Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений

Работа №59961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психологические проблемы изучения корыстно- насильственных преступников 8
1.1 Понятие корыстно- насильственной преступности и ее криминологическая
характеристика 8
1.2 Психология личности корыстно- насильственного преступника как объект
криминально- психологического исследования 19
1.3 Психологические особенности несовершеннолетних преступников,
совершивших корыстно- насильственные преступления 28
Глава 2. Пути совершенствования психологической коррекции несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно- насильственных преступлений 38
2.1 Особенности социализации и влияние семьи на формирование личности
правонарушителя в подростковом возрасте 38
2.2 Психологические факторы формирования преступного поведения личности
несовершеннолетних 44
2.3 Общие и специальные меры предупреждения преступности
несовершеннолетних 48
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния социальных условий на характерологические особенности подростков с девиантным поведением 60
3.1 Организация и методы исследования 60
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков 61
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 75
Приложение

Актуальность выбранной темы. Развитие российского общества на современном этапе сопровождается признанием прав и свобод человека высшей ценностью и особую важность приобретает вопрос охраны здоровья и неприкосновенности личности.
УК РФ декларирует приоритет уголовно-правовой защиты вышеназванных прав и свобод. И поэтому важным показателем морального здоровья общества в целом, его социальной и нравственной зрелости, а также способности государства гарантировать исполнение принятых на себя обязательств становится состояние борьбы с насильственной преступностью.
Проблемы психологических причин преступлений и правонарушений несовершеннолетних вызывают и отчетливый научный интерес.
Поэтому зучению этой проблематики посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов (С.А. Беличева, А.И. Долгова, И.В. Дубровина, П.Н. Ермаков, Г.И. Забрянский, В.В. Ковалев, А.А. Кокуев, Д.В. Колесов, Я.Л. Коломин-ский, В.Т. Кондрашенко, В.В. Королев, Ц.П. Короленко, И.А. Кудрявцев, А.Е. Личко, О.Ю. Михайлова, В.Ф. Пирожков, О.А. Потапенко, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, A.M. Яковлев, A. Bandura, D. Benedek, Е. Benedek, D. Cornell, J. Hagan, M. Rosenberg и др).
Особую актуальность в этой связи приобретает исследование личности несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственные преступления.
И не только потому что, приобретая значительную распространенность, насильственные преступления становятся все более жестокими и изощренными, разрушительными и масштабными, но и потому, что они обладают исключительно высокой степенью общественной опасности, поскольку, насилие - неотъемлемая составная часть таких социальных проблем, как терроризм, наркобизнес, коррупция, похищение людей, организованная преступность, которые в совокупности представляют угрозу национальной безопасности России и других стран.
Как свидетельствуют статистические данные, в нашей стране ежегодно совершается свыше 28 тыс. убийств, свыше 50 тыс. случаев нанесения тяжкого вреда здоровью, около 9 тыс. изнасилований, более 300 тыс. грабежей. За последние 20 лет число убийств выросло почти в 2 раза, умышленного причинения вреда здоровью - в 1,5 раза, грабежей - в 3 раза, разбоев - почти в 3,5 раза, число зарегистрированных случаев похищения людей выросло почти в 15 раз, терроризма - более чем в 11 раз. По коэффициенту убийств Россия занимает одно из ведущих мест в мире, более чем вдвое опережая по данному показателю США (11,2 убийства и 5 убийств на 100 тыс. человек населения соответственно) .
В настоящее время все большую общественную опасность представляют лица, совершающие насильственные преступления: повышается криминальная активность представителей маргинальной среды, растет удельный вес числа рецидивистов, увеличивается доля субъектов, не занятых общественно полезным трудом.
Увеличение насильственной преступности в стране способствуют нарастанию социальной напряженности, приводят к утрате населением чувства защищенности, порождают отношение граждан к насилию как наиболее эффективному средству решения возникающих конфликтов. В связи с этим важность борьбы с насильственным и преступлениями трудно недооценить.
Объектом исследования стали ценностная сфера личности, отражающая отношение субъекта к различным сторонам общественной жизни, особенности установок на общение и самоотношения несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственные преступления.
Предметом исследования является характер и динамика насильственных преступлений в России.
