Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Банковский сектор как главный драйвер цифровой трансформации экономики и общества

Работа №119411

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

банковское дело и кредитование

Объем работы100
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ цифровизации банковского сектора Узбекистана.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………
1 Теоретические аспекты развития банковского сектора в условиях современной цифровой экономики………………………………………
1.1 Понятие и содержание цифровых технологий в банковском секторе…………
1.2 Понятие и формы цифровой трансформации
1.3 Отечественный и зарубежный опыт применения организациями финансового сектора цифровых технологий…………………………….
2 Оценка современного состояния банковского сектора и тенденций цифровой трансформации в Республике Узбекистан…
2.1 Анализ банковского сектора Узбекистана и оценка его цифровизации…………………
2.2 Формы и методы внедрения цифровых технологий в банках Узбекистана……
3 Направления развития цифровой трансформации в банковском секторе…
3.1 Анализ перспективных направлений цифровой трансформации банков……………………
3.2 Перспективные направления и тенденции цифровой трансформации банковского сектора Узбекистана……………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………
Приложение…………………………………………………………………


Актуальность темы исследования обусловлена ролью цифровой трансформации в различных сферах экономики и общественной жизни. Последнее десятилетие ознаменовалось развитием цифровых технологий, инструментов и средств, направленных на автоматизацию, обеспечение удаленного доступа, информатизацию и цифровизацию всех сфер. Одной из наиболее требовательных сфер к новым технологиям является банковский сектор. Прошедшие годы много чего изменили в мировом банковском секторе, пандемия и санкции, все это оказало существенное влияние на необходимость трансформации, обеспечению удаленного доступа, а с другой стороны по локализации банковского сектора в условиях санкционных ограничений. Изменения коснулись и потребительских запросов, так как современный потребитель значительно расширил каналы получения банковских услуг, в связи с чем, назрела необходимость в адаптации технологий под изменения внешней среды и потребительским запросам.
В данной магистерской диссертации рассматриваются основные тенденции развития банковского сектора в условиях современной цифровой экономики. В связи с этим, следует рассмотреть основные тренды цифровизации банковского сектора, внедрения банками новых технологий, изменения в перечень банковских продуктов и моделей обслуживания в условия активного внедрения современных технологий. В результате изучения отечественной и зарубежной практики внедрения новейших технологий необходимо выявить направления дальнейшей цифровизации банковского сектора и их влияние на развитие банковской системы.
Проведенное в рамках данной магистерской диссертации исследование, позволило определить направления трансформации бизнес-процессов в банке под влиянием технологий, которые позволят решить ряд проблем. К таким технологиям относится блокчейн, внедрение искусственного интеллекта, Р2Р-кредитование, робоэдвайзинг и иные технологии. В результате проведенного исследования был проведен анализ перспектив развития цифрового банка и внедрение новейших технологий в банковский сектор Узбекистана.
Объектом исследования в магистерской диссертации является банковский сектор Республики Узбекистан.
Предмет исследования составляют теоретические аспекты, организационные основы и тенденции развития банковского сектора в условиях цифровой экономики.
Цель магистерской диссертации – изучить тенденции развития банковского сектора Узбекистана в условиях цифровой экономики, выявить тенденции его развития и предложить направления развития банковского сектора с использованием новейших цифровых технологий.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Определить понятие и содержание банковского сектора.
2. Обозначить понятие и формы цифровой трансформации в банковской сфере.
3. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения организациями финансового сектора цифровых технологий.
4. Провести анализ банковского сектора Узбекистана и оценка его цифровизации
5. Обобщить формы и методы внедрения цифровых технологий в банках Узбекистана.
6. Провести анализ перспективных направлений цифровой трансформации банков.
7. Предложить перспективные направления и тенденции цифровой трансформации банковского сектора Узбекистана.
Научная новизна исследования заключается в:
– обобщении современных тенденций развития банковского сектора в условиях цифровой экономики;
– разработке практических рекомендаций по внедрению цифровых технологий в банковский сектор Республики Узбекистан.
Теоретическую основу исследования составили публикации по теме исследования таких авторов как И.В. Ващекина, Н.А. Ковалева, И.А. Лебедева, Д.М. Литвинов, И.И. Бычкова, Л.А. Петрова, а также данные аналитических исследований о цифровизации банковского сектора.
