Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок

Работа №108402

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок 10
1.1 Понятие коррупции, ее виды и признаки 10
1.2 Понятие государственных закупок 25
1.3 Понятие коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок 28
1.4 Классификация коррупционных правонарушений 34
Глава 2 Общая характеристика правонарушений, совершаемых в сфере государственных закупок 40
2.1 Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих ответственность за коррупционные правонарушения, совершаемые в сфере государственных закупок 40
2.2 Характеристика правонарушений, совершаемых в сфере государственных закупок 48
2.3 Проблемы в сфере коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок 53
Глава 3 Совершенствование мер борьбы с коррупционными правонарушениями в сфере государственных закупок 59
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 77

Актуальность исследования. Государственные закупки как средство государственного регулирования экономики обеспечивают развитие и функционирование всех сфер экономики страны. С помощью госзакупок государство удовлетворяет свои нужды в тех или иных товарах, работах или услугах, обеспечивает и финансирует бюджетные и внебюджетные государственные учреждения. Помимо этого, цель государственных закупок - целевое и целесообразное использование бюджетных средств.
Роль государственных и муниципальных закупок весьма велика в любом государстве. Сама по себе оная является системой осуществления и обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, как отдельного муниципального или государственного учреждения, так и всего государства в целом. Данная система состоит из большого количества институтов и правовых элементов, каждый из которых осуществляет определённые функции.
Все мы, граждане Российской Федерации не могли не заметить, что в последнее время большое внимание уделяется проблемам проявления коррупции в Российском государстве. Коррупционные проявления в органах государственной и муниципальной власти создают социальную угрозу обществу, а также негативно влияют на общественные ценности и мораль, поэтому решения государственными и муниципальными служащими не вызывают доверия у граждан.
Коррупция наносит огромный ущерб для общества и для государства в целом, поэтому стоит глубже рассмотреть данную проблему и найти способы ее решения. Она процветает как в органах государственной власти, так и на муниципальном уровне. В настоящее время, коррупция впиталась и проникла метастазами во все Российское общество.
По информации Центра Антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, Россия занимает 119 место (из 168 стран- участников) по уровню восприятия коррупции. Наша страна набрала 29 баллов (100 баллов - самый низкий уровень коррупции). Средний показатель в Европе - 69 баллов, глобальный средний балл - 43. В настоящее время решение данной проблемы стоит на одном из первых мест в государственной политике.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования эффективной государственной контрактной системы посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования, сущности, содержания и особенностей реформирования контрактной системы содержатся в работах: Тасалова Ф.А., Смирнов В.И., Смотрицкой И.И., Каранатовой Л.Г., Сорокиным В.Ю., Черемухиным С.А., Станякиным С.В., Ивановой О.В., Филипповым А.П., Никифоровой Л.В., Деминой И.П., Фамиевой К.И., Шестопаловым Ю.П., и других.
Объектом исследования являются конфликтные общественные отношения, возникающие в связи с юридическим фактом коррупционного правонарушения в сфере государственных закупок; пробелы правового регулирования коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок.
Предметом исследования выступают правовые нормы, закрепляющие составы коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в анализе правонарушений коррупционной направленности в сфере государственных закупок, описываемых в различных отраслях права, обобщении выводов по данной проблеме, разработке рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовых актов и практики их применения.
Задачи исследования:
• рассмотреть особенности нормативное регулирование профилактики коррупции в сфере закупок для государственных нужд;
• раскрыть механизмы профилактики коррупции при организации закупок для государственных нужд;
• рассмотреть коррупционные риски и конфликт интересов при проведении закупок;
• сформулировать рекомендации по совершенствованию системы профилактики коррупции.
Нормативную базу магистерской работы составили нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция России, федеральное законодательство, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ.
Методологическая основа исследования. Одним из основных методов, использующихся в данном диссертационном исследовании, является метод диалектики. Также необходимым оказался формальный метод, позволяющий исследовать нормативный материал по рассматриваемой теме. Сравнительно-правовой метод позволил выделить механизмы и основания правонарушений в сфере госзакупок. Сочетание использованных методов позволило охватить нормативный материал, сделать вывод о реальной ситуации и теоретических моделях системы государственных закупок.
