Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррупционные правонарушения в сфере государственного управления и местного самоуправления

Работа №120066

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования коррупционных правонарушений 7
1.1 Понятие, сущность и тенденции развития коррупции в Российской
Федерации 7
1.2 Коррупционные правонарушения и их виды 13
Глава 2. Организационная основа, принципы и меры противодействия коррупции в органах государственной власти 26
2.1 Организационная основа противодействия коррупции в органах
государственной власти 26
2.2 Меры по профилактике и предупреждению коррупционных
правонарушений в органах государственной власти 36
2.3 Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах
государственной власти
50
Глава 3. Организационная основа, принципы и меры противодействия коррупции в муниципальных образованиях 57
3.1 Организационная основа противодействия коррупции в муниципальных
образованиях 57
3.2 Профилактика и предупреждение коррупции в сфере местного
самоуправления 62
Заключение 71
Список используемой литературы 76


Коррупция выступает как противоправное и антисоциальное явление, которое противоречит принципам демократизма, равенства всех перед законом и иным законным правам и свободам граждан. Также коррупция является основной причиной недоверия к власти со стороны населения. В настоящий момент в нашей стране еще не создано таких условий, при которых данное явление прекратило бы свое существование. Но уже, неоднократно предпринимались попытки в виде создания специальных нормативно-правовых актов, проведения антикоррупционных мероприятий, а также, так называемых «показательных казней». Данные действия лишь на некоторое время заставляли коррупционеров «уйти в подполье», однако необходимого результата они не принесли.
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена ежегодным ростом числа совершенных коррупционных правонарушений, несмотря на многочисленные попытки противостоять коррупции. В связи с этим возникает необходимость исследовать современные методы, используемые в Российской Федерации, по борьбе с коррупционными правонарушениями в органах государственной власти и муниципальных образованиях. А также необходимо изучить наиболее действенными антикоррупционные меры, закрепленные законодательствами других стран. Принимая во внимание тот факт, что причины возникновения коррупции имеют сложный характер, а также многообразие ее форм, становится, обоснована необходимость применения комплексных мер противодействия коррупционным правонарушениям. Этот факт указывает на необходимость детального изучения заявленной проблемы, что в свою очередь также указывает на актуальность данного исследования.
Стоит отметить, что в России борьбе с коррупцией в государственных органах и муниципальных образованиях всегда уделялось особое внимание. Начиная с 2002 года, каждая программа по реформированию и развитию данных институтов содержала положения, посвященные противодействию данной проблеме. Непосредственно выражалось это в поручениях по проведению комплекса мер по формированию новой системы квалификационных требований к должностям государственной службы, внедрению механизмов комплексной оценки государственных и муниципальных служащих, развитию системы поощрений и мотивации для служащих, внедрению современных антикоррупционных кадровых технологий. Проблема коррупции присуща не только нашей стране. По статистике задача по борьбе с коррупцией в государственных органах стоит перед посткоммунистическими странами по мере перехода к демократии и рыночной экономике, но также она противостоит государствам в Северной Америке и Западной Европе, включая членов ЕС, а также в Азии и Южной Америке. Многие зарубежные исследователи приходят к выводу о том, что скрытые причины коррупции таятся в человеческой природе. Возможно, это связано с такими человеческими качествами, как жадность, честолюбие и стремление к власти, все эти черты являются психологическими основами, которые ее порождают. Однако коррупция - это не просто человеческая черта. Плохое управление, отсутствие прозрачности, недостатки систем принятия решений и неэффективность, дефицит средств, предлагаются в качестве возможных причин того, почему коррупция сохраняется в других странах и непосредственно на территории Российской Федерации.
В данной работе будут подниматься проблемы современной политики по борьбе с коррупционными правонарушениями, совершаемыми на государственной и муниципальной службе. В настоящий момент наличие коррупционного фактора в институтах государственной и муниципальной службы представляет собой одну из наиболее важных проблем. Последствиями «запущенности» указанной проблемы являются дестабилизация работы механизма осуществления власти, нарушение и ущемление прав граждан, падение авторитета государственной власти среди
населения.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в виду политики противодействия коррупции в институтах государственной и муниципальной службы.
Предмет работы - теоретический и практический материал, связанный с содержанием и регулированием политики противодействия коррупции в органах государственной власти и муниципальных образованиях Российской Федерации.
Целью работы является комплексный анализ нормативно-правовой базы, определяющей политику по борьбе с коррупционными правонарушениями в органах государственной власти и муниципальных образованиях, а также исследование ряда научных работ, которые помогли бы поспособствовать наиболее глубокому и разностороннему пониманию и освоению проблематики данной работы.
