Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №69652

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников 7
1.1 Сущность понятия «коммуникативные
универсальные учебные действия» 7
1.2 Проектная деятельность учащихся. Метод проектов 16
1.3 Педагогические условия использования проектной
деятельности как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством организации проектной деятельности (во внеурочное время) 36
2.1 Выявление начального уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников 36
2.2 Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников посредством организации проектной деятельности 45
2.3 Контроль и анализ результатов формирующего
эксперимента 51
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 65


Актуальность исследования. В настоящее время в обществе происходят кардинальные перемены, связанные с постоянно изменяющейся реальностью, обусловленной политическими и экономическими факторами, бурным научно-техническим прогрессом, подразумевающие повышения качества образования в начальной школе.
Ведущей целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения выступают не предметные, а личностные результаты. Отныне, вместо простой передачи знаний, умений, навыков, в приоритет ставится личность ребенка, способного самостоятельно ставить цели, проектировать пути их решения, анализировать свои достижения и, одновременно, уметь «работать в команде», а значит, обладать коммуникативными способами действий, которые являются универсальными, то есть необходимыми в любом виде совместной деятельности, в том числе учебной. Такие способы действий в федеральном образовательном стандарте начального общего образования называются коммуникативными универсальными учебными действиями [49].
Вопросами успешности коммуникативной
компетентности, исследованием коммуникативных
потребностей, способностей, свойств личности занимались О.М. Арефьева [4], И.А. Зимняя [24], А.Н. Леонтьев [31] и др. Исследованием учебно-коммуникативных трудностей и способов преодоления трудностей в общении и коммуникации занимались А.Г. Асмолов [5], А.В. Мудрик [34], Д.Б. Эльконин [53] и др.
В основе Стандарта заложен системно-деятельностный подход, охватывающий различные организационные формы и учитывающий индивидуальные особенности каждого обучающегося [50]. Исходя из требований Стандарта, в педагогической практике используется много активных методов и форм обучения для организации учебного процесса, но не всегда удается реализовать их в полной мере, поскольку существуют временные рамки урока.
Одним из наиболее продуктивных методов является метод проектов, который благодаря своим функциям позволяет реализовать проекты группами или парами, как в урочное, так и во внеурочное время. Внеурочное пространство позволяет расширить временные рамки для удовлетворения образовательных интересов ученика.
Проектная деятельность в образовательном процессе в разных аспектах рассматривалась такими учеными, как: Е.С. Полат [39], Н.В.Матяш [32], А.М. Новиков [35], И.С.Сергеев [46], А.Б. Воронцов [13], Т.В. Кузнецова [38], Е.А. Богуш [9], С.Г. Полянская [42] и др.
Однако, несмотря на значительный вклад науки в изучение данного вопроса, аспект практического использования проектной деятельности как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у современного младшего школьника остается недостаточно разработанным.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования - проверка эффективности предложенных педагогических условий использования проектной деятельности в качестве средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий будет эффективным, если организовать проектную деятельность обучающихся во внеурочное время, создав следующие педагогические условия:
- разработать и реализовать педагогический проект по обучению детей проектированию;
- данный проект будет разработан и реализован с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей младшего школьного возраста;
- предоставить учащимся возможность выбирать тему и способы реализации проекта, самостоятельно распределять работу между членами группы;
- для реализации проекта использовать активные методы организации сотрудничества участников рабочих групп, такие, как: «Мозговой штурм» (А.Осборн), «Зигзаг» (Джонсон и Холубек), Мозаика «Джигсо».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической и психологической литературе.
2. Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «метод проектов».
3. Выявить педагогические условия использования проектной деятельности как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности педагогических условий формирования коммуникативных действий у младших школьников во внеурочное время.
5. Обобщить результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ работ в области психологии, педагогики по проблемам, связанным с темой исследования; наблюдение; анализ диагностических данных по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у испытуемых, педагогический эксперимент; педагогическое проектирование, анализ результатов формирующего эксперимента; сравнение; обобщение.
База исследования: МОБУ СОШ №8 г. Арсеньев Арсеньевского городского округа Приморского края, 4 «А» и 4«Б» классы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе был рассмотрен вопрос о влиянии педагогических условий на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством включения их в проектную деятельность.
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу, мы выявили, что коммуникативные универсальные действия предполагают сформированное умение слушать и тактично вести диалог с различными людьми, владея монологической и диалогической формами речи, учет позиции других людей, принятие участия в коллективном обсуждении проблемы, объединение в группы, выстраивание продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умение избегать конфликтов. Младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для формирование коммуникативных универсальных учебных, что объясняется возрастными особенностями.
В ходе педагогического эксперимента был разработан и реализован внеурочный педагогический проект, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через создание следующих педагогических условий:
- разработать педагогический проект по обучению детей проектированию;
- данный проект будет разработан и реализован с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей младшего школьного возраста;
- предоставить учащимся возможность выбирать тему и способы реализации проекта, самостоятельно распределять работу между членами группы;
- для реализации проекта использовать активные методы организации сотрудничества участников рабочих групп, такие, как: «Мозговой штурм» (А.Осборн), «Зигзаг» (Джонсон и Холубек), Мозаика «Джигсо».
В результате проведенная работа по формированию коммуникативных УУД учащихся 4-х классов посредством проектной деятельности на предложенных условиях оказалась эффективной.