Теоретическая основа исследования. При анализе особенностей проведения государственных закупок были изучены труды Кичик К.В. [21], Немцовой Н.В. [28, 29], Нестеровича Н.В. и Смирнова В.И [30], Япуллина С.М [51] и т.д. Понятие «государственный контрат», действующее законодательство, регулирующее их юридическую ответственность, основания и механизмы их работы были рассмотрены в работах таких ученых, как: Агапов А. П. [1], Беляева О.А. [3], Галанов В.А. [12], Карпов В.А. [19], и др.
Зарубежные авторы также рассматривают вопросы размещения гсударственных заказов и вопросов коррупции в этой сфере, можно отметить работы Qiao Y., Wang C. [52], Walker H., Brammer S. [56].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• раскрыто понятие «государственный заказ» и его сущность на основе обобщения и анализа различных подходов к его понятию в рамках теории права и государства;
• рассмотрены особенности и виды государственных заказов и проявлений коррупции в этой сфере;
• охарактеризовано состояние современного законодательства регулирующего размещение государственных заказов и контактов;
Научная новизна исследования представлена в следующих обоснованных положениях, выносимых на защиту:
1. Коррупция является сложным явлением, проявляется в различных сферах общественных отношений, обусловлена рядом причин, и рассматривается как неблагоприятный фактор развития общества и государства. Коррупция является одной из основополагающих проблем, разрушающих экономику, благосостояние и социум в целом. Несмотря на то, что в стране издаются нормативные акты, направленные на ее снижение и полное искоренение, ее уровень не падает. Причина в том числе, в том, что в коррупции заинтересованы обе стороны: и чиновник, и взяткодатель. В обществе до настоящего момента отношение к коррупции как к чему то привычному и нормальному.
2 Система государственных закупок в стране необходима, с одной стороны для прозрачности и эффективности заключения государственных и муниципальных контрактов, с другой, она порождает множество коррупционных связей, который образуют систему. Данная система постоянно претерпевает изменение как количественно, так и по качественным характеристикам. Это не дает возможности правоохранительным органам быстро выявлять и пресекать такие правонарушения и преступления.
3. В систему субъектов антикоррупционной политики входят органы, управомоченные:
• разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в сфере антикоррупционной политики;
• осуществлять предупреждение коррупционных правонарушений;
• пресекать коррупционные правонарушения и применять меры ответственности за них;
• осуществлять правосудие по делам о коррупционных правонарушениях и применять иные законные меры разрешения конфликтов, связанных с такими правонарушениями;
• исполнять решения о возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
4. Чтобы повысить свои усилия по вопросу противодействия коррупции, госорганы должны концентрироваться на следующих направлениях:
• независимость судов;
• гарантии независимости СМИ;
• открытость, объективность в вопросах госзакупок;
• ликвидация ненужных запретов, ограничений в экономической сфере;
• повышение оплаты труда госслужащих;
• сокращение количества госслужащих с одновременным повышением качества привлекаемых кадров
5. Анализ нормативно-правовых актов, показал, что коррупционные правонарушения могут подразделяться на определенные категории, которые можно разграничить по методам и способам воздействия, выделим некоторые из них:
• коррупционные преступления, как социально-правовое явление со своими определенными признаками;
• деяние, именованное «коррупцией», является наказуемым преступлением, имеющее свой состав;
• существуют способы предупреждения, выявления, а также раскрытия, пресечения и расследования коррупционных нарушений;
• регламентируется выявление, а затем и устранение всех причин, относящихся к коррупционному поведению.
6. Анализ российской практики борьбы с преступлениями в сфере коррупции наглядно свидетельствует, что последствия коррупции опасны, в первую очередь тем, что происходит искажение коррумпированным госаппаратом социально-экономической политики государства.
Это проявляется в том числе в усложнении или создании препятствий при реализации прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов в точном соответствии с законом, и как следствие может привести, например, к отстранению от предпринимательской деятельности честных граждан и обвальному допуску к ней преступных элементов.
