Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности 9
1.1 Исследования проблемы развития детского творчества 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности 14
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности 22
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности 32
2.3 Определение результативности психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности 49
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение А Пособия для музыкально-ритмических движений: флажки, ленты на кольцах, гимнастические ленты 61
Приложение Б Фото-мастер-класс «Гимнастические ленты» 62
Приложение В Картотека иллюстраций для музыкальной деятельности 63
Приложение Г Атрибуты для танцевальной деятельности 64
Приложение Д Примеры музыкальных лэпбуков 65
Приложение Е Оформление музыкального зала 66
Приложение Ж Музыкальное пособие «Матрешка» из фетра 67
Приложение И Шумовые инструменты 68
Приложение К Сценические костюмы 69
Приложение Л Фото мастер-класса «Головные уборы и передники курочки и петушка» 70
Приложение М Примеры бумажных шапочек и масок 71
Приложение Н Календарное планирование музыкальной деятельности в подготовительной к школе группе на 2019-2020 уч. Год 72
Приложение П Конспекты непрерывной образовательной деятельности (музыкальные занятия) 77
Приложение Р Театрализованное представление «Сосулька-Завидулька и тетушка Непогодушка» 106
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных организаций должны предоставить возможность всем своим воспитанникам проявить творческий потенциал, создавать условия для развития способностей обучающихся, что является необходимостью для активной жизнедеятельности в высоко технологичном, быстро меняющемся мире. На развитие творческой личности ориентирует и социальный заказ общества, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а также в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Однако, присутствие в современном обществе фактов бездуховности, жестокости, снижения нравственного уровня, вызывают все большую тревогу. Возникает необходимость создания условий для саморазвития, духовного самосовершенствования, развития творческого потенциала каждого ребёнка. Как подчеркивают исследователи (А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина) наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей является старший дошкольный возраст. Потенциальными возможностями в данном процессе обладает музыкальная деятельность.
Т.В. Скопцова в своем исследовании отмечает, что эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
В отечественной дошкольной педагогике исследованы процесс и методы эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей: Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, И.В. Груздова, Е.А. Дубровская, Л.Н. Комисарова, О.П. Радынова и другие.
Вопросы использования педагогами инновационных форм и методов творческого развития обучающихся изложены в работах В.А. Бухвалова, А.С. Границкой, В.А. Левина, Т.А. Сидорчук. При этом такие педагоги и психологи, как А.С. Белкин, Р.М. Грановская, А.М. Матюшкин, Г.М. Романцев и другие, считают, что современная система образования на сегодняшний день испытывает острый дефицит в творческой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о накоплении научной базы положений, характеризующих закономерности развития творческих способностей, но психолого-педагогические условия их развития у детей в музыкальной деятельности в дошкольной образовательной организации недостаточно разработаны. В настоящее время существует проблема нехватки кадров, а именно специалистов по музыкальному воспитанию в детском саду. Поэтому, исследование психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности, в обеспечении которых участвует не только музыкальный руководитель, но и другие участники образовательного процесса (воспитатели, родители), особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет творческих способностей в разных видах деятельности и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса в музыкальной деятельности.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности возможно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
• организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию творческой активности, инициативы и самостоятельности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности;
• определение содержания, форм и методов работы по развитию компонентов творческих способностей детей 6-7 лет (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) в разных видах музыкальной деятельности;
• вовлечение участников образовательного процесса (воспитателей, родителей) в совместные с музыкальным руководителем формы работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет в музыкальной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей 6-7 лет в музыкальной деятельности.
3. Выделить, обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ эмпирических данных.
Теоретические основы исследования:
• положения психолого-педагогических исследований по проблемам развития способностей (А.Л. Леонтьев, Н.С. Лейтес, К.Н. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);
• положения исследований в области развития музыкальных способностей (Н.А. Ветлугина, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова);
• положения исследований по вопросам эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей средствами музыкального искусства (Н.А. Ветлугина, И.А. Дзержинская, Е.А. Дубровская, Л.Н. Комисарова, О.П. Радынова).
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет компонентов творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: описаны психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
Практическая значимость заключается в возможности использования апробированных материалов исследования музыкальными руководителями и воспитателями при построении работы в дошкольной образовательной организации по развитию у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
Экспериментальная база: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 Городской округ «Город Петровск-Забайкальский».
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, включающего 53 наименования, и 14 приложений. В тексте представлены 3 рисунка, 9 таблиц.
Анализ теоретических основ проблемы и проведенная экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы.