Задачи исследования заключаются в следующем: исследовать понятие «коррупция», а именно легальное определение данного термина, закрепленное в законодательстве Российской Федерации; рассмотреть результаты влияния коррупции непосредственно на систему органов государственной власти и муниципальных образований; проследить развитие законодательства о противодействие коррупционным правонарушениям как за рубежом, так и в отечественной истории; определить основные направления политики государства по вопросам борьбы с коррупционными нарушениями в органах государственной власти и муниципальных образованиях; проанализировать положения антикоррупционного
законодательства в иностранных государствах, определить причины совершения коррупционных правонарушений государственными и муниципальными служащими; непосредственно выявить правовые проблемы в области противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.
Степень разработанности вопроса. Проблематика противодействия коррупции в органах государственной власти и муниципальных образованиях является одной из наиболее востребованных и актуальных на данный момент тем для изучения. В ходе постижения и освоения материалов различного характера по данной теме, хотелось бы отметить, что серьезному анализу тема совершения коррупционных правонарушений была подвергнута в работах кандидата юридических наук, доцента Илий С. К., доктора юридических наук, профессора Липинского Д. А., а также доктора юридических наук, профессора Хазова Е. Н. в работе, посвященной коррупции на муниципальной службе. Учитывая общественную значимость данной темы, проблема коррупционных правонарушений была отмечена в работе доктора экономических наук, профессора И. Я. Богданова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Перед Российской Федерацией стоит множество проблем, требующих скорейшего принятия мер по их решению. Одной из таких проблем является коррупция, наносящая значительный ущерб развитию нашей страны. Негативные проявления коррупции находят своё отражение в различных сферах деятельности. В частности, губительному воздействию подвергнуты экономическое развитие страны, механизмы защиты прав и законных интересов граждан, развитие институтов гражданского общества, процессы эффективного распределения и расходования государственных ресурсов, а иные сферы деятельности. За 2018 год правоохранительными органами было зарегистрировано 30495 преступления коррупционной направленности, что на 2,9% больше по сравнению с показателем за предыдущий 2017 год. Особого внимания заслуживает процентное соотношение коррупционных правонарушений по отношению к каждому отдельному федеральному округу. Лидирующую позицию занимает Приволжский федеральный округ, в котором находится Самарская область. Доля Приволжского округа составляет 23,4% от всех преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Российской Федерации за 2018 год. При этом необходимо брать во внимание латентный характер коррупционных сделок. В связи с этим можно сделать вывод, что официальная статистика не отражает в полной мере истинные масштабы коррупции. В действительности органы государственной власти и муниципальных образований поражены коррупцией на разных уровнях в огромных масштабах.
Основным актом, направленным на искоренение коррупции в государстве, является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года. Особое значение имеют Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации, которые содержат в себе систему запретов и ограничений для муниципальных и государственных служащих, а также раскрывают понятие и закрепляют способы урегулирования конфликтов интересов. Помимо этого, утвержден и действует Национальный план противодействий коррупции на 2018-2020 годы, разрабатываются концепции реформирования институтов государственной и муниципальной службы. Объективно оценивая действия органов государственной власти, можно сказать, что нормативная основа противодействия коррупции имеет целостную структуру. Остается все меньше и меньше пробелов. Однако это никак не способствует улучшению ситуации в стране. Логично предположить, что проблема кроется не в отсутствие необходимых правовых механизмов, а в стремлении их реализовывать. Так называемых «островков честности» остается все меньше и меньше, с каждым годом властные структуры все больше становятся пронизаны коррупцией. В таких условиях не может идти речи о какой-либо реальной и эффективной борьбе с коррупцией.
За совершение коррупционного правонарушения лицо может быть подвергнуто уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско- правовой ответственности. Уголовные и административные правонарушения представляют наибольшую общественную опасность. Уголовный кодекс содержит различные составы коррупционных преступлений. Указанием Генпрокуратуры и МВД закреплено, какие преступления необходимо относить к числу коррупционных. На наш взгляд аналогичные указания необходимы и для административных коррупционных нарушений, так как до сих пор нет единой точки зрения относительно данного вопроса.
