Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛОВ

Работа №13618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
926
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 8
1.1. Современные подходы к пониманию рефлексивных умений младших школьников в отечественной науке 8
1.2. Особенности развития рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения 14
1.3. Методические средства развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов
2.1. Диагностика развития рефлексивных умений младших школьников на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Описание практической работы по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 35
2.3. Динамика развития рефлексивных умений младших школьников на контрольном этапе исследования 43
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение


Развивающемуся обществу нужны образованные люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Указанные качества личности напрямую связаны с умениями чувствовать, переживать, понимать ситуации, осознавать себя и окружающих людей. Другими словами, речь идет о том, что человеку необходимы рефлексивные умения для социальной, профессиональной
адаптации и саморазвития. Поиск современных путей, способствующих развитию рефлексивных умений и навыков, - важное направление современной педагогической теории и практики.
Рефлексивная деятельность - одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Начиная со второй половины XX века, учёными изучаются и разрабатываются механизмы и методы, связанные с исследованием рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и др.). В 90-е годы с внедрением идей личностно¬ориентированного обучения в школьную практику начинает доминировать в психолого-педагогических исследованиях изучение рефлексивных процессов школьников (А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская).
Рефлексия как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности рассматривается в педагогических работах А.А. Бодалева, В.И. Загвязинского, А.Я. Найна, Г.Н. Серикова, Д.В. Тырсикова, А.В. Хуторского. Исследования в области возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.) показывают, что рефлексивные умения, проявляющиеся в познавательной деятельности, являются основным психическим новообразованием у детей младшего школьного возраста. В этот период мера сформированности рефлексии напрямую связана с уровнем развития самосознания и развитием личности ребенка.
В основе формирования рефлексивных умений лежит теория учебной деятельности и субъектный подход к процессу становления навыков учебной деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), а также системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии Н.Г. Алексеева, С.В. Кондратьева, И.Н. Семёнова, Т.Ф. Ушевой, Г.П. Щедровицкого.
Несмотря на то, что проблема развития рефлексивных умений младших школьников достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических трудах отечественных учёных, она всё же требует дальнейшего исследования применительно к образовательному процессу начальной школы. К сожалению, в школьной практике учитель часто сталкивается с вопросами частного характера, которые возникают в процессе освоения учащимися программных требований в области изучаемых предметных дисциплин. Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умения) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности обучающихся. Требуется создание необходимых условий для получения определённого результата, в частности становления рефлексивных умений младших школьников в ходе усвоения учебных тем на уроках русского языка. В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования - процесс развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Гипотеза исследования - развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов будет эффективным, если:
1) учащиеся включаются в рефлексивный процесс целенаправленно организованный учителем на уроке;
2) используются методические средства с учетом изучаемого на уроке учебного материала и возможностями учебника «Русский язык»;
3) учащиеся овладевают умениями, позволяющими осуществлять самоанализ своей деятельности и её результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, моделирование учебного процесса, беседа, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, метод математической обработки результатов.
Базой исследования является 4 класс «Ракитянская СОШ №3 им.Н.Н.Федутенко Ракитянского района Белгородской области».
Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации педагогических условий эффективного развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ разных уровней.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза, методы, практическая значимость.
В первой главе «Научно-методические основы развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов» охарактеризованы рефлексивные умения младших школьников на основе изучения психолого-педагогической литературы; рассмотрены современные подходы к развитию рефлексивных умений младших школьников в процессе обучения русскому языку; представлены методические средства развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов» разработаны показатели и уровни развития рефлексивных умений младших школьников на констатирующем этапе исследования, описана практическая работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов; представлена динамика развития рефлексивных умений младших школьников на контрольном этапе исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 52 источников. Выпускная квалификационная работа включает в себя 56 страниц.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы:
диагностические материалы, отражающие полученные результаты, методические разработки уроков русского языка по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что для успешного развития рефлексивных умений младших школьников необходимо обязательно планировать на уроках работу по целенаправленному использованию различных методических средств, обеспечивающих конкретные умения в учебной деятельности.
Современное начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение организовывать свою деятельность (планировать, контролировать, оценивать); умение принимать, сохранять цель деятельности и следовать ей в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодолевать импульсивность, непроизвольность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Глагол является самой сложной грамматической категорией русского языка, так как он наиболее конструктивен по сравнению с другими категориями. Особенность глагола как части речи заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм. Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы провели практическую работу, состоящую из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе исследования мы выявили следующие результаты:
- 5 обучающихся (25%) экспериментального класса имеют высокий уровень развития умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик;
-7 обучающихся (35%) показали средний уровень развития проверяемых умений;
- 8 обучающихся (40%) обучающихся был установлен низкий уровень развития рефлексивных умений.
