Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты коррупция в сфере государственного
управления 12
1.1 Исторические тенденции зарождения и развития коррупции 12
1.2 Понятие и сущность коррупции в сфере государственного
управления 18
1.3 Причины и негативные последствия коррупции в сфере
государственного управления 21
Глава 2 Основы государственной политики по противодействию коррупции в сфере государственного управления 27
2.1 Законодательная база по противодействию коррупции в сфере
государственного управления 27
2.2 Участие институтов гражданского общества в
антикоррупционном контроле в сфере государственного управления 32
Глава 3 Практические аспекты предупреждения коррупции в сфере
государственного управления 49
3.1 Оценка уровня восприятия коррупции и причин её
возникновения в сфере государственного управления 49
3.2 Рекомендации, направленные на предупреждение коррупции 54
Заключение 61
Список используемой литературы 65
Приложение А Индекс восприятия коррупции - 2020 77
Глава 1 Теоретические аспекты коррупция в сфере государственного
управления 12
1.1 Исторические тенденции зарождения и развития коррупции 12
1.2 Понятие и сущность коррупции в сфере государственного
управления 18
1.3 Причины и негативные последствия коррупции в сфере
государственного управления 21
Глава 2 Основы государственной политики по противодействию коррупции в сфере государственного управления 27
2.1 Законодательная база по противодействию коррупции в сфере
государственного управления 27
2.2 Участие институтов гражданского общества в
антикоррупционном контроле в сфере государственного управления 32
Глава 3 Практические аспекты предупреждения коррупции в сфере
государственного управления 49
3.1 Оценка уровня восприятия коррупции и причин её
возникновения в сфере государственного управления 49
3.2 Рекомендации, направленные на предупреждение коррупции 54
Заключение 61
Список используемой литературы 65
Приложение А Индекс восприятия коррупции - 2020 77
Актуальность исследования. В современных реалиях, среди огромного количества глобальных проблем, от решения которых зависит развитие общества, одну из главных ниш занимает проблема коррупции, общественная опасность которой невероятно велика. Эта проблема на сегодняшний день представляет собой экономического паразита, имеющего множество форм и обличий, который заразил, практически, все сферы жизнедеятельности общества - государственное управление не исключение.
По справедливому замечанию российского лидера: «Значительных изменений к лучшему пока не видим, что связано в числе прочего не только с коррупцией на разных уровнях, но и не эффективно организуемым контролем» [70]. Исходя из аналитических и статистических отчетов, результаты борьбы с коррупцией утешительными могут быть названы с оптимистичной натяжкой.
Актуализирует тему тот факт, что коррупция в сфере государственного управления не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными.
Коррупция затрудняет развитие государства и общества. Бороться с коррупцией нужно по всем направлениям: от улучшения законов до воспитания в российском обществе нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социально негативного явления.
Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.
Степень разработанности темы (изученность). Тема коррупции в сфере государственного управления становилась объектом изучения многих авторов, в числе которых В.Д. Андрианов [1, с. 304]. Автор исследовал причины коррупции в Российской Федерации и возможности противодействия ей. На фактическом материале автор показал формы и методы антикоррупционной деятельности, проанализировал передовой опыт зарубежных государств, которые в мировом рейтинге борьбы с коррупцией занимают ведущее место.
B. Ф.Анисимов и В.Ф. Лапшин считают, что в настоящее время разработанные антикоррупционные меры представляют собой комплекс экономических, социальных, организационных и иных средств, реализуемых в области правотворчества, координации взаимодействия органов власти и управления, кадровой деятельности и общественного контроля. Однако эффективность антикоррупционного воздействия будет достигнута только при условии кардинального пересмотра правил распределения и использования национального дохода, отказа от идеологии сверхдостатка, независимо от источника его получения, понимания каждым членом общества необходимости противодействия коррупции как одному из наиболее опасных социальных явлений [2, с. 71-73]. C. А. Алимпиев анализировал вопросы общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений, эффективность некоторых мер по профилактике коррупции, роль и значение просветительских, образовательных и иных мероприятий, которые, по мнению автора, имеют направленность на то, чтобы формировать антикоррупционное поведение государственных и муниципальных служащих. Для того, чтобы улучшить меры по борьбе с коррупцией автор предлагает на постоянной основе анализировать коррупционную обстановку в стране, устанавливать детерминанты и другие значимые факторы и на их основе структурировать целевые планы противодействия коррупции [3, с. 107-110].
