Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №33192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
934
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и виды универсальных учебных действий 7
1.2. Роль проектной деятельности в развитии универсальных
учебных действий у младших школьников 11
1.3. Пути развития универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках окружающего мира 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностика универсальных учебных действий у учащихся
третьего класса 24
2.2. Методика развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях проектной деятельности в третьем
классе 31
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 43
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Один из вариантов решения этой проблемы указан в ФГОС НОО, где большое внимание уделяется формированию у школьников универсальных учебных действий, развитию умения учиться.
Переход на ФГОС в российских школах потребовал
переосмысления содержания образования, приоритетом которого в
современных условиях является овладение учащимися комплексом универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время от учителя требуется решить одну из важнейших задач системы образования - формирование комплекса личностных, нормативных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся. В то же время необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый школьник мог успешно развиваться и реализовывать себя в образовательной деятельности.
Смена традиционной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную и переход к государственным образовательным стандартам ставит перед современным педагогом задачу формирования интегрированной личности с познавательным интересом, творческими способностями и компетенцией.
В связи с утверждением ФГОС НОО, в основе которого лежит «системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности учащегося на основе усвоения УУД» [1].
Многочисленные работы и публикации подтверждают о том, что вопрос формирования у школьников УУД принадлежит к одному из приоритетных в методике преподавания.
Психологические и педагогические концепции, в которых раскрывается содержание УУД отображены в работах А. Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Б.Г. Ананьева, Г.И. Щукиной, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, С. Г. Воровщикова, Б.И. Есипова, З.Ф. Т.И. Шамовой и других.
Несмотря на достаточый объем работ по изучаемой проблеме в практике начальной школы не в полной мере эффективно осуществляется формирование УУД у школьников, отсутствуют методики формирования УУД посредством проектной деятельности.
Все это определяет актуальность выбранной темы: «Проектная деятельность младших школьников как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира».
Объект исследования - универсальные учебные действия учащихся начальных классов.
Предмет - процесс формирования УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
Цель исследования - исследование специфики развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, виды УУД;
2. Определить роль проектной деятельности в развитии УУД среди младших школьников;
3. Рассмотреть пути развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира;
4. Диагностировать уровень универсальных учебных действий у учащихся третьего класса;
5. Раскрыть методику развития УУД у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях проектной деятельности в третьем классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов;
- владения педагогом методами и приемами организации проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по
исследуемой проблеме, материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Заинская средняя
общеобразовательная школа №6» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности применения проектной технологии с целью развития УУД учеников начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описанный опыт применения метода проекта на уроках окружающего мира в начальной школе может быть использован учителями, методистами и учащимися при работе с младшими школьниками.
Методологической основой исследования являются такие подходы, как: системный (И.В. Блаунберг, К.Л. Берталанфи, Н. В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), личностноориентированный (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), деятельностный (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.).
Результаты работы опубликованы в журналах «Вопросы педагогики» и «Modern Science».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было посвящено проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством проектной деятельности.
По ходу решения первой задачи была изучена концепция и задачи развития универсальной учебной деятельности младших школьников.
При формировании универсальных учебных действий на уроках окружающего мира целесообразно использование современных педагогических технологий при работе с учениками, например, технологическая проектная работа в основе, которой лежит метод проектов, позволяющий формировать интеллектуальные навыки, а также информационные и коммуникативные.
По ходу решения второй задачи была определена роль проектной работы в развитии УУД у младших школьников.
Метод проектной деятельности способствует самостоятельно искать и конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный метод позволяет сделать изучение предмета гораздо интересным, расширяет кругозор ученика, подвышает его уровень культуры, побуждает интеллектуальную активность и учебную работу.
В процессе проектной деятельности на уроках окружающего мира важно заинтересовывать ребенка креативными задачами, а также материалами, целью которого является усиление природной любознательность учащихся и их стремление исследовать неизведанное. В начальных классах необходимо применять естественный интерес ученика к предметам и явлениям окружающей среды. Особенность содержания проектной работы детей состоит в том, что проектирование имеет наглядный, практический характер, ставят цели, значимые для ученика.