Методологическую основу исследования составили методы общенаучного исследования, сравнения, анализа, методы статистического, математического анализа, моделирования и аналогии, структурно-системный подход, системный анализ, метод классификации, абстрагирования, логический метод.
В соответствии с требованиями работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В магистерской диссертации были рассмотрены основные аспекты цифровизации и проведен анализ современных форм и направлений развития цифровизации банковского сектора в Республике Узбекистан. Проведенный анализ позволил сформулировать выводы.
Анализ теоретических аспектов цифровизации показал, что цифровизация – это преобразование информации в цифровую форму и одновременно изменение операционных моделей в отдельной сфере и бизнес-процессе. В свою очередь, цифровая трансформация представляет собой внедрение современных цифровых технологий, решений и продуктов, от интеллектуальных, информационных систем и решений, то целых экосистем банков. Они включают целую экосистему, включая бизнес-модель, корпоративную культуру организации и иных участников рынка
Был проведен анализ сфер цифровизации банковского сектора. Обозначено, что сферами цифровизации банков является цифровое дистанционное банковское обслуживание клиентов (ДБО). Развитие цифровых технологии существенно расширяет используемые цифровые банковские решения на основе схем «интернет-банк» и «клиент-банк».
Проведенный анализ показал, что преимущества цифровизации банковского сектора очевидны как для банка, так и для его клиентов. Одним из важнейших преимуществ для банков цифровизации – это повышение конкурентоспособности. Для банков факторами конкурентоспособности являются внедрение новых продуктов и появления новых идей, а высокая конкуренция на рынке банковских услуг вынуждает банки совершенствовать свою деятельность, в том числе и внедрением новых технологий.
Анализ зарубежного опыта в сфере цифровизации банковского сектора позволил выделить страны лидеры: Турция, Испания, Сингапур. Было обозначено, что Россия входит в десятку стран лидеров по цифровизации банковского сектора. Анализ показал, что основными направлениями цифровизации банковского сектора России являются: создание безопасного финансового рынка; развитие и внедрение цифровых технологий доступа к данным; развитие финансовой грамотности населения; развитие внутренней и внешней платежной среды; формирование благоприятных условий для развития финтех-инноваций; внедрение технологий «невидимые финансы»; внедрение облачных технологий; развитие блокчейн-технологий; развитие банковских экосистем; развитие банковских услуг на базе новых технологий и иные направления.
Во второй главе исследования проведен анализ цифровизации банковского сектора Республики Узбекистан. Анализ показал, что в Узбекистане развитию банковского сектора уделяется важное значение. Особенностью банковского сектора Узбекистана является централизация и высокая доля государственных банков, активы которых составляют 81 % в общей величине активов. В целом оценивая ликвидность и эффективность банковского сектора страны то ЦБ оценивает ее «на достаточно хорошем уровне». Также была обозначена высокая ликвидность и динамика развития банковского сектора Узбекистана.
Изучение направлений цифровизации банковского сектора позволило определить направления цифровизации банковского сектора, которые показали, что в стране реализуется Стратегия цифровизации направленная на развитие цифровых инструментов, в том числе и в банковской сфере. Анализ показал, что значительная часть банков Узбекистана предоставляют широкий возможности для использования цифрового банкинга, тем не менее был обозначен невысокий уровень цифровизации банков.
Результаты SWOT анализа выявили сильные стороны и обозначить дальнейшие направления цифровизации. Обозначено отсутствие возможности проводить депозитные операции в мобильном банкинге в отдельных банках, сложность банковской ИТ инфраструктуры и ряд других проблем. По операциям мобильного банкинга достаточно низкий уровень цифровизации. Кроме того, обозначено, что дистанционными банковскими услугами в стране пользуются около 22 млн населения.
Все это обусловило необходимость разработки направлений по развитию цифровизации банковского сектора Узбекистана. Получены практические результаты оценки и анализа развития банковских инноваций в Республике Узбекистан, позволяющие определить состояние, динамику, проблемы и перспективы развития белорусского рынка ДБО. В настоящее время высокий удельный вес демонстрируют услуга интернет-банкинга для физических и юридических лиц, а также высокие темпы роста мобильного банкинга. В процессе исследования выявлены необходимые меры для совершенствования дистанционных обслуживания и повышения их эффективности: развитие клиенто-ориентированного подхода к предоставлению ДБУ, обеспечение безопасности осуществления операций, повышение цифровой и финансовой грамотности населения, улучшение качества и снижение стоимости услуг.