Таким образом, на констатирующем этапе нами была организована диагностика сформированности рефлексивных умений учащихся экспериментального класса и установлено, что необходима целенаправленная работа по их развитию.
Формирующий этап содержит фрагменты уроков русского языка по предмету исследования и методический комментарий, который позволяет отследить формирование рефлексивных умений в процессе изучения глаголов .
Далее мы выявили эффективность проведенной нами работы по формированию рефлексивных умений у младших школьников при обучении правописанию глаголов. Так, мы установили, что только 7 обучающихся (35%) экспериментального класса имеют высокий уровень развития умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик. 10 обучающихся (50%) показали средний уровень развития проверяемых рефлексивных умений, а у 3 (15%) обучающихся был установлен низкий уровень развития рефлексивных умений.
Завершая исследование, мы выявили динамику результативности проведенной работы. На основе полученных данных, видно, что низкий уровень регулятивных универсальных учебных действий снизился на 15%, количество детей со средним уровнем сформированности рефлексивных умений увеличилось на 15%. Обучающихся экспериментального класса с высоким уровнем стало больше на 10%.
Таким образом, контрольный этап позволил нам установить положительную динамику в формировании рефлексивных умений учащихся экспериментального класса, это является подтверждением эффективности проведённой нами работы по теме исследования.



1. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач / Н.Г.Алексеев. - М.: Наука, 2002. - 137 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания./ Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 2001. -279 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды./ Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 1979. - Т. 2. - 287 с.
4. Андреасян Е.В.Развитие рефлексивных умений младших школьников./ Е.В.Андреасян. -URL - http://pandia.ru/text/78/420/58563.php (Дата обращения 21.12.2016)
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учеб. для высш. шк. /Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. -364 с.
7. Баженова С.В. Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе // Завуч начальной школы. -2002. -№ 5. -С. 46 -53.
8. Белолюбская Н.Н.Рефлексивная деятельность как важнейшее условие становления субъектности у младших школьников. - URL - http://brazilschool.site/11/08/refleksivnaya-deyatelnost-kak-vazhnejshee-uslovie-
stanovleniya-subektnosti-u-mladshih-shkolnikov/ (Дата обращения 04.12.2016)
9. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. - 91 c.
10. Бондаренко Л.В. Формирование рефлексивных умений у учащихся: метод.пособие/ Л.В.Бондаренко, Т.Ф.Ушева. - 2-е издание. - Красноярск: КК ИПК РО, 2013. - 80 с.
11. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456
с.
12. Верхотурова Н.И. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку. Н.И.Верхотурова. - URL
- https://www.ronl.ru/referaty/raznoe/549548/ (Дата обращения 28.12.2016)
13. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности./ А.Б.Воронцов. - УРСС, Эдиториал , 2002. -303 c.
14. Воронцов А.Б. Контроль и оценка в учебной деятельности/
А.Б..Воронцов, Г.А.Цукерман. - М.: Международная ассоциация «Развивающее обучение», 2003. -233 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С.Выготский. - М.: ЭКСМО, 2004. - 1135 с.
16. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования/ Н.М.Горленко, О.В.Запятая, В.Б.Лебединцев, Т.Ф.Ушева // Народное образование. - 2012. - №4. - С.153-160.
17. Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников.
- Тбилиси, 2008. -687 с.
18. Давыдов В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей/ В.В.Давыдов// Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С.76-86.
19. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 6. - Томск: «Пеленг», 1992. - 125 с.
20. Дьяченко В.К. Новая дидактика/В.К.Дьяченко. - М.: Народное образование, 2001. - 496 с.
21. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология./ И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, О.В.Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
22. Иванкина М.А.Формирование рефлексивных умений у младших школьников. /М.А.Иванкина, Е.М.Бравикова. - URL-https://infourok.ru/ (Дата обращения 17.01.2017)
23. Квасова А.К. Рефлексия в практике коллективных учебных занятий/ А.К.Квасова, Л.В.Бондаренко, Д.И.Карпович// Коллективный способ обучения:научно-метод.журнал. -2007. -№9. - С.91-103.