Н.Ю. Большакова, на основании исследованного научного и статистического материала представила комплекс мер по противодействию коррупционным явлениям, основными направлениями которого являются модернизация действующего законодательства и преодоление правового нигилизма граждан [12, с. 99-101].
Интересующей нас темой занимался С. Бурьянов. Автор предложить в борьбе с коррупцией использовать междисциплинарный подход. Именно при помощи использования данного подхода могут быть выявлены причины, порождающие коррупцию и их минимизация позволит уменьшить коррупционные проявления [13, с. 77].
М.Ю. Буш считает, что главная проблема, порождающая коррупцию, - это - валовое увеличение объема взяток в экономике. Предлагая комплекс мер, в тоже время автор утверждает, что искоренить коррупцию не представляется возможным [14, с. 67-68].
Н.П. Варфоломеева изучила проблему мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Автор предлагает для того, чтобы формировать антикоррупционную идеологию сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию в профессиональной деятельности служащих. К внешним мотивам, по мнению исследователя, должны быть отнесены способы и средства, предусмотренные в законе, которые позволяют противодействовать коррупции. К внутренним следует относить самоограничения, самоорганизацию и внутренний контроль, как главные доминирующие аспекты в деятельности служащих и должностных лиц [19, с. 168].
Гехова Д.Х. и Муратова О.В. исследовали универсальные средства противодействия коррупции в различных правопорядках; основные направления государственной антикоррупционной политики на современном этапе и предложили новые подходы в борьбе с коррупцией [21, с. 51-55].
Исследованиям зарубежной практики противодействий коррупционным процессам с целью формирования в России целесообразного механизма предотвращения коррупции свои работы посвятила Ф.В. Готыжева [26, c. 18].
А.П. Писаренко в своей статье утверждает, что в России нет осуждения коррупции. Население, в своей большей части, воспринимает это негативное явление как должное. Именно поэтому борьба с коррупцией затруднена. Только если у российских граждан сформируется четкое представление, что коррупция в любом ее виде не допустима, это позволит вести более результативную борьбу с ней [72, с. 81-85].
Среди других авторов, занимающихся проблемой коррупции в сфере государственного управления выделим А.И. Авдееву, Т.И. Аравину, В.В. Глущенко, Ф.В. Готыжеву, Ю.Ю. Кузнецова, В.И.Кузнецова, О. В. Муратову, Е. В.Охотского, В. В. Потомского, Б. В. Сидорова, Ф. Ф.Смирнова, Ю.В. Трунцевского, В. Е. Шорохова и др.
Высоко оценивая значимость имеющихся в науке исследований в контексте исследуемой тематики, нельзя не отметить, что многие вопросы до настоящего времени продолжают оставаться не решенными. Таким образом, проблема исследования состоит в научном осмыслении избранной темы.
Цель работы - провести комплексное исследование коррупции в сфере государственного управления, с целью разработать и предложить меры, направленные на ее предупреждение.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- изучить исторические тенденции зарождения и развития коррупции;
- сформулировать понятие и определить сущность коррупции в сфере государственного управления;
- выявить причины и негативные последствия коррупции в сфере государственного управления;
- проанализировать законодательную базу по противодействию коррупции в сфере государственного управления;
- изучить вопросы, затрудняющие участие институтов гражданского общества в антикоррупционном контроле в сфере государственного управления;
- оценить уровень восприятия коррупции и причин её возникновения в сфере государственного управления;
- разработать рекомендации, направленные на предупреждение коррупции в сфере государственного управления.
Объект работы составили правоотношения, складывающиеся в контексте предупреждения коррупции в сфере государственного управления.
Предметом работы составили организационно-правовые механизмы антикоррупционного регулирования в сфере государственного управления.
Методологическую базу исследования составляют общие и частные научные методы знания. Основным методом, который использован при написании исследования, является диалектический метод познания социальных явлений и процессов. Также при написании работы использованы методы анализа, обобщения и описания выводов исследования. Динамика отдельных показателей в сфере государственного управления анализировалась при помощи сравнительно-сопоставительного метода.
Теоретико-методологической основой магистерского исследования стали отечественные и зарубежные работы по исследуемой проблематике, нормативно-правовые акты Российской Федерации, в аспекте противодействия коррупции в сфере государственного управления, научные труды, информация из официальных Интернет сайтов.
Научная новизна работы. Настоящая работа представляет собой основанное на анализе действующего российского законодательства и правоприменительной практики комплексное исследование, посвященное проблемам теоретического и практического характера, связанным с коррупцией в сфере государственного управления. На основе комплексного анализа теоретических и практических проблем в исследуемой сфере, предложено авторское определение коррупции сфере государственного управления, как социально-негативного явления, инициируемого гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц).