7. Рассмотренные проблемы и критерии эффективности позволяют судить о том, что в сфере государственных (муниципальных) закупок имеет место низкий уровень экономии, который с каждым годом снижается. Таким образом, противодействие коррупции требует дальнейшего совершенствования по рассмотренным направлениям.
8 Коррупционную деятельность стоит расценивать как нарушение конституционных принципов и устоев государства, должностные лица нарушают законодательство, ради удовлетворения личных потребностей. Системное понимание проблемы коррупции представляет собой совокупность всех видов коррупционной деятельности.
9 Нужно больше внимания уделять профилактике коррупционных правонарушений в сфере закупок. Под профилактикой коррупционных правонарушений применительно к государственной службе при осуществлении профилактических мероприятий в пределах, установленных действующим законодательством, можно понимать систему организационно-правовых, экономических, социальных и иных мер, необходимых и достаточных для выявления замышляемых и совершенных правонарушений, устранения причин и условий, способствующих реализации преступных замыслов виновных лиц, состоящих на государственной службе
Методологической основой исследования является системный подход. При исследовании планируются использоваться следующие методы: изучение первичной документации, сравнение, нормативный метод, анализ.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется, прежде всего, возможностью использования положений, сформулированных в диссертации, выводов при разработке соответствующего нормативно-правового регулирования юридической ответственности государственных гражданских служащих. Данные выводы помогают понять реальную ситуацию с объемами коррупции в сфере государственных закупок. Работа может быть использована для дальнейшего изучения оснований и механизмов преодоления коррупции в сфере государственных закупок.
Личный вклад автора в исследование заключается в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы, провел их анализ, подготовил предложения и оформил научную публикацию по теме исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в одной статье общим объемом 0,2 п.л.
Структура магистерской диссертации. Диссертационное исследование представлено в виде введения; основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 56 источников. Материал исследования изложен на 82 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день в науке описаны несколько подходов к явлению коррупции, в каждом из которых дано и определение данного феномена. М.В. Шедий в своей статье дает характеристику трем основным теоретическим подходам к определению коррупции.
По мнению других она заключается в несовершенстве законодательства, которое усугубляет деградацию личности. Третьи считают, что причины коррупционного поведения лежат в экономической сфере
В целом коррупцию можно определить, как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Она связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственными и частными структурами не могут обеспечить полноценное функционирование системы и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями.
Коррупция на сегодняшний день присутствует во всей системе государственной и муниципальной службы, тем самым разлагая весь государственный аппарат, вызывая недовольство и негативное отношение всего общества к власти.
Активно ведется разработка и усовершенствование законодательной базы по противодействию коррупции, тем самым показывая актуальность данной проблемы.
Нами были рассмотрены вопросы коррупции как социально - правового явления и сделаны следующие выводы:
• коррупционную деятельность стоит расценивать как нарушение конституционных принципов и устоев государства, должностные лица нарушают законодательство, ради удовлетворения личных потребностей. Системное понимание проблемы коррупции представляет собой совокупность всех видов коррупционной деятельности;
• лица, замещающие государственные должности организуют целые коррупционные сети, которые состоят из финансовой структуры, группы чиновников и защиты таких коррупционных сетей, тем самым пронизывая всю власть государства;
• коррупционные проявления стоит расценивать как использование должностных прав в своих интересах, в угоду государству и обществу.
Государственные закупки (сокращенно госзакупки) — закупки товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд
Система гос. закупок активно поддерживается государственными предприятиями и компаниями. С её помощью их представители занимаются поиском поставщиков, а понятие закупок практически не имеет ограничений. Речь может идти о любом их масштабе: канцелярские товары или строительные материалы для возведения грандиозного городского объекта.
На сегодняшний день общая доля гос. закупок, в которых принимают участие владельцы малого и среднего бизнеса, составляет более 15%. В ближайшее время будет наблюдаться её интенсивный рост.
Основной закон нормативной документации по регулированию деятельности в сфере Государственных закупок является 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере госзакупок», а также Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Вся совокупность законодательных актов является базисом противодействия коррупции в сфере госзакупок, имеющих отличие лишь по способам применения правового воздействия. Коррупция как противоправное деяние определяется в конституционном и международном праве.
