Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №105492

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.1 Особенности формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 10
1.2 Психолого-педагогические условия формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психо лого-педагогических условия формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 36
2.1 Выявление уровня сформированности социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 36
2.2 Реализация психолого-педагогических условий формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 53
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 68
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложения 85

В данное время в специальной психологии и педагогике, проблема формирования социальных отношений у детей с задержкой психического развития является одной из актуальных и обсуждаемых. Освоение детьми социальных отношений происходит в процессе социализации, только с помощью отношений дети узнают объекты, людей, события окружающего мира. Б.Д. Барыгин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев под процессом социализации подразумевают многогранный процесс, результатом которого является усвоение и воспроизведение социального опыта, под которым подразумевается социальное научение, познание и адаптация.
Клинические и психолого-педагогические исследования доказали, что у детей с задержкой психического развития гораздо медленней темп формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них. Такие ученые как, А.В. Петровский, Т.А. Репина, Е.В. Субботский и др., выявили компоненты социальных отношений. К ним относятся:
• эмоциональный компонент, который мы можем увидеть в таких проявлениях как эмоциональные привязанности, умение откликаться на эмоциональные проявления других людей, показывание сочувствия, которое будет способствовать созреванию социальных чувств;
• когнитивный компонент, который будет проявляться в процессе влияния социального восприятия и узнавания детьми друг друга, данный компонент имеет основную роль в формировании самосознания;
• поведенческий компонент, будет проявляться в процессе познания детьми собственного социального опыта при общении с другими людьми, основой которого является выделение и понимание нравственных норм и правил поведения в обществе. Из выше сказанного можно сделать вывод, что социальные отношения - это целая система осознанных и избранных отношений детей со средой, они будут являться результатом взаимоотношений детей с окружающим его миром.
Недоразвитие одного или нескольких данных компонентов приводит к нарушению целостного развития ребенка, а это, в свою очередь, ведет к нарушению социального процесса, что приводит к таким последствиям как: усугубление отклонения и задержка вхождения детей в социальный мир. Очень важна данная проблема при исследовании сформированности социальных отношений детей с задержкой психического развития, так как у данных детей недостаточно развита социальная сфера, которая является основной в структуре общего нарушения, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
В работах В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер под задержкой психического развития понимается такой вид нарушения, где наличие морфункциональной незрелости центральной нервной системы, которое достаточно часто выражается в низком уровне интеллектуальных возможностей и детском инфантилизме, препятствует развитию социальных отношений у детей данной категории. В возрасте 5-6 лет у таких детей происходят стабильные проявления деформации развития в личностном аспекте, которые приводят к низкому уровню развития социальных форм поведения. Как правило, они не нуждаются в общении с другими, а мнение о себе полностью состоит из того, насколько их оценивают другие люди. Это приводит к низкому уровню развития социальных отношений (М.Н. Аксенова, Г.В. Грибанова, Е.Г. Дзупсоева, Е.Е. Дмитриева, И.А. Коробейников, Л.В. Кузнецова, Р.Д. Тригер и др.). Эти особенности развития определили выбор возраста детей с задержкой психического развития (5-6 лет) в нашем исследовании.
Нарушение нормального хода развития общения с окружающими на ранних стадиях негативно отражается на формировании системы социальных отношений, направленной на взаимосвязь эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов, чему уделяется не достаточно внимания в существующих коррекционных программах для детей с задержкой психического развития. Это определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ современной практики коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития позволил нам выявить существующее противоречие между доказанной наукой значимостью формирования социальных отношений детей с задержкой психического развития в общей системе коррекционно-развивающей работы и неразработанностью на научно-методическом уровне психолого-педагогических условий осуществления данной работы в дошкольной образовательной организации.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития в ДОО?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: формирование социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что формирование социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- процесс формирования осуществляется на основе индивидуального подхода, с учётом психологических особенностей каждого ребёнка с задержкой психического развития;
• формирование социальных отношений реализуется в целостном коррекционно-развивающем процессе и носит комплексный характер, предполагающий решение задач по формированию эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношений, обеспечивающих эффективность социализации детей с задержкой психического развития;
• обеспечивается взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей с задержкой психического развития с целью формирования у детей положительной эмоциональной направленности на родителей и осознания себя, как полноценного члена общества.
Задачи исследования.
1. На основе междисциплинарного анализа психологической, педагогической и дефектологической литературы изучить состояние проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявления особенности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Определить психолого-педагогические условия формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, проверить их эффективность в процессе экспериментальной работы.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, анализ амнестических данных, эмпирические методы (наблюдение, беседа, социометрия, проективные методики, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки фактических данных (качественный и количественный анализ, методы математической и статистической обработки).
Теоретическую основу исследования составили положения:
• о взаимосвязи эмоциональных и познавательных процессов в целостном развитии личности ребенка (Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, О.С. Никольская);
• комплексном подходе к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.Б. Баряева, Т.Г. Визель, Е.А. Екжанова, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева);
• взаимосвязи эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов в структуре социальных отношений (А.В. Петровский, Т.А. Репина, Е.В. Субботский).