Проведенная работа позволила утверждать, что наравне с мерами юридического, экономического и политического характера, бороться с коррупцией нужно используя социально-психологический фактор. За любым действием, в том числе и имеющих коррупционные проявления, стоит человек, который движем основным мотивом - жажда наживы. Осознавая, что можно нажиться за чужой счет, человек не осознает неправомерность своего действия.
Не исключены случаи, когда после совершенного человек не только не чувствует себя виноватым, но и чувствуя безнаказанность, совершает все новые и новые деяния, разрабатывая новые преступные схемы.
Сказанное актуализирует исследование мотивов коррупционного поведения и применения к лицам социально-психологических методов воздействия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Автору удалось доказать, что несмотря проводимую активную работу в аспекте совершенствования систему противодействия коррупции - утверждаются антикоррупционные программы, разрабатываются Национальные планы противодействия коррупции, официальные статистические данные не высвечивают положительной динамики в борьбе с преступными деяниями коррупционной направленности.
2. Низкие показатели борьбы с коррупцией, которая автором определена как социально-негативное явление, инициируемое гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц), обусловлены, по мнению автора, определенными причинами, в числе которых причины экономического, политического, социально-психологического и нравственного характера.
3. Зарождение и развитие коррупции автор предлагает рассматривать поэтапно:
- первые упоминания о взяточничестве в первых законодательных памятниках (XIV в.) (первый этап);
- дореформенный и пореформенный этапы (с XVI по XIX вв.) (второй этап);
- советский этап (с 1917 по 1991 гг.) (третий этап);
- постсоветский (начиная с 1992 года и продолжаясь в настоящее ревмя) (четвертый этап).
4. По мнению автора, успешно противодействовать коррупции в сфере государственного управления невозможно, если системно не взаимодействовать с разными институтами гражданского общества, в функциональные обязанности которых входит контроль над работой органов государственного управления.
5. Автор разработал меры, направленные на увеличение эффективности противодействия коррупции в сфере государственного управления. В числе таких мер следующие: совершенствовать законодательство; возложить на СМИ обязанность позиционировать образ честного и неподкупного представителя органов государственного управления; контролировать предоставляемую служащими государственного управления документацию; увеличить наказания за коррупционные преступления, совершаемые представителями государственного управления; совершенствовать правовую культуру граждан; развивать социальную рекламу, направленную на предупреждение коррупции в сфере государственного управления; развивать способы защиты граждан, желающих заявить о случаях коррупции в сфере государственного управления; сформировать коммуникативную связь между органами власти и общественных контролеров.
6. Автор утверждает, что для совершенствования профилактики коррумпированности государственного управления необходимо: совершенствовать законодательные положения о борьбе с коррупцией в системе государственного управления; установить жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных мероприятий; формировать у государственных служащих политическую волю по борьбе с коррупционными проявлениями Кроме того, профилактика коррумпированности государственного управления, а также ликвидация последствий коррупции должна включать: разработку действенных мер, направленных на профилактику коррупции применительно к конкретной сфере государственного управления; назначение такого уровня заработной платы служащим государственного управления, при котором служащим будет экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы; установление процедур защиты лиц, которые могут пожаловаться на действия руководителей, при обвинении последних в коррупционных проявлениях; развитие сотрудничества с зарубежными государствами по противодействию коррупции.
7. Проведение эффективной работы в области противодействия коррупции является серьезной задачей российского государства. Однако успешно противодействовать данному негативному явлению невозможно, если системно не взаимодействовать с разными институтами гражданского общества, в функциональные обязанности которых входит контроль над работой органов государственного управления. В тоже время данный контроль затруднен рядом причин: институты гражданского общества не активно участвуют в реализации мероприятий общественного антикоррупционного контроля; многие органы недостаточно активно пользуются потенциалом институтов гражданского общества; низкий уровень информированности граждан в контексте проблемы.
Научно-практическая значимость заключается в том, что настоящая работа представляет собой основанное на анализе действующего российского законодательства и правоприменительной практики комплексное исследование, посвященное проблемам теоретического и практического характера, связанным с коррупцией в сфере государственного управления.
В работе предложены рекомендации, направленные на предупреждение коррупции. Материал работы представляет интерес для повышения квалификации должностных лиц и государственных служащих.
