Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мотивации к учению у младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №118638

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы процесса развития у младших школьников мотивации к учению 8
1.1 Проблема мотивации к учению в отечественной и зарубежной психологии и педагогике 8
1.2 Специфика развития мотивации учения в младшем школьном возрасте 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к учению у младших школьников на уроках окружающего мира 33
2.1 Диагностика уровня сформированности мотивации к учению у младших школьников 33
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к учению младших школьников на уроках окружающего мира 40
2.3 Оценка результатов опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение А Картотека диагностических методик для выявления уровня развития мотивации к учению 63
Приложение Б Картотека дидактических игр природоведческого содержания 69
Приложение В Конспект открытого урока 73
Приложение Г Создание листовки «Чудесная сила воды» 78

В современных условиях на первый план проблем обучения выходит развитие мотивации к учению у младших школьников.
Проблема развития мотивации к учению стоит наравне с проблемами обучения и воспитания. Все чаще можно слышать, что у ребенка нет интереса к учению, нет тяги к знаниям. Очевидно, что если ребенок равнодушен к учебе, если он не осознает потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного результата не будет. Тенденции разрушения познавательной потребности складывалась годами.
По мнению Н.Ф. Виноградовой, к началу обучения хотят учиться около 60% современных детей, а через полгода обучения это число сокращается до 15%.
Потому, перед педагогами стоит важная задача развивать у младшего школьника положительную мотивацию к учебной деятельности. Ребенок должен сам работать с познавательной информацией, которая помогла бы стать ему успешным. Когда мы говорим об индивидуальной работе над развитием мотивации, мы говорим о «ювелирной» работе. Мотивация - это основополагающий момент формирования успешности и конкурентоспособности личности, то, насколько человек мотивирован на самосовершенствование.
Формирование мотивации - это воспитание у школьника идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию младшего школьника. Это не просто положительное или отрицательное отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых отношений между ними.
Актуальность данной проблемы обусловлена задачами повышения уровня успешности обучения в образовательном учреждении. Для большинства учащихся, материал, изучаемый на уроках, недостижим ввиду индивидуальных особенностей, а так же отсутствия интереса к достижениям поставленных требований. Проблема актуальна для всех участников учебно­воспитательного процесса: учителей, родителей, учащихся.
Именно в начальной школе нужно создать условия для развития мотивации учения, так как ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная: строится новая система отношений, появляются новые права и обязанности. Для подготовки учеников к переходу в среднюю школу необходимо сформировать учебно-познавательный мотив - интерес не только к новым знаниям, но и, что более важно, к способам их получения.
Единой концепции в определении понятия мотивации не существует.
Но общее это то, что мотивы приобретаются и формируются в процессе жизни, являются результатом детского опыта и процессов социализации.
Развитие учебной мотивации - это создание условий, при которых появляются внутренние побуждения к учению. При этом педагог стимулирует развитие мотивационной сферы учеников, используя систему психологически продуманных приемов.
Мотивация состоит из нескольких компонентов («хочу», «могу», «надо»), которые взаимосвязаны друг с другом, и составляют одно целое.
Важной стороной изучения и развития мотивации является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При таких отношениях между педагогом и учащимися в классе складываются более тёплые отношения, у детей нет страха, что они будут высмеяны за неправильный ответ, что учитель поставит плохую отметку или накажет за несовпадение ответов или мнений, можно сказать, что создаётся атмосфера психологического комфорта. Это очень важно для ребенка, особенно в начальной школе. Именно гуманные отношения способствуют становлению положительных мотивов учения.
Концептуальные основы мотивационной деятельности изучались многими учеными из разных стран, такими, как: Д.Б. Эльконин[16], В.И. Помагайбо [16], В.В. Давыдов[16], А.Н. Леонтьев[33], и другие.
По мнению В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой характер учебной деятельности имеет наибольшее значение для эффективного развития теоретического познавательного интереса. Учебная деятельность, согласно В. В. Давыдову, обязана соответствовать следующим условиям:
• Объектом усвоения должны являться теоретические понятия;
• Процедура освоения должна проходить таким образом, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
• Итогом усвоения должно стать развитие специфической учебной деятельности, в которую входят следующие компоненты: учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Если мы грамотно сформируем мотивацию у детей, она будет залогом формирования умения и желания непрерывно учиться.
Цель работы разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса заданий по развитию мотивации к учению у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - процесс развития мотивации к учению у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования - развитие мотивации к учению у младших школьников будет более эффективным, если:
1. Рассмотреть сущность понятия «мотивация к учению».
2. Провести диагностику для выявления уровня развития мотивации к учению у младших школьников.
3. Использовать на уроках современные образовательные технологии (интерактивные, игровые, информационные); применять разнообразные формы проведения учебных занятий (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия и другие).
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• спроектировать диагностический комплекс и выявить актуальный уровень развития мотивации к учению у младших школьников;
• разработать и реализовать на уроках окружающего мира комплекс заданий по развитию мотивации к учению у младших школьников;
• сделать контрольный срез и сформулировать выводы по результатам проведенного эксперимента.
Теоретико-методологическую основу работы составляют:
• исследования по изучению особенностей учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин);
• теории развития мотивации в онтогенезе (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев);
• типологии и структуры мотивов (М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, А.К. Маркова).
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены учителями начальных классов при формировании мотивации к учению.
Исследования проводились на базе МБОУ СОШ №6 г. Шумерля, Чувашской Республики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основой эффективного обучения учащихся школ является развитие у ребенка мотивации к учебной деятельности. Мотивированная деятельность является внутренней движущей силой, которая побуждает учащихся к осознанному усвоению знаний, качественному выполнению поставленной задачи и развитию творческого потенциала.
То, насколько ребенок будет успешен в школе, во многом зависит от наличия познавательного интереса, позитивного отношения к учебе, педагогу - всё это требует достаточного уровня учебной мотивации. Если мы грамотно сформируем мотивацию у детей, она будет залогом формирования умения и желания непрерывно учиться.
Как правило, учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. В связи с этим, к числу важнейших задач работы с младшими школьниками относится развитие мотивации к учению.
Это необходимо как для успешного усвоения материала в начальной школе, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в среднем звене школы, где более важными становятся учебно-познавательные мотивы. Причем задача педагога развивать мотивацию к учению от ориентации на овладение новыми знаниями, через ориентацию на усвоение способов добывания необходимых знаний к ориентации на самостоятельность в способах добывания знаний.
Многие учителя, психологи и педагоги указывают на то, что мотивационная сфера имеет свои особенности, а именно:
• мотивация является важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
• через развитие мотивации педагогические цели значительно быстрее превращаются в психические цели самих обучающихся;
• через мотивацию у учащихся формируется определенное отношение к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для развития личности;
• улучшить качественные показатели познавательных процессов можно через развитие положительной мотивации к учению.
По результатам проведенного нами констатирующего этапа подтвердились те особенности, которые были выявлены при анализе литературы и еще раз указали на то, что необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию учебной мотивации.
Мы предположили, что развитие мотивации к учению будет более эффективным, если использовать на уроках современные образовательные технологии (интерактивные, игровые, информационные); применять разнообразные формы проведения учебных занятий (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра, урок-экскурсия и другие).
В методической литературе существуют лишь отдельные приемы и задания для повышения познавательного интереса и развития мотивации.
Нами был разработан комплекс уроков, и занятий в которые были включены беседы, экскурсии, трудовые поручения, викторины, игры, и т.д., направленные на развитие мотивации к учению.
В ходе формирующего этапа было проведено 8 основных уроков и занятий.
Цель нашего исследования: определение влияния индивидуально - личностного подхода на развитие мотивации к учению младших школьников.
Контрольный этап показал, что предложенная нами система работы приводит к достаточно высоким показателям развития мотивации.
Таким образом, мы убедились, что уровень развития мотивации младших школьников повышается, если будет реализована специальная работа, включающая систему заданий, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельности, повышения самооценки, уровня успешности.
Итак, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель достигнута. Так как эффективность нашего комплекса заданий экспериментально проверена, доказана и получены положительные результаты, он может использоваться в школах учителями начальных классов с целью повышения уровня мотивации к учению младших школьников.


