Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №118690

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир 8
1.1. Развитие наблюдательности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Специфика формирования наблюдательности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир 23
2.1. Выявление актуального уровня развития наблюдательности у учащихся начальной школы 23
2.2. Формирующий эксперимент по развитию наблюдательности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» 34
2.3. Контрольный срез процесса развития наблюдательности у учащихся начальной школы 45
Выводы по Главе 2 52
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложения 61

Основной задачей предмета «Окружающий мир» определенно считается развитие наблюдательности школьников. Наблюдательность - это свойство человеческой личности, проявляющее себя в умении вести наблюдения. Наблюдательный человек в полной мере воспринимает явления действительности более точно и четко, что помогает ему хорошо ориентироваться в новой обстановке.
Наблюдение - это не просто «зарисовка» явления или объекта, а сложный анализирующий процесс, сравнения и обобщения. Иначе говоря, это сложный мыслительный процесс, который включает в себя восприятие. Можно сказать, что наблюдательность тесно связана с человеческой мыслительной деятельностью и напрямую зависит от качеств ума человека. Так же для наблюдательности человеку необходимо умение наблюдать и подмечать действительное. Следовательно, наблюдательность непосредственно связана с умственной деятельностью и зависит от качеств ума человека.
Большое значение для всестороннего развития личности ребенка оказывают наблюдения. В процессе наблюдения у ребенка работают все основные слуховые, зрительные, обонятельные и осязательные анализаторы.
Хорошо спланированные и организованные наблюдения активно развивают познавательные способности учащегося и помогают проявлять интерес к окружающему миру. Для этого необходимо составлять уроки с учетом проявления высокой умственной активности. Тем самым создавать учащимся условия для развития любознательности и всеобщего проявления интереса к природе и окружающей среде. Поиск ответов на главные и порой сложные вопросы воспитывают у учащихся бережное отношение к природе. Процесс наблюдения помогает развить инициативность и любознательность, умение находить и подмечать основные признаки предмета наблюдения, которые с первого взгляда не видны, правильно спланировать и построить траекторию своих мыслей и суждений, а так же пристального внимания к определенным объектам природы.
Ведущие ученые и методисты Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Ушинский К.Д. и т.д. обращали большое внимание на важность развития наблюдательности. При изучении предмета «Окружающий мир» у учащихся есть возможность расширить полученные ранее знания о социальных и природных объектах, понять и изучить характер взаимодействия человека с природой. За основу преподавания предмета взят проблемно - поисковый подход. Он помогает обозначить основные цели и задачи развития предмета, а так же помогает реализовать задачи на развитие учебного предмета. Для этого используются различные приёмы, методы и разнообразные формы обучения. Для учащихся в процессе освоения предмета организуются экскурсии, исследовательские и опытные проекты, практические задания. Для наблюдения за природой и общественной жизнью.
В связи с этим была определена тема исследования: «Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира». Актуальность данного исследования обусловлена с одной стороны большим интересом к теме развития наблюдательности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Таким образом, проблема исследования будет заключаться в следующем: каковы должны быть педагогические условия для развития наблюдательности у младших школьников?
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир.
Предмет: условия развития наблюдательности у младших школьников при изучении предмета окружающий мир.
Гипотеза исследования состоит в предположение, что процесс развития наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира будет более эффективным при условиях:
• использования на уроке различных средств наглядности;
• проведения опытов и практических работ;
• организации наблюдений на различных экскурсиях;
• ведения фенологических дневников наблюдений.
Для этого мы сформировали основные задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть условия для развития наблюдательности;
3) подобрать диагностический комплекс методик и выявить актуальный уровень развития наблюдательности младших школьников;
4) разработать и внедрить комплекс мероприятий, реализующих педагогические условия, способствующие развитию наблюдательности у младших школьников;
5) оценить эффективность проделанной работы и сделать выводы.
Научная новизна: изученный и представленный материал исследования позволяет объективно и в полной мере изучить такое направление в педагогике, как развитие наблюдательности.
Методы исследования:
• обработка и анализ психолого-педагогической литературы по заданной теме;
• педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
• анкетирование и тестирования учащихся начальных классов;
• опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость: развитие наблюдательности в психологии и педагогике является одной из важных задач умственного воспитания. Четкая организация и планирование наблюдений помогает повысить интерес к природе и окружающей среде и тем самым развить познавательную деятельность младшего школьника.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, в котором рассматриваются актуальность исследования, и формируется научный аппарат; первой главы (теоретическая), в ней рассматриваются научные подходы к проблеме развития наблюдательности младших школьников; второй главы (опытно - экспериментальной), в которой описывается ход и результат констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; заключения, где формируются основные выводы исследования; списка представленной литературы и приложения к выпускной квалифицированной работе.
