Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры поведения младших школьников средствами предмета окружающий мир (Сыктывкарский государственный университет)

Работа №50051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
368
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (16 учащихся).
Есть много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» 6
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 11
1.3 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
1.4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 29
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (констатирующий этап) 29
2.2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (формирующий этап) 38
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и проблематичных тем, которая должна рассматриваться всеми, кто имеет отношение к педагогике. Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, соблюдениям законов общества, также она является признаком хорошего воспитания. Культура поведения может быть разной в зависимости от эпохи, национальности, и прочих факторов, но она должна быть в каждом обществе, так как является его объединяющим и дисциплинирующим фактором. Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоил и принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения, за собственную культуру и культуру поведения подрастающего поколения – А.М. Ядрихинский. Культуру поведения необходимо прививать человеку с самого раннего возраста, и в детском саду для этого существует немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Низкий культурно-нравственный уровень общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Известно, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее благополучное развитие личности и общества в целом. Таким образом, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Проблема формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир» занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста культурных норм поведения. Данная проблема возникла из противоречия – необходимостью повышения уровня культуры поведения у обучающихся в образовательных учреждениях и недостаточной эффективностью используемых форм, методов, средств формирования культуры поведения.
Тему формирования представлений о культуре поведения изучали многие ученые и методисты. В научных трудах Т.Г. Жарковской, А.И. Липкиной и др. раскрыта сущность понятия «культура поведения». В работах Э.А. Киреевой, Д.Б. Эльконина и др. определены возрастные особенности воспитания культуры поведения у младших школьников. В исследованиях И.С. Марьенко, Р.А. Хабиб и др. определены условия формирования культуры поведения младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: определить условия, способствующие формированию культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры поведения у младших школьников средствами предмета «окружающий мир».
Гипотеза исследования: у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будут сформированы представления о культуре поведения при следующих условиях: если будет осуществляться индивидуальный подход; если основу уроков будет составлять целевая направленность (представления о нормах поведения в обществе, представления о нравственных основах культуры поведения; представления об основных структурных компонентах культуры поведения и др.); если будет применяться комплекс методов, направленных на формирование представлений о культуре поведения, если будут в системе применяться групповые формы работы и т.д.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура поведения».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию представлений о культуре поведения
3. Проанализировать УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» с точки зрения формирования у младших школьников представлений о культуре поведения.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир».
5. Определить уровень сформированности представлений младших школьников о культуре поведения у учащихся 3 класса в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.
6. Разработать программу внеурочной деятельности и провести мероприятия по формированию у младших школьников представлений о культуре поведения при изучении курса «Окружающего мира».
7. Проверить в контрольном эксперименте эффективность созданных условий на программе внеурочной деятельности курса «Окружающий мир» для формирования у младших школьников представлений о культуре поведения.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Практические:
- анкетирование учащихся;
- тестирование учащихся;
- анкетирование педагогов;
- анкетирование родителей.
3. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. Культуру поведения надо специально воспитывать. Этот процесс требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий, которые, к сожалению, не всегда учитываются в педагогической практике. Чаще всего педагоги придают слишком большое значение какому-то одному из условий, например, словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил) и мало уделяют внимания организации упражнений младших школьников по применению правил в различных ситуациях. Между тем, подрастающее поколение необходимо вооружить практическими умениями, навыками, сформировать привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности, в сохранении дисциплины и порядка.
Культура поведения является индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество. Культура поведения младшего школьника представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культура деятельности культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Ребенок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Отличительной особенностью чувств младших школьников является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к культуре поведения. Дети с уважением относятся к другим и себе; одновременно растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
Анализ программы предмета «Окружающий мир» указывают на необходимость формирования у младших школьников основных норм культуры поведения. Они нацелены на передачу младшим школьникам знаний об имеющихся в обществе ценностях и традициях, направлены на формирование личной позиции учащихся, способствуют формированию отношения к семье как основе российского общества.
После анализа результатов исследования, можно сформулировать вывод о том, что у третьеклассников есть представления о нормах культуры поведения, большая часть имеет средний уровень сформированности культуры поведения и использует их в своем поведении. Однако есть часть младших школьников, у которых недостаточно сформированы знания о нормах нравственного поведения, не развиты духовно-нравственные качества и, соответственно, они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно. Результаты исследования обуславливают необходимость воспитания культуры поведения младших школьников.
