Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Работа №118042

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе 10
1.1 Формирование позитивного отношения к себе у детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет
позитивного отношения к себе 19
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе 33
2.1 Выявление уровня сформированности позитивного отношения к
себе у детей 5-6 лет 33
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе . 53
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности позитивного
отношения к себе у детей 5-6 лет 63
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение 75

На современном этапе развития социума возрастает роль активной личности, что подразумевает высокую требовательность и сознательность как по отношению к другим людям, так и к самому себе. Стержнем в формировании личности является позитивное отношение к себе. Являясь результатом самооценки, отношение к себе определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружающему миру, к людям.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) представлена необходимость создания условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка-дошкольника. В связи с этим формирование позитивного отношения к себе является важной задачей образовательной работы с детьми, что связано с освоением детьми умения объективно оценивать свои возможности в деятельности и место в социуме.
По мнению С.Л. Рубинштейна, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона и других, отношение к себе подразумевает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта, и определяется самооценкой. Самооценка как личностное образование обуславливает регуляцию поведения и деятельности. Самооценка характеризуется наличием знаний о самом себе. Самооценка имеет множество связей со всеми психическими образованиями личности и является важной детерминанты всех видов и форм ее деятельности и общения. Самооценка дает возможно сохранять устойчивость личности независимо от изменяющихся ситуация, тем самым давая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более выражено влияние позитивного отношения дошкольника к себе на его поведение и взаимодействие со сверстниками.
Проблема формирования позитивного отношения к себе, его компонентов, функций представлена в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
Отношение дошкольника к себе во многом определяется внешней оценкой его деятельности и личностных качеств. По мнению Л.И. Божович, ребенок стремится стать таким, каким видит его взрослый. Соответственно, одной из тенденций развития самосознания ребенка, в том числе его самооценки, может служить изучение отношения к нему со стороны социума, в первую очередь со стороны родителей.
В большинстве исследований позитивное отношение ребенка к себе рассматривается в структуре его образа «Я», которое в конце старшего дошкольного возраста представляется как относительно устойчивое личностное образование (Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон и др.).
При построении образовательной работы с дошкольниками, в том числе и по формированию позитивного отношения ребенка к себе, важно учитывать, что современные исследователи (В.С. Мухина, Л.А. Головей, Б.С. Волков и др.) связывают развитие личности ребенка с реализацией его позиции как субъекта деятельности и удовлетворением его потребности в самостоятельности.
Реализация ФГОС ДО требует от воспитателя не воздействия на ребенка, а взаимодействие с ним, веру в его внутренние силы и возможности, реагирование на проблемы ребенка, поддержку его индивидуальности, интересов, потребностей, заботу о его психологическом благополучии. Уважение к детям, их человеческому достоинству проявляется в поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях. Это становится возможным при применении тактик и методов психолого-педагогической поддержки (Т.В. Анохина, Н.М. Касицина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, М.М. Миркес, С.М. Юсфин, И.С. Якиманская и др).
Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования позитивного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование позитивного отношения к себе у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе как субъекту деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе как субъекту деятельности возможно, если реализованы следующие психолого-педагогические условия:
- накопление у ребенка субъективного опыта оценки и рефлексии своей деятельности, осуществляемой на основе усвоенных объективных критериев оценки и фиксирующей внимание на положительных проявлениях ребенка в деятельности;
- дифференцированный подход к детям, направленный на стимулирование стремления каждого ребенка к достижению успеха в значимых для него видах деятельности, осознание этого успеха и его публичную презентацию;
- организация доброжелательной конструктивной обратной связи от других детей и взрослых (педагогов, родителей), демонстрирующей ребенку уважение, акцентирующей внимание на его достоинствах и успехах, обеспечивающей повышение его самооценки;
- реализация тактик «помощь» и «сотрудничество» психолого-педагогической поддержки ребенка в ситуациях неуверенности и неуспеха в деятельности, обеспечивающих повышение его уверенности в успехе своих действий по достижению нужного результата и достижения позитивной динамики в «образе Я».
