Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира

Работа №115226

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты понятия самостоятельности в
познавательной деятельности младших школьников 12
1.1. Понятие «самостоятельность в познавательной
деятельности» в психолого-педагогической литературе 12
1.2. Самостоятельность в познавательной деятельности младших
школьников на уроках окружающего мира 24
Вывод по главе 31
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира 32
2.1. Диагностика уровня самостоятельности в познавательной
деятельности у младших школьников 32
2.2. Разработка и внедрение заданий на развитие
самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира 44
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования по развитию
самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира 50
Вывод по главе 63
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение

Актуальность исследования. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельной деятельности в конкретных трудовых или учебных ситуациях, должен уметь реализовать себя в обществе в соответствии с потребностями рынка труда и со своими личностными интересами. Задачей общеобразовательной школы является формирование современных ключевых компетенций, в том числе навыков самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Задачей первых образовательных стандартов являлся количественный результат накопленных в школе знаний. Помимо предметного результата новый ФГОС устанавливает требования к результатам личностным и метапредметным, включающим освоение обучающимися целого комплекса универсальных учебных действий. Многообразный учебный процесс невозможно реализовать без развития познавательной самостоятельности у каждого школьника в начальной школе, формирования умений и навыков самостоятельного умственного труда и практического применения знаний.
В условиях реализации ФГОС нового поколения важнейшей задачей начальной школы становится обучение учащихся умению учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации без помощи взрослых, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы. Важным является не просто увеличение объема знаний обучающегося, а приобретение им разностороннего опыта деятельности. Задачей учителя становится организовать процесс формирования устойчивой мотивации к обучению и овладения учениками комплексом учебных действий, составляющих основу умения учиться самостоятельно.
Сформировать и развивать самостоятельность в познавательной деятельности учащихся - значит решить одну из важнейших задач школы - научить учится. Задача педагога - развивая индивидуальные способности ребенка, мотивировать его к самостоятельности. Для этого необходимо использовать такую педагогическую технологию, чтобы школьник большую часть времени работал самостоятельно и учился планированию, организации и самоконтролю своей деятельности. Процесс развития самостоятельности учащихся в большой степени зависит от методов обучения, которые использует учитель на уроках. Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью инновационных активных методов развивающего обучения, направленных на самостоятельную деятельность учащихся, например метода проблемного обучения, групповых и парных методов работы на уроке, применения принципа обучения через игру, метода рефлексии и самооценки, метода создания индивидуальных проектов.
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности. Развитие этого качества оказывает влияние на всю последующую жизнь маленького человека и выражается в стремлении к самостоятельному мышлению, умении ориентироваться в новых ситуациях, находить свой подход к решению проблем, уметь быть критичным к постороннему мнению и иметь свое независимое, усваивать новые способы получения информации, ставить перед собой конкретные цели и успешно добиваться их достижения.
В настоящее время наблюдается тенденция явной недостаточной развитости такого качества как самостоятельность у молодых людей. По данным американских психологов Джерома Кагана и Говарда Мосса, обследовавших 89 человек от рождения до 24 лет, склонность к пассивной тактике в напряженных ситуаций, примирение с зависимым положением от других членов семьи в значительной степени сохраняются и у взрослых молодых людей. Эти выводы подтверждались и другими исследователями. Группа психологов во главе с Д. Фандером проводила психологическое тестирование мальчиков в возрастной категории от 3 до 11 лет. Результаты тестирования показали, что мальчики, которые в младшем школьном возрасте умели контролировать свои желания, в старшем подростковом возрасте, отличались внимательностью, способностью следить за своими эмоциональными импульсами, умением сосредоточиться, склонностью к размышлению. Напротив мальчики, у которых самоконтроль был плохо развит, так и остались агрессивными, эмоционально неустойчивыми, в стрессовых ситуациях проявляли незрелость.
По результатам психологического исследования первокурсников А.П. Сманцера, у 35% студентов недостаточно сформированы навыки самостоятельной учебной деятельности, 15% не владеют приемами логического мышления, у 12% вызывает трудности процесс конспектирования учебного материала. 20% - не всегда умеют планировать учебную деятельность и самостоятельно контролировать ее. 10% - слабо владеют умениями и навыками работы с дополнительной учебной и научной литературой. Таким образом, подготовленность школьников к самостоятельной деятельности нельзя назвать удовлетворительной, и поэтому в процессе дальнейшего обучения они испытывают серьезные трудности.