Опытно - экспериментальная работа проводилась в городе Тольятти на базе «Лицея №57» среди учащихся начальных классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной задачей предмета «Окружающий мир» определенно считается развитие наблюдательности школьников. Наблюдательность - это свойство человеческой личности, проявляющее себя в умении вести наблюдения. Наблюдательный человек в полной мере воспринимает явления действительности более точно и четко, что помогает ему хорошо ориентироваться в новой обстановке.
Наблюдение - это не просто «зарисовка», а сложный анализирующий процесс, сравнения и обобщения. Иначе говоря, это сложный мыслительный процесс, который включает в себя восприятие. Можно смело сказать, что наблюдательность тесно связана человеческой мыслительной деятельностью и напрямую зависит от качеств ума человека. Так же для наблюдательности человеку необходимо умение наблюдать и подмечать действительное. Следовательно, наблюдательность связана с умственной деятельностью и зависит от качеств ума человека.
В ходе экспериментального исследования по теме: «Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира» была проанализирована психолого-педагогическая, методическая и научно-популярная литература, которая послужила теоретической основой выпускной квалификационной работы. В результате установлено, что тема очень актуальна для современной школы.
Были решены основные задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть условия и методы для развития наблюдательности;
3) подобрать диагностический комплекс методик и выявить актуальный уровень развития наблюдательности младших школьников;
4) разработать и внедрить комплекс мероприятий, реализующих педагогические условия, способствующие развитию наблюдательности у младших школьников;
5) оценить эффективность проделанной работы и сделать выводы.
На основе анализа литературы были сформированы основные условия развития наблюдательности у младших школьников:
• организация наблюдений на различных экскурсиях;
• проведение опытов и практических работ;
• использование на уроке различных средств наглядности;
• ведение фенологических дневников.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у большинства учащихся 2 класса развития наблюдательности находятся на низком и среднем уровне. Поэтому целесообразно будет создавать учащимся на уроке условия для мыслительной деятельности, и прививать им основные приемы наблюдения за природой.
С детьми экспериментальной группы мы проводили занятия, направленные на развитие наблюдательности. Таким образом, целью формирующего этапа являлась организация и проведение уроков с использованием игр, упражнений и заданий по программе «Окружающий мир» для 2-ого класса авт. А.А. Плешаков (УМК «Школа России») для развития наблюдательности на уроке.
В программе «Мир вокруг нас» мы используем разные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Он состоял из 4 направлений: познавательный, творческий, практический и исследовательский.
В познавательном направлении мы организовали игры, мероприятия, фильмы, викторины и экскурсии. Все это привело к формированию правильности экологических знаний младших школьников. Творческое направление предполагает выполнение детьми следующих заданий: изготовление поделок, разыгрывание сценок, организация выставки рисунков, презентаций в классе.
Исследовательское направление работы проводилось с использованием различных экскурсии, проектов, исследований, которые непосредственно способствуют развитию мышления.
В результате систематического учения и систематического приучения школьников к самостоятельному изучению явлений действительности складывается наблюдательность, которая одинаково необходима во всех областях практической деятельности людей. Воспитывая и развивая наблюдательность и, следовательно, практические навыки наблюдения, учитель тем самым подготавливает детей к их будущей самостоятельной деятельности.
Таким образом, работы по развитию наблюдательности в курсе «Мир вокруг нас» значительно повлияли на положительное развитие наблюдательности у младших школьников. Анализ результатов исследования показал, что у 6 человек (24%) -отмечается высокий уровень развития наблюдательности. Со средним уровнем выявлено 11 учащихся (44%). С низким уровнем наблюдательности в классе оказалось 8 человек (32%). Полученные данные говорят о том, что основным уровнем развития наблюдения у детей 2 класса является средний уровень. Это может быть связано с началом формирования у детей естественнонаучных знаний.
Можно предположить, что развитие наблюдения будет возрастать от класса классу. Для этого необходимо вести систематическую работу, нацеленную на развитие способности наблюдать за природой и, прежде всего, за природой Родины на уроках мира в начальной школе. Можно считать, что цель работы достигнута и основные задачи решены.


1. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2008. 67 с.
2. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. Казань: Медицина, 2017. 64 с.
3. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. М.: Наука, Флинта, 2014. 176 с.
4. Богуцкая Т. В. Основы теории и технологий в педагогике: учебное пособие. Барнаул : АлтГПА, 2014. 193 с.
5. Братчикова Ю.В., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении// Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С.67-71.
6. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник для 2 класс В 2 ч.4-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 144с., Ч.2 - 128с.
7. Вахрушев А.А. Окружающий мир . Я и мир вокруг.: учебник для 1 класс. В 2 ч.3-е изд., перераб. М.: 2015. Ч.1 - 96с., Ч.2 - 96с.
8. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 377 с.
9. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
10. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479 с.
11. Дубова М.В. О возможностях реализации компетентностного подхода в начальном общем образовании //Современная педагогика. 2015.№ 3 (28). С.39-45.
12. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013. 224 с.
13. Козлов П.Г. Необходимость введения в образовательные стандарты понятия "Организационно-педагогическая компетенция"// Современная педагогика. 2015. № 2 (27). С.29-33.
14. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений. М.: Ленанд, 2014. 208 с.
15. Котова С.А. Педагогика начального образования: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2017. 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