Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 7
1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста . ... 7
1.2 Роль и значение рекреационных мероприятий для детей и подростков 10
1.3 Виды рекреационных мероприятий, реализуемых на базе общеобразовательной школы с детьми среднего школьного возраста . 14
Глава 2 Организация и методы исследования 18
2.1 Методы исследования 18
2.1.1 Анализ и систематизация литературных данных 18
2.1.2 Педагогический эксперимент 18
2.1.3 Педагогическое тестирование 19
2.1.4 Психологическое тестирование 19
2.1.5 Педагогическое наблюдение 19
2.1.6 Методы математической статистики 20
2.2 Организация исследования 21
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1 Сравнительный анализ физических и психических качеств
экспериментальных и контрольной групп 23
3.2 Программа рекреационных мероприятий для детей среднего
школьного возраста 28
3.3 Влияние разработанной программы рекреационных мероприятий на
физические и психические качества учащихся средних классов 32
Заключение 42
Список используемых источников 43
Приложение А Методика САН 46
Актуальность. Основное значение рекреационных мероприятий - поддержание физического и психического здоровья человека. Рекреация включают в себя комплекс мероприятий, направленных на оздоровление и полезный отдых.
Вызовы и сложности XXI века привели к тому, что сегодняшние дети слабее как физически, так и эмоционально детей предыдущих поколений. Ученые доказали важность рекреации для обоих вышеупомянутых проблем.
Безусловно, рекреационные мероприятий способствуют формированию физического здоровья ребенка, например, поддерживают в норме вес ребенка, увеличивают мышечную силу, гибкость и выносливость, а также снижают уровень холестерина, поддерживают здоровье сердечно-сосудистой системы.
Кроме того, рекреационные мероприятия направлены также и на формирование психического здоровья, которое имеет важное значение для общего физического здоровья. Рекреационные мероприятия эффективно помогают справиться со стрессом, уменьшить нервозность и депрессию. Также рекреация повышает мотивация к обучению, снимая напряжение и беспокойство, способствуя эмоциональной стабильности и устойчивости. Занятия помогают учащимся стать более самостоятельными и дисциплинированными.
Согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04. № 170-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление - это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований"[17].
Очевидна значимость рекреационных мероприятий для детей и подростков. В тоже время существует проблема недостаточной мотивации детей к любым видам физической активности. Поэтому школа должна выступать местом эффективной реализации рекреационных мероприятий.
По мнению специалистов по физическому воспитанию рекреационные мероприятия - это универсальный метод с большим потенциалом для успешного обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. А эффективно разработанная программа позволит повысить эффективность оздоровления, отдыха, воспитания, а также развитие физической активности детей среднего школьного возраста.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили положения о физическом развитии детей и подростков и их возрастных особенностях Апанасенко Г.А., Ашмарина Б.А., Выготского Л.С., Головиной Л.Л., а также положения об организации рекреационной деятельности Арпентьевой М.Р., Вифлеемского А.Б., Голаева М.М., Колотовой Е.В.
Объект исследования - процесс формирования физической активности детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - реализация программы рекреационных занятий.
Цель исследования - исследование эффективности разработанной программы рекреационных занятий на развитие показателей физической активности детей среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Разработать программу рекреационных занятий для детей среднего школьного возраста.
2) Определить ее эффективность на развитие физической активности детей среднего школьного возраста экспериментальным путем.
В основу исследования положена гипотеза: Разработанная программа рекреационных мероприятий будет способствовать эффективному оздоровлению и отдыху детей, а также развитию физической активности детей среднего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ и систематизация литературных данных,
- Педагогический эксперимент,
- Педагогическое тестирование,
- Психологическое тестирование,
- Педагогическое наблюдение,
- Методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрены возрастные особенности детей среднего школьного возраста, определены роль и значение рекреационных мероприятий, выделены виды рекреационных мероприятий, реализуемых на базе школы. Данный анализ литературных источников подтвердил значимость рекреационных мероприятий и стал основой в создании внеурочных рекреационных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для развития физических качеств детей и подростков, а также поддержания в норме их психического состояния. Разработанная программа рекреационных мероприятий «Активные и здоровые» была успешно внедрена, а ее эффективность была подтверждена экспериментально, программа может быть использована учителями физической культуре в их практике.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 47 страниц печатного текста и содержит - введение, три главы, заключение, список используемых источников и приложение
В результате проведенного анализа литературы были рассмотрены возрастные особенности детей среднего школьного возраста. В настоящее время существует проблема недостаточной физической активности, которая является необходимой для укрепления здоровья детей и подростков.
Рекреационные мероприятия являются отличным средством для развития социальных, коммуникативных, творческих и самое главное физических навыков. Посещение таких мероприятий позволяет детям вести здоровый образ жизни и формирует положительное отношение к физическим упражнениям.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента были организованы тестирования для выявления уровня их физической подготовки, а также психологическое тестирование по методике САН для выявления их психологического состояния. Результаты контрольной и экспериментальной групп не показали значительные изменения и могут считаться однородными.
На формирующем этапе педагогического эксперимента дети экспериментальной группы посещали в течении полугода внеурочную деятельность «Активные и здоровые». Для данной внеурочной деятельности нами была разработана программа, направленная на развитие их физических навыков и повышения уровня физической активности.
Экспериментально установлено положительное влияние посещение внеурочной деятельности «Активные и здоровые» на развитие физических качеств и показатели физической подготовленности детей среднего школьного возраста.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Практические рекомендации. Программа, разработанная в рамках данного исследования, может быть использована общеобразовательными школами для организации внеурочных рекреационных занятий.
1. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г.А. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.
2. Арпентьева, М.Р. Психолого-педагогические аспекты рекреации и забота о телесном капитале [Текст] / М.Р. Арпентьева, А.И. Тащева, С.В. Гриднева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №1. С. 7-13
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин- - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 356 с.
4. В Самаре эксперты обсудили проблемы избыточного веса у детей [Текст] // Министерство здравоохранения Самарской области. 2018
5. Вифлеемский, А.Б. Совершенствование государственного
регулирования организации отдыха и оздоровления детей [Текст] / А.Б. Вифлеемский // Педагогическое образование в России. 2017. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennogo-
regulirovaniya-organizatsii-otdyha-i-ozdorovleniya-detey (дата обращения: 01.10.2021).
6. Голаев, М.М. Формирование культуры здоровья
старшеклассников средствами рекреационного туризма [Текст] / М.М. Голаев // Современное педагогическое образование. 2019. №6. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-starsheklassnikov- sredstvami-rekreatsionnogo-turizma(дата обращения: 04.10.2021).
7. Головина, Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л.Л. Головина. - М.: Просвещение, 1980. - 197 с.
8. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . - Собрание законодательства РФ, 2012.
9. Калинина, Н.А. Культура здоровья школьников 5-11 классы. Комплексно-тематические занятия. ФГОС. [Текст] / Н.А. Калинина, К.Е. Безух, Е.Д. Калаус - М.: Издательство учитель, 2019.
10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебно¬
методологическое пособие [Текст] / Е.В. Колотова - М.: Российский спорт, 2018.
11. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html(дата обращения: 02.10.2021).
12. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей [учебно-методическое пособие] [Текст] / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. Москва: ВЛАДОС, 2014. - 215 с.
13. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся [Текст] / Н.Т. Лебедева: пособие. - Мн.: Ушверсггэцкае, 1998. - 221 с.
14. Сальцева, С.В. Активизация социального воспитания школьников: учебное пособие [Текст] / С.В. Сальцева. Оренбург: Принт-Сервис, 2016. - 110 с.
15. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка. [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2016. - 139 с.
16. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» от 28.12.2016 № 465-ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612290010?index=6&ran geSize=1 (дата обращения: 01.10.2021)
17. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. - Собрание законодательства РФ, 1998.
18. Федотова, Н.Д. Современное состояние проблем детства в
республике Саха (Якутия): к вопросу о досуге детей [Текст] / Н.Д. Федотова // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZsovremennoe-sostoyanie-problem-detstva-v- respublike-saha-yakutiya-k-voprosu-o-dosuge-detey (дата обращения:
01.10.2021).
19. Физическая активность [Электронный ресурс] // Всемирная
организация здравоохранения. 2020 Режим доступа:
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата
обращения: 17.08.2021)
20. Amerijckx, G. Uses and perceived benefits of children’s recreational
activities: the perspectives of parents and school professionals [Текст] / G Amerijckx, P. Humblet //
https://ijccep.springeropen.com/track/pdf/10.1186/s40723-015-0013-z.pdf(дата обращения: 30.09.2021)
21. Durdy, M. Recreational Education Activities and Introduction to Surrounding Nature [Текст] / M. Durdy, M. Mukhatov, K. Izzat // Journal Educational Verkenning. 2020. Vol. 1. P. 20-25