Целью работы было изучение особенностей личности несовершеннолетних корыстно-насильственных преступников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть психологию личности корыстно- насильственного преступника как объект криминально- психологического исследования,
- выявить психологические особенности несовершеннолетних преступников, совершивших корыстно- насильственные преступления ,
- охарактеризовать психологические факторы формирования преступного поведения личности несовершеннолетних,
- рассмотреть общие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних,
- провести эмпирическое исследование влияния социальных условий на характерологические особенности подростков с девиантным поведением.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются концептуальные методологические исследования, раскрывающие основные принципы общей психологии, психологии развития и юридической психологии. Среди них особое значение для нашего исследования имела концепция активного субъекта жизнедеятельности (СЛ. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.П.Зинченко, А.А. Кроник, В.А.Петровский и др.)
Поэтому теоретической основой исследования послужили также исследования, посвященные проблемам формирования личности в подростковом и юношеском возрасте (А.Г.Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.), и, в частности, формирования девиантного поведения подростков (С.А. Беличева, А.Е. Личко, В.В. Ковалев, Д.В. Колесов, В.Т. Кондратенко, В.В. Королев, Ц.П. Короленко,
B. Ф. Пирожков, А.А. Реан и др.).
Сложность и многоаспектность исследуемой проблемы определила необходимость широкого использования достижений специалистов в области уголовного права и криминологии (З.А. Астемиров, А.И. Долгова, Г.И. Забрянский,
C. И. Кириллов, С.М. Кочои, В.Н. Кудрявцев, А.А. Растегаев и др.), юридической психологии (Ю.М. Антонян, B.JI. Васильев, С.Н. Ениколопов, П.Н. Ермаков, А.А. Кокуев, И.А. Кудрявцев, О.Ю. Михайлова, О.Д. Ситковская, A.M. Яковлев и др.).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанные теоретические положения и полученные в исследовании результаты дополняют существующие в юридической психологии представления о личности преступника и психологических детерминантах формирования преступного поведения.
Новизна исследования. Проведенные исследования позволяют глубже понять психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте, что имеет существенное значение для возрастной психологии и психологии развития, в плане диагностической оценки и коррекции таких форм поведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Насильственная преступность — одна из составных частей общей структуры преступности, в которую входят деяния, связанные с физическим и психическим насилием над личностью или угрозой его применения.
Основным признаком, объединяющим отдельные противоправные деяния в насильственные преступления, является физическое или психическое насилие над личностью или угроза его применения. Причем насилие при совершении этих преступлений является элементом мотивации, а не просто средством достижения криминальной цели. К числу насильственных преступлений относятся следующие: большинство преступлений против жизни и здоровья, половой свободы и половой неприкосновенности личности и хулиганство. Состояние и динамика этих преступлений преимущественно характеризует насильственную преступность в целом.
Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений, совершаемых на определенной территории в определенной промежуток времени лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Она является частью преступности вообще, но имеет ряд своих характерных особенностей, что позволяет особо ее выделить. Они заключаются в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Кроме этого, перечисленные особенности заключаются в личностных качествах
несовершеннолетних и их социально-правовом статусе, что дает основания отличать несовершеннолетних от лиц старшего возраста, как многими личностными характеристиками, так и самим преступным поведением. Преступность несовершеннолетних в сравнении со взрослой более динамична и активна. Человек, вставший на криминальный путь в юном возрасте, как правило, трудно поддается исправлению и представляет собой некий базис для взрослой преступности. Таким образом, преступность несовершеннолетних находится в тесной связи со взрослой преступностью.
Личность осужденного за насильственное преступление — это сформированная совокупность морально-нравственных, социально-демографических качеств и характеристик криминально-конструктивного типа, обусловливающая перманентное психологическое состояние конкретного насильственного преступника в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы.
Исходя из того, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, для рассматриваемой категории лиц необходимо создание в исправительных учреждениях системы психологической реабилитации, которая будет способна разрушить криминально конструктивную составляющую в структуре личности осужденного за совершения насильственного посягательства.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.
Основными характерными элементами системы раннего предупреждения должны быть: комплексный подход, который предполагает не только
непосредственно индивидуальное предупреждение, но и психологическое, педагогическое, а при необходимости, психотерапевтическое и иное воздействие; объединение усилий всех субъектов профилактики; а также привлечение общественных и религиозных организаций, не входящих с число субъектов, но ориентированных на подобную деятельность.
