Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №68689

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста 8
1.1. Сущность и содержание понятия «позитивное отношение к
сверстникам» в психолого-педагогической литературе 8
1.2.Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста 13
1.3. Формирование самооценки и воспитание эмоционально -
положительного отношения к сверстнику 21
1.4. Педагогические условия формирования позитивного отношения к
сверстникам у детей дошкольного возраста 27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста 39
2.1. Изучение уровня развития отношения к сверстникам у детей
старшего дошкольного возраста 39
2.2. Реализация педагогических условий формирования позитивного
отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста 49
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста 59
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение


На современном этапе одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного объединения является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка-дошкольника. Вместе с тем, на ступени дошкольного образования имеют место такие негативные тенденции, как чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого - к формированию неадекватного отношения к сверстникам.
В психолого-педагогической литературе по проблеме отношения к другому представлены интерпретация указанного понятия, дифференциация его разновидностей, пути становления и развития отношения к другому, а также детерминированность отношения внешними и внутренними
факторами; указывается, что формирование положительного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой,
включающей становление и развитие межличностных отношений
дошкольников и их взаимоотношений в процессе общения (Я.Л. Коломинский, Т.Д. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, и др.); формирование взаимоотношений детей в детском саду и семье (В.К. Котырло); развитие общения и отношений с детьми с усложнением игровой деятельности (Р.И. Жуковская, P.A. Иванкова, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова); влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе образовательного учреждения (Л.Д. Бухтиярова, A.A. Рояк); особенности отношения к сверстнику у детей разных возрастных групп, у популярных и непопулярных дошкольников (Е.А. Калягина, Е.О. Смирнова, I ГГ. Утробина).
Психологи отмечают также, что отношение к другому связано с активностью, темпераментом, характером, направленностью личности, ее способностями (A.A. Бодалев, В.Н.. Мясищев); с наличием - отсутствием внутренних конфликтов (3. Фрейд, К. Хорни); сензитивностью, тревожностью, эмоциональной устойчивостью, локусом контроля, социальной компетентностью (В.Л. Лабунская); общительностью, внимательностью (В.Н. Мясищев), особенностями самосознания, симпатией к себе (Л.Я. Гозман, В.В. Столиц).
Проблемные отношения в группе детского сада связаны с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их, способствовать формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы по изучаемой проблематике показал что, слабее других представлены данные о возможности формирования у детей дошкольного возраста позитивного отношения к сверстникам посредством коррекции их самооценки, хотя в компонентах указанных понятий имеется определенное сходство, и это позволяет предположить возможность устранить у дошкольника негативного отношения к другому за счет коррекции его самооценки.
Таким образом, в настоящее время, становиться актуальным поиск эффективных условий для формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста, данный процесс является сложным и заставляет пересмотреть традиционные подходы в воспитании дошкольников, и, в первую очередь, позицию взрослого при организации жизнедеятельности детей в детском саду.
В связи с этим возникает необходимость разработки педагогических условий и механизма их реализации в формировании позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
На основе вышеизложенных положений определился ряд противоречий между:
- социальной потребностью современного общества в развитии у детей с раннего детства коммуникабельности, положительных нравственных качеств, формирования позитивного отношения к сверстникам и недостаточной ориентацией на них в учебно - воспитательном процессе в учреждениях дошкольного образования;
- потребностями психолого-педагогических наук в знаниях и наличием представлений о необходимости психологически обоснованных методов и приемов формирования у детей позитивного отношения к другим и отсутствием технологий регулирования поведения детей на основе использования одной из разновидностей его средств — коррекции их самооценки.
Выделенные противоречия подтверждают недостаточное изучение данного вопроса со стороны педагогов и психологов, поэтому тема нашего исследования «Формирование позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста» является актуальной и требует дальнейшего исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Объект исследования процесс формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Предмет — педагогические условия, способствующие формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что формирование позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста будет обеспечиваться при соблюдении следующих условий:
- наличие специальной психолого-педагогической программы формирования у детей положительного отношения к сверстникам;
- формирование у ребенка дошкольного возраста адекватной самооценки;
- сопоставление результатов своей продуктивной деятельности и деятельности сверстников в различных ситуациях.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть содержание понятия «позитивное отношение к
сверстникам», выявить особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность гипотетически сформулированных педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Для решения проблемы исследования использовались, сложившаяся
в педагогике традиционная система методов исследования:
- теоретические: /анализ научно-методической, философской,
психологической, педагогической литературы/;
- эмпирические: /педагогическое наблюдение, анкетирование,
беседа, педагогический эксперимент/.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации системы работы по формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста, которую могут использовать педагогические работники в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Базой исследования является МБДОУ «Детский сад с. Терновка Яковлевского района Белгородской области»
Этапы исследования:
Первый этап (апрель-май 2015 г.) изучение, обобщение и
систематизация информации о проблеме исследования в психологической, педагогической и методической литературе и практике. Формулировка исходных позиций исследования и гипотезы, определение педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Второй этап (апрель-декабрь 2015 г.) проведение экспериментальной работы по формированию позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста, анализ хода и результатов формирующего этапа эксперимента, внедрение результатов исследования в образовательный процесс.