Необходимо так формировать работу школьника, чтобы она была значима для него, нова и интересна.
По ходу решения третьей задачи были определены пути развития УУД у учеников на уроках окружающего мира. Формирование универсальных учебных действий учеников на уроках с использованием технологии проектного обучения дает детям самым непосредственным образом включиться в образовательный процесс, самостоятельно искать информацию для решения поставленных проблем, планировать возможные варианты ее решения, приходить к определенным выводам, анализировать свою работу.
По ходу решения четвертой задачи было выполнено исследование уровня сформированности УУД у учеников начальной школы.
В ходе исследования мы доказали, что процесс проектной деятельности в начальной школе находится в стадии становления, еще нет точных технологий отслеживания универсальных учебных действий при осуществлении проектной деятельности.
В ходе решения пятой задачи мы описали методику развития УУД у учеников начальной школы в условиях проектной деятельности в третьем классе.
Формирование УУД учащихся на уроках окружающего мира производилась через проектную деятельность. Ученики работали над персональными и коллективными проектами.
Метод проектной деятельности позволил ученикам ориентировать на самостоятельную работу, работу парами, группами, развивал личностные, коммуникативные УУД. Дети работали над индивидуальными («Школа кулинаров», «Богатства, отданные людям» «Экономика родного края») и коллективными проектами («Разнообразие родного края», «Кто нас защищает»). В ходе работы над проектами, младшие школьники развивали свои познавательные способности, самостоятельно искали и анализировали информацию из разных источников, учились планировать свою работу, выполнять разработку проекта (книги, газеты, презентации), осуществлять самоконтроль все это способствовало развитию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Обсуждая проблемы, работая в группах или выступая с защитой своих проектов дети приобрели навыки коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, ответственности, взаимопомощи. Ученики учились включаться в диалог и групповое обсуждение проблем, договариваться и приходить к общему решению. Все это содействовало развитию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В ходе решения шестой задачи был дан анализ эффективности проделанной работы по развитию УУД у учащихся начальной школы.
Как показало исследование, проектная деятельность младших школьников действительно является важным аспектом в формировании УУД на уроках окружающего мира. Проектная деятельность способствует развитию исследовательской инициативности, логического мышления и самостоятельности у учащихся начальной школы.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/документы/922
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя /
A. Г.Асмолов - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика /
B. С.Безрукова Екатеринбург, 2009. - 196 с.
4. Белова Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа / Н.В. Белова - 2016. - №
10. -С. 43-48.
5. Борисова П.В. Эволюция понятия «познавательная активность» в 60-80-е годы XX-го века // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I / П.В. Борисова- Новосибирск: СибАК, 2011. - С.33 - 37.
6. Виноградова Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. - 2007. - №19. - С. 14-18.
7. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира/ Д.Ю. Добротин / Начальная школа. - 2016. - №2. - С.32-37.
8. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода / М.В. Дубова / Начальная школа до и после. - 2010. - № 03. - С. 78-84.
9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова / Начальная школа. - 2014. - №2. - С.25-30.
10. Игошина Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития / Н.В. Игошина / Начальная школа до и после. - 2014. - № 01. - С.25-29.
11. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л.С. Илюшин // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. - СПб.: Бизнес, 2009. - 160 с.
12. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества / Г.С. Камерилова, О.А. Родыгина / Начальная школа до и после. - 2013. - № 08. -С. 20-23.
13. Кокоренко В. Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одарённых детей / В. Л. Кокоренко / Школьные технологии. -2015. - № 2. - С.49-53.
14. Колачева В.В. Мое любимое дерево. Практико - ориентированный проект / В.В. Колачева ./ Начальная школа. - 2016. - №9. - С. 43-47.
15. Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе. / Т.А. Кольцова / Начальная школа до и после. - 2009. - № 07. - С. 18-20.
16. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева / Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 19-21.
