Программа рекреационных мероприятий для детей среднего школьного возраста
|
Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 7
1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста . ... 7
1.2 Роль и значение рекреационных мероприятий для детей и подростков 10
1.3 Виды рекреационных мероприятий, реализуемых на базе общеобразовательной школы с детьми среднего школьного возраста . 14
Глава 2 Организация и методы исследования 18
2.1 Методы исследования 18
2.1.1 Анализ и систематизация литературных данных 18
2.1.2 Педагогический эксперимент 18
2.1.3 Педагогическое тестирование 19
2.1.4 Психологическое тестирование 19
2.1.5 Педагогическое наблюдение 19
2.1.6 Методы математической статистики 20
2.2 Организация исследования 21
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1 Сравнительный анализ физических и психических качеств
экспериментальных и контрольной групп 23
3.2 Программа рекреационных мероприятий для детей среднего
школьного возраста 28
3.3 Влияние разработанной программы рекреационных мероприятий на
физические и психические качества учащихся средних классов 32
Заключение 42
Список используемых источников 43
Приложение А Методика САН 46
Глава 1 Анализ литературных источников по теме исследования 7
1.1 Возрастные особенности детей среднего школьного возраста . ... 7
1.2 Роль и значение рекреационных мероприятий для детей и подростков 10
1.3 Виды рекреационных мероприятий, реализуемых на базе общеобразовательной школы с детьми среднего школьного возраста . 14
Глава 2 Организация и методы исследования 18
2.1 Методы исследования 18
2.1.1 Анализ и систематизация литературных данных 18
2.1.2 Педагогический эксперимент 18
2.1.3 Педагогическое тестирование 19
2.1.4 Психологическое тестирование 19
2.1.5 Педагогическое наблюдение 19
2.1.6 Методы математической статистики 20
2.2 Организация исследования 21
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1 Сравнительный анализ физических и психических качеств
экспериментальных и контрольной групп 23
3.2 Программа рекреационных мероприятий для детей среднего
школьного возраста 28
3.3 Влияние разработанной программы рекреационных мероприятий на
физические и психические качества учащихся средних классов 32
Заключение 42
Список используемых источников 43
Приложение А Методика САН 46
Актуальность. Основное значение рекреационных мероприятий - поддержание физического и психического здоровья человека. Рекреация включают в себя комплекс мероприятий, направленных на оздоровление и полезный отдых.
Вызовы и сложности XXI века привели к тому, что сегодняшние дети слабее как физически, так и эмоционально детей предыдущих поколений. Ученые доказали важность рекреации для обоих вышеупомянутых проблем.
Безусловно, рекреационные мероприятий способствуют формированию физического здоровья ребенка, например, поддерживают в норме вес ребенка, увеличивают мышечную силу, гибкость и выносливость, а также снижают уровень холестерина, поддерживают здоровье сердечно-сосудистой системы.
Кроме того, рекреационные мероприятия направлены также и на формирование психического здоровья, которое имеет важное значение для общего физического здоровья. Рекреационные мероприятия эффективно помогают справиться со стрессом, уменьшить нервозность и депрессию. Также рекреация повышает мотивация к обучению, снимая напряжение и беспокойство, способствуя эмоциональной стабильности и устойчивости. Занятия помогают учащимся стать более самостоятельными и дисциплинированными.
Согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04. № 170-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление - это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований"[17].
Очевидна значимость рекреационных мероприятий для детей и подростков. В тоже время существует проблема недостаточной мотивации детей к любым видам физической активности. Поэтому школа должна выступать местом эффективной реализации рекреационных мероприятий.
По мнению специалистов по физическому воспитанию рекреационные мероприятия - это универсальный метод с большим потенциалом для успешного обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. А эффективно разработанная программа позволит повысить эффективность оздоровления, отдыха, воспитания, а также развитие физической активности детей среднего школьного возраста.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили положения о физическом развитии детей и подростков и их возрастных особенностях Апанасенко Г.А., Ашмарина Б.А., Выготского Л.С., Головиной Л.Л., а также положения об организации рекреационной деятельности Арпентьевой М.Р., Вифлеемского А.Б., Голаева М.М., Колотовой Е.В.
Объект исследования - процесс формирования физической активности детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - реализация программы рекреационных занятий.
Цель исследования - исследование эффективности разработанной программы рекреационных занятий на развитие показателей физической активности детей среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Разработать программу рекреационных занятий для детей среднего школьного возраста.
2) Определить ее эффективность на развитие физической активности детей среднего школьного возраста экспериментальным путем.
В основу исследования положена гипотеза: Разработанная программа рекреационных мероприятий будет способствовать эффективному оздоровлению и отдыху детей, а также развитию физической активности детей среднего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ и систематизация литературных данных,
- Педагогический эксперимент,
- Педагогическое тестирование,
- Психологическое тестирование,
- Педагогическое наблюдение,
- Методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрены возрастные особенности детей среднего школьного возраста, определены роль и значение рекреационных мероприятий, выделены виды рекреационных мероприятий, реализуемых на базе школы. Данный анализ литературных источников подтвердил значимость рекреационных мероприятий и стал основой в создании внеурочных рекреационных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для развития физических качеств детей и подростков, а также поддержания в норме их психического состояния. Разработанная программа рекреационных мероприятий «Активные и здоровые» была успешно внедрена, а ее эффективность была подтверждена экспериментально, программа может быть использована учителями физической культуре в их практике.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 47 страниц печатного текста и содержит - введение, три главы, заключение, список используемых источников и приложение
Вызовы и сложности XXI века привели к тому, что сегодняшние дети слабее как физически, так и эмоционально детей предыдущих поколений. Ученые доказали важность рекреации для обоих вышеупомянутых проблем.