Апробация и внедрение результатов работы велось в течение всего исследования. Основные положения и выводы, полученные на различных этапах исследования, прошли апробацию и опубликованы в следующих статьях:
1. Гаврилов И.В. Причины, способствующие коррупции в сфере государственного управления и разрушительные последствия данного негативного явления // Международный научный журнал «Молодой ученый». - 2021. № 18(360);
2. Гаврилов И.В. Мероприятия, направленные на минимизацию причин
коррупции // Международный научный журнал «Молодой ученый». - 2021. № 18(360).
Структура и объем работы. Магистерская диссертационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, 1 приложение, 1 таблицу и 5 рисунков. Объем работы составляет 81 машинописных страниц.
По справедливому замечанию российского лидера: «Значительных изменений к лучшему пока не видим, что связано в числе прочего не только с коррупцией на разных уровнях, но и не эффективно организуемым контролем» [70]. Исходя из аналитических и статистических отчетов, результаты борьбы с коррупцией утешительными могут быть названы с оптимистичной натяжкой.
Актуализирует тему тот факт, что коррупция в сфере государственного управления не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными.
Коррупция затрудняет развитие государства и общества. Бороться с коррупцией нужно по всем направлениям: от улучшения законов до воспитания в российском обществе нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социально негативного явления.
Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.
Степень разработанности темы (изученность). Тема коррупции в сфере государственного управления становилась объектом изучения многих авторов, в числе которых В.Д. Андрианов [1, с. 304]. Автор исследовал причины коррупции в Российской Федерации и возможности противодействия ей. На фактическом материале автор показал формы и методы антикоррупционной деятельности, проанализировал передовой опыт зарубежных государств, которые в мировом рейтинге борьбы с коррупцией занимают ведущее место.
B. Ф.Анисимов и В.Ф. Лапшин считают, что в настоящее время разработанные антикоррупционные меры представляют собой комплекс экономических, социальных, организационных и иных средств, реализуемых в области правотворчества, координации взаимодействия органов власти и управления, кадровой деятельности и общественного контроля. Однако эффективность антикоррупционного воздействия будет достигнута только при условии кардинального пересмотра правил распределения и использования национального дохода, отказа от идеологии сверхдостатка, независимо от источника его получения, понимания каждым членом общества необходимости противодействия коррупции как одному из наиболее опасных социальных явлений [2, с. 71-73]. C. А. Алимпиев анализировал вопросы общесоциального предупреждения коррупционных правонарушений, эффективность некоторых мер по профилактике коррупции, роль и значение просветительских, образовательных и иных мероприятий, которые, по мнению автора, имеют направленность на то, чтобы формировать антикоррупционное поведение государственных и муниципальных служащих. Для того, чтобы улучшить меры по борьбе с коррупцией автор предлагает на постоянной основе анализировать коррупционную обстановку в стране, устанавливать детерминанты и другие значимые факторы и на их основе структурировать целевые планы противодействия коррупции [3, с. 107-110].
Н.Ю. Большакова, на основании исследованного научного и статистического материала представила комплекс мер по противодействию коррупционным явлениям, основными направлениями которого являются модернизация действующего законодательства и преодоление правового нигилизма граждан [12, с. 99-101].
Интересующей нас темой занимался С. Бурьянов. Автор предложить в борьбе с коррупцией использовать междисциплинарный подход. Именно при помощи использования данного подхода могут быть выявлены причины, порождающие коррупцию и их минимизация позволит уменьшить коррупционные проявления [13, с. 77].
М.Ю. Буш считает, что главная проблема, порождающая коррупцию, - это - валовое увеличение объема взяток в экономике. Предлагая комплекс мер, в тоже время автор утверждает, что искоренить коррупцию не представляется возможным [14, с. 67-68].
Н.П. Варфоломеева изучила проблему мотивации профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Автор предлагает для того, чтобы формировать антикоррупционную идеологию сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию в профессиональной деятельности служащих. К внешним мотивам, по мнению исследователя, должны быть отнесены способы и средства, предусмотренные в законе, которые позволяют противодействовать коррупции. К внутренним следует относить самоограничения, самоорганизацию и внутренний контроль, как главные доминирующие аспекты в деятельности служащих и должностных лиц [19, с. 168].
Гехова Д.Х. и Муратова О.В. исследовали универсальные средства противодействия коррупции в различных правопорядках; основные направления государственной антикоррупционной политики на современном этапе и предложили новые подходы в борьбе с коррупцией [21, с. 51-55].
Исследованиям зарубежной практики противодействий коррупционным процессам с целью формирования в России целесообразного механизма предотвращения коррупции свои работы посвятила Ф.В. Готыжева [26, c. 18].
