ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ психологического насилия……………………….9
1.1Основные подходы к определению понятия психологического насилия …….9
1.2 Типичные виды проявления психологического насилия…………………....18
Глава 2. Проблема насилия в современном обществе…………………………....29
2.1.Семейное насилие как социальный феномен……………………………… ....29
2.2.Информационно-психологическое насилие как продукт всесторонней информатизации общественной жизни……………………………………………38
2.3. Психологическое насилие в образовательной сфере………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…61
Проблема насилия в современном мире - это одна из проблем, решением которых озабочено все мировое сообщество. Конец второго тысячелетия с одной стороны стал периодом гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества, с другой же - засвидетельствовал множество фактов насилия людей над себе подобными, фактов жестокости, достойной разве что средневековья в расхожих представлениях о нем.
В наше время психологическое насилие становится все более распространенным явлением в обществе. Из-за отсутствия видимой физической агрессии, психологическое насилие не всегда находит свое отражение в законах и правилах поведения. Тем не менее, его последствия могут оказаться намного более серьезными, чем прямое физическое насилие.
Психологические насилие включает в себя все формы унижения, в том числе и оскорбления, принижение самооценки, громкие споры и требования, контроль и угрозы. Чаще всего жертвами психологического насилия становятся женщины, дети инвалиды.
Исследованием данной проблемы занимаются психология, социология, криминология, конфликтология и другие гуманитарные науки, но ответ на вопросы, которые ставит сама жизнь, не может быть дан однозначно и в рамках какой-либо одной научной дисциплины.
Актуальность исследования обусловлена прежде всего ее практической значимостью, поскольку борьба с любыми проявлениями насилия над личностью является одной из непосредственных задач государства, стремящегося к тому, чтобы называться правовым и социальным. Между тем, проблема психологического насилия остается разделенной на аспекты теории и практики: теоретики (социологи, психологи, психиатры, медиаторы и криминологи) разрабатывают новейшие рекомендации на научной основе, а школа, полиция и общественные центры помощи работают по давно «обкатанным» методикам, часто не имея даже представления о научных новинках в этой области.
Особенно серьезно эта проблема выглядит в отношении полиции и школьных педагогов. Именно учителям и сотрудникам полиции приходится по большей части сталкиваться с проявлениями насилия. И именно они менее всего подготовлены в части теории борьбы с ним.
Причин тому много, от отсутствия надлежащей подготовки специалистов до отношения к этим профессиям в обществе, как к не престижным.
Актуальность данной работы связана также с тем, что психологическое насилие может быть трудно выявляемым и в то же время очень разрушительным для психического здоровья. Оно может наносить серьезный ущерб эмоциональному и психическому здоровью человека, приводить к депрессии, тревоге, посттравматическому стрессовому расстройству. Необходимо разрабатывать образовательные программы, направленные на пропаганду здоровых отношений и повышение осведомленности об этой проблеме.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема психологического насилия является достаточно хорошо изученной в научном обществе. Существует множество научных исследований, посвященных этой проблеме, публикаций в научных журналах, книг и монографий. Также существуют программы и методики, направленные на предотвращение психологического насилия и помощи жертвам данного вида насилия. Таким образом, проблема психологического насилия является важным направлением научных исследований и практической работы специалистов. Изучение этой проблемы помогает сформировать более эффективные подходы к ее решению.
Вопросы, касающиеся изучения социальных отклонений и их профилактики глубоко разрабатывались зарубежными и отечественными учеными и могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Корытова О.В. изучала проблемы буллинга в современном обществе.
2. Шабанова Т.Л., Кручинина Н. С., Куц Н. С., Мурзина К. В., Самарина К. С. исследовали психологическое насилие во взаимоотношениях подростков в школе: формы проявления и способы защиты.
3. Проблемой киберсоциализации начали заниматься С. В. Бондаренко, М. Вейзер, М. В. Воропаев, И. П. Кужелева-Саган, А. В. Мудрик, Т. А. Нестик, С. Пейперт, В. А. Плешаков, М. Е. Сандомирский, Г. У. Солдатова, Н. А. Сучкова, А. В. Чистяков.
4. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. взяли во внимание феномен скулшутинга: причины и профилактика.
5. Автореферат доктора юридических наук Харламова В.С. посвящена вопросам теории и практики противодействия преступному насилию в семье.
Целью исследования является изучение насилия как социального явления.
Объектом исследования является сфера семейных отношений, информационной среды, образовательной среды и ее участники.
Предметом исследования психологического насилия являются процессы, механизмы и последствия действий психологических агрессоров, а также реакций жертвы.
Задачи исследования:
- охарактеризовать насилие в различных его видах и формах как социальную проблему;
- охарактеризовать методы, применяемые для оказания социально-психологической помощи жертвам насилия;
- исследовать факторы, способствующие возникновению психологического насилия в отношениях между людьми;
- охарактеризовать виды психологического насилия;
- определить меры, способствующие предотвращению психологического насилия
Научная новизна исследования. ВКР представляет собой самостоятельное исследование на основе анализа конфликтологического и в изучении проблемы психологического насилия в современном обществе. Комплексное исследование вопросов современных теоретических конструкций насилия, изучения факторов, влияющих на асоциальное поведение, изменение видов, форм и механизмов распространения, а также практических моделей регулирования в насильственной среде является, в определенной мере, новацией научного подхода, а также способно оказать конкретную помощь практическим работникам, занимающимся профилактикой социальных отклонений.
Теоретическая значимость обусловлена актуальностью проблемы исследования, а также тем обстоятельством, что проделанный автором анализ и полученные результаты, касающиеся проблем психологического насилия, позволяют углубить, систематизировать и концептуализировать имеющиеся научные представления о специфике и особенностях данного социального явления.
Основные выводы, сделанные автором в ходе конфликтологического и позволяют выявить особенности этого социального явления. Положения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе федеральных и муниципальных органов власти при разработке программ профилактики и определении стратегии молодежной политики в регионах; в учебном процессе при преподавании курсов социологии, конфликтологии, криминологии, девиантологии, таких отраслевых дисциплин, как социология молодежи, социология досуга, а также при разработке спецкурсов, посвященных проблемам молодежи и девиантного поведения.
Методология исследования. Выпускная квалификационная работа имеет своей методологической основой диалектический подход, благодаря которому возникает возможность изучения проблемы психологического насилия в современном обществе. Были взяты как опорные идеи и концепции, развитые в трудах известных зарубежных и отечественных социологов, конфликтологов, философов, культурологов и правоведов, в частности такие как:
- социально-психологические теории, раскрывающие психологические и социальные причины возникновения различных девиаций в обществе
- криминалистические и психологические особенности проявления насилия в общеобразовательных школах
- психологическое насилие. последствия психологического насилия
- особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента.
Методы исследования. В работе использовались методы научного познания, необходимые для достижения поставленной цели и реализации задач:
- диалектический метод, применение которого позволило обозначить двойственную природу социальных девиаций;
- структурно-функциональный метод, опора на который в работе помогла проанализировать насилие как социальное и криминальное явление;
- системный метод, посредством которого рассматриваемые виды психологического насилия представлены в совокупности свойств и характеристик;
- герменевтический метод, применение которого дало возможность интерпретировать конкретные факты влияния социальной среды на жертв психологического насилия;
- феноменологический метод, посредством которого осуществлялся отбор материала для описания и анализа;
- историко-типологический метод, применяя который можно было классифицировать основные теоретические концепции и подходы;
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Текст изложен на 60 страницах компьютерного текста. Список использованной литературы включает 43 наименований.
Психологическое насилие - это один из типов насилия, который может причинять серьезный вред психическому здоровью человека. Это явление, которое может возникать в различных сферах жизнедеятельности, таких как семья, работа, школа и т. д.
Проблема психологического насилия требует более серьезного осмысления и изучения, чтобы выявить факторы, которые ведут к его возникновению, а также последствия и способы предотвращения. Необходимо обращать внимание на личные факторы, такие как статус, уровень образования и опыт, а также на социальные факторы, такие как маскулинность и безграмотность социальных норм и ценностей, которые могут порождать насилие.