Развитие творческих способностей детей возможно в процессе активной музыкальной деятельности, направленной на расширение, преобразование и углубление имеющегося музыкального опыта дошкольников. Благодаря музыкальной деятельности дети старшего дошкольного возраста выражают свои впечатления от музыкальных произведений, проявляют инициативу, самостоятельность и творчество.
Детское музыкальное творчество обладает выразительной и изобразительной функциями. Творческие способности детей в музыкальной деятельности развиваются поэтапно. На первом этапе ребенок получает необходимую установку для музыкальной деятельности. У него начинают складываться первые впечатления от просмотра и прослушивания музыкальных произведений, появляется интерес к созданию новых музыкальных образов. В ходе второго этапа ребенок выполняет задания, которые развивают самостоятельность в сочинении музыкальных произведений. На третьем этапе ребенок приобретает умения использовать музыкальные произведения собственного сочинения.
Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности проводилось на базе МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 9 Городской округ «Город Петровск- Забайкальский». Выборка состояла из 24 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет. Для исследования было сформировано две группы. В контрольную группу вошли 12 детей, которые посещают музыкальный кружок, в экспериментальную группу вошли 12 детей, которые не получают дополнительное музыкальное образование.
Экспериментальное исследование включало 3 этапа.
1- й этап - констатирующий. Цель деятельности на констатирующем этапе эксперимента заключалась в выявлении уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
2- й этап - формирующий. В ходе формирующего этапа были апробированы психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 компонентов творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
3- й этап - контрольный. Целью контрольного этапа эксперимента являлось изучение динамики развития творческих способностей детей 6-7 лет в музыкальной деятельности.
Для диагностики использовалась методика, разработанная К.В. Тарасовой, которая позволяет выявить уровень развития показателей творческих способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Каждый показатель выявлялся с помощью четырех диагностических заданий, отобранных в соответствии с возрастными возможностями детей 6-7 лет.
Констатирующий эксперимент показал, что дети, вошедшие в экспериментальную группу, имеют в основном низкий (50%) и средний (42%) уровни развития творческих способностей в музыкальной деятельности.
Целью формирующего этапа эксперимента являлось развитие у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности. Для достижения данной цели были выделены и апробированы следующие психолого-педагогические условия:
• организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию творческой активности, инициативы и самостоятельности детей 6-7 лет в музыкальной деятельности;
• определение содержания, форм и методов работы по развитию компонентов творческих способностей детей 6-7 лет (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма) в разных видах музыкальной деятельности;
• вовлечение участников образовательного процесса (воспитателей, родителей) в совместные с музыкальным руководителем формы работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет в музыкальной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленный на развитие у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности. Была обогащена развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и группы материалами для активизации инициативы и творчества детей в разных видах музыкальной деятельности. В процессе непрерывной образовательной деятельности проводилась работа по развитию у детей слухового внимания, ритма, памяти, выразительности движений, певческих навыков. Воспитатели и родители были вовлечены в совместные с музыкальным руководителем формы работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет в музыкальной деятельности.
Целью контрольного этапа эксперимента являлось выявление динамики развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности. Контрольный эксперимент показал, что дети, вошедшие в экспериментальную группу, продемонстрировали высокий (42%) и средний (58%) уровни развития творческих способностей. Данная положительная динамика является показателем результативности выделенных и апробированных психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет творческих способностей в музыкальной деятельности.
Положения гипотезы в ходе экспериментальной работы нашли подтверждение, цель достигнута, задачи исследования решены.
1. Аверин В. А. Психология личности : учебное пособие. СПб. : Издательство Михайлова В. А., 2001. 192 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Том 2; под редакцией Н. А. Логиновой. СПб.: СПбГУ, 2007. 549 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованный игры дошкольников : книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1991. 127 с.
4. Атемаскина Ю. В. Профессиональные объединения педагогов в современном дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я. 2007. № 4. С. 48-54.
5. Блохина О. В. Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-игрового творчества. БелРИПКППС, 2008. 115 с.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1967. 415 с.
8. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности. М. : Издательство АПН РСФСР, 1958. 248 с.
9. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. М. : Просвещение, 1974. 175 с.
10. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду : учебник для учащихся педагогических училищ; под редакцией Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1989. 270 с.
11. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2008. 96 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
13. Галянт И. Г. Музицирики. Игры со звуком и голосом для развития детского творчества : учебно-методическое пособие. Челябинск : Цицеро, 2009. 42 с.
14. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.
15. Девятова Т. Н. Звук-волшебник. Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 208 с.
...