А.П. Писаренко в своей статье утверждает, что в России нет осуждения коррупции. Население, в своей большей части, воспринимает это негативное явление как должное. Именно поэтому борьба с коррупцией затруднена. Только если у российских граждан сформируется четкое представление, что коррупция в любом ее виде не допустима, это позволит вести более результативную борьбу с ней [72, с. 81-85].
Среди других авторов, занимающихся проблемой коррупции в сфере государственного управления выделим А.И. Авдееву, Т.И. Аравину, В.В. Глущенко, Ф.В. Готыжеву, Ю.Ю. Кузнецова, В.И.Кузнецова, О. В. Муратову, Е. В.Охотского, В. В. Потомского, Б. В. Сидорова, Ф. Ф.Смирнова, Ю.В. Трунцевского, В. Е. Шорохова и др.
Высоко оценивая значимость имеющихся в науке исследований в контексте исследуемой тематики, нельзя не отметить, что многие вопросы до настоящего времени продолжают оставаться не решенными. Таким образом, проблема исследования состоит в научном осмыслении избранной темы.
Цель работы - провести комплексное исследование коррупции в сфере государственного управления, с целью разработать и предложить меры, направленные на ее предупреждение.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- изучить исторические тенденции зарождения и развития коррупции;
- сформулировать понятие и определить сущность коррупции в сфере государственного управления;
- выявить причины и негативные последствия коррупции в сфере государственного управления;
- проанализировать законодательную базу по противодействию коррупции в сфере государственного управления;
- изучить вопросы, затрудняющие участие институтов гражданского общества в антикоррупционном контроле в сфере государственного управления;
- оценить уровень восприятия коррупции и причин её возникновения в сфере государственного управления;
- разработать рекомендации, направленные на предупреждение коррупции в сфере государственного управления.
Объект работы составили правоотношения, складывающиеся в контексте предупреждения коррупции в сфере государственного управления.
Предметом работы составили организационно-правовые механизмы антикоррупционного регулирования в сфере государственного управления.
Методологическую базу исследования составляют общие и частные научные методы знания. Основным методом, который использован при написании исследования, является диалектический метод познания социальных явлений и процессов. Также при написании работы использованы методы анализа, обобщения и описания выводов исследования. Динамика отдельных показателей в сфере государственного управления анализировалась при помощи сравнительно-сопоставительного метода.
Теоретико-методологической основой магистерского исследования стали отечественные и зарубежные работы по исследуемой проблематике, нормативно-правовые акты Российской Федерации, в аспекте противодействия коррупции в сфере государственного управления, научные труды, информация из официальных Интернет сайтов.
Научная новизна работы. Настоящая работа представляет собой основанное на анализе действующего российского законодательства и правоприменительной практики комплексное исследование, посвященное проблемам теоретического и практического характера, связанным с коррупцией в сфере государственного управления. На основе комплексного анализа теоретических и практических проблем в исследуемой сфере, предложено авторское определение коррупции сфере государственного управления, как социально-негативного явления, инициируемого гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц).
Проведенная работа позволила утверждать, что наравне с мерами юридического, экономического и политического характера, бороться с коррупцией нужно используя социально-психологический фактор. За любым действием, в том числе и имеющих коррупционные проявления, стоит человек, который движем основным мотивом - жажда наживы. Осознавая, что можно нажиться за чужой счет, человек не осознает неправомерность своего действия.
Не исключены случаи, когда после совершенного человек не только не чувствует себя виноватым, но и чувствуя безнаказанность, совершает все новые и новые деяния, разрабатывая новые преступные схемы.
Сказанное актуализирует исследование мотивов коррупционного поведения и применения к лицам социально-психологических методов воздействия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Автору удалось доказать, что несмотря проводимую активную работу в аспекте совершенствования систему противодействия коррупции - утверждаются антикоррупционные программы, разрабатываются Национальные планы противодействия коррупции, официальные статистические данные не высвечивают положительной динамики в борьбе с преступными деяниями коррупционной направленности.
2. Низкие показатели борьбы с коррупцией, которая автором определена как социально-негативное явление, инициируемое гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц), обусловлены, по мнению автора, определенными причинами, в числе которых причины экономического, политического, социально-психологического и нравственного характера.
