Особенности рынка транспортных услуг (Организация управленческой и маркетинговой деятельности на транспорте, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет)
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ..5
1. 1 Характеристика рынка транспортных услуг....5
1.2 Классификация, функции рынка транспортных услуг.....6
1.3 Внутренняя и внешняя среда.........9
1.4 Маркетинговые исследования на ранке автотранспортных услуг............14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.....22
2.1 Cтруктура рынка транспортных услуг..22
2.2 Грузооборот Российского транспорта...........25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....29
Актуальность исследования рынка транспортных услуг определяется целым рядом обстоятельств.
Транспорт - наиболее важная составляющая развития мировой экономики и жизни в целом, так как транспорт является стратегически важным сектором мировой экономики. Ускорение процессов взаимодействия всех отраслей экономики провоцирует транспортный сектор на постоянные улучшения. Структурные изменения, которые характеризуют процессы глобального производства и международной торговли, происходят благодаря эволюционным скачкам в мировом транспортном секторе. Законы и закономерности данного рынка имеют свои особенности. При этом эти законы имеют свойство постоянно меняться под воздействием множества различных факторов.
Транспортный сектор, на данном этапе развития экономики, является одним из основных факторов глобализации, как международной торговли, так и транснациональных компаний. Так как развитие международных и внутренних рынков во все времена сопровождалось свободным перемещением товаров и ресурсов.
Транспортная отрасль в Российской Федерации представлена шестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является автомобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны. Автомобильный транспорт является связующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а на коротких расстояниях фактически обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров.
Целью работы является исследование особенностей рынка транспортных услуг.
На основании поставленной цели рассматривались следующие задачи:
1. Проанализировать характеристику, классификацию и функции рынка транспортных услуг;
2. Изучить внутреннюю и внешнюю среду рынка транспортных услуг;
3. Рассмотреть структуру рынка транспортных услуг;
4. Проанализировать Грузооборот Российского транспорта;
Объектом данной работы выступает рынок транспортных услуг.
Предмет работы – современное состояние рынка транспортных услуг.
Основные вопросы, исследование которых позволило раскрыть основную тему и решить поставленные в работе задачи, представлены в двух главах. В заключении, на основе полученных в работе результатов исследования сформулированы ключевые выводы.
На сегодняшний день транспорт является неотъемлемой частью экономики государства, деятельности отдельных предприятий, а также жизни человека. Без его работы невозможно нормальное функционирование и развитие всех составляющих экономической, политической и социальной жизни государства.
Одним из основных видов перемещения товаров является перевозка грузов автотранспортным средством. Данный вид грузоперевозок предлагает внутригородские, междугородние или международные перевозки. Они пользуются наибольшим спросом, расширяют рынок, предлагая широкие возможности и невысокую стоимость оплаты. Данные грузоперевозки необходимы и частным лицам, и предприятиям, актуальны при офисном, дачном, квартирном переезде, перевозке сборных, длинномерных, тяжеловесных и других грузов.
Преимущества автомобильного транспорта, такие как доставка «от двери до двери», скорость, гибкость, мобильность и другие, позволяют рас- сматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта. В сфере автомобильного транспорта функционируют более 800 тысяч хозяйствующих субъектов различных видов собственности и организационно-правовых норм и за счет этого обеспечивается возможность формирования значительного числа рабочих мест не только на автотранспортных предприятиях, но и в других, ресурсно обеспечивающих его деятельность отраслях, таких как автомобилестроение, металлургия, торговля и др. [3].
По территории нашей страны проложены тысячи автотрасс и дорог, которые связывают между собой и крупные города, и небольшие населенные пункты. Перевозка грузов на автотранспорте позволяет быстро доставить в любую точку страны самые разнообразные сборные грузы: от небольшой коробки, до многотонных и габаритных грузов.
Россия располагает всеми современными видами транспорта, ее транспортные коммуникации по размещению и структуре в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании. Важное значение для транспортной отрасли РФ будет иметь реализация одного из двух возможных стратегических сценариев развития российской экономики - энерго-сырьевого или инновационного. Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны, которое наряду с достижением целей энерго-сырьевого варианта также позволит обеспечить транспортные условия для развития инновационной составляющей экономики, повышения качества жизни населения, перехода к полицентрической модели пространственного развития России [4].
Рынок транспортных услуг имеет свои особенности. Но тут действуют общие законны конкуренции и принимаются стандартные маркетинговые решения. Но есть и специфические мероприятия по повышению конкурентоспособности АТП.
1. Голубев П. В. Анализ недостатков транспортной логистики в России / П. В. Голубев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35714/ (дата обращения: 14.04.2023).
2. Иванов Д. В. Обзор рынка грузоперевозок на примере ОАО «РЖД» / Д. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 525-528. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14579/ (дата обращения: 14.04.2023).
3. Зеленая О. В. Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации / О. В. Зеленая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13943/ (дата обращения: 14.04.2023).
4. Кузнецов Н. С. Проблемы рынка экспресс-перевозок в России / Н. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 525-527. — URL: https://moluch.ru/archive/106/24850/ (дата обращения: 14.04.2023).
5. Современный рынок транспортных услуг России: проблемы и перспективы развития URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rynok-transportnyh-uslug-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 14.04.2023)
6. Проблемы и перспективы рынка транспортных услуг в России после вступления в ВТО / Е. Д. Авилова, Т. В. Ваганова, С. А. Ширяев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6962/ (дата обращения: 14.04.2023).
7. Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-transportnogo-rynka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.04.2023).