17. Крючкова Е.В. Метод проекта на уроках окружающего мира по программе А. Плешакова/ Е.В. Крючкова / Начальная школа. - 2011. - № 3. - С.34-37.
18. Курапова И.И. Метод проектов в экологическом образовании (Из опыта работы) / И.И. Курапова / Начальная школа до и после. - 2013.
- № 11. - С. 22-24.
19. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий / Е.А. Лукина / Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2 (2). - С. 46-102.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. / А.К. Маркова - М.: Наука, 2009. - 115 с.
21. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш- М.: Вентана-Граф, 2014. - 220 с.
22. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании/ Н.В Медведева / Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №11. - С. 50-56.
23. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю.В. Михеева / Академический вестник.
- 2012. - №1 (3). - С.46-54.
24. Назарова В.Н., Бузни В.А. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования / В.А. Бузни, В.Н Назарова / Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч. - практ. конф. № 2. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 43-49.
25. Новолодская Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся (к вопросу о креативных образовательных технологиях) / Е.Г. Новолодская / Начальная школа до и после. - 2009. - № 01. - С.3-6.
26. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова - М.: Академия, 2007. - 320 с.
27. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2016. - №5. Т.2. - С. 151-155.
28. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная
деятельность школьников в обучении: Теоретико -экспериментальное
исследование / П.И. Пидкасистый - М.: Педагогика, 2010. - 240 с.
29. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015. - 190 с.
30. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс. - М.: Просвещение, 2015. - 189 с.
31. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН. - М.: Дело, 2009. - 320 с.
32. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников : пос. для учителя / К.Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2008. - 140 с.
33. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И.
С. Пологрудова / Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 366-367.
34. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе/ В.Я. Потанина / Начальная школа до и после. - 2010. - № 10. - С. 62-65.
35. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб: Питер, 2009. -175 с.
36. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев- М.: Владос, 2008. - 145 с.
37. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
38. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира/ М.С. Смирнова / Начальная школа. - 2016. - №3. - С. 50-56.
39. Старцева Н.Н. Возможности проектного метода на уроках окружающего мира для развития творческой личности / Н.Н. Старцева / Начальная школа до и после. - 2010. - № 01. - С. 25-29.
40. Терентьева Н.С Информационно-творческий проект в 4-м классе / Н.С Терентьева / Начальная школа до и после. - 2010. - № 01. - С.29-33.
41. Уроки по окружающему миру. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян; Рос. акад. наук. - М.: Просвещение, 2010. -
175 с.
42. Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников / Л.И. Усик / Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 20-23.
43. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф.
Харламов - М.: Владос, 2011. - 512 с.
44. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова- М.: Педагогика, 2009. - 208 с.
45. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов / Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 2629.
46. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 2011. - 223 с.
47. Юшкова Е.А. Поэтапная мотивация учащихся в работе над проектом/ Е.А. Юшкова / Школа и производство. - 2017. - № 7. - С. 22-26.
48. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова / Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.
49. Ярошенко С.Н. «Понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях» / С.Н. Ярошенко / Вестник ОГУ. - 2014 - №9. - С. 81-82.
50. Афанасьева О.Б. Формирование универсальных учебных действий // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 13.02.2019).
51. Жукова И.Н., Попова Ю.Ю., Кудряшова В.И. Проектная деятельность учащихся в начальной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч. -практ. конф. — № 1(1). - М.: МЦНО, 2016. - С. 20-24. [Электронный ресурс] URL https://nauchforum.ru (Дата обращения: 02.04.2019)
52. Кожурова О.Ю., Григовьева Н.В. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 03.01.2019)
53. Коконова Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 716-719. - URL https://moluch.ru (дата обращения: 16.02.2019).
54. Пулатова А.Р. Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya- deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-3 (Дата обращения: 09.03.2019)
55. Семенова Н.А. Проектная деятельность младшего школьника в урочное время [Электронный ресурс] URL https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 12.05.2019)
56. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]. URL http://www.zankov.ru (Дата обращения: 16.02.2019).
57. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. - 2016. - №4. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru (дата обращения: 16.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