24. Куфарова А.Ю. Развитие рефлексивных умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2004 208 c. РГБ ОД, 61:05-13/101
http://www.dissercat.com/content/razvitie-refleksivnykh-umenii-u-mladshikh-
shkolnikoy-v-protsesse-obucheniya_ (Дата обращения 10.12.2016)
25. Лефевр В.А. Рефлексия / В.А.Лефевр. - М.: Когито-центр, 2003. - 496 с.
26. Латыпова Л.А. Формирование навыков самооценки и самоконтроля младших школьников в условиях внедрения ФГОС URL- https://infourok.ru/formirovanie-navikov-samoocenki-i-samokntrolya-mladshih-
shkolnikov-v-uslovih (Дата обращения 25.12.2016)
27. Меркулова У.В. Условия формирования рефлексивных умений подростков/ У.В.Меркулова - URL - http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/ (Дата обращения 26.12.2016)
28. Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий/ М.А. Мкртчян//Школьные технологии. - 20011. - №2. - С.65-72.
29. Обучение жизненно важным навыкам / Под ред. Н.П.Майоровой. - Санкт-Петербург: Изд-во «Образование-культура», 2002. - 288 с.
30. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности/ А.С.Обухов// Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С.19-38
31. Олисова Л.Г. Мониторинг в практике развивающего обучения. / Л.Г.Олисова. - Томск: «Пеленг», 2002. - 275 с.
32. Паравян Е.В. Содержание рефлексии учащихся в разновозрастной группе/ Е.В.Паравян, Е.А.Пономарёва// Коллективный способ обучения:научно-метод.журнал. - 2005. - №8. - С.126-132.
33. Пигузова С.В. Формирование рефлексивно-аналитических умений у младших школьников в процессе обучения естествознанию : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Челябинск, 2007 182 с. РГБ ОД, 61:07-13/1169 - URL- http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirova (Дата обращения 20.12.2016)
34. Прокофьева М.Б.Развитие рефлексивных способностей у младших школьников/М.Б.Прокофьева. - URL - https: //moluch.ru/conf/ped/archive/209/ (Дата обращения 23.12.2016)
35. Репкин В.В. Развивающее обучение: Теория и практика./В.В.Репкин, Н.В.Репкина. - Томск: «Пеленг», 1997. - 96 с.
36. Рогов Е.И. Общая психология./Е.И.Рогов. -М.: ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
37. Рубцов В.В. Развитие рефлексивных процессов младших школьников в учебной деятельности/ В.В.Рубцов.; Под ред В.В.Давыдова,
B. В.Рубцова. - Новосибирск: Психолог. инст. им Щукиной, РАО, 1995. - 226 с.
38. Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др. - М.: Вентана-Граф, 2014.- 176 с.
39. Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования /
C. Ю.Степанов, И.Н.Семёнов// Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.31-40.
40. Ушева Т.Ф.Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы/ Т.Ф.Ушева// Начальная школа. -2011. - №11. - С.65-69.
41. Ушева Т.Ф. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников/Т.Ф.Ушева. - Волгоград:Учитель, 2015. - 41 с.
42. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: метод.пособие/Т.Ф.Ушева. - Красноярск, 2007. - 88 с
43. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования/Е.Л.Федотова. - Иркутск, 2000. - 122 с.
44. Федосеева Е.С. Современные подходы к проблеме личностной саморегуляции младших школьников / Е.С.Федосеева// Начальная школа: плюс до и после. - 2007. -№11. - С.44-49.
45. Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под ред. Величковского Б.М. - М.: Педагогика. Т.1. - 2001. - 245 с.
46. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №8. - С.107-114
47. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении./ Г.А.Цукерман. - Томск: «Пеленг», 1993. - 142 с.
48. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности./Г.А.Цукерман. //Нач. школа: - 2001. - № 1. - С.67-69.
49. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности / Г.П.Щедровицкий // Вопросы методологии. 1998. -№3-4. - С.56-67.
50. Шибутани Т. Я.Концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности ./ Т.Я.Шибутани. - Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003. - С.125-129.
51. Шнайдер Н.М.Формирование рефлексивных способностей младших школьников в рамках ФГОС./Н.М.Шнайдер. -URL - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ (Дата обращения 22.12.2016)
52. Яковлева Е. Ю. Формирование рефлексивных умений учащихся в условиях внедрения ФГОС./ Е.Ю.Яковлева. -URL - http://pedagogcentr.rU/publication/1/9/1192 (Дата обращения 24.12.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