1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (с изм. и доп. от 28.12.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 07.04.2023).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436693/ (дата обращения: 05.04.2023).
3. Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» от 11 ноября 2019 г. № ЗРУ-582 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lex.uz/docs/4590456 (дата обращения: 05.04.2023).
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 13.05.2020 г. «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4811037 (дата обращения: 07.04.2023).
5. Постановление Президента от 03 июля 2018 года №3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/3806048?ONDATE=24.07.2021 (дата обращения: 04.05.2023).

Монографии, учебники, учебные пособия

6. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник. М.: Юрайт 2018. – 387 с.
7. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.
8. Кибербезопасность в условиях электронного банкинга : практическое пособие / под ред. П. В. Ревенкова. – Москва : Прометей, 2020. – 522 с.
9. Ковалев, П. П. Банковский риск-менеджмент : учебное пособие / П. П. Ковалев. – 2-e изд., перераб. и доп. – Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2019. – 320 с
10. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие для вузов / О. И. Ларина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 234 с.
11. Мануйленко, В.В. Модели оценки экономического капитала коммерческого банка : монография / В. В. Мануйленко. – Москва : Финансы и Статистика, 2021. – 264 с.
12. Осмонова, А.А. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Бишкек. 2014. – 104 с.
13. Цифровая экономика: Учебник для вузов / Под ред. И.А. Хасаншина. М.: Горячая линия – Телеком, 2019. 288 с
Статьи в периодических изданиях и сборниках
14. Абдрасулова, Ж. Ж., Абдрасулова, С. Ж. Цифровизация банковского сектора экономики: проблемы и пути совершенствования / Ж.Ж. Абдрасулова // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №3. С. 288–294.
15. Азизкулов Д.М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке// Вектор экономики. – 2018. – № 3 (21). – С 62-65.
16. Баранов, Д.Н. Сущность и содержание категории «цифровая экономика» / Д.Н. Баранов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. №2 (25). – С. 90-98.
17. Ващекина, И.В. Применение международного опыта цифровой трансформации в дистанционном банковском обслуживании / И.В. Ващекина // Международная торговля и торговая политика. 2020. №4 (24). – С. 54-59.
18. Ванкевич, Я.В. SWOT анализ цифровизации банковского сектора / Я.В. Ванкевич // БГУ. – 2020. –№ 4. – С. 140-142.
19. Жасур, Б.У. Трансформационные процессы в банковской системе Республики Узбекистан / Б.У. Жасур // Academic research in educational sciences. 2021. №2. – С. 90-98.
20. Ковалева, Н.А. Актуальные аспекты модернизации банковского сектора в условиях современной экономики / Н.А. Ковалева // Финансовые рынки и банки. – 2020. – № 2. – С. 54-59.
21. Лебедева, И.А. Цифровая трансформация банковского сектора России: возможности и риски для банков и их клиентов / И.А. Лебедева // Социальные новации и социальные науки. 2022. №1 (6). – С. 74-84.
22. Лебедева, М.Е. Цифровая зрелость банковского сектора в различных странах / М.Е. Лебедева // Известия СПбГЭУ. 2021. №4 (130). – С. 35-44.
23. Литвинов, Д.М. Модель цифровой зрелости банковских организаций / Д.М. Литвинов // Экономика и право. № 12. – 2021. – С. 64-70.
24. Махмудова, Г.Н. Анализ и стратегия развития банковской системы Узбекистана в условиях цифровизации экономики / Г.Н. Махмудова // π-Economy. 2021. №1. – С. 47-57.
25. Митрохин, В.В. К вопросу о классификации системы дистанционного банковского обслуживания // Финансы и кредит. 2018. №17 (497). – С. 54-59.
26. Петрова, Л.А. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов / Л.А. Петрова // Финансовый журнал. 2020. №3. – С. 76-80.
27. Павец, Е.А. Перспективы развития систем дистанционного банковского обслуживания в Республике Беларусь / Е.А. Павец, Л.К. Голенда // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы Х Междунар. научно-практич. конф. студентов / Под ред.: Короленок Г.А., Морозевич О.А. и др. / УО «Белорусский Государственный экономический университет». — Минск, 2017. — 119 c.
28. Решетов К.Ю., Лосев М.В. Цифровизация в банковской сфере / К.Ю. Решетов // Вестник НИБ. 2021. № 43. – С. 90-98.

Диссертации и авторефераты диссертаций

29. Бычкова, И.И. Цифровизация банковских продуктов как основа формирования экосистемы банка: дисс. канд. экономич. наук: 08.00.10 / И.И. Бычкова. – Москва, 2021. – 180 с.
30. Охлопков, А. В. Инновации в сфере предоставления банковских услуг: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.12 / А.В. Охлопков; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. — Москва, 2011. — 193 с.
31. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. М.: Изд-во Российской академии наук, 2017. –64 с.

Материалы интернет-сайтов

32. Банковская система Узбекистана: обзор и перспективы [Электронный реcурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2021/12/01/bank-system/ (дата обращения: 05.04.2023).
33. Исследование цифровой зрелости банков SDI360 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdi360.ru/banks (дата обращения: 05.04.2023).
34. Использование блокчейна в банковской сфере // Блокчайн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blockchain3.ru/ blokchejn/ispolzovanie-blokchejna-v-bankovskoj-sfere/. (дата обращения: 07.04.2023).
35. Медиахолдинг ПЛАС и Ассоциация ФинТех Узбекистана расширяют сотрудничество в Центральной Азии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plusworld.ru/articles/50002/ (дата обращения: 05.04.2023)
36. Неравенство и супераппы: как устроен финтех-рынок Узбекистана и чего там не хватает [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/475829-neravenstvo-i-superappy-kak-ustroen-finteh-rynok-uzbekistana-i-cego-tam-ne-hvataet (дата обращения: 04.04.2023).
37. Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 гг. Москва 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/131360/oncfr_2022-2024.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
38. Сведения об основных показателях коммерческих банков по состоянию на 1 марта 2023 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/906444/ (дата обращения: 05.04.2023).
39. Семеко, Г.В. Искусственный интеллект в банковском секторе: возможности и проблемы / Г.В. Семеко // Социальные новации и социальные науки. – Москва : ИНИОН РАН, 2021. – № 2. – С. 81–97.
40. Тренды банковской информатизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%. (дата обращения: 05.04.2023).
41. Цифровые тренды в регионе СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elsv.ru/tsifrovye-trendy-v-regione-sng/ (дата обращения: 10.04.2023)
42. Цифровая трансформация банка в Узбекистане: эволюционная модель от Fido-Biznes [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plusworld.ru/journal/2021/plus-4-2021/tsifrovaya-transformatsiya-banka-v-uzbekistane-evolyutsionnaya-model-ot-fido-biznes/ (дата обращения: 05.04.2023).
43. Цифровизация государственных сервисов Узбекистана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cdo2day.ru/practice/uzbekistan-cifroviziruet-gosudarstvennye-servisy/ (дата обращения: 10.04.2023)
44. Уязвимости и угрозы мобильных банков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/vulnerabilities-mobile-banks-2020/ (дата обращения: 05.04.2023).
45. Deloitte «Digital Banking Maturity 2020» Уровень цифровой зрелости банков. 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://ict.moscow/static/pdf/files/DBM_2020_rus.pdf
46. Lipton A., Shrier D., Pentland A. Digital banking manifesto: The end of banks? URL: https://www.getsmarter.com/blog/wp-content/uploads/2017/07/mit_digital_bank_manifesto_report.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
47. Cleverik запустила проект по внедрению CRM-системы в крупнейшем банке Узбекистана - АКБ «Агробанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/281666790 (дата обращения: 10.04.2023).
48. Mobile Banking Rank Узбекистан 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.markswebb.ru/report/mobile-banking-rank-uz-2022/#anchor-about (дата обращения: 07.04.2023).
49. BSS отчиталась о новых бизнес-победах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bssys.com/about/press-center/newsc/bss-otchitalas-o-novykh-biznes-pobedakh (дата обращения: 10.04.2023).
50. Neoflex и FinExtra Group завершили первый этап проекта по трансформации управления рисками для «Народного банка» в Узбекистане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/282046250 (дата доступа: 10.04.2023).
51. FIS «Система управления операционными рисками» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fisgroup.ru/products/risk-management/upravlenie-riskami/ (дата обращения: 10.04.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