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2016-2017 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; исследование уровня сформированности социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Второй этап - экспериментальный (2017-2018 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий формирования социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2018 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• установлено и охарактеризовано влияние психолого-педагогических условий на формирование социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования:
• определены критерии качественной оценки эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития, способствующие расширению возможностей дифференциальной диагностики социальных отношений и построению коррекционной работы;
• дано теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов:
• по диагностике особенностей социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• реализации в условиях ДОО комплекса психолого-педагогических условий формирования социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Достоверность результатов обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения специальной психологии и педагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.
Основные положения, которые выносятся на защиту.
1. Дети 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуются системным характером нарушений в эмоциональном, когнитивном и поведенческом компонентах развития социальных отношений, что в свою очередь создает трудности в формировании представлений о себе и о других людях, сопереживании и сочувствии, становлении образа «Я» ребенка.
2. Критериями сформированности социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития являются способность усвоения ребенком нового социального опыта в процессе общения, коммуникативность, инициативность, умение познавать детьми друг друга, сформированность самосознания, владение способами социокультурного поведения в обществе, способность отзываться на эмоциональное состояние другого, восприятие и адекватное понимание основных эмоциональных состояний.
3. Психолого-педагогическими условиями формирования социальных отношений детей 5-6 лет с задержкой психического развития являются: осуществление формирования на основе индивидуального подхода, с учётом психологических особенностей каждого ребёнка с задержкой психического развития; комплексный характер формирования, предполагающий решение задач по формированию эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношений, обеспечивающих эффективность социализации детей с задержкой психического развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу по психологии и педагогики мы видим, что социализация является процессом и результатом изучения и повторения индивидом социального опыта, а также систематизации социальных взаимоотношений в его собственном опыте.
Под социализацией ребенка понимается долгий и сложный процесс. Данный процесс можно рассматривать с двух сторон: с первой мы видим, что общественность сама нуждается в том, чтобы дети с ЗПР самостоятельно смогли существовать в данном обществе после того как они усвоят социальные и нравственные нормы, правила поведения, идеалы; со второй, мы видим, что сильное влияние имеют неуправляемые, спонтанные процессы происходящие в окружающей среде ребенка.
Проведя анализ особенностей психического развития у дошкольников с ЗПР, мы можем сказать что: данный диагноз влияет на все сферы психического развития детей и поэтому он является системным дефектом. Из-за этого мы делаем вывод, что работу по формированию социальных отношений необходимо производить комплексно. Нужно создать основу для развития всех психических функций и разработать специальные психолого-педагогические условия для полноценного формирования социальных отношений у детей 5-6 лет с ЗПР.
При проведении констатирующего эксперимента, нами были подобраны диагностические методики для - изучения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальных отношений детей 5-6 лет с ЗПР. По итогам их проведения мы видим, что социальное развитие у таких детей характеризуется следующими уровнями:
- низкий уровень взаимодействия как с детьми, так и с педагогами группы (дети очень редко вступают в контакт друг с другом, а если это и происходит, то он кратковременный и носит поверхностный характер, не умеют обращаться с просьбами ко взрослым);
• ограниченные представления о других не дают развитию адекватной самооценки и приводят к неуверенности в своих действиях у детей с ЗПР;
• неумение адекватно понимать основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес), а также их показать другим приводит к несформированности коммуникативных навыков;
• так как не сформированы нормы социокультурного общения и поведения у детей с ЗПР, это затрудняет формирования социальных отношений у таких детей.
Формирующий эксперимент был направлен проверку положений гипотезы. Формирование социальных отношений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития оказалось эффективным при создании следующих психолого-педагогических условий:
• процесс формирования осуществляется на основе индивидуального подхода, с учётом психологических особенностей каждого ребёнка с задержкой психического развития;
• формирование социальных отношений реализуется в целостном коррекционно-развивающем процессе и носит комплексный характер, предполагающий решение задач по формированию эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношений, обеспечивающих эффективность социализации детей с задержкой психического развития;
• обеспечивается взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей с задержкой психического развития с целью формирования у детей положительной эмоциональной направленности на родителей и осознания себя, как полноценного члена общества.
Реализация данных условий обеспечила положительную динамику по когнитивному, поведенческому и эмоциональному компонентам социальных отношений детей 5-6 лет с ЗПР.
Полученные в исследовании результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выносимых на защиту положений.


1. Богословский, В.В. Общая психология [Текст] / В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 1999. - 136 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Педагогика, 2003 - 64 с.
3. Волкова, Н.П. Педагогика [Текст] / Н.П. Волкова - М. : Академия, 2001. - 132 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 176 с.
5. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 56 с.
6. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 23-28.
7. Закрепина, А. Социальное развитие дошкольников [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. -С. 72-79.
8. Закрепина, А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 94-101.
9. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М. : Просвещение, 1999. - 287 с.
10. Зик, К. Ребенок и его мир [Текст] / К. Зик. - М. : Просвещение, 1985. - 231 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический практикум и методические материалы [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : Педагогика, 2003. - 183 с.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М. : Просвещение, 2005. - 194 с.
13. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
14. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 41 с.
15. Кислякова, Ю.Н. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Ю.Н. Кислякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 14-18.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