Актуальным остается вопрос об отнесении услуг нематериального характера к предмету взятки. За последние пять лет было предпринято несколько попыток внести изменения в Уголовный кодекс в части расширения предмета взятки. На наш взгляд дополнение предмета взятки «неимущественной выгодой» имеет сомнительную целесообразность. Проблема заключается в том, что это вызовет неопределенность при дифференциации общественной опасности деяния, так как в связи с нематериальным характером предмета возможность его оценки утрачивается. Причем особой необходимости дополнять предмет взятки «неимущественной выгодой» нет, законодательство предусматривает способы привлечения к ответственности. Так лицу может быть предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями (формулировка статьи 295 включает в предмет не только корыстную, но и любую другую личную заинтересованность). Если же признаки преступления отсутствуют, то ситуацию можно рассматривать как конфликт интересов, соответственно должностное лицо будет привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Законодательством и судебной практикой предусмотрены механизмы, исключающие состав «получения взятки». Во-первых, это статья 304 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа или подкупа в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Во-вторых, наряду с провокацией взятки Пленум Верховного Суда выделяет «подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов». По мнению Суда, такие действия нарушают законодательство, а значит, получение взятки в этом случае не будет образовывать состава преступления. Однако все просто и понятно только в теории. На практике правоохранительные органы и суды очень скептически относятся к попытке применения положений о провокации или подстрекательских действиях. В Самарской области практика применения указанных способов защиты практически полностью отсутствует. Очень сложно доказать факт преднамеренного сговора сотрудников правоохранительных органов и подставных лиц. Зачастую между ними есть уже сложившиеся «рабочие» отношения, поэтому, получить обличающие показания, как правило, не представляется возможным. Стоит также отметить, что Уголовный кодекс не содержит положений о «подстрекательских действиях». Стоит предположить, что в данном случае речь идет о законодательном пробеле. В связи с этим представляется возможным дополнить статью 304 положением об ответственности сотрудников правоохранительных органов за совершение подстрекательских действий. Однако в этом случае есть риск получить еще одну «мертвую» норму. Для того, чтобы этого избежать, Пленуму Верховного Суда необходимо дополнить свои разъяснения относительно «подстрекательских действий» и указать на какие обстоятельства необходимо обратить внимание при квалификации по данной статье.
Стоит обратить внимание на отсутствие единства судебной практики по вопросу привлечения работодателя к ответственности по статье 19.29 в случаях, когда потенциальный работник не сообщил им о старом месте службы, нарушив положения Федерального закона «О противодействии коррупции». Считаем необходимым дополнить статью 19.29 Кодекса об административных правонарушениях соответствующим основанием для освобождения от ответственности. Продолжая тему законодательных изменений, предлагаем добавить в статью 19.28 изменения, которые позволят привлечь к ответственности лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В заключении стоит указать, что в рамках противодействия коррупции в полной мере не реализуется общественный потенциал. Например, практически полностью отсутствует институт информаторов. По большей части это можно объяснить тем, что действующее антикоррупционной законодательство не содержит положений о защите лиц, представивших информацию о коррупционных правонарушениях. В законодательстве зарубежных стран данный институт намного более развит, чем в нашей стране. Так, в Израиле на государство возложена обязанность по защите информаторов, а также предусмотрены механизмы по восстановлению законных интересов, которые были нарушены по причине сообщения ими информации о нарушении антикоррупционного законодательства.
На наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность формирования комиссии по разрешению конфликта интересов при помощи привлечения представителей общественности, которые не обременены служебными и корпоративными связями. В свою очередь это обеспечит намного более объективное рассмотрение конфликтных ситуаций и принятие по ним более справедливых и независимых решений. Независимый общественный контроль играет важную роль в борьбе с коррупцией. Однако на сегодняшний день пассивность граждан и отсутствие возможностей реализовать институты гражданского общества отрицательно сказывается на реальном противодействии коррупции.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №29.
2. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // СПС Консультант плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
5. Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 18.03.2019 №30-ФЗ // СЗ РФ. 2019. №12. Ст. 1220.
6. Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 №79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. 2013. №19. Ст. 2306.
7. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 №212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2014. №30. Ст. 4213.
8. Федеральный закон «О парламентском контроле» от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2013. №19. Ст. 2304.
9. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 2013. №14. Ст. 1649.
10. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 №230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2012. №50. Ст. 6953.
11. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // СЗ РФ. 2009. №29. Ст. 3609.
12. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 199 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2008. №52. Ст. 6235.
13. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // СЗ РФ. 2008. №52. Ст. 6228.
14. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2007. №10. Ст. 1152.
15. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // СЗ РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
16. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
17. Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» от 29.06.2018 №378 // СЗ РФ. 2018. №27. Ст. 4038.
18. Указ Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» от 03.12.2013 № 878 (ред. от 14.06.2018) // СЗ РФ. 2013. №49. Ст. 6399.
19. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 №815 (ред. от 13.05.2019) // СЗ РФ. 2008. №21. Ст. 2429.
20. Постановление Правительства РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) // СЗ РФ. 2010. №10. Ст. 1084.
21. Приказ Генпрокуратуры России «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» от 08.08.2018 № 485 (ред. от 30.04.2019) // СПС Консультант плюс.
22. Закон Самарской области «О противодействии коррупции в Самарской области» от 10.03.2009 № 23-ГД (ред. от 08.02.2019) // Волжская коммуна. 2009. №83.
23. Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 673 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Противодействие коррупции в Самарской области на 2014 - 2015 годы» // Волжская коммуна. 2013. №391.
24. Постановление Мэра городского округа Жигулевск «Об утверждении порядка осуществления антикоррупционного мониторинга на территории городского округа Жигулевск» от 27 июня 2011 года №029нпа (ред. от 23.08.2015) // Жигулевский рабочий. 2011. №73.
25. Авдеев В. А., Авдеева О. А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ // Российская юстиция. - 2016. - № 7. - С. 19-21.
26. Боброва Н. А. О коррупциогенных недостатках критериев и процедур присвоения государственных наград // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 2. - С. 23 - 27.
27. Богданов А. В., Хазов Е. Н., Мохова Т. С. Причины и условия, способствующие появлению коррупции в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №5. - С. 36-40.
28. Гацко М. Ф. Проблемы реализации национального плана противодействия коррупции // Символ науки. - 2016. - №4. - С. 220-224.
29. Григорьев И. В., Крипак М. В. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения // Административное и муниципальное право. - №5(125). - 2018. - С. 1-10.
30. Грязнов С. Д. Роль президента России в противодействии коррупции // Развитие территорий. - 2016. - №3/4(6) . - С. 85-89.
31. Жирова Е. Н., Савченко М. С. Роль института
парламентского контроля в борьбе с коррупцией // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. - 2017. - №1. - С. 773-774.
32. Илий С. К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право. - 2015. - №5(89). - С. 460-468.
33. Исламова Э. Р. К вопросу о понятии «административные коррупционные правонарушения» и его содержании // Крымский научный вестник. - 2015. - №5. - С. 66-75.
34. Кочои С. М. Уголовно-правовое противодействие коррупции: пробелы законодательства, проблемы правоприменения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2018. - №12. - С. 88-94.
35. Липинский Д. А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - №3(41). - С. 100-108.
36. Мировой опыт борьбы с коррупцией: Сборник материалов научных семинаров и заседаний дискуссионного клуба (2011 - 2013) / Под ред. М. И. Амара. - М., 2014. - 141 с.
37. Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС Консультант плюс.
38. Очаковский В. А., Иваненко И. М., Иванов Д. М. К вопросу о поощрении и награждении государственных гражданских служащих // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - №116(02). - С. 1-12.
39. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» // [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru (дата обращения 01.05.2019)
40. Пономарев А. В. Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2017. - №3. - С. 289-290.
41. Портал Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - http://crimestat.ru (дата обращения 01.05.2019)
42. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // СПС Консультант плюс.
43. Проект Указа Президента РФ «О федеральной программе "Развитие государственной службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)» // [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru (дата обращения 01.05.2019)
44. Проект Федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях» // [Электронный ресурс].
- http://www.consultant.ru (дата обращения 01.05.2019)
45. Проект Федерального закона № 216592-3 «Основы
законодательства об антикоррупционной политике» // [Электронный ресурс].
- http://www.consultant.ru (дата обращения 01.05.2019)
46. Решение Пестряковского районного суда № 2А-683/2016 2А- 683/2016~М-365/2016 М-365/2016 от 1 августа 2016 года по делу № 2А- 683/2016 // СПС Консультант плюс.
47. Рой О. М. Коррупция в органах местного самоуправления // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. - 2016. - №1.
- С. 163-175.
48. Сафонова С. Г., Кочуев Н. М. Состояние и современные тенденции развития коррупции в России // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. - 2018. - №1. - С. 103-105.
49. Симутова Д. В. Сущность проблем управления эффективностью профессиональной служебной деятельностью на этапе привлечения и отбора // Вестник университета. - 2019. - №1. - С. 22-29.
50. Смоляр А. А. Общественный контроль в сфере местного самоуправления: теория и практика // Проблемы законности. - 2014. - №125.
- С. 122-131.
51. Старостенко В. К. Счетная палата Российской Федерации как субъект противодействия коррупции // Вестник экономической безопасности.
- 2015. - №1. - С. 37-42.
52. Тляумбетов Р. Г., Хамадьярова А. Р. Понятие коррупции и виды коррупционных преступлений // European science. - 2016. - №12(22). - С. 57-61.
53. Трунцевский Ю. В. О расширении предмета взятки (подкупа) нематериальными преимуществами // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - №4(44). - С. 67-72.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