3. Зарождение и развитие коррупции автор предлагает рассматривать поэтапно:
- первые упоминания о взяточничестве в первых законодательных памятниках (XIV в.) (первый этап);
- дореформенный и пореформенный этапы (с XVI по XIX вв.) (второй этап);
- советский этап (с 1917 по 1991 гг.) (третий этап);
- постсоветский (начиная с 1992 года и продолжаясь в настоящее ревмя) (четвертый этап).
4. По мнению автора, успешно противодействовать коррупции в сфере государственного управления невозможно, если системно не взаимодействовать с разными институтами гражданского общества, в функциональные обязанности которых входит контроль над работой органов государственного управления.
5. Автор разработал меры, направленные на увеличение эффективности противодействия коррупции в сфере государственного управления. В числе таких мер следующие: совершенствовать законодательство; возложить на СМИ обязанность позиционировать образ честного и неподкупного представителя органов государственного управления; контролировать предоставляемую служащими государственного управления документацию; увеличить наказания за коррупционные преступления, совершаемые представителями государственного управления; совершенствовать правовую культуру граждан; развивать социальную рекламу, направленную на предупреждение коррупции в сфере государственного управления; развивать способы защиты граждан, желающих заявить о случаях коррупции в сфере государственного управления; сформировать коммуникативную связь между органами власти и общественных контролеров.
6. Автор утверждает, что для совершенствования профилактики коррумпированности государственного управления необходимо: совершенствовать законодательные положения о борьбе с коррупцией в системе государственного управления; установить жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных мероприятий; формировать у государственных служащих политическую волю по борьбе с коррупционными проявлениями Кроме того, профилактика коррумпированности государственного управления, а также ликвидация последствий коррупции должна включать: разработку действенных мер, направленных на профилактику коррупции применительно к конкретной сфере государственного управления; назначение такого уровня заработной платы служащим государственного управления, при котором служащим будет экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы; установление процедур защиты лиц, которые могут пожаловаться на действия руководителей, при обвинении последних в коррупционных проявлениях; развитие сотрудничества с зарубежными государствами по противодействию коррупции.
7. Проведение эффективной работы в области противодействия коррупции является серьезной задачей российского государства. Однако успешно противодействовать данному негативному явлению невозможно, если системно не взаимодействовать с разными институтами гражданского общества, в функциональные обязанности которых входит контроль над работой органов государственного управления. В тоже время данный контроль затруднен рядом причин: институты гражданского общества не активно участвуют в реализации мероприятий общественного антикоррупционного контроля; многие органы недостаточно активно пользуются потенциалом институтов гражданского общества; низкий уровень информированности граждан в контексте проблемы.
Научно-практическая значимость заключается в том, что настоящая работа представляет собой основанное на анализе действующего российского законодательства и правоприменительной практики комплексное исследование, посвященное проблемам теоретического и практического характера, связанным с коррупцией в сфере государственного управления.
В работе предложены рекомендации, направленные на предупреждение коррупции. Материал работы представляет интерес для повышения квалификации должностных лиц и государственных служащих.
Апробация и внедрение результатов работы велось в течение всего исследования. Основные положения и выводы, полученные на различных этапах исследования, прошли апробацию и опубликованы в следующих статьях:
1. Гаврилов И.В. Причины, способствующие коррупции в сфере государственного управления и разрушительные последствия данного негативного явления // Международный научный журнал «Молодой ученый». - 2021. № 18(360);
2. Гаврилов И.В. Мероприятия, направленные на минимизацию причин
коррупции // Международный научный журнал «Молодой ученый». - 2021. № 18(360).
Структура и объем работы. Магистерская диссертационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, 1 приложение, 1 таблицу и 5 рисунков. Объем работы составляет 81 машинописных страниц.
Борьба с коррупцией является осознанной необходимостью современного государства. О чем наглядно, с неизменным постоянством, свидетельствует диагностируемый негативный факт активного распространения преступлений коррупционной направленности.
Разрушительное влияние коррупционной преступности на разные сферы жизнедеятельности общества осознается не только на уровне руководства отдельных государств и международным сообществом. Эта проблема активно обсуждается научной общественностью и простыми гражданами, что имеет принципиальное значение, так как, только консолидировав усилия, можно разработать качественную программу по искоренению существующего механизма коррупции. На данный факт неоднократно указывалось Президентом РФ в ежегодном Послании Федеральному собранию РФ.