Самостоятельность проявляется в стремлении к саморазвитию и самосовершенствованию, в способности к самоконтролю, адекватной самооценке, осознанию личной ответственности - это важнейшие качества для успешной социальной адаптации в современном информационном обществе.
Младший школьный возраст самый благоприятный период для формирования основ самостоятельности ввиду его психологических особенностей, восприимчивости, любознательности, а также потому, что
ведущим видом деятельности для данного возрастного периода становится учебная.
Формирование самостоятельности в познавательной деятельности - одна из наиболее трудных проблем в педагогике, так как является индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития личности.
Все это обусловило актуальность исследования методов эффективного развития самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира.
Проблема исследования. Познавательная самостоятельность школьника, являясь важнейшим качеством личности, должна способствовать его успешной учебной деятельности. Однако в школьной практике формированию самостоятельности уделяется недостаточное внимание.
Анализ психолого-педагогических исследований и образовательной практики показал, что уровень самостоятельности школьников в познавательной деятельности наблюдается достаточно низкий.
Установлено, что изучение предметов естественного цикла в старшем школьном возрасте вызывает у многих учащихся большие трудности. Более 30% опрошенных учащихся считают, что затруднения в успешном изучении физики, химии, биологии объясняются неумением работать самостоятельно.
Существует объективное противоречие между необходимостью формирования навыков самостоятельной деятельности на уроках окружающего мира с младшего школьного возраста, и нехваткой научно-методических разработок, образовательных технологий, стимулирующих проявление активности школьников в реализации способностей к самостоятельной работе.
На сегодняшний день методики, формирующие и развивающие самостоятельность в учебном процессе, используются неполно. Для предмета окружающий мир их явно недостаточно. Многие учебные пособия не в полной мере содействуют успешному решению этой задачи. В них мало заданий, требующих самостоятельного наблюдения, сравнения явлений, раскрытия сущности законов и формулирования выводов. Нет обобщенного подхода и рекомендаций по организации самостоятельных работ. Наряду с неполной методической проработанностью этого вопроса наблюдается отсутствие заинтересованности педагогов работать в этом направлении в рамках учебной программы. На практике применяются в основном пассивные методы обучения с изложением преподавателем готовых знаний, их запоминанием и воспроизведением. Активные методы, способствующие развитию самостоятельности мыслительной и практической деятельности, используются недостаточно или неэффективно, вызывая перегруженность учеников, эмоциональное напряжение. Новейшие средства дидактики, как например метод проектов, положительно влияют на активизацию процесса формирования самостоятельности в познавательной деятельности, однако они не реализуются в достаточной мере.
Для того чтобы правильно организовать работу в этом направлении педагогу требуется обладать определенным педагогическим мастерством и выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, но и как процесс овладения компетенциями учеником. Необходимо искать пути эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и устойчивой мотивации к процессу обучения.
Таким образом, было определено, что проблема формирования самостоятельности у детей с младшего школьного возраста является актуальной в настоящее время. Установлена достаточная изученность данной проблемы в литературе и недостаточная разработка ее методического аспекта.
Наиболее конструктивным решением проблемы исследования является создание психолого-педагогических условий на основе применения системы активных методов обучения, системно - деятельного подхода проблемного обучения, элементов самостоятельной исследовательской практики, проектной деятельности.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ методологической, педагогической, теоретической литературы, изучение передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседу, сравнение результатов деятельности, тестирование, педагогический эксперимент.
Для диагностики уровня самостоятельности использовались следующие методы: экспертная оценка педагога, наблюдение за учащимися на уроках, анализ продуктов деятельности, тестирование. Использовались следующие диагностические методики: тест готовности учащихся к самообразованию (по методике А.А. Горчинской), экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилбергера); тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать эффективность комплекса заданий, способствующих развитию самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира.
Объектом исследования является процесс обучения младшего школьника на уроках окружающего мира.
Предметом исследования является развитие самостоятельности в познавательной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира будет эффективным, если спроектировать и внедрить в образовательный процесс комплекс заданий, способствующих развитию самостоятельности в познавательной деятельности.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу;
- спроектировать диагностический комплекс по выявлению уровня познавательной самостоятельности младших школьников;
- разработать комплекс заданий, способствующих развитию самостоятельности в познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира и апробировать его;
- обобщить результаты исследования, сделать вывод.
