Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности как средство ознакомления младших школьников с миром профессий 8
1.1 Понятие о профессии и видах профессиональной деятельности в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Организация проектной деятельности в образовательном процессе младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с миром профессий на уроках проектной деятельности 24
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о мире профессий младших школьников 24
2.2 Разработка комплекса заданий по ознакомлению младших школьников с миром профессий на уроках проектной деятельности 33
2.3 Анализ и обобщение результатов 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 53
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 54
Актуальность исследования. Особенностью современности является раннее знакомство ребенка с разнообразием профессий, потому как грамотно построенное профессиональное самоопределение на всех этапах жизни ребенка способствует его гармоничному развитию, определению жизненных приоритетов, точек роста и сильных сторон. Понимание своих личностных особенностей помогает ребенку на протяжении всего детства ориентировочно понимать сферы своих интересов. Проявленный интерес к определенным видам деятельности в раннем дошкольном возрасте поможет определить родителю или педагогу, в каком направлении личностного развития необходимо двигаться.
Своевременное знакомство детей с миром и разнообразием профессий способствует формированию системного понимания профессии, как совокупности определенных профессиональных действий, умений, знаний и личностных особенностей, и взаимосвязи профессий между собой.
Основными представителями научного сообщества, освещающие данную тематику являются, Г.С. Прохоров, А.Д. Сазонов и Н.С. Пряжников [33], [38], [35]. Данные исследователи отмечают, что знакомство и познание младшим школьником мира профессий расширяют его представление о быте и жизни окружающих взрослых, воспитывают уважительное отношение к профессии и труду в целом.
Для исключения формальности получения данных знаний, знакомство и обучение должно иметь системный и последовательный характер, с опорой на личностное и эмоциональное восприятие младшего школьника. Для каждого младшего школьника важно подобрать индивидуальные способы формирования целостного образа, работающего взрослого.
Существует множество методов обучения и развития младших школьников, однако, наиболее современным и перспективным методом является проектная деятельность. Суть проектной деятельности заключается в выполнении детьми совокупности мероприятий по созданию итоговой творческой работы по изучаемой теме.
Для создания качественного итогового продукта необходимо присутствие компетентного взрослого, в задачу которого будет входить информирование младшего школьника о разнообразии профессий, помощь в поиске источников для получения необходимой информации. Важно наличие заинтересованности как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Системность получаемых знаний, детальная и тактическая проработка задач исследования способствует обеспечению качественного результата исследования.
Однако при многообразии подходов в разных исследованиях, проблема формирования у младших школьников представлений о профессиях посредством проектной деятельности на сегодняшний момент остается недостаточно разработанной.
В данном исследовании предлагается ряд противоречий между:
• запросом государства (социальным заказом) на формирование представлений младших школьников о профессиях (становлением их профессионального самоопределения) и отсутствием систематической, планомерной работы по этому направлению;
• наличием разработок теории профориентационного обучения и ограниченным использованием данной подготовки младших школьников через проектную деятельность;
• возможностями проектной деятельности в формировании представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста и недостаточным вниманием к этой проблеме.
На основе сформулированных противоречий была определена проблема исследования: каковы возможности проектной деятельности как средства ознакомления младших школьников с миром профессий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности проектной деятельности как средство ознакомления младших школьников с миром профессий.
Объект исследования: процесс формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: ознакомление младших школьников с миром профессий на уроках проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении ряда условий:
• теоретическое обоснование, разработка и внедрение в образовательную деятельность начальной школы комплекса заданий по ознакомлению младших школьников с миром профессий на уроках проектной деятельности;
• определение критериев и показателей сформированности представлений детей младшего школьного возраста о профессиях;
• выявление результативности применения комплекса заданий по ознакомлению младших школьников с миром профессий на уроках проектной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проектной деятельности как средства ознакомления младших школьников с миром профессий;
2) выявить уровень сформированности у младших школьников представлений о мире профессий;
3) разработка и внедрение комплекса заданий по ознакомлению младших школьников с миром профессий на уроках проектной деятельности;
4) проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение;
• эмпирические: тестирование, опрос, контент-анализ, педагогический эксперимент.
Новизна исследования: на основе теоретического анализа раскрыты возможности проектной деятельности как условия формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста.
Практической значимостью исследования является научно-методическое обоснование применения метода проектной деятельности как средства ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий благодаря находящимся в данном исследовании теоретических положений по теме. С данным исследованием могут ознакомиться учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
База исследования: диагностическое исследование проводилось на базе учреждения АНОО СОШ «Сота» г. Тольятти. В диагностике принимали участие учащиеся 2 «А» класса. 10 человек являлись экспериментальной группой, еще 10 - контрольной группой.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложений, 4 таблиц и 13 рисунков.
В период реализации нашей опытно-экспериментальной работы мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме проектная деятельность как средство ознакомления младших школьников с миром профессий.
Анализ теоретической части нашего исследования позволил сделать вывод о том, что насколько сложно ориентироваться младшему школьнику, чьи представления об окружающем мире еще недостаточно сформированы. Несмотря на сложность формирования представлений у младших школьников о мире профессий, важно помнить о том, что успешное освоение данных представлений обеспечивает социальную адаптацию ребенка, возможность стать полноценной личностью и частью общества.
Проектная деятельность, как метод достижения поставленной цели, на сегодняшний момент является одним из наиболее востребованных методов во многих сферах человеческой деятельности. Системность получаемых знаний, детальная и тактическая проработка задач исследования способствует обеспечению качественного результата исследования.
На основании ранее изученной психолого-педагогической и методической литературы и педагогических исследований методистов мы выделили три компонента: когнитивный, мотивационный и деятельностный. Опираясь на данные компоненты, мы подобрали диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности представлений о мире профессий у младших школьников: Тест «Знаешь ли ты профессии?» С.В. Яковлева; Протокол опроса детей младшего школьного возраста по теме «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В. Куцакова); Методика неоконченных предложений; Контент-анализ сочинений «Моя будущая профессия»; Наблюдение за трудовой деятельностью школьников в процессе игры «Все работы хороши - выбирай на вкус».
Анализ полученных данных диагностик на констатирующем этапе эксперимента позволил нам выявить уровни сформированности представлений о мире профессий у младших школьников. В экспериментальной и контрольной группах преобладал средний уровень.
На формирующем этапе нашего исследования нами был разработан и реализован на практике комплекс занятий по профориентации для младших школьников на проектной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента повторная диагностика по тем же методикам показала изменения показателей экспериментальной группы в лучшую сторону. Это доказывает эффективность разработанного нами комплекса занятий по профориентации для младших школьников на проектной деятельности.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные в начале нашей работы задачи были решены, гипотеза доказана.
1. Антонова М. В., Максимкина О. И. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник Московского государственного педагогического университета. Педагогика и психология. 2017. С. 76-82.
2. Байбородова Л. В. Серебренников Л.Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников / Ярославский педагогический вестник. - Том 2 (Психолого-педагогические науки), 2014.
3. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.
4. Бродовская З. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. Новосибирск: НИПКиПРО. 2006. 258 с.
5. Гладких М. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. М.: Высшая школа, 2014. 464 с.
6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2007. 223 с.
7. Гусакова А. М. Ознакомление с профессиями // Начальная школа. 2010. №1. С. 15-18.
8. Гусев В. Г. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. СПб.: Феникс, 2015. 473 с.
9. Денисова, Т. Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах / Профессиональная ориентация в учебно - воспитательном процессе школы и педвуза / отв. ред. Т. И. Шалавина. Новокузнецк: НГПИ, 221. С.34-36
10. Дмитриева А. В. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте. М.: Прометей, 2013. 398 с.
11. Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей: учеб. пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010. 148 с.
12. Дьюи Дж. Опора на познавательный интерес: из книги «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам» / Дж. Дьюи; ред. -сост. С. Лебедев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2014. № 2. С. 10-12.
13. Дьяченко Н. П. Работа по профориентации в младших классах. М.: Геотар - Медиа, 2015. 529 с.
14. Елькина О. Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии, 2008. 46 с.
15. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение. 2008. 272 с.
...