Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №105939

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1.Теоретические основы экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира 7
1.1 Понятие экологического сознания 8
1.2 Условия формирования экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по формированию экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира 20
2.1 Выявление исходного уровня сформированности экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира 20
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по формированию экологического сознания у младших школьников 42
2.3 Анализ эффективности процесса формирования экологического сознания у младших школьников 42
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58

Проблема экологической взаимосвязи природы и человека, а также общечеловеческого воздействия на окружающую среду стала очень острой. За последние несколько лет это привело к изменениям, которые привели к нежелательным изменениям в природной среде, особенно в условиях крупных промышленных городов. Землю спасти может деятельность людей, выполняемая на основе понимания законов природы, принятие во внимание многочисленные взаимодействия в природных сообществах, понимание того, что человек - это часть природы. Значит, что экологическая и нравственная проблема становится сегодня проблемой сохранения окружающей среды от загрязнения и от других неблагоприятных воздействий человеческой деятельности на Земле. Она вырастает в проблему устранения стихийного воздействия человечества на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с ней. Такое сотрудничество возможно для каждого человека, где существует достаточный уровень экологической и духовной культуры, нравственного и экологического сознания, развитие которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе существует ряд экологических проблем, которые оказывают огромное влияние на каждого человека и человечество в целом. Чтобы преодолеть существующие экологические проблемы, необходимо сформировать положительное мировоззрение начинающего поколения к защите экологической среды. Путем внедрения в педагогический процесс основных правил охраны окружающего мира, можно прийти к тому, что дети в младшем школьном возрасте начнут ответственно относиться к сбережению окружающей среды. Воспитание экологической культуры детей будет способствовать постепенному устранению глобальных экологических проблем человечества.
Этим и объясняется выбор темы исследования: «Формирование экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира».
В разработку проблемы формирования экологического образования и воспитания свой вклад внесли И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Терентьева Е.Ф. Л.П. Симоновой и др. Эти авторы также раскрывают условия, цели и задачи экологического воспитания.
Функциональность содержания методов, форм и средств экологического воспитания учащихся отражается в работах Н.В. Добрецовой, А.Н. Захлебного, А.В. Миронова, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной и др.
Особенные свойства формирования бережного отношения к природе и любви у младших школьников отражены в работах А.А. Плешакова, Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Симоновой, А.В. Миронова и др.
Проблема исследования. Каковы условия успешного формирования экологического сознания младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования: разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность содержания уроков окружающего мира, способствующее развитию экологического сознания у младших школьников.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - процесс формирования экологического сознания у учащихся начальной школы на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: если активно применить различные педагогические методы формирования экологического сознания (наглядные, словесные, практические), то уровень сформированности экологического сознания у младших школьников будет достаточно высоким.
Основываясь на цели, объекте, предмете, гипотезе исследования, мы определили основные задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Разработать диагностический инструментарий и выявить актуальный уровень сформированности экологического сознания у учащихся начальной школы.
3) Разработать и реализовать в образовательном процессе содержание уроков окружающего мира, направленное на формирование экологического сознания у младших школьников.
4) Провести контрольный срез для выявления эффективности содержания уроков окружающего мира, направленного на формирование экологического сознания у младших школьников, сделать выводы.
Для достижения цели, решения задач и проверки гипотезы, мы использовали следующие методы исследования: изучение методологического наследия по изучаемой проблеме; анкетирование учащихся; анализ и обобщение опыта работы школы; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); обработка полученных данных.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБУ «Школа №41». В исследовании приняли участие два четвёртых класса 4 «А» и 4 «Г» классы;1- контрольная группа, 2- экспериментальная группа.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса занятий по формированию экологического сознания у детей младшего школьного возраста, которые могут использоваться в педагогической практике.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев психолого- педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы. Экологическое сознание - это форма человеческого сознания. Она включает в себя совокупность идей, взглядов, теорий, мотиваций, которые отражают экологическую сторону общественной жизни, отношение между человеком и средой его жизни, между природой и обществом.
Создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - главное условие формирование экологического сознания младшего школьника на уроках окружающего мира.
О формировании экологического сознания младшего школьника в учебном процессе говорит рост интеллектуальной активности и экологической деятельности. Именно, познавательный интерес и естественный контакт ребёнка с животными и растениям, опыт общения с природой, имеет качественную сторону взаимодействия с окружающим миром. Наиболее оптимальной формой формирования экологического сознания является творческая познавательная деятельность. Эта форма позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на повышение уровня познавательной активности, экологических знаний и к творческому самовыражению в экологической деятельности.
Для решения возникшей проблемы нами был разработан комплекс уроков, который был апробирован на базе МБУ «Школа №41» г. Тольятти в 4 классе. Контрольной группой являлся 4 «А» класс.
На момент начал эксперимента учащиеся контрольной группы находились на низком уровне 14%, на среднем - 59%, на высоком уровне - 27%. Учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне - 18%, на среднем- 64%, на высоком уровне- 18%.
Разработанный комплекс уроков состоял из 9 уроков. В содержание уроков вошли задания на развитие познавательной активности, умение анализировать и классифицировать природные объекты, на развитие умения выделять общие признаки природных объектов, умения обобщать полученные знания и систематизировать их, формирование гуманного отношения к природе.
Проводимые методики на контрольном этапе эксперимента, показали, что в экспериментальной группе учащиеся находящихся на низком уровне составило 9%, среднем уровнем обладает 50% учащихся и 41% учащихся достиг высокого уровня сформированности экологического сознания.
Исходя из полученных данных, мы делаем вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что если активно применить различные педагогические методы формирования экологического сознания (наглядные, словесные, практические), то уровень сформированности экологического сознания у младших школьников будет достаточно высоким, подтвердилась, потому что комплекс уроков направлен на повышение уровня сформированности экологического сознания у младших школьников на уроках окружающего мира.
Разработанный нами комплекс позволяет активно формировать экологическое сознание в начальной школе. Потому что, большинство уроков проходит в игровых формах, в форме проектов, то каждый учащийся оказывается вовлечён в процесс обучения, который учитывает возрастные особенности ребёнка и формирует у него экологическое сознание, необходимый современному школьнику.


1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. / Идея целостности в системе экологического образования младших школьников / С.В.Алексеев, Л.В. Симонова // Начальная школа - 2013, - №1. - С. 15-19.
2. Алексеев, С.В. / Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. - СПб.: Специальная литература, 2011. - С. 102.
3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 32 - 33.
4. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 8. - С. 192-195.
5. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Журн. Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 309— 312.
6. Гарданова, Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Журн. Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 935— 936.
7. Гордеева, Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся / Т.Н. Гордеева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С.75-80.
8. Горелова, Р.И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе/ Р.И. Горелова. - М.: ИНИМ РАО, 2012. - С. 245.
9. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 2012. №4 - С. 55-64.
10. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. -С. 418.
11. Дзятковская Е.Н. Психологические проблемы школьного экологического образования /Е.Н.Дзятковская // Гуманитарный вектор, 2014. - С. 125-136.
12. Ермаков, Д.С. Ролевые игры: осознание глобальных проблем / Д.С. Ермаков // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2014. - № 1. - С. 18-31.
13. Захаров, А.В. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров //Право и образование. - 2015. -№ 3. - С. 84-98.
14.Захлебный А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.М. Захлебный. - М.: Педагогика. - 2014. - С.
15.Зверев И. Д. Организация экологического образования в школе / И. Д. Зверев. - М.: Педагогика., 2012. - С.342.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