Несмотря проводимую активную работу в аспекте совершенствования систему противодействия коррупции - утверждаются антикоррупционные программы, разрабатываются Национальные планы противодействия коррупции, официальные статистические данные не высвечивают положительной динамики в борьбе с преступными деяниями коррупционной направленности, в том числе и в сфере государственного управления. Низкие показатели борьбы с коррупцией, которая в исследовании определена как социально-негативное явление, инициируемое гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц), обусловлены определенными причинами, в числе которых причины экономического, политического, социально-психологического и нравственного характера.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что коррупция сопровождает государство на протяжении всей его истории, формируясь из обычая делать подарки для того, чтобы добиться расположения. Зарождение и развитие коррупции в исследовании представлено следующими этапами:
- первые упоминания о взяточничестве в первых законодательных памятниках (XIV в.) (первый этап);
- дореформенный и пореформенный этапы (с XVI по XIX вв.) (второй этап);
- советский этап (с 1917 по 1991 гг.) (третий этап);
- постсоветский (начиная с 1992 года и продолжаясь в настоящее ревмя) (четвертый этап).
Несмотря на столь продолжительный период борьбы с коррупцией и обширную законодательную базу, иллюстрирующую правовое разнообразие законов и нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции, она продолжает порождать все сферы общественной жизни. Не является исключением и сфера государственного управления, в которой последствия от коррупции могут быть представлены следующим: государственные средства и ресурсы расходуются неэффективно; вследствие подрыва налоговой системы государство теряет налоги; вследствие того, что инвестиции в производство уменьшаются, экономический рост замедляется; качество услуг, оказываемых населению государственными органами, заметно снижается; происходит расширение теневой экономики, что в числе прочего способствует неофициальной занятости населения; в обществе возрастает социальное неравенство и напряженность; в обществе начинают формироваться устойчивые радикально настроенные группы и организации и др.
В рамках исследования сделан вывод, что проведение эффективной работы в области противодействия коррупции является серьезной задачей российского государства. Однако успешно противодействовать данному негативному явлению невозможно, если системно не взаимодействовать с разными институтами гражданского общества, в функциональные обязанности которых входит контроль над работой органов государственного управления. В тоже время данный контроль затруднен рядом причин: институты гражданского общества не принимают активного участия в реализации мероприятий общественного антикоррупционного контроля; низкий уровень участия общественности в деятельности общественных организаций, специализирующихся на профилактике коррупции; многие органы недостаточно активно пользуются потенциалом институтов гражданского общества; низкий уровень информированности граждан в контексте проблемы. Для решения обозначенных проблем в исследовании предложены ряд мер, направленные на увеличение эффективности противодействия коррупции в сфере государственного управления:
- совершенствовать законодательство;
- возложить на СМИ обязанность позиционировать образ честного и неподкупного представителя органов государственного управления;
- контролировать предоставляемую служащими государственного управления документацию;
- увеличить наказания за коррупционные преступления, совершаемые представителями государственного управления;
- совершенствовать правовую культуру граждан;
- развивать социальную рекламу, направленную на предупреждение коррупции в сфере государственного управления;
- развивать взаимодействие государства и гражданское общество;
- создать необходимые условия материального и морального стимулирования самых эффективных институтов гражданского общества, занимающихся борьбой с коррупционными проявлениями;
- развивать способы защиты граждан, желающих заявить о случаях коррупции в сфере государственного управления;
- сформировать коммуникативную связь между органами власти и общественных контролеров.
В исследовании сделан вывод о необходимости совершенствования профилактики коррумпированности государственного управления. С этой целью необходимо: совершенствовать законодательные положения о борьбе с коррупцией в системе государственного управления; установить жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных мероприятий; формировать у государственных служащих политическую волю по борьбе с коррупционными проявлениями. Кроме того, профилактика коррумпированности государственного управления, а также ликвидация последствий коррупции должна включать:
- разработку действенных мер, направленных на профилактику коррупции применительно к конкретной сфере государственного управления;
- назначение такого уровня заработной платы служащим государственного управления, при котором служащим будет экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы;
- установление процедур защиты лиц, которые могут пожаловаться на действия руководителей, при обвинении последних в коррупционных проявлениях;
- развитие сотрудничества с зарубежными государствами по противодействию коррупции.
Разрушительное влияние коррупционной преступности на разные сферы жизнедеятельности общества осознается не только на уровне руководства отдельных государств и международным сообществом. Эта проблема активно обсуждается научной общественностью и простыми гражданами, что имеет принципиальное значение, так как, только консолидировав усилия, можно разработать качественную программу по искоренению существующего механизма коррупции. На данный факт неоднократно указывалось Президентом РФ в ежегодном Послании Федеральному собранию РФ.
