Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №68840

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2020
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
445
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий 8
1.1 Закономерности развития младших школьников 8
1.2 Особенности обучения младших школьников на уроках окружающего
мира 15
1.3 Возможности экскурсий в обучении младших школьников на уроках
окружающего мира 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий 36
2.1 Организация констатирующего этапа эксперимента 36
2.2 Содержание формирующего этапа исследования 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение 1 75
Приложение 2 80
Приложение 3 83
Приложение 4 85


Актуальность темы исследования. В настоящее время Концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности [38]. Особенно актуальна это проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности.
По мнению Л.С. Выготского [13], И.Ю. Кулагиной [29], О.В. Чикишевой [63], в младшем школьном возрасте развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Поэтому для достижения общих задач обучения необходимо определение метапредметных знаний и умений. Соблюдение данного условия позволяет формировать образовательное пространство младшего школьника, что в свою очередь способствует комплексному изучению окружающего мира.
В настоящее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. Классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является окружающий мир. Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности младших школьников на уроках окружающего мира традиционно особое место занимает экскурсия. Экскурсия несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Проблема обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Н.Т. Брыкиной [6], Н.Ф. Виноградовой [11], З.А. Клепининой [23], А.А. Плешакова [47], О.Т. Поглазовой [49], Е.И. Руднянской [54], В.А. Хариной [61], А.А. Цугановой [62] и др. Ученые утверждают, что экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.
Однако в настоящее время экскурсия теряет свою популярность у учителей, несмотря на свою дидактическую значимость. На практике количество экскурсий, по сравнению с традиционными уроками, незначительно - зачастую не более трех-пяти в год. В связи с этим, анализ сложившейся ситуации по данному вопросу, позволил выявить противоречие между значительным воспитательным и развивающим потенциалом экскурсий в обучении младших школьников на уроках окружающего мира и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по их педагогически грамотному использованию среди учителей начальных классов.
Выделенное противоречие указывает на проблему исследования: Каковы возможности экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира? Недостаточная разработанность данного вопроса
определяет выбор темы нашего исследования: «Экскурсия как форма обучения младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать,
экспериментально проверить возможности экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира и разработать комплекс педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: экскурсия как форма обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить эффективнее, если разработать комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий:
- систематическое использование экскурсий в образовательном процессе;
- целенаправленное формирование познавательных УУД младших школьников;
Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать закономерности развития младших школьников;
2) рассмотреть особенности обучения младших школьников на уроках окружающего мира;
3) определить потенциал экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира;
4) экспериментально проверить эффективность комплекса
педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение; эмпирические - тестирование, 6
наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, качественный количественный анализ данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дано обоснование способов обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий;
- определены уровни сформированности познавательных УУД младших школьников (низкий, средний, высокий), дана их качественная характеристика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс педагогических мероприятий и практические рекомендации могут быть использован педагогами начальных классов при определении содержания, форм и методов работы по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий. Расширить практическую значимость, конкретизировать разделы или темы, возможно. Сейчас практическая значимость не точная и абстрактная.
База исследования: МОБУ СОШ №17 города Якутска.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список из 66 источников и 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий в современных исследованиях отражена недостаточно полно. Это позволило нам провести тщательный анализ по данному вопросу и прийти к следующим выводам.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Именно в это время необходимо подобрать наиболее оптимальные методы, формы и средства обучения, которые будут способствовать активизации их познавательной деятельности.
Главная особенность содержания курса «Окружающий мир» выражается в его интегрированном и культурологическом характере. Каждая из этих областей знаний синтезирует знания нескольких наук. Возможности дисциплины можно представить следующим образом: предметные - реализация содержания дисциплины «Окружающий мир» через проблемное обучение с опорой на опыт и имеющиеся представления; метапредметные - включение детей в исследовательскую и проектную деятельность на уроках и внеурочных занятиях по курсу «Окружающий мир»; личностные - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Кроме того, уроки окружающего мира способствуют формированию у младших школьников целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют пониманию взаимосвязей различных областей науки, развивают познавательные интересы детей, создают положительный эмоциональный фон обучения.
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы, поскольку объединяют школьный учебный процесс с практической деятельностью, при этом позволяя обучающимся непосредственно знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира. Кроме того, экскурсии выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, т.к. в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и с практикой, повышают познавательную активность учащихся.
Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий проводилось на базе МОБУ СОШ №17 города Якутска.
Констатирующий этап эксперимента предполагал выявление исходного уровня развития познавательных УУД у младших школьников. Оценка познавательных УУД учащихся осуществлялась в соответствии со следующими критериями: логические учебные действия, выделение типа задачи, способа ее решения, знаково-символические умения. При изучении уровня развития операций словесно-логического мышления было выявлено, что дети испытывают существенные сложности с выделением существенных и несущественных смысловых единиц текста. Кроме того, учащиеся затрудняются в обобщении, абстрагировании, установлении отношений и логических связей между понятиями. В свою очередь, анализ умения учащихся выделять тип задачи и способ ее решения показал, что у младших школьников возникают сложности с нахождением соответствующей схемы к каждой задаче, что свидетельствует о недостаточно уровне развития познавательных логических и знаково-символических действий. Кроме того, в ходе констатирующего этапа была выявлена несформированность умения использовать модели и схемы для решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать.