Третий этап (январь 2016 г.) анализ и обобщение итогов исследовательской работы, определение логики изложения материала, корректировка теоретических и практических выводов, оформление полученных результатов.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две
главы, заключение, список использованной литературы, в наименовании 59 источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа литературы отечественных и зарубежных ученых, была проведена экспериментальная работа, направленная на изучение научно-методической литературы и обоснование наиболее эффективных педагогических условий формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, мы выяснили, что решением данной проблемы занимались такие исследователи как: Т.Н. Бабаева (7), Л.С. Выготский (17), Т.И. Ерофеева (24), Я.Л. Коломинский (28), М.И. Лисина (37), Т.А. Репина (47), А.Г. Рузская (54), Е.О. Смирнова (55) и др.
Таким образом, проанализировав точки зрения исследователей по данной проблеме, мы разработали свое понятие. Так позитивное отношение к сверстникам у дошкольников, мы понимаем как общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.
В ходе исследования была проведена экспериментальная работа, где мы разработали критерии сформированнности позитивного отношения к сверстникам детей дошкольного возраста и определили уровень его развития. Таким образом, дети в группе имеют разный уровень развития позитивного отношения к сверстникам, но преобладает низкий уровень 50% (7 детей), средний у 35,7% (5 детей) и высокий, только у 14,3% (2 ребенка).
С целью повышения позитивного отношения к сверстникам детей на формирующем этапе эксперимента, нами была разработана психолого-педагогическая программа «Мир на твоей ладошке», в основу которого были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. Целью проекта является формирование позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста (Приложение 5).
В программе используются различные формы работы дошкольников в игровой форме: рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование; игры: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами (Приложение 6); психогимнастика: упражнения
(подражательно-исполнительного и творческого характера) и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций (Приложение 7); импровизации; чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев; беседы, релаксационные упражнения (Приложение 9).
Затем на контрольном этапе эксперимента, мы выявили динамику развития позитивного отношения к сверстникам, высокий уровень повысился на 28,6% (4 ребенка), а низкий уровень снизился на 28,6% (4 ребенка).
Проведенное нами исследование показало эффективность проведенной работы и гипотетически сформулированных педагогических условий формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Таким образом, данное исследование позволяет сделать вывод о возможности формирования позитивного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста.



1. Абраменкова, В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук /В.В. Абраменкова.- М.,2011.-28 с.
2. Авраменко, О. В. Психологические особенности межличностных отношений в дошкольной группе детского сада [Текст]: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. психол. наук /О.В. Авраменко. - Минск, 2012. - 18с.
3. Авраменко, О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук /О.В. Авраменко. - Липецк, 2008. - 20с.
4. Александрова, Ю. В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношения взрослого человека [Текст] /Ю.В. Александрова // Мир психологии, 2009. - № 2. - С. 38-44.
5. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.2 [Текст] /Б.Г. Ананьев // под ред. А. А. Бодалева и др. — М. : Педагогика, 2009. — 288 с.
6. Артемова, Л. В. Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания [Текст]: автореф. дисс. . док. пед. наук /Л.В. Артемова. - Тбилиси, 2005. - 51с.
7. Бабаева, Т. Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук /Т.Н. Бабаева. - М, 2003. - 23с.
8. Батурин, Н. А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии [Текст] / Н.А. Батурин // Вопросы психологии, 2009. - № 2. - С. 14-16.
9. Башлакова, Л. Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук /Л.Н. Башлакова. -М., 2006.-24 с.
10. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников [Текст] /О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии, 2011. -№ 4.-С. 31-39.
11. Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2008.- 188 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
13. Бороздина, Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование
самооценки [Текст]: дисс. ... д-ра психол. наук /Л.В. Бороздина. - М., 2009. - 132.
14. Буре, Р. С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации
педагогического процесса [Текст] /Р.С. Буре // Дошкольное воспитание. 1984.-№3.-С. 33-35.
15. Вакуленко, О.В. Игровой тренинг, как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников текст [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / О.В. Вакуленко. - Екатеринбург, 2013. - 21 с.
16. Воробьева, М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни [Текст]: автореф. дисс. . канд. пед. наук / М.В. Воробьева. - М., 2009. — 16 с.
17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений текст.: в 6 т. [Текст]/ Л.С. Выготский. - М., 2013. - 368с.
18. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 2002. - 143 с.
19. Гостюхина, О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук /О.М. Гостюхина. - М, 2004. - 24 с.
20. Демина, И.С. Формирование доброжелательного и заботливого отношения старших дошкольников к младшим детям [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук /И.С. Демина. - М, 2000.-23 с.
21. Деревянко, Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников [Текст]: дисс. . канд. психол. наук /Р.И. Деревянко. -М., 2013.- 178с.
22. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] /М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович. - М.: ACT, 2001. - 576 с.
23. Едиханова, Ю.М. Формирование положительного отношения к
сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук /Ю.М. Едиханова. - Казань, 2006. - 246 с.
24. Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования
доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук /Т.И. Ерофеева. - М., 2006. - 16 с.
25. Жданова, С.Ю. Отношение к другим в зависимости от отношения к себе [Текст] / С.Ю. Жданова // Психология созидания. Ежегодник Российское психологическое общество. - Казань, 2010. - С. 127-130.
26. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. [Текст] /Р.Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2012. - 157 с.
27. Калягина, Е. А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук /Е.А. Калягина. - М., 2008. - 178с.
28. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности [Текст] /Я.Л. Коломинский. — Мн.: БГУ, 2006. —250 с.
29. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных
взаимоотношений [Текст] /Я.Л. Коломинский. — Мн. : Нар.света, 1984.
— 239с.
30. Костелева, Л.Д. Исследования проблемы воспитания нравственно-волевых качеств и взаимоотношений у детей дошкольного возраста в российской педагогике 50-80 годов XX века [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук /Л.Д. Костелева. - М., 2000. -16 с.
31. Котырло, В.К. Воспитание гуманных чувств у детей [Текст]
/В.К. Котырло. - Киев, 2007. -С.112-117.
32. Кузьмина, В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений [Текст]: дисс. ... канд. пед. паук /В.П. Кузьмина. - Нижний Новгород, - 2012. - 213с.
33. Кульчицкая, Е. И. Формирование взаимоотношений детей [Текст] /Е.И. Кульчицкая // Дошк. воспитание. 2014. - №3. - С.50-54.
34. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст] /Г.П. Лаврентьева. — Киев: Радянська школа, 1988.-96 с.
35. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] /А.Н. Леонтьева. — М., 2002. - 575с.
36. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] /А.А. Леонтьев. — М.: Знание, 1979. - 48с.
37. Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / // Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989. - С.144-165.
38. Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста [Текст] /Т.А. Маркова //Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008. - С. 36-133.
39. Мельникова, Н.В. Мотивация детского поведения. Способы
разрешения конфликтных ситуаций [Текст] /Н.В. Мельникова. Шадринск: Исеть, 2003. - 212 с.
40. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] /В.С. Мухина. - М. 2005. - 123с.
41. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / под ред. А.А. Бодалева /В.Н. Мясищев. — М.; Воронеж : МОДЭК, 1995. —356с.
42. Неверова, А.А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] /А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф.. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106.
43. Нечаева, В.Г. Воспитание организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /В.Г. Нечаева // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2008. - С. 262-328 с.
44.Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] /Н.Н. Обозова. — М. :МГУ, 2009.—151с.
45. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст]
/Н.Н. Обозова. - Киев: Лыбидь, 2000.-192 с.
46.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 442 с.
47. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т. А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 2011. - 152 с.
48. Отношения между сверстниками в группе детского сада: (Опыт соц.- психол. исслед.) [Текст] / под ред. Т. А.Репиной. - М. : Педагогика, 2008. -200 с.
49. Павленчик, В. А. Формирование положительных взаимоотношений детей 6-го года жизни в совместной деятельности [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук /В.А. Павленчик. - Киев, 2012. - 25 с.
50. Приходько, Ю. А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности [Текст]: автореф. дисс. ... на соиск. учен. степ. канд. психол. наук /Ю.А. Приходько. - Киев, 2010.- 25 с.
51. Психологический словарь текст [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогика - Пресс, 2008.-440.
52. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина.
- Екатеринбург: У-Фактория, 2013. - 432 с.
53. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2003.— 423с.
54. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками
[Текст] /А.Г. Рузская // Развитие общения дошкольников со
сверстниками. - М., 2009. - С. 144-166.
55. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]: Диагностика, проблемы, коррекция /Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.
— М. : ВЛАДОС, 2013. - 160 с.
56. Терновая, О.С. Формирование у первоклассников позитивного отношения к сверстникам в процессе комплексных занятий искусством [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук /О.С. Терновая. - Екатеринбург, 2007. - 143 с.
57. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст] / под ред. В.К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987. - 144 с.
58. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст]
/Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 384 с.
59. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5- лет в игре [Текст] /Е.И. Щербакова. - М. : Просвещение, 2004. - 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