Безусловно, рекреационные мероприятий способствуют формированию физического здоровья ребенка, например, поддерживают в норме вес ребенка, увеличивают мышечную силу, гибкость и выносливость, а также снижают уровень холестерина, поддерживают здоровье сердечно-сосудистой системы.
Кроме того, рекреационные мероприятия направлены также и на формирование психического здоровья, которое имеет важное значение для общего физического здоровья. Рекреационные мероприятия эффективно помогают справиться со стрессом, уменьшить нервозность и депрессию. Также рекреация повышает мотивация к обучению, снимая напряжение и беспокойство, способствуя эмоциональной стабильности и устойчивости. Занятия помогают учащимся стать более самостоятельными и дисциплинированными.
Согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04. № 170-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление - это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований"[17].
Очевидна значимость рекреационных мероприятий для детей и подростков. В тоже время существует проблема недостаточной мотивации детей к любым видам физической активности. Поэтому школа должна выступать местом эффективной реализации рекреационных мероприятий.
По мнению специалистов по физическому воспитанию рекреационные мероприятия - это универсальный метод с большим потенциалом для успешного обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. А эффективно разработанная программа позволит повысить эффективность оздоровления, отдыха, воспитания, а также развитие физической активности детей среднего школьного возраста.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили положения о физическом развитии детей и подростков и их возрастных особенностях Апанасенко Г.А., Ашмарина Б.А., Выготского Л.С., Головиной Л.Л., а также положения об организации рекреационной деятельности Арпентьевой М.Р., Вифлеемского А.Б., Голаева М.М., Колотовой Е.В.
Объект исследования - процесс формирования физической активности детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - реализация программы рекреационных занятий.
Цель исследования - исследование эффективности разработанной программы рекреационных занятий на развитие показателей физической активности детей среднего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Разработать программу рекреационных занятий для детей среднего школьного возраста.
2) Определить ее эффективность на развитие физической активности детей среднего школьного возраста экспериментальным путем.
В основу исследования положена гипотеза: Разработанная программа рекреационных мероприятий будет способствовать эффективному оздоровлению и отдыху детей, а также развитию физической активности детей среднего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ и систематизация литературных данных,
- Педагогический эксперимент,
- Педагогическое тестирование,
- Психологическое тестирование,
- Педагогическое наблюдение,
- Методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрены возрастные особенности детей среднего школьного возраста, определены роль и значение рекреационных мероприятий, выделены виды рекреационных мероприятий, реализуемых на базе школы. Данный анализ литературных источников подтвердил значимость рекреационных мероприятий и стал основой в создании внеурочных рекреационных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для развития физических качеств детей и подростков, а также поддержания в норме их психического состояния. Разработанная программа рекреационных мероприятий «Активные и здоровые» была успешно внедрена, а ее эффективность была подтверждена экспериментально, программа может быть использована учителями физической культуре в их практике.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 47 страниц печатного текста и содержит - введение, три главы, заключение, список используемых источников и приложение
В результате проведенного анализа литературы были рассмотрены возрастные особенности детей среднего школьного возраста. В настоящее время существует проблема недостаточной физической активности, которая является необходимой для укрепления здоровья детей и подростков.
Рекреационные мероприятия являются отличным средством для развития социальных, коммуникативных, творческих и самое главное физических навыков. Посещение таких мероприятий позволяет детям вести здоровый образ жизни и формирует положительное отношение к физическим упражнениям.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента были организованы тестирования для выявления уровня их физической подготовки, а также психологическое тестирование по методике САН для выявления их психологического состояния. Результаты контрольной и экспериментальной групп не показали значительные изменения и могут считаться однородными.
На формирующем этапе педагогического эксперимента дети экспериментальной группы посещали в течении полугода внеурочную деятельность «Активные и здоровые». Для данной внеурочной деятельности нами была разработана программа, направленная на развитие их физических навыков и повышения уровня физической активности.
Экспериментально установлено положительное влияние посещение внеурочной деятельности «Активные и здоровые» на развитие физических качеств и показатели физической подготовленности детей среднего школьного возраста.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Практические рекомендации. Программа, разработанная в рамках данного исследования, может быть использована общеобразовательными школами для организации внеурочных рекреационных занятий.
Рекреационные мероприятия являются отличным средством для развития социальных, коммуникативных, творческих и самое главное физических навыков. Посещение таких мероприятий позволяет детям вести здоровый образ жизни и формирует положительное отношение к физическим упражнениям.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента были организованы тестирования для выявления уровня их физической подготовки, а также психологическое тестирование по методике САН для выявления их психологического состояния. Результаты контрольной и экспериментальной групп не показали значительные изменения и могут считаться однородными.
На формирующем этапе педагогического эксперимента дети экспериментальной группы посещали в течении полугода внеурочную деятельность «Активные и здоровые». Для данной внеурочной деятельности нами была разработана программа, направленная на развитие их физических навыков и повышения уровня физической активности.
Экспериментально установлено положительное влияние посещение внеурочной деятельности «Активные и здоровые» на развитие физических качеств и показатели физической подготовленности детей среднего школьного возраста.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Практические рекомендации. Программа, разработанная в рамках данного исследования, может быть использована общеобразовательными школами для организации внеурочных рекреационных занятий.