Юридическое закрепление законодательными актами такого противоправного и антисоциального явления как коррупция, осуществляет особый вклад в антикоррупционную политику и практику по предупреждению, выявлению и устранению причин коррупции в государственных и муниципальных органах нашего государства.
Термин «коррупционное правонарушение в сфере государственных закупок» на сегодняшний день не получил широкого распространения в научной лексике. Он наиболее точно отражает содержание состава преступления, выражающееся в противоправном нарушении правил государственных, муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. Использование подобного наименования существенно снизит количество ошибок при квалификации преступных деяний.
Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44- ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках.
Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере государственных закупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС. Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС». Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.
На наш взгляд, коррупция в сфере государственных закупок не новшество. Более того, с каждым годом все сильнее коррупция проникает во многие сферы и институты права. Полностью искоренить коррупцию невозможно, по крайней мере на данный момент это не удалось ещё не одной стране.
С каждым годом растёт процент сокращений, уровень безработицы становится все выше, зарплаты в государственных организациях стоят на месте, не смотря на то что цены возрастают ежемесячно, и выживать и содержать свою семью становится все сложнее.
В Государственную Думу ФС РФ 30 августа 2019 года внесен законопроект, который вводит в законодательство понятие "коррупционное правонарушение", информирует ТАСС на основании базы данных нижней палаты российского парламента.
Антикоррупционная политика по большей части предусматривает создание, и принятие определенных запретов, ограничений, должностных обязанностей лиц, занимающих государственные и муниципальные посты, поэтому данная цель реализуется при помощи административно-правового регулирования.
Из немалого количества причин способствующих появлению коррупционных преступлений в деятельности государственных служащих является не качественная нормативно правовая основа, которая не редко противоречит с нормами российского права смежных отраслей.
Отметим, что действующая нормативная правовая база недостаточно эффективно регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги.
Под профилактикой коррупционных правонарушений применительно к государственной службе при осуществлении профилактических мероприятий в пределах, установленных действующим законодательством, можно понимать систему организационно-правовых, экономических, социальных и иных мер, необходимых и достаточных для выявления замышляемых и совершенных правонарушений, устранения причин и условий, способствующих реализации преступных замыслов виновных лиц, состоящих на государственной службе.
Анализируя вышеизложенные данные, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты по противодействию коррупции, создают основной фундамент, с помощью которого уполномоченные органы могут осуществлять свою профессиональную деятельность по борьбе с коррупцией.


1. Агапов А.П. Административное право / А.П. Агапов. - М.: Юрайт, 2018. - 874с.
2. Белов, В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. [Текст]/ М.: Норма, 2014. С.260.
3. Беляева, О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. [Текст]/ М.: ИД «Юриспруденция», 2018. 310 с.
4. Бастрыкин, А.И. Правовые проблемы борьбы с коррупцией // Рос. следователь. 2017. № 24. С. 6 - 10
5. Борисов, А.Н., Краев Н.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». [Текст]/ М.: Деловой двор, 2016. С.157.
6. Брагинский, М.И., Витрянский В.В. Договорное право. [Текст]/ Книга первая: общие положения. 3-е изд., стер. М.: Статут, 2018. С.401.
7. Бурханов, У.А. Государственные закупки. [Текст]/ - Учебное пособие// Ташкент 2017 год. 241 с.
8. Витрянский, В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре [Текст]/ Кодификация российского частного права / под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2014. С.151
9. Воронцов, С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ [Текст]/ Социум и власть. 2018. № 1. С. 30-37.
10. Восканян, Р.О., Ордов К.В. Развитие инновационных предприятий в период импортозамещения // Экономика устойчивого развития. 2019. 13 (27). С. 106 - 109.
11. Восканян, Р.О. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2018. Т. 5. 1 4. С. 40—44.
12. Галанов, В.А. Государственные закупки и конкуренция [Текст]/ В.А. Галанов, О. А. Гришина, С.Р. Шибаев. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 60.
13. Даниленко, В.П. Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные проблемы русской терминологии. М.: Наука, 2018. С. 126.
14. Демкина, А.В. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций. [Текст]/ М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. С.128.
15. Ершова, И.В. Предпринимательское право. [Текст]/ 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2016. С. 11.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