1. Авдеева И. М. Фасилитация личностного развития хронически неуспевающих младших школьников / И. М. Авдеева // Практическая психология и социальная работа. - 2011. - № 2. - С. 3-10.
2. Агаев А. Э. Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2017. №14.1. С. 4-6.
3. Агапова И.Ф. Преодолеть неуспеваемость // Завуч. 2003. №7. С. 4-5.
4. Алмассуд Х. Причины и особенности трудностей в учебной деятельности младших школьников: этнопсихологический аспект // Вестник НовГУ. 2014. №79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-osobennosti- trudnostey-v-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-etnopsihologicheskiy- aspekt (дата обращения: 21.04.2019).
5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Университетское, 1990. 560 с.
6. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Костромина. М.: Ось, 2005. 272 с.
7. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Казань: Отечество, 2013. 157с.
8. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
9. Бейнбридж К. Причины неудач учащихся в обучении / пер. с англ. В.Ф. Калошин // Педагогика. 2012. № 2. С. 68 - 72.
10. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов. М.: Инфра-М, 2013. 245 с.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989 190 с.
12. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.
13. Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-uchebnoy-neuspevaemosti-shkolnikov (дата обращения: 21.04.2019).
14. Варич Л.А., Сорокина Ю.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста // Вестник КемГУ. 2017. №2 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihofiziologicheskoy-adaptatsii-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.04.2019).
15. Виттенбек В.К. Инновации в дошкольном образовании и начальной школе: лучшие практики // Левитовские чтения в МГОУ. 2016. С. 37-41.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