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, анализ результатов учебной деятельности младших школьников и учителей начальных классов, педагогический эксперимент); методы математической статистики (обработка данных педагогического эксперимента и графическое представление его результатов).
Базой опытно-экспериментального исследования явилась МБУ «Школа №59», классы 3 «А» в количестве 25 учащихся и 3 «Б» в количестве 25 учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами, учителями начальной школы при планировании и организации уроков, внеклассных мероприятий, занятий и других форм работы с учащимися по развитию самостоятельности в познавательной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной нами работы, на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, практики работы школ, а также результатов исследования, мы пришли к выводу, что одним из главных условий повышения качества образования является формирование у младших школьников приемов самостоятельной познавательной деятельности, умения самостоятельно добывать знания. В педагогической работе с этой целью необходимо разрабатывать и применять методы, стимулирующие развитие всех составляющих понятие самостоятельная познавательная деятельность компонентов: мотивационных, волевых, мыслительных. Овладевая все более сложными интеллектуальными и практическими действиями, школьники приходят к активной ориентировке, позволяющей отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Ученики демонстрируют интерес к познанию в поисково-творческой деятельности, они активны и инициативны в работе, не боятся самостоятельно искать ответы на вопросы. На лицо также и эмоционально-волевая направленность. Ученики стремятся доводить начатое дело до конца, умеют исправлять и не боятся переделывать работу, если обнаруживают ошибки. В результате исследования было определено, что процесс активизации и развития самостоятельности сопровождается развитием познавательных компетенций, а именно: умения определять цель и следовать ей, планируя свои действия, выбирая способы и средства ее достижения самостоятельно, используя самоанализ и самоконтроль, а также коррекцию перспектив дальнейшей деятельности. Установлено также, что реализованные в данной работе методы воздействуют не только на интеллектуальную сферу, но и на чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.
Таким образом, задача преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у детей самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе.
Проведя исследование и проанализировав его результаты, было выявлено, что благодаря специально разработанному комплексу заданий на уроках окружающего мира, можно решить проблему формирования познавательной самостоятельности в младшем школьном возрасте, и успешно развивать ее, возможно стимулировать проявление познавательного интереса даже у самых несобранных учеников на уроке.
Необходимо отметить, что степень сформированности самостоятельных качеств в данном возрастном периоде определяет в дальнейшем интенсивность развития самостоятельности в познавательной деятельности, а значит эффективность обучения на следующих этапах образования.
В перспективе изучение данной проблемы может быть связано с расширением форм и средств познавательной самостоятельности учащихся и ее дифференциацией для учащихся.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.



1. Алексеев, Н.Г. Самостоятельность / Н.Г. Алексеев // Педагогическая энциклопедия: в 3 т. - М. : Сов. энциклопедия, 1966. - Т. 3 - 319 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М. : Наука, 1990. - 140 с.
3. Арестова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Арестова // Вестник МГУ. - 1998. - №4. - С. 95-107.
4. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего учащегося: истоки субъективности / М.В. Бывшева // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №1. - С. 14-20.
5. Вахрушев, А.А. Система контроля в курсе окружающего мира /
А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - №10. - С. 13-17.
6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших
школьников / А.Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 159 с.
7. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. - М. : Рассказов, 2003. - 356 с.
8. Высоцкая, Е.В. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы / Е.В. Высоцкая. - М. : ГБОУ ВПО МГППУ,2015. - 169 с.
9. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008. - №5. - С. 24-27.
10. Голубева, Л.М. Оценка достижений младшими школьниками
планируемых результатов обучения: методические рекомендации /
Л.М. Голубева. - Красноярск: КИПК, 2011. - 36 с.
11. Горчинская, А.В. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А.В. Горчинская. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. университета, 1999. - 187 с.
12. Данилов, М.А. Воспитание у учащихся самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов. - М. : Просвещение, 2008. - 82 с.
13. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Томск : Пеленг, 1995. - 144 с.
14. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
15. Еремина, Н.Ю. Познавательный интерес и педагогическая поддержка - слагаемые успеха обучения первоклассника / Н.Ю. Еремина // Педагогические науки. - 2014. - №6. - С. 36-37.
16. Ерохина, А.С. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир» / А.С. Ерохина, Е.Г. Новолодская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2016. - Т. 11. - С. 1096-1100. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86237.htm.
17. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащихся на уроке / Б.П. Есипова // Педагогика. - 2011. - №8. - С. 36-42.
