Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформации образа человеческого тела в современном постиндустриальном обществе

Работа №104178

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения телесности 9
1.1 Человеческое тело в философских и социологических теориях 9
1.2 Социальное конструирование стереотипов человеческого тела в
постиндустриальном обществе 17
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения образов человеческого тела в постиндустриальном обществе 27
2.1 Сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и
женщин в сетевых сообществах 27
2.2 Анализ интервью об отношении юношей и девушек к образам
человеческого тела в сетевых сообществах 37
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 47
Приложение А Программа эмпирического исследования на тему: «Стереотипы человеческого тела в сетевых сообществах» 52
Приложение Б Анкета 65
Приложение В Таблицы прямых распределений 72
Приложение Г Вопросы к интервью 78
Приложение Д Стенограмма интервью

Актуальность темы исследования. В последние годы человеческое тело стало «горячей» темой в социологии, причем не только в эмпирических исследованиях, но и в социологическом теоретизировании. Социология телесности - новая отрасль социологической науки, главным аспектом изучения которой является тело человека в процессе социального и культурного взаимодействия. Познание тела человека в современности возрастает и выходит на новые грани, постепенно включая в себя анализ смысла, значения и ценностного содержания.
Феномен телесности в современном обществе приобрел статус популярности. В современном изучении социологии изучение телесности приобретает значимый характер, все больше людей заинтересованы изучением своего тела: меняется восприятие человеком особенностей его строения, «наличного» и будущего состояния и возможностей телесных самопрезентаций в реальной и виртуальной средах. Человек начинает по- новому воспринимать свое тело, у него меняется мышление, которое становится ориентированным на возрастание ценности индивидуальности, а тело становится главным инструментом в достижении поставленной цели. Личность индивида отходит на второй план в его сознании и деятельности, уступая новой категории - телу. Во многом процесс популяризации феномена связан и с «идеалами» общества потребления, одним из главных принципов которого является стремление к удовольствию, продиктованному физиологическими потребностями, в противовес духовным. Тело становится носителем символической ценности, приобретая проблемы, связанные с эстетической красотой, спортивной занятостью, питанием и излишним весом. Данные проблемы распространяются и прогрессируют при помощи средств массовой информации.
Медиапространство сегодня регулирует почти все стороны общественной жизни, пронизывая и оказывая влияние на каждого индивида. СМИ - это средство для формирования мировоззрения, ценностей, ориентаций, духовных потребностей людей. Посредством масс-медиа происходит навязывание тех или иных идеалов, в особенности представлений о телесности. Сетевые сообщества в современности постепенно приобретают статус определяющей в информационной индустрии. Данный факт подтверждает статистика: «Российская аудитория социальных сетей составляет 49% от общей численности населения - всего активных пользователей социальных медиа у нас 70 миллионов человек» [45].
Средства массовой коммуникации, в особенности интернет, являются важным инструментом в создании идеала-симулякра образа телесности. Тело в современном масс-медийном пространстве представляет собой конструкт, характеризующийся устойчивостью, универсальностью и шаблонностью. Появляется все больше стереотипов об идеалах человеческой телесносности, распространяющиеся повсеместно. Однако, масс-медиа, которые в современности больше представлены сетевыми сообществами, способны к фальсификации ценностей людей в отношении к телесности.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема телесности стала актуальна в двадцатом веке и не теряет ее по настоящее время. Данная проблема сопряжена одновременно с несколькими исследовательскими направлениями: проблематизация телесности, человеческая привлекательность, ценностные аспекты тепловосприятия. Существует большое количество работ, посвященных данным темам. Особое значение имеют исследования, затрагивающие вопросы телесности. Классическими в этой области являются труды М. Мерло-Понти, М. Фуко, Ф. Ницше,
Ж.П. Сартра, Ю. Кристевой, М. Мосса, Ж. Делёза, И. Кона, Ж. Батая, А. Корбена и Ж.-Ж. Куртина. Они касаются, прежде всего, фундаментальных теоретических основ: разработки понятий, телесной семантики, осмысления телесности в философском, социологическом и психологическом ключе. Особую значимость сегодня приобретают работы А. Франка, Б. Тернера, М. Фитерстоуна, заложившие основу построения социологической теории тела и развития такой отраслевой дисциплины как «социология телесности» [44].
Безусловную значимость имеют работы отечественных исследователей. М. Бахтин, Д. Михель, А. Лосев, С. Ильиных, В. Подорога, И. Быховская, Н. Пушкарёва, В. Круткин, О. Суворова формируют идеи о телесности, телесных практиках, социальных идеалах телесности, рассматривают телесность через призму гендерного дискурса, анализируют проблему конструирования телесности.
Цель бакалаврской работы состоит в анализе образов человеческого тела в постиндустриальном обществе.
Объект исследования - человеческое тело в постиндустриальном обществе.
Предметом исследования является - трансформация образа человеческого тела в постиндустриальном обществе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть феномен человеческой телесности в трудах философов и социологов;
- Изучить особенности распространения значения телесности в постиндустриальном обществе;
- Сравнить стереотипы о человеческом тела мужчин и женщин в сетевых сообществах;
- Проанализировать отношение к собственному телу мужчин и женщин при помощи интервью.
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
- Феноменологический подход в анализе телесности представлен в работах М. Мерло-Понти. Данный подход позволяет изучить восприятие собственного тела в современности.
- Визуальный подход (И. Гоффман) позволяет выявить субъективные и объективные оценки представления собственного тела.
- Постиндустриальный подход (Ж. Бодрияр, М. Фиторстоун, Д. В. Михель) позволяет нам рассмотреть тело как часть общества потребления.
- Сетевой подход (М. Кастельс, Я. Л. Морено, Г. Зиммель) позволит рассмотреть сетевые сообщества в рамках посиндустриального общества.
Гипотеза исследования: Современные СМК призваны создавать социальные конструкты в виде смыслов и образов, репрезентирующих их как идеал женской телесности. Женская телесность в современном интернет- пространстве представляет собой конструкт, характеризующийся устойчивостью, универсальностью и шаблонностью.
Методы исследования: анкетный опрос (N=200 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=200 респондентов (100 респондентов юношей, 100 респондентов девушек).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 респондента юноши, 4 респондента девушки).
Апробация работы: Кафырина Д. П. Сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и женщин в сетевых сообществах // «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2021 год). Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021 (в печати)
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социология телесности - специфическая отрасль социологического знания. Наука, отвечающая современным потребностям и параллельно с обществом развивающаяся. В разные исторические периоды тело человека рассматривали как субъект социальных отношений, когда в современном обществе тело приобретает новый статус - цель. Актуальным становится изучение тела и методик его преобразования. Тело человека в современности во многом определяет его деятельность и интересы.
В начале нашей бакалаврской работы была поставлена цель, анализ образов человеческого тела в сетевых сообществах, с которой мы успешно справились. Был рассмотрен феномен человеческой телесности в трудах философов и социологов и выделены следующие теоретические подходы: феноменологический, основывающийся на восприятии собственного тела. Основоположником данной теории был Морис Мерло-Понти. Визуальный подход, который позволял выявить субъективные и объективные оценки представления собственного тела. Данный подход рассматривал Ирвинг Гофман в своей работе «Представление себя другим в повседневной жизни», в которой тело представлялось как внешний облик, то, как видят тебя окружающие. Также был рассмотрен постмодернисткий подход, который позволил нам рассмотреть тело как часть общества потребления. Данный подход современный и представлен такими учеными как Ж. Бодрияр, М. Фиторстоун, Д. Михель. Была рассмотрена красота как важный фактор человеческой телесности.
Во второй главе мы провели сравнительный анализ стереотипов человеческого тела мужчин и женщин в сетевых сообществах. В первом параграфе второй главы представлен количественный метод исследования - анкетирование. Были получены следующие результаты: девушки больше, чем юноши вовлечены в сетевые сообщества. Необычным явился тот факт, 45
что юноши недовольны своим телосложением и внешним видом больше, чем девушки, хотя принято считать, что девушки более самокритичны. Однако, одна гипотеза, стереотип, подтвердилась, о том, что девушки тратят больше времени для создания своего внешнего вида в интернет-сообществах. Также подтвердилось, что для девушек наиболее важно одобрение выкладываемой ими фотографий. Мнение юношей и девушек по всем вопросам телесности и внешнего вида в интернет сообществах полностью различны и отличны друг от друга.
Во втором параграфе второй главы мы провели качественный метод исследования - интервьюирование. Материалы интервью показывают, значимость красивого телосложения, в особенности спортивного и подтянутого с чистой кожей. В структуре стереотипов о красивом телосложении отмечалось, что мнение о привлекательном человеческом теле формируют общественное сознание, СМИ и мода. Современная молодежь проводит много времени в интернете, их активность там, в основном заключается в проведение времени в социальных сетях. Респонденты знают и иногда используют интернет-ресурсы о телосложении. Молодежь обеспокоена состоянием своего телосложения.
Таким образом, для молодежи важен их образ телосложения и внешности в реальности и в Интернете, однако оценивают они их по-разному. Для работы с молодежью следует учитывать данные факторы. Что вся молодежь сейчас пользуется социальными сетями, которые являются их основным источником информации и общения.



1. Астафьева О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство (к вопросу о расширении эстетического опыта личности) // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. № 4. 2018. С. 141-145.
2. Баниже О.Н. Неклассический дискурс телесности в свете идеи постчеловека // Культурное наследие России. № 4. 2018. С. 60-63.
3. Баниже О. Н. Женская телесность как культурологическая проблема // Культурное наследие России. № 2. 2017. С. 92-96.
4. Баранов В.А Тело и телесность в социальном измерении // Таврический научный обозреватель. № 10. 2016. С. 24-29.
5. Белова Д. Н. Взаимосвязь наготы, телесности и духовности женского образа в живописи // Манускрипт. № 10. 2016. С. 21-26.
6. Белогай К. Н. Представления о своем теле у женщин в период средней взрослости // Вестник Кемеровского государственного университета. № 2. 2019. С. 375-383.
7. Бобова Л. А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций // Вестник МГИМО университета. № 5. 2013. С. 213-220.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей // М.: Рудомино. 2001. 216 с.
9. Бордо С. Интерпретация стройного тела // Теория моды. № 34. 2015. С. 81-105.
10. Бурдье П. Мужское господство. Социальное пространство: поля и практики //М.: Институт экспериментальной социологии. 2005. 450 с.
11. Бурдье П. Практический смысл // СПб.: Алетейя. 2001. 562 с.
12. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // М.: Институт экспериментальной социологии. 2007. 288 с.
13. Бурдье П. Физическое и социальное пространства// М.: Институт экспериментальной социологии. 2007. 360 с.
14. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 2. 2016. С. 19-27.
15. Вигарелло Ж. Искусство привлекательности. История телесной красоты от ренессанса до наших дней // М.: Новое литературное обозрение, 2013. 432 с.
16. Вульф Н. Миф о красоте. Стереотипы против женщин // М.: Альпина нонфикшн. 2013. 446 с.
17. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3 // М.: Педагогика. 1983. 389 с.
18. Гальцева Р. А. К определению места «новых философов» в новейшей философии // М: Общество. Культура. Философия. 1983. 676 с.
19. Гасанова М. М. Реализация механизмов электронной демократии в социальных сетях и блогосфере: сравнительный анализ // Факторы успеха. № 2. 2016. С. 48-59.
20. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации // М.: Академический Проект. 2003. 528 с.
21. Гольман Е. Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии // Философско-литературный журнал «Логос». № 4. 2018. С. 129-156.
22. Гофман А. Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. № 1. 2005. С. 19.
23. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни // М.: КАНОНПресс. 2000. 304 с.
24. Гоффман И. Анализ фреймров. Эссе об повседневного опыта // М.: Институт социологии РАН. 2004. 367с.
25. Грекова Е.И. Индустрия красоты в современном медиакультурном пространстве // Человек в мире культуры. № 4. 2017. С. 109-111.
26. Дементий Л.И. Социально-психологические аспекты внешней привлекательности человека в культурно обусловленном контексте // Вестник Омского университета. №4. 2010. С. 247-254.
27. Клингсайс К. Власть гламура в современном российском обществе. Значение одежды и внешности в городской культуре. Резюме // Laboratorium. Журнал социальных исследований. № 1. 2011. С. 171-177.
28. Кучеренк А. Л. Танец как феномен телесности на примере испанского танца фламенко // Гуманитарный вектор. № 3. 2018. С. 168-175.
29. Лысак И. В. Современное общество как общество сетевых структур// Информационное общество. № 2. 2015. С. 45-51.
30. Михель Д. Телетехнологии, телесность, виртуальная реальность // [Электронный ресурс] URL: ivanem.chat.ru/mihel.htm (дата обращения: 10.11.2020 г.).
31. Михель Д. В. Воплощенный человек: Западная культура,
медицинский контроль и тело // Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2000. 204 с.
32. Мосс М. Общества. Обмен. Личность // М.: КДУ. 2011. 304 с.
33. Некрасова Н. А. Феномен человеческой телесности // Аналитика культурологии. № 11. 2018. С. 21-27.
34. Погонцева Д.В. Структура привлекательного внешнего облика: анализ современных исследований // Концепт. №9. 2017. С. 67-74.
35. Пышкина Е. С. Телесный образ я и гендерная идентичность молодежи // Вестник науки и образования. № 9. 2019. С. 101-105.
36. Развитие организма в подростковом возрасте // Всемирная
организация здравоохранения [Электронный ресурс] URL:
http: //apps.who. int/iris/bitstream/handle/10665/107674/E87579R.pdf (дата
обращения: 10.11.2020г.).
37. Русанова А.А. Специфика репрезентации атипичной телесности в массовых коммуникациях// Манускрипт. №9. 2019. С.123-126.
38. Рыбалова Т. В. Понятие о телесности в гуманитарных науках // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. № 5. 2018. С. 216-221.
39. Сергеева Ю. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в
России // WebCanape [Электронный ресурс] URL: https://www.web-
canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/(дата обращения 19.12.2020).
40. Соколова Л. Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти // Серия «Мыслители», История философии, культура и мировоззрение. № 3. 2000. С.280-287.
41. Стерхова Е. Е. Концепция постиндустриального общества и возникновение концепции новой экономики// Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. № 3. 2015. С. 216-240.
42. Сухов А. В. Сетевая структура как основополагающее свойство организации информационных процессов в современном информационном обществе// Транспортное дело России. № 6. 2012. С. 154-156.
43. Тищенко П. Д. Тело страдания// Бюллетень сибирской медицины. № 10. 2017. C. 29-40.
44. Тищенко П. Д. Тело страдания: философско-антропологическое истолкование // Бюллетень сибирской медицины. № 5. 2016. C. 17-19.
45. Тупикова С. В. «Телесность» в социологическом дискурсе: общенаучные и социокультурные детерминанты// СИСП. № 4. 2013. С. 55¬59.
46. Фролова А. С. Сетевое общество и теория фреймов: социально-философское осмысление// Вестник РАЕН. № 3. 2013. С. 61-63.
47. Фуко М. Рождение клиники// М.: Смысл. 1998. 282 с.
48. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций// М.: «ОЛМА- ПРЕСС». 2018. С. 14-19.
49. Цырлина Я.Э. Темпоральность и телесность.
Феноменологические аспекты минимализма// Технологос. №. 4. 2018. С. 20¬28.
50. Шундрик М. А. Пропорции красоты и идеальная улыбка// В1сник проблем бюлогй i медицини. №2. 2017. С. 391-394.
51. Эпштейн М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания// Вопросы философии. № 8. 2015. С. 66-80.
52. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации// Казань. 2016. 210 с.
53. Featherstone M. The Body in Consumer Culture // Theory, Culture and Society. № 1. 1982. P. 18-20.
54. Howson, A. The body in sociology: tensions inside and outside
sociological thought // [Электронный ресурс]. URL:
https://www.researchgate.net/publication/289184005_Sociological_rescues(Дата обращения: 25.10.2020 г.).
55. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception// Routledge, 1999. 235p.
56. Ratikan A. Culture based preference for the information feeding mechanism in online social networks // IEICE Transactions on Information and Systems. № 4. 2014. P. 705-713.
57. Turner B.S. The Body and Society: Explorations in Social Theory // Third Edition. London: SAGE Publications Ltd. №2. 2008. P.40-41.
58. Young, I. M. Lived Body vs Gender: Reflections on Social Structure and Subjectivity // Ratio. № 4. 2002. P. 45-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