Формирующий этап эксперимента был посвящен созданию и реализации комплекса педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий. Основными видами экскурсий в работе по обучению младших школьников явились: реальные - обзорные экскурсии, тематические экскурсии; виртуальные экскурсии. Структура экскурсий была представлена следующими основными моментами: вводной беседой, самостоятельной работой детей по выполнению заданий, беседой по материалам самостоятельных работ, обобщающей беседой, подведением итогов экскурсии.
Результаты, полученные по итогам эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития операций словесно-логического мышления, умения учащихся выделять тип задачи и способ ее решения, умения осуществлять кодирование с помощью символов в единицу времени. В обеих группах преобладает высокий уровень данных показателей. Однако, работа, проведенная на формирующем этапе эксперимента, с детьми экспериментальной группы оказалась наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют показатели, которые в сравнении с результатами контрольной группы, оказались выше. После проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной группе увеличилось количество детей , находящихся на высоком уровне, и сократилось количество детей с низким уровнем до нуля, в свою очередь, в контрольной группе остались дети, у которых был обнаружен низкий уровень. В связи с этим, комплекс педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий доказал свою эффективность.
Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения гипотезы, целей, задач, логики и содержания научного исследования. Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Перспектива дальнейшего исследования заключается в построении целостной системы педагогической работы по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Галина Сергеевна Абрамова. - М.: Юрайт, 2015. - 811 с.
2. Астахова, А.В. Организация виртуальных экскурсий на уроках русского языка [Электронный ресурс] / А.В. Астахова, Т.А. Налимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 2836-2840. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/970894.htm.
3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / Василий Михайлович Бакулин // Начальная школа Плюс Минус. - 2001. - № 5. - С. 12-17.
4. Бархаш, Л.Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий / Лев Львович Бархаш. - М., 1934. - С. 9.
5. Богоявленская, Д.Б. Природа творческих способностей / Диана Борисовна Богоявленская // Вестник российского гуманитарного научного фонда. - 1997. - №1. - С.166-172.
6. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы: школьные праздники природы, экологические классные часы, игровой материал, материал для внеклассной работы / Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2008. - 256 с.
7. Васильева, Н.Ю. Поурочные разработки по курсу окружающий мир / Наталья Юрьевна Васильева. - М: Вако, 2015. -384 с.
8. Вахрушев, А.А. Окружающий мир. 3 кл. Обитатели Земли. Мое отечество. В 2ч. Ч.2. / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. - М.: Баласс, 2014. - 144 с.
9. Вахрушев, А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 кл (ч. 1 «Обитатели Земли») / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. - 3-е изд. - М.: БАЛАСС, 2016. - 64 c.
10. Вахрушев, А.А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа
2100» / Алексей Алексеевич Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. -
2011. - № 3. - С 1- 8.
11. Виноградова, Н.Ф. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 68 с.
12. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 класс. Программа. ФГОС (+CD) / Наталья Федоровна Виноградова. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015. - 192 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Лев Семенович Выготский. - М.: Смысл, 2005. - 1136 с.
14. Глаголева, Ю.И. Окружающий мир: 3 класс: поурочные разработки:
технологические карты уроков: учеб. пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / Ю.И. Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И. Роговцева. - М.; СПб.: Просвещение, 2013. - 142 с.
15. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. - 2-е изд. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
16. Демидова, М.Ю. Система оценки достижения планируемых результатов по предмету «Окружающий мир» / Марина Юрьевна Демидова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 9. - С. 21-29.
17. Дмитриева, Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. - Самара: Учебная литература,
2012. -208 с.
18. Добротин, Д.Ю. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум / Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Т.М. Смирнова, Н.А. Рыжова, М.В. Нехлюдова; отв. ред. М.С. Смирнова. - М.: Юрайт, 2016. - 306 с.
19. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Дарья Сергеевна Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа, 2013. - С. 91-94.
20. Жесткова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Наталья Сергеевна Жесткова // Начальная школа. -1991. - № 7. - С. 30-34.
21. Журавлева, Н.В. Занятия-экскурсии как средство формирования познавательного интереса к природе и воспитания экологической культуры обучающихся / Н.В. Журавлева, Г.А. Сапрыкина. - Белгород, 2011. - 50 с.
22. Казачкова, О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2014. -176 с.
23. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб. для студ. учреждений высш. проф. Образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - 2-е изд. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
24. Козина, Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Елена Федоровна Козина. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
25. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Галина Ивановна Колесникова // Начальная школа. - 2010. - №6. - С.50-51.
26. Кривоногова, Н.Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе / Н.Н. Кривоногова, Р.В. Никитина // Молодой ученый. - 2017. - №49. - С. 368-370.
27. Кропочева, Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе / Татьяна Борисовна Кропочева // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 48-53.
28. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / Виктор Алексеевич Крутецкий. - М.: Просвещение. -352 с.
29. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2018. - 430 с.
30. Куприна, Л.Е. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб. пособие / Лидия Ефимовна Куприна. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 312 с.
31. Леонов, Е.Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е.Е. Леонов, А.В. Тараканов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 21. - С. 64-74.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
33. Лисицына, Т.Б. Экскурсия - педагогический процесс / Татьяна Борисовна Лисицына // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 401-404.
34. Малоземова, И.И. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь.»: о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника / Ирина Ивановна Малоземова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 1. - С. 57- 62.
35. Маслова, С.Б. Роль экскурсий в начальной школе [Электронный ресурс] / С.Б. Маслова, А.Е. Кольчугин // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа:й11рз://зс1епсе1Ьшш.ги/2015/article/2015010142">https://scienceforum.ru/2 015/article/2015010142.
36. Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Анатолий Владимирович Миронов - М.: Баласс, 2013. - 96 с.
37. Миронов, А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания: учеб. пособие / Анатолий Владимирович Миронов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 511 с.
38. Модернизация системы образования в Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва. Проблемы и законодательное обеспечение. - М.: Издание Государственной Думы, 2011. - 368 с.
39. Новолодская, Е. Г. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учеб. пособие / Елена Геннадьевна Новолодская. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - 105 с.
40. Нехлюдова, М.В. Методика проведения сезонных экскурсий в начальной школе / М.В. Нехлюдова, В.Н. Давыдова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 96-98.
41. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Баласс, 2009. - 400 с.
42. Павленко, К.Г. Виртуальные экскурсии: особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс] / К.Г. Павленко, А.И. Хасанова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(58). - Режим доступа: https: //sibac. info/archive/guman/10(58). pdf.
43. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
44. Педагогика, психология, социология: теория и практика: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 30 июня 2017 г.). - Новосибирск: OOO «ЦСРНИ», 2017. - 136 с.
45. Педагогический энциклопедический словарь / ред. Борис Михайлович Бим-Бад. - М.: Лань, 2002. - 528 с.
46. Платунова, Е.В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся / Елена Вадимовна Платунова // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 645-647.
47. Плешаков, А.А. Зелёные страницы / Андрей Анатольевич Плешаков. - М: Просвещение, 2015. -224 с.
48. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. Пособие для учителей. Перспектива. ФГОС / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2019. - 192 с.
49. Поглазова, О.Т. Окружающий мир: Программа. 1-4 классы. Поурочно¬тематическое планирование. 1-4 классы / Ольга Тихоновна Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 304 с.
50. Поздеева, С.И. Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования / Светлана Ивановна Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 179-181.
51. Прищепенок, Н. С. Роль экскурсии в развитии личности ребенка / Наталья Сергеевна Прищепенок // Дополнительное образование и воспитание. -
2013. - № 8. - С. 22-25.
52. Рассказова, Ж.В. Исследовательская деятельность младших школьников как компонент процесса обучения в условиях общеобразовательной организации / Жанна Владимировна Рассказова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 108-112.
53. Реан, А.А. Психология Психология детства: От рождения до 11 лет: Полный курс: учебник / А.А. Реан, В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, И.А. Зимняя [и др.]. - М.: Прайм-Еврознак, 2006. - 350 с.
54. Руднянская, Е.И. Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику / Елена Ивановна Руднянская // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 7. - С. 51-56.
55. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Наталия Альбертовна Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). - 2012. - №11. - С. 209-211.
56. Семёнова, Н.А. Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе / Наталия Альбертовна Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - №1. - С. 33-36.
57. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11-е изд. - М.: Академия, 2011. - 576 с.
58. Современное образование: теория и практика: коллективная монография / под ред. Сергея Леонидовича Данильченко - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - 413 с.
59. Смирнова, М.С. Естествознание: учебник и практикум / М.С. Смирнова, М.В. Нехлюдова, Т.М. Смирнова; ред. М.С. Смирнова. - М.: Юрайт, 2015. - 306 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
61. Харина, В.А. Урок-экскурсия в III классе / Вера Александровна Харина // Начальная школа Плюс Минус. - 2004. - № 12. - С.62- 63.
62. Цуганова, А.А. Развитие познавательного интереса у школьников через экскурсии / Анна Анатольевна Цуганова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2012. - № 7. - С. 85-86.
63. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / Ольга Викторовна Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
64. Шактамаева, Д.Г. Педагогические условия развития положительной
мотивации к учению у младших школьников: дис. канд. пед. наук / Дарима Геннадьевна Шактамаева - Якутск, 2007. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-razvitija- polozhitelnoj-motivacii-k-ucheniju-u-mladshih.html.
65. Шатохина, И.В. Интеграция образовательного процесса / И.В. Шатохина / Ирина Владимировна Шатохина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 2. - С. 55 - 56.
66. Шеина, Л.П. Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Л.П. Шеина, Н.А. Габидуллина // Вестник Башкирского Государственного Педагогического Университета им. М. Акмуллы. - 2016. - 1(37). - С. 120-126.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