Полагаем, что следует предусмотреть разнообразные дополнительные занятия на территории школы для учащихся всех возрастов, сущность и разновидности которых должны быть таковыми, чтобы у несовершеннолетних возникала мотивация и заинтересованность в этой деятельности, а занятия выполняли функцию предварительного профессионального ориентирования и задействовали всех школьников без исключения. С этой целью необходимо развивать круг секций и кружков в достаточном объёме и направлениях.
Важным аспектом предупреждения аморального и противоправного поведения является заложение в ученической среде фундамента гражданского общества, для чего необходимо осуществлять духовно-нравственное и культурное воспитание детей, развитие у них ответственной гражданской позиции и самосознания, способности самостоятельного принятия решений и ориентирования во взрослом мире.
Способствовать профилактике отклоняющегося поведения школьников может и активное использование посильного труда ребёнка на благо общества, как то: озеленение и уборка школьной территории, проведение субботников и классные дежурства, шефская помощь домам ребенка, пожилым людям, инвалидам и т.п.
Таким образом, в рамках развития системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних, считаем необходимым внести дополнения в Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы
профилактики и безнадзорности несовершеннолетних» , касающиеся:
1. Разработки и порядка реализации психолого-педагогических программ помощи родителям, дети которых находятся в социально-опасном положении или состоят на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, оказывающим негативное влияние на несовершеннолетних в силу злоупотребления алкоголем, употребления наркотиков, совершения аморальных и противоправных действий.
2. Составления и применения индивидуальных программ реабилитации родителей, злоупотребляющих алкоголем или употребляющих наркотики, связанные с их принудительным лечением с целью возвращения их к социально-приемлемому образу жизни и воспитанию детей.
3. Разработки и применения психолого-педагогических программ помощи детям, находящимся в социально-опасном положении, или имеющим родителей, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
4. Применения индивидуальных (с учётом психологических, возрастных и поведенческих особенностей) психолого-педагогических, коррекционных программ помощи несовершеннолетним (с привлечением специалистов, участием общественности и священнослужителей) следующих категорий:
- систематически прогуливающим школу, уходящим из дома, появляющимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, совершившим два и более административных правонарушения;
- совершившим общественно-опасное деяние по объективной стороне соответствующее преступлению, но освобожденным от уголовной ответственности вследствие недостижения возраста уголовной ответственности;
- лицам, которым уголовная ответственность была заменена принудительными мерами воспитательного воздействия;
- привлечённым к уголовной ответственности с отсрочкой наказания, либо назначением уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также с лишением свободы условно.
5. Разработки и применения индивидуальных программ по ресоциализации для несовершеннолетних и лиц молодого возраста (до 29 лет), освободившихся из мест лишения свободы.
6. Комплексной помощи несовершеннолетним жертвам сексуальных
преступлений. Работа с этой категорией несовершеннолетних в рамках системы раннего предупреждения правонарушений обусловлена тем, что по данным научных исследований многие педофилы в детстве сами были жертвами сексуальных преступлений и приобрели соответствующие искажённые сексуальные предпочтения, в том числе, из-за отсутствия своевременной психиатрической помощи и
психологической реабилитации.
На современном этапе в России комплексной помощи жертвам сексуальных преступлений не существует. В этой связи необходимо создать, либо принять меры к совершенствованию работы уже действующих социальных учреждений, деятельность которых направлена на оказание реабилитационной помощи детям — жертвам сексуального насилия и членам их семей, а указание такой помощи в законе сможет обеспечить её обязательный характер.
Разработка и реализация всех обозначенных мер заложит основу эффективной системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних и будет способствовать снижению отклоняющегося, в том числе, противоправного поведения детей, предотвратит криминальный рецидив. Мы убеждены, что только раннее и адекватное реагирование на негативное отклоняющееся поведение сможет сделать работу системы профилактики результативной.
Наше исследование проводилось на базе школы при Раифском монастыре. Выборка составила 14 мальчиков.
Используемая методика СОП является стандартизированным тестом- опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Среди испытуемых подростков есть примерно третья часть, которые характеризуются наличием аутоагрессивного поведения и комплекса вины в поведенческих реакциях.
Подведем некоторые итоги. Отклоняющееся поведение - это результат неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных ориентации.
При оптимальных условиях воспитания особенности подростков (недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения) могут быть нейтрализованы соответствующей сериально-положительной деятельностью.
При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность. Также мы выявили, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения.