18. Жарова, А.Г. Учить самостоятельности / А.Г. Жарова. - М. : Просвещение, 2011. - 183 с.
19. Зимняя, М.А. Педагогическая психология / М.А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.
20. Иванникова, С.Ю. Пути формирования личностных УУД у младших школьников / С.Ю. Иванникова // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 86-88.
21. Игошина, Н.В. Самообучение и саморазвитие младших школьников / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №8. - С. 38-45.
22. Карцева, И.Д. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-ов по биол. спец. / И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. - М. : Просвещение, 1984. - 288с.
23. Ковальская, М.К. Образование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения / М.К. Ковальская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 236 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
25. Коноводова, Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся / Ю.А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. г. Пермь, апрель 2011 г. - Пермь : Меркурий, 2011. — С. 173-176.
26. Кандыбович, Л.А. Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Л.А. Кандыбович. - Мн. : БГПУ, 2009. - 139 с.
27. Лебедева, И.А. Проектирование урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий / И.А. Лебедева, С.Б. Ронгинская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 48. - С. 37-47. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76607.htm.
28. Левчук, Л.А. Формирование учебной самостоятельности
младших школьников как способ развития универсальных учебных действий обучающихся / Л.А. Левчук // Библиотека электронных материалов
«Инфоурок». - 2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https ://infourok.ru/ statya.formirovanie uchebnoy samostoyatelnosti mladshih s hkolnikov kak sposob razvitiya- 179255.htm
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Изд. Центр «Академия», 2005. - 352 с.
30. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
31. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. - М. : Воронеж, 1997. - 384 с.
32. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - 367 с.
33. Михневич, Т.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения / Т.П. Михневич. - Мн. : Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1989. - 151 с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психологии : учебник для студ. Вузов /
В.С. Мухина. - М. : Академия, 2003. - 456 с.
35. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М. : Гуманит, 1998. - 632 с.
36. Носикова, Я.Н. Образование познавательной самостоятельности младшего учащегося в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №2. - С. 24-28.
37. Пакулина, С.А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / С.А. Пакулина, Т.П. Савушкина // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 10-13.
38. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2005. - 112 с.
39. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И.
Пидкасистый. - М. : Юрайт, 2011. - С. 502.
40. Половникова, Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников / Н.А. Половникова // Советская педагогика. - 1970. - №5. - С. 76-83.
41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 1996. - 425 с.
42. Сарсикеева, Ж.Е. Развитие самостоятельности младших школьников / Ж.Е. Сарсикеева, Н.Б. Сафарова, К.П. Полупан //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2016. - №1. - С. 11-18.
43. Саталкин, И.Н. Комплексные самостоятельные работы как
условие развития познавательных возможностей учащихся / И.Н. Саталкин // Электронная библиотека педагогических и психологических наук
«Наука/Педагогика». - СПб. - 1991. - 231 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-
kompleksnye-amostoyatelnye-raboty-kak-uslovie-razvitiya-poznavatelnyh- vozmozhnostey-uchaschihsya.
44. Свиридова, О.И. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников / О.И. Свиридова, В.Н. Лутошкина. - Красноярск : Педагогика развития, 1997. - С. 113-118.
45. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод.
пособие / А.М. Смолкин. - М. : Высшая школа, 1991. - 176 с.
46. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности
учащихся в обучении / М.Н. Скаткин. - М. : АПН РСФСР, 1965. - 48 с.
47. Стаценко, В. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников / В. Стаценко, Г. Петрова // Начальная школа. - 2001. - №7. - С. 60-61.
48. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н.Ф. Талызина. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
49. Тошева, Н.Т. Образование учебно-познавательных ситуаций начальных классов на основе дидактико-психологических подходов / Н.Т. Тошева // Вопросы гуманитарных наук : журнал. - 2013. - №3. - С. 128-130.
50. Зимина, М.Д. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / М.Д. Зимина, И.Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 712-715.
51. Усова, А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А.В. Усова // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 30-33.
52. Шамова, Т.И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 2010. - 249 с.
53. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 41 с.
55. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 107-115.
56. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г.А. Цукерман // Научно-исследоват. ин-т общей и пед. психологии - 1992. - 39 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=55132.
57. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. - Москва - Рига : ПЦ «Эксперимент», - 2000. - 224 с.
58. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б Эльконин. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1997. -С. 239-284.
59. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 8-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