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи:
1) выявить состояние проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «позитивное отношение к себе» и определить комплекс проявлений у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе в поведении и деятельности в сфере «ребенок - деятельность»;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе;
3) определить и реализовать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирования у детей 5-6 лет позитивного отношения к себе;
4) выявить динамику в уровне сформированности позитивного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста после реализации разработанных психолого-педагогических условий.
Теоретические основы исследования:
- теоретические основы формирования самоотношения, самооценки личности (А. Бандура, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, У. Джеймс, И.Н. Кольцова, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, К.Р. Сидоров, Л.П. Пономаренко, Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.И. Чеснокова С.Г Якобсон и др.);
- положения о применении тактик и методов психолого-педагогической поддержки (Т.В. Анохина, Н.М. Касицина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, М.М. Миркес, С.М. Юсфин, И.С. Якиманская и др.)
- положения об индивидуально-дифференцированном подходе в обучении (Т.И. Бабаева, О.В. Дыбина, Я.И. Ковальчук, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская, Е.Э. Шишлова и др.).
Для решение поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, формулировка гипотезы исследования, проектирование процессов и результатов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, тесты-опросники, анализ ситуаций, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования)
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях, доказана возможность формирования позитивного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста в созданных психолого-педагогических условиях, уточнено понятия «позитивное отношение» к себе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были определены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования позитивного отношения к себе у детей 5-6 лет, уточнены показатели проявления позитивного отношения к себе у детей и характеристики уровней.
Практическая значимость работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанный в исследовании комплекс диагностических методик по выявлению у детей старшего дошкольного возраста позитивного отношения к себе; содержание работы с детьми по формированию позитивного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста при реализации выделенных психолого-педагогических условий.
Экспериментальная база исследования: МАОУ д/с №79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа), 4 педагога.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименований), 8 приложений. Текст иллюстрирован 3 рисунками, 8 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исследований показал, что стержнем в формировании личности определяется позитивное отношение к себе. Являясь результатом самооценки, отношение к себе определяет направление и уровень активности человека, его отношение к окружающему миру, к людям. В большинстве исследований позитивное отношение ребенка к себе рассматривается в структуре его образа «Я», которое в конце старшего дошкольного возраста представляется как относительно устойчивое личностное образование
Анализ исследований позволил нам выделим следующие психолого-педагогические условия формирования позитивного отношения к себе у детей 5-6 лет: 1) накопление у ребенка субъективного опыта оценки и рефлексии своей деятельности, осуществляемой на основе усвоенных объективных критериев оценки и фиксирующей внимание на положительных проявлениях ребенка в деятельности; 2) дифференцированный подход к детям, направленный на стимулирование стремления каждого ребенка к достижению успеха в значимых для него видах деятельности, осознание этого успеха и его публичную презентацию; организация доброжелательной конструктивной обратной связи от других детей и взрослых, демонстрирующей ребенку уважение, акцентирующей внимание на его достоинствах и успехах, обеспечивающей повышение его самооценки; реализация тактик «помощь» и «сотрудничество» психолого-педагогической поддержки ребенка в ситуациях неуверенности и неуспеха в деятельности, обеспечивающих повышение его уверенности в успехе своих действий по достижению нужного результата и позитивной динамики в «образе Я».
Мы определили показатели позитивного отношения к себе: представление о своих сильных и слабых качествах; осознание возможных позитивных изменений; соотношение притязаний и самооценки; характер самооценки ребенка в значимых для него видах деятельности; ориентация на собственную и (или) внешнюю оценку; умение осуществлять самооценку успешности своих действий, результатов деятельности и рефлексию отношения к себе как субъекту деятельности; отношение к успехам/неудачам, проявление уверенности в собственных силах.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности позитивного отношения у детей 5-6 лет и то, что предлагаемые нами условия недостаточно представлены в педагогической практике.
Формирующий этап эксперимента осуществлялся по двум направлениям: подготовительно-проектировочное и работа с детьми.
Подготовительно-проектировочное направление имело с целью проектирования методического обеспечения реализации психолого-педагогических условий и определение подгрупп детей по результатам диагностики для реализации дифференцированного подхода. Были разработаны: методические копилки критериев оценки результатов
деятельности детей, критериев оценки результатов реализации технических умений в различных видах деятельности детей, вопросов для организации детьми рефлексии своей деятельности, реализации тактик психолого-педагогической поддержки. Образовательная работа с детьми осуществлялась поэтапно: 1) информационный с целью способствовать формированию у детей образа «Я», осознанию представлений о своих положительных и отрицательных качествах, проявляемых в деятельности, и об их желаемых изменениях; 2) действенно-практический с целью формирование удовлетворенности собой, гордости за свои успехи.
Эффективность формирующего эксперимента и выделенных психолого-педагогических условий доказали результаты повторной диагностики детей. У детей экспериментальной группы была выявлена существенная положительная динамика в уровне сформированности положительного отношения к себе.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.



1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 2001. - 122 с.
2. Бандура, А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст] / К. Левин, А. Бандура. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 125 с.
3. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников [Текст] / О.А. Белобрыкина. - М. : Вопросы психологии, 2011. - № 4. - С. 31-39.
4. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М. : МГУ, 2008. - 188 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина. - СПб. : Вопросы психологии, 2001. - 38 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.
: Педагогика, 2003. - 189 с.
8. Выготский, Л.А. Развитие высших психических функций
[Текст] / Л.А. Выготский. - М. : Педагогика, 1999. - 329 с.
9. Волков, Б.С. Детская психология [Текст] / Б.С. Волков. - М. : Логические схемы, 2002. - 82 с.
10. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Просвещение, 2002. - 116 с.
11. Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. - М. : Педагогика, 1991. - 368 с.
12. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: монография / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160с.
13. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки [Текст] / А.В. Захарова. - Минск, 1993. - 112 с.
14. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1998. - 320 с.
15. Касицина, Н.В. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н.В. Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - СПб. : Сфера, 2010. - 158с.
16. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Минск. : Изд-во Минск. гос. ин¬та, 1999. - 316 с.
17. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М. : Вопросы психологии, 2001. - 162 с.
18. Карнаухова, Л. О. Модное слово «Рефлексия» Что это такое и как её организовать [Текст] / Л.О. Карнаухова. - М. : Вопросы психологии, 2013 - 15 с.
19. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] / Т.В. Костяк. - М. : Астра-Принт, 2008. - 236 с.
20. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности
[Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М. : Педагогика, 2001. - 241 с.
21. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
22. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Просвещение, 2001. - 112 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.
24. Пономаренко, Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе [Текст] / Л.П. Пономоренко. - Одесса: Астра-Принт, 1999. - 91 с.
25. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова. - М. : Психология, 2003. - 76 с.
26. Реана, А.А. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей [Текст] / А.А. Реана. - СПб. : Питер, 2004. - 42 с.
27. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 106 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 184 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2003. - 423с.
30. Семенов, И.Н. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - М. : Речь, 2003. - 254 с.
31. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2016. - 304 с.
32. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии [Текст] / К.Р. Сидоров. - М. : Мир психологии, 2006. - 224 с.
33. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М. : Вопросы психологии, 2001. - 119 с.
34. Уманец, Л.И. От самооценки в игре - к познанию себя [Текст] / Л.И. Уманец. - М. : Просвещение, 1999. - 21 с.
35. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников [Текст] / Л.И. Уманец. - М. : Вопросы психологии, 2000. - 67 с.
36. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. М. : Вопросы психологии, 1999. - 123 с.
37. Фельдшейн, Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Моск. психол.- социал. ин-т: Флинта, 2004. - 672 с.
38. Хьелл, Л.А. Теория личности [Текст] / Л.А. Хъелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2001. - 256 с.
39. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - М. : Просвещение, 1977. - 129 с.
40. Щетинина, В.В. Психолого-педагогические условия
формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности [Текст] / В.В. Щетинина // Научное отражение. - 2018. - № 3 (13). - С.31-36.
41. Щур, В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей [Текст] / В.Г. Щур // Психология личности: теория и эксперимент. - М. : Вопросы психологии, 2002. - 58 с.
42. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 1996. - 96 с.
43. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. [Текст] / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева. - М. : Вопросы психологии, 1983. - 61 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