Несмотря проводимую активную работу в аспекте совершенствования систему противодействия коррупции - утверждаются антикоррупционные программы, разрабатываются Национальные планы противодействия коррупции, официальные статистические данные не высвечивают положительной динамики в борьбе с преступными деяниями коррупционной направленности, в том числе и в сфере государственного управления. Низкие показатели борьбы с коррупцией, которая в исследовании определена как социально-негативное явление, инициируемое гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц), обусловлены определенными причинами, в числе которых причины экономического, политического, социально-психологического и нравственного характера.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что коррупция сопровождает государство на протяжении всей его истории, формируясь из обычая делать подарки для того, чтобы добиться расположения. Зарождение и развитие коррупции в исследовании представлено следующими этапами:
- первые упоминания о взяточничестве в первых законодательных памятниках (XIV в.) (первый этап);
- дореформенный и пореформенный этапы (с XVI по XIX вв.) (второй этап);
- советский этап (с 1917 по 1991 гг.) (третий этап);
- постсоветский (начиная с 1992 года и продолжаясь в настоящее ревмя) (четвертый этап).
Несмотря на столь продолжительный период борьбы с коррупцией и обширную законодательную базу, иллюстрирующую правовое разнообразие законов и нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции, она продолжает порождать все сферы общественной жизни. Не является исключением и сфера государственного управления, в которой последствия от коррупции могут быть представлены следующим: государственные средства и ресурсы расходуются неэффективно; вследствие подрыва налоговой системы государство теряет налоги; вследствие того, что инвестиции в производство уменьшаются, экономический рост замедляется; качество услуг, оказываемых населению государственными органами, заметно снижается; происходит расширение теневой экономики, что в числе прочего способствует неофициальной занятости населения; в обществе возрастает социальное неравенство и напряженность; в обществе начинают формироваться устойчивые радикально настроенные группы и организации и др.
В рамках исследования сделан вывод, что проведение эффективной работы в области противодействия коррупции является серьезной задачей российского государства. Однако успешно противодействовать данному негативному явлению невозможно, если системно не взаимодействовать с разными институтами гражданского общества, в функциональные обязанности которых входит контроль над работой органов государственного управления. В тоже время данный контроль затруднен рядом причин: институты гражданского общества не принимают активного участия в реализации мероприятий общественного антикоррупционного контроля; низкий уровень участия общественности в деятельности общественных организаций, специализирующихся на профилактике коррупции; многие органы недостаточно активно пользуются потенциалом институтов гражданского общества; низкий уровень информированности граждан в контексте проблемы. Для решения обозначенных проблем в исследовании предложены ряд мер, направленные на увеличение эффективности противодействия коррупции в сфере государственного управления:
- совершенствовать законодательство;
- возложить на СМИ обязанность позиционировать образ честного и неподкупного представителя органов государственного управления;
- контролировать предоставляемую служащими государственного управления документацию;
- увеличить наказания за коррупционные преступления, совершаемые представителями государственного управления;
- совершенствовать правовую культуру граждан;
- развивать социальную рекламу, направленную на предупреждение коррупции в сфере государственного управления;
- развивать взаимодействие государства и гражданское общество;
- создать необходимые условия материального и морального стимулирования самых эффективных институтов гражданского общества, занимающихся борьбой с коррупционными проявлениями;
- развивать способы защиты граждан, желающих заявить о случаях коррупции в сфере государственного управления;
- сформировать коммуникативную связь между органами власти и общественных контролеров.
В исследовании сделан вывод о необходимости совершенствования профилактики коррумпированности государственного управления. С этой целью необходимо: совершенствовать законодательные положения о борьбе с коррупцией в системе государственного управления; установить жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных мероприятий; формировать у государственных служащих политическую волю по борьбе с коррупционными проявлениями. Кроме того, профилактика коррумпированности государственного управления, а также ликвидация последствий коррупции должна включать:
- разработку действенных мер, направленных на профилактику коррупции применительно к конкретной сфере государственного управления;
- назначение такого уровня заработной платы служащим государственного управления, при котором служащим будет экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы;
- установление процедур защиты лиц, которые могут пожаловаться на действия руководителей, при обвинении последних в коррупционных проявлениях;
- развитие сотрудничества с зарубежными государствами по противодействию коррупции.
Подобные работы
- Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2023 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины, предупреждение
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция как глобальная управленческая проблема: сущность, основные причины и способы противодействия
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение (Тольяттинский государственный университет)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Регулирование коррупции в сфере государственного и муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления коррупции в сфере государственного управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021



