ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 9
1.1. Виды образовательных организаций и особенности их организационно-
правовой формы 9
1.2. Основания образовательной деятельности (регистрация и лицензирование) 16
1.3. Участники правоотношений 19
ГЛАВА 2. ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Ответственность руководителей образовательной организации 25
2.2. Ответственность педагогов образовательной организации 35
2.3. Обзор судебной практики Самарской области 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что в условиях современности сфера образования находится на пути реформирования. Реформы влекут за собой изменения в законодательстве. Принимаются нормативно-правовые акты, касающиеся как правового статуса образовательных организаций, так и форм их участия в гражданском обороте.
Противоречