внутренней границ телесности: дисс. канд. психологич. наук. М., 2006. 220 с.
15. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности./ Ред. - сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004. С. 133-148.
16. Богданова М.А. Становление образа Телесного Я как проблема рождения личности [Электронный ресурс]/Богданова М. А. Режим доступа: psyjournals.ru/psytel2009/issue/40808_full.shtml.
17. Быховская, A.M. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени: очерки социальной и культурной антропологии / А. М. Быховская. М.: Фон, 1997. - 209 с.
18. Быховская И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / Быховская И. М. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993. С. 58-68.
19. Варлашкина, Е.А., Козубенко, С.В. Особенности образа внешне привлекательной женщины в массовом сознании мужчин и женщин /Е.А. Варлашкина, С.В. Козубенко // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2010. - №2. - С. 21-26.
20. Васина, А.Н. Психологические особенности телесного опыта женщин с маститами в послеродовом периоде/ А.Н. Васина, В.В. Николаева // Психологические исследования: Электорн. научн. Журнал. - 2011. - № 5 (19).
- Режим доступа: http:// PsyJournals.Ru
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