Результаты констатирующего этапа обусловили разработку и апробацию цикла внеурочных занятий «Культура поведения». Курс предусматривает проведение 17 занятий в течение первого полугодия (1 раз в неделю). В воспитании культуры поведения в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Культура поведения» значительное место занимает выработка навыков и привычек культурного поведения, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Основной путь формирования культуры поведения на занятиях – воспитание нравственности и волевых качеств личности. Эффективны приёмы разъяснения младшим школьникам значимости выполнения правил культурного поведения это: использование отрывков из литературных произведений, реальных жизненных ситуаций, ролевой игры. Подбор текстового материала, иллюстраций, система вопросов и заданий учебника – создают благоприятные условия для организации морального просвещения учащихся, анализа ситуаций нравственного содержания, связанных с выбором правильного поведения.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения // Педагогика. –2018. – № 11. – С. 18-25.
2. Буравлева Н.А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса // Вектор науки ТГУ. – Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С. 205-208.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
4. Верб М.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2007. – 225 с.
5. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
6. Выготский Л.С. Психология младшего школьника: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Академия, 2016. – 93 с.
7. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – 2018. – № 6. – С. 10-15.
8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Челябинск: ЧГПУ, 2015. – 283 с.
9. Громова Т.В. Младший школьный возраст: системный эффект духовно-нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. – 2014. – № 1. – С. 22-26.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПУ, 2018. – 185 с.
11. Деркач В.В. Роль традиций в условиях глобализации //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 732-732.
12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
13. Ермолич С.Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 1. – С. 188-189.
14. Зерщикова И.В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. – 2015. – № 4. – С. 17-21.
15. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании – 2018. – №3 – С. 9-12.
16. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №9. – С. 24-29.
17. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 32-36.
18. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
19. Клепиков В.Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 3-9.
20. Князева В.В. Педагогика. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
21. Ковалева М.В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 7. – С. 213-215.
22. Ковров В.В. Воспитательная работа в школе как фактор профилактики насилия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. – №167. – С. 70–81.
23. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб.пособие. – 2-е изд., доп.. – Минск: ТетраСистемс, 2018. – 432 с.
24. Кондратенко Г.А. Общение как средство развития культуры поведения / Г.А. Кондратенко, Н.А. Шинкарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков (и др.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (7). – С. 138–140.
25. Корсак Н.В. Рождение взаимопонимания в коммуникативном процессе // Ананьевские чтения – 2014: Материалы научно-практической конференции. – 2016. – С. 254-257.
26. Корчинова О.В. Детский этикет. – Ростов на Дону: Феникс. 2002. – 186 с.
27. Кузнецов В.С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // Педагогика. – 2014. – № 12. – С. 34-38.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. ТЦ: «Сфера», 2016. – 464 с.
29. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. – М.: АСТ, 2010. – 148 с.
30. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Педагогика. – 2017. – № 10. – С. 30-34.
31. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей: монография. –Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2014. – 129 с
32. Лемяскина Н.А. Культура общения в начальной школе // Начальная школа – 2012. – № 6. – С. 68-69.
33. Летова Л.Д. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №5. –С. 24-28.
34. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 19-20.
35. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника // Психологический журнал. – 2011. – №1. – С. 40.
36. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 21-29.
37. Мох О.К. Гражданское воспитание младших школьников // Начальное образование. – 2014. –№ 1(30). – С. 29-32.
38. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
39. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград: Учитель, 2015. – 74 с.
40. Остапенко А.А. Взросление младших школьников: нарушения и их преодоление // Народное образование. – 2017. – № 5. – С. 225–232.
41. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2016. – 496 c.
42. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2–е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 178 с.
43. Поташник М.М. Уроки «Окружающего мира», как основа воспитания культуры здоровья / М.М. Поташник. – М.:Просвещение, 2014. – №4. – С. 22–28.
44. Радченко А.Ф. Роль среды обитания в воспитании и развитии молодого поколения // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 24-26.
45. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Педагогика, 2018. – 188 с.
46. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 272 c.
47. Склянова, Н.А. Современные тенденции развития курса «Окружающий мир» / Н.А. Склянова, И.В. Плющ, Н.Н. Шелегин // Сибирский учитель − 2019 − № 4 − С. 10–14.
48. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: АКАДЕМИЯ, 2006. – 192 с.
49. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания – М.: Просвещение, 2016. – 68 с.
50. Тищенко В.А. Общение современных младших школьников // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 85-88.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
52. Шварова Е.Л., Смирнова О.А. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 85-88.
53. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 188 с.
54. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 269 с.
55. Ядрихинский А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 224–229.

Учебники:

56. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
57. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
58. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014. – 133 с.
59. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014 – 141 с.
60. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