Проведенное исследование позволило изучить в выборке подростков, имеющих разное социальное положение, наличие девиантных форм поведения. Мы достигли поставленной цели, что позволило опровергнуть гипотезу о том, что у подростков, выросших в неблагоприятных социальных условиях склонность к девиантному поведению больше, чем у подростков, воспитывавшихся в нормальных социальных условиях.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. Ст. 445.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - N 1 (часть I). - Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63ФЗ (с изм. и доп.)// Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. Ст. 2954.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1997. -N 2. - Ст. 198.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174ФЗ (с изм. и доп.)// Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 52 (ч. I). - Ст. 4921.
6. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ// Российская газета. - №7007. (139).
Специальная литература
7. Акулова Д.О., Коробейников А.О. Психология очной ставки и особенности допроса несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. - 2014. - Т. 12. - № 12 (12). - С. 4.
8. Блясова И.Ю. Психологические особенности несовершеннолетних преступников// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 198-202.
9. Герасимова Ю. Р. К вопросу об изучении личности осужденного к лишению свободы // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. — 2012. — № 2 (61).
10. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко.
- М.: Академия, 2015. - 235 с.
11. Дармодехин, С.В. Семья и государство / С.В. Дармодехин // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 70-73.
12. Зекох З.А. К вопросу изучения несовершеннолетних, совершеющих корыстно-насильственные преступления// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 109. - С. 744-757.
13. Зырянова Ю.В. Признаки криминалистической характеристики несовершеннолетних правонарушителей// Пролог: журнал о праве. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 62-68.
14. Каиржанов Е. Причинность в криминологии: учебное пособие. - Алматы, 2012. - С.122.
15. Короленко И.И. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних // Демографическая безопасность современной России: политико- правовые механизмы обеспечения национальных интересов: материалы Всероссийской научно- практической конференции. 30 октября 2013 года. - 2014. С.54- 57.
16. Криминология: Учебник для вузов /Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И.Долговой. 3-еизд., перераб. доп. - М., Норма, 2015. - С. 560.
17. Куклина А.В., Коршунова К.А., Козырева О.Н. Психологические особенности несовершеннолетних преступников// Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2016. - С. 190-192.
18. Лещенко О.В. Личностные особенности формирования правового сознания несовершеннолетних преступников в условиях изоляции от общества// Проблемы права. - 2014. - № 3 (46). - С. 142-147.
19. Малышева М. Ю. Состояние преступности несовершеннолетних на общероссийском и региональном уровнях / М. Ю. Малышева, И. П. Лесниченко // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (9). — С. 179-183.
20. Пашаев Х.П. Семейное неблагополучие как детерминанта формирования несовершеннолетнего преступника// Правовая культура. - 2016. - № 4 (27). - С. 123¬130.
21. Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних // Беспризорник. 2013. № 2. С.48.
22. Приговор Менделеевского районного суда РТ по делу № 1- 34/2012г. от 05 апреля 2012 года // Архив Менделеевского районного суда РТ
23. Приговор Буинского городского суда РТ по делу № 1-32/2014 г.//Архив Буинского городского суда РТ
24. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2014.
25. Смирнов С.В. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних: проблемы и пути их решения. Социальной обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2014.
26. Терентьева В.А., Наумова Е.Г. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-2 (62). - С. 207-210.
27. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова - М., 1935-1940.
28. Тимошина Е.М. Основные направления развития системы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних// НИЦ №1 ФГКУ ВНИИ МВД России. - 2015. - № 8. - С.139-143.
29. Толстых Н.П., Яшкова А.Н. Психологические особенности несовершеннолетних преступников// Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2014. - № 1. - С. 151-155.
30. Чернышова Н.Д. Ресоциализация подростков, освободившихся из местлишения свободы// Сборник: Человек и его ценности в современном мире Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск К.Г. Эрдынеева. - 2016. - С. 104-112.
31. Шелуханов С.С., Шелуханова А.В. Психологические особенности несовершеннолетних преступников// Тенденции науки и образования в современном мире. - 2017. - № 23-2. - С. 14-16.
32. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 2002.- С. 62.
33. Шуняева В.А. Признак несовершеннолетнего претупника//Социально- экономические явления и процессы. - 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 134-140.
34. Щипанова Н. И., Кухтина Т. В. Влияние социальных условий в местах лишения свободы на личность осужденного // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2014. — Т. 14. — № 4.
35. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. // Режим доступа mvd.ru
36. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.// Режим доступа gks.ru
37. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для
несовершеннолетних статистика // Режим доступа -
http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