Несмотря на то, что психологическое насилие не сопровождается дополнительными физическими действиями, оно может причинять крайне серьезный вред психическому здоровью жертвы. Важно понимать, что жертва психологического насилия может испытывать гнетущие ощущения страха и тревоги, недоверие к окружающим, нарушение эмоционального благополучия, а иногда и болезненные психические состояния, такие как депрессия и тревожность.
Поэтому, важно проводить просветительскую работу, рассказывать о том, как можно узнавать насилие и как бороться с его последствиями. Необходимо также обучать людей навыкам эффективного коммуникативного взаимодействия, таким образом убирая возможный фактор возникновения насилия. Активная борьба с психологическим насилием также включает в себя создание эффективной системы социальной и правовой защиты жертв насилия, а также разработку практических инструментов для предотвращения нарушений.
Семейное насилие, информационно-психологическое насилие и насилие в образовательной сфере - это серьезные проблемы, которые оказывают значительное негативное воздействие на жизнь людей и общество в целом.
Семейное насилие являющееся нарушением прав женщин и детей, может нанести серьезный психологический и физический ущерб жертвам. Это приводит к разрушению семейных отношений, нарушению эмоционального здоровья и социальной адаптации жертв. Необходимо усиливать борьбу с семейным насилием в социально-юридическом аспекте, а также обучать людей навыкам эффективного конфликтного взаимодействия и воспитывать семейные ценности, направленные на защиту сбережения семьи.
Информационно-психологическое насилие проявляется в форме оскорблений, угроз, клеветы, подделок, навязывания своей воли. Оно может являться формой дискриминации, нарушения права на свободу слова и мнения, а также влияет на психическое состояние жертвы, создавая душевные травмы. Необходимо улучшать механизмы защиты прав на информационную безопасность и развивать медиа-грамотность в обществе.
Насилие в образовательной сфере может выражаться в форме школьного или академического буллинга, насилию со стороны учителей или администрации образовательных учреждений. Оно приводит к душевной травме, неспособности учиться и социальной учеников. Необходимо проводить общественную работу по формированию толерантности в образовательной среде, предоставлению психологической помощи и развитию культуры мира и примирения в школах и других учебных заведениях.
Выводом, который можно сделать, является то, что проблемы насилия в различных областях, таких как семья, информационное пространство и образование, требуют более глубокого исследования.
Необходимость понимания причин, механизмов и последствий насилия может помочь в разработке соответствующих программ и мер для его предотвращения и борьбы с ним. Кроме того, важно проявлять большее внимание и сочувствие к жертвам насилия, обеспечивая им должную поддержку и защиту со стороны общества и соответствующих органов власти.
Методические рекомендации для жертв психологического насилия:
1. Не стесняйтесь обращаться за помощью и поддержкой. Искать помощь можно у психолога, конфликтолога, юриста или других специалистов, которые могут помочь вам справиться с эмоциональными и практическими проблемами, связанными с информационным насилием.
2. Избегайте контакта с насильником. Если это возможно, удалить насильника из личной жизни и из социальных сетей, блокируя его аккаунты и перестаете общаться с ним.
3. Сохраняйте доказательства насилия. Сохраняйте все сообщения, доказательства обидных слов и действий насильника, это поможет вам доказать на него факт насилия.
4. Развивайте механизмы расслабления и самопомощи. Найдите для себя способы сверхдыхания, медитации, йоги или других упражнений, которые помогают вам справляться со стрессом и негативными эмоциями.
5. Общайтесь с друзьями и родственниками. Получайте поддержку от близких людей, которые могут помочь вам чувствовать себя защищенным и находиться в комфортной ситуации.
6. Обратитесь к юристу. Если насильник нарушает ваше право на приватность, угрожает вам или использует информацию против вас, лучше обратиться к юристу.
7. Участвуйте в тренингах и консультациях. Поищите организации, которые проводят тренинги и консультации для жертв насилия и участвуйте в них, чтобы повысить свою эмоциональную и социальную компетенцию и научиться справляться с ситуацией.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ)// Консультант Плюс: официальный сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64629/ (дата обращения: 12.04.2023). - Режим доступа: свободный.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: свободный. URL: https://www.consultant.ru/
Литература
3. Ануфриева Е.В., Набойченко Е.С., Ковтун О.П. Буллинг и кибербуллинг: проблема современного подростка // Педиатрическая фармакология. 2021. No 5. С. 423-429.
4. Арзуманян О.В. Особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента // Международный студенческий научный вестник. 2018. No 6. С. 198-206.
5. Бадиев, И. В. Агрессивность участников образовательных отношений и психологическая безопасность школьной среды / И. В. Бадиев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 708-730.
6. Борщов Н. А. Информационное насилие в современном обществе // Вестник СГТУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-nasilie-v-sovremenno-obschestve (дата обращения: 10.05.2023).
7. Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Шумский Д.А. Вертикальный и горизонтальный моббинг в государственных компаниях и организациях среднего профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2021. No 2. С. 79-95.
8. Бычкова О. Психологическое насилие. Какие травмы оно оставляет / О. Бычкова. – URL: https://www.b17.ru/article/325882/
9. Волчецкая Т.С., Кот Е.А. Криминалистический анализ использования интернет-ресурсов как места и средства побуждения несовершеннолетних к суициду // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020. No 3. С. 3-10.
10. Волчецкая Т.С., Авакьян М.В., Осипова Е.В. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербуллинга в России и зарубежных странах // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15. No 5. С. 578-591.
11. Волчецкая, Т. С. Криминалистические и психологические особенности проявления насилия в общеобразовательных школах / Т. С. Волчецкая, И. Е. Козырева, Е. В. Осипова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2022. – № 4. – С. 11-17.
12. Грыженко И.Ц. «Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде» // MAAM.ru Международный образовательный портал. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/fenomenologija-raznyh-form-psihologicheskogo-nasilija-v- podrostkovoi-srede.html.
13. Гарбузова В. С., Сковородко В. А. Буллинг в современной школе // Интерактивная наука. 2021. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-sovremennoy-shkole
14. Дубницкая, А. В. Криминологическая оценка психического насилия: понятие и типология / А. В. Дубницкая // Общество и право. – 2020. – № 4(74). – С. 24-28.
15. Ильин Е. П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nasilie-kak-psihologicheskiy-fenomenhttps://cyberleninka.ru/article/n/nasilie-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 11.05.2023)
16. Каткова А.А, Короткова А.С, Шабанова Т.Л. Психологическая работа со школьниками - подростками по саморегуляции агрессии с использованием метода “Sand-art”// Нижегородский психологический альманах. 2018. №2. URL: http://psykaf417.esrae.ru/pdf/2018/2/183.pdf (дата обращения 29.12.2022)
17. Карасюк Д.В., Пищёлко А.В., Чижова Е.А. Особенности гендерных проявлений в ситуации буллинга // Вестник науки. 2021. No 12. С. 20-31.
18. Корытова О.В. Проблема буллинга в современном обществе // Инновационная наука. 2023. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bullinga-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 22.05.2023).
19. Лобикова, Е. С. Психическое и Физическое насилие как способ совершения преступления / Е. С. Лобикова // Студенческий вестник. – 2019. – № 46-3(96). – С. 17-19
20. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. No 2. С. 337-341.
21. Махарадзе, Н. С. нормативно-правовое регулирование основ обеспечения и защиты прав женщин В вопросах бытового насилия / Н. С. Махарадзе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2022. – Т. 1, № 2(101). – С. 100-106.
22. Михайлова Е. В. Использование информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть интернет) для совершения преступлений против личности: вопросы законодательной регламентации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnotelekommunikatsionnyh-setey-vklyuchaya-set-internet-dlya-soversheniya-prestupleniy-protiv-lichnosti (дата обращения: 10.05.2023).
23. Окунева В. А., Бутрина Екатерина Васильевна, Мосечкин Илья Николаевич Статья 135 УК РФ «развратные действия»: проблемы и перспективы правового регулирования // Уральский журнал правовых исследований. 2022. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statya-135-uk-rf-razvratnye-deystviya-problemy-i-perspektivy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 13.05.2023).
24. Повсеместная опасность: каждая третья женщина в мире подвергается насилию // [Электронный ресурс]. Официальный сайт ВОЗ. Доступ: https://www.who.int/ru/news/item/09-03-2021-devastatingly-pervasive-1-in-3-women-globally- experience-violence (дата обращения 11.12.22).
25. Попова, В. Д. Психологический климат семьи / В. Д. Попова, Т. Н. Дрошнева // Молодежный инновационный вестник. – 2015. – Т. 4, № 1. – С. 441-444.
26. Пронина, Н. А. Психологическое насилие как угроза психологической безопасности образовательной среды / Н. А. Пронина, Т. Е. Иорданская // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции, Тула, 10–11 октября 2019 года / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. – С. 259-262.
27. Психологическое насилие во взаимоотношениях подростков в школе: формы проявления и способы защиты / Т. Л. Шабанова, Н. С. Кручинина, Н. С. Куц [и др.] // Нижегородский психологический альманах. – 2019. – Т. 1, № 2. – С. 167-177.
28. Рахманова, Е. Н. Проблемы гармонизации законодательного определения «сексуальное насилие в отношении детей» / Е. Н. Рахманова // Уголовная политика и правоприменительная практика : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 марта 2022 года / Под общей редакцией Е.Н. Рахмановой. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2022. – С. 140-150.
29. Распространенность буллинга в среде младших школьников / Волчегорская Е.Ю. [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. No 8. С. 416-419.
30. Саламова С. Я. Домашнее насилие в современной России: общая характеристика // Lex Russica. 2018. №9 (142). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/domashnee-nasilie-v-sovremennoy-rossii-obschaya-harakteristika (дата обращения: 13.05.2023).
31. Саранча, Е. В. Проблема семейного насилия как социального феномена / Е. В. Саранча, Л. М. Тафинцева // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования : сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 26 ноября 2019 года / под общей ред. Е. И. Зритневой, Н. П. Клушиной. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2019. – С. 197-200.
32. Сенкевич, А. В. Информационно-психологическое насилие как источник страданий в современном обществе / А. В. Сенкевич // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2022. – № 4(46). – С. 96-101.
33. Степанова И.Б., Явчуновская Т.М. Подросток и насилие: проблемы и факты // Криминологический журнал ОГУЭП. 2018. №3(21) URL: http://cj.isea.ru/pdf.asp?id=10617 (дата обращения 27.11.2022).
34. Соловьева, Т. В. К вопросу об определении понятия "семейное неблагополучие" / Т. В. Соловьева, Н. Ю. Долотказина // E-Scio. – 2022. – № 5(68). – С. 46-51
35. Фролкина А.В. Социально-психологические особенности поведения подростков в ситуации буллинга // Вопросы педагогики. 2021. No 11. С. 417-420.
36. Харламов В.С. «Теория и практика противодействия преступному насилию в семье»: автореф...докт. юр. наук. Специальность: уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Санкт-Петербург. 2019. - 367 с.
37. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. No 2. С. 276-295.
38. Черникова Т. А., Шайдукова Лиана Димовна Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях // Мир экономики и управления. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s-neblagopoluchnymi-semyami-s-detmi-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 14.05.2023).
39. Чулошников А. И. Психологическое насилие сквозь призму деятельностного подхода // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-nasilie-skvoz-prizmu-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 12.05.2023).
40. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2019. No 4. С. 62-71.
41. Янова Н.Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. No 4. С. 189-197.
Электронные ресурсы
42. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // URL://https://fedstat.ru/indicator/ 58547.
43. Повсеместная опасность: каждая третья женщина в мире подвергается насилию //. Официальный сайт ВОЗ. Доступ: https://www.who.int/ru/news/item/09-03-2021- devastatingly-pervasive-1-in-3-women-globally-experience-violence (дата обращения 11.12.22).