1. Андреева, Г. М. Общение и межличностное отношение / Г.М. Андреева // Хрестоматия по психологии / под ред. Л.Я. Аверьянова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - Гл. 3. - С. 75.
2. Андреева, И. В. Мониторинг уровня
сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный источник] - Режим доступа: http:ZZcyberleninka.ru/articleZnZmonitoring-urovnya-
sformirovannosti-uud-u-uchaschihsya-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.01.2020)
3. Анохина, Г. М. Ученик- субъект деятельности и собственного развития в личностно-ориентированной технологии обучения [Текст]: / Г. М. Анохина // Вестник Московского университета, серия 20: Педагогическое образование и наука. 2010 - № 1. С. 28 - 35.
4. Арефьева, О. М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста / О.М. Арефьева // Начальное образование. - 2010. - № 3. - С. 24 - 29.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. Асмолова А.Г. — М.: Просвещение, 2008. — 28,30,39 с.
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
7. Балакина, Н.А. Сущность и специфика проектной деятельности в начальной школе / Н.А. Балакина, Е.В. Фролова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 164¬170.
8. Баранов, С.П.Б Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. Высш. Учеб. заведений (бакалавриат) / С.П. Баранов, Л. И. Бурова, А. Ж. Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 464 с.
9. Богуш, Е.А. Проектная деятельность в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2012. — №1. 41-43 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
11. Большой психологический словарь / сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 560 с.
12. Бутикова, Ю. Н. Проектная деятельность, метод
проектов в образовательной среде [Электронный источник] - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-
materialyi/proektnaya-deyatelnost-metod-proekt/ (дата
обращения: 15.02.2020)
13. Воронцов, А.Б. Проектная задача в начальной школе. Пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, Б.М. Заславский, С.В. Егоркина. - 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1986. - 517 с.
15. Господникова, М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2014. - 131 с.
16. Григорьев, Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2016. - 31 с.
17. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Авт. Дис. / И.А. Гришанова. - Ижевск, 2010. - 39 с.
18. Громыко Ю. В., Громыко Н. В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. - 2005.- №2. С. 66-69.
19. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1996. - 554 с.
20. Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. - М.: Учитель, 2005. - 145 с.
21. Емельянов Ю.Н. Активное социально¬педагогическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л., Изд-во ЛГУ, 1995. -167 с.
22. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М., Изд-во ПРИОР, 2002.
23. Жукова, И.Н., Попова Ю.Ю., Кудряшова В.И. Проектная деятельность учащихся в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М.: Изд. «МЦНО», 2016. — С. 20-24.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
25. Игошина, Н.В Проектная деятельность в педагогике саморазвития [Текст] / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С. 68-73.
26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - С.18
27. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем он нужны: теория и практика управления инновациями / О.А. Карабанова // Мун. Обр.: инновации и эксперимент. - Москва, 2010. - №2. - С. 12.
28. Климова, О. А. Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/12/statya- organizatsiya-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.02.2020).
29. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
30. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М.: Издательски центр «Академия», 1993. - С. 72
31. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Педагогическая психология. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. - С. 96-130.
32. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младшего школьника. Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. — М.: Вентана Графф. — 2012. — 112 с.
33. Михайлова, Ю. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе на основе требования ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - С. 156-160.
34. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 112 с.
35. Новиков, А.М.Образовательный проект: методология
образовательной деятельности / А.М. Новиков // Инновационные проекты и программы в образовании. — Москва, 2013. — Ч2. — С. 22-23
36. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе / Л.А. Орлова /1 Начальная школа / мин-во обр. РФ. —Москва, 2017. — №3. — С. 49-57.
37. Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 4. -С. 45-51.
38. Поздеева, С.И, Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы / Вестник ТГПц. — 2015. — № 10 . — 66 с.
39. Полат, Е.С. О технологии обучение в сотрудничестве [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fralla.nethouse.ru/articles/20150 (дата обращения 22.01.2020)
40. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2000. - с. 171.
41. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учеб. / И. П. Подласый. - М.: Издательство ГИЦ ВЛАДОС, 2008. - 405 с.
42. Полянская, С.Г. Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников // Мир науки, культуры, образования, 2010. — № 15. — 176 с.
43. Рамазанова, Э.А., Ведешкина Е.А., Парванян Р.Г. Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности // Международный студенческий научный вестник. —2015. — № 5. — С. 89-91;
44. Сазанова, А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» [Электронный ресурс] - 2012. - №
6. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения 25.11.2019)
45. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник ТГПУ. — 2012. — № 11. — 73 с.
46. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся/ И.С. Сергеев— М.: АРКТИ, 2008. — 80 с.
47. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября. - 2012. - 213 с.
48. Торопова, Г. Я. Формирование системы универсальных учебных действий // В сборнике: Вузовская наука. - Тюмень. - 2015. - С. 49-51.
49. Туйбаева, Е. И. Анкетирование как метод диагностики коммуникативных УУД учеников начальных классов / Е.И. Туйбаева, О.Л. Брусенцова // Теоретические и
прикладные аспекты современной науки. - Белгород. 2015. - Ч.5. - 153 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во
образования и науки Рос. Федерации. - М.: Минобрнауки России, 2009. - 9 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012. - 31 с.
52. Черкасова, О.И. Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/1679- cherkasova-o-i-proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 05.03.2020)
53. Эльконин. Д.Б. О структуре учебной деятельности /
Д.Б. Эльконин // Педагогическая психология: хрестоматия. - М.: Московский городской психолого-педагогический
университет, 2004. - С. 83-90.
54. Юдина, О. А. Проектные технологии в концепции модернизации российского образования // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Ч. 5. - С. 150-155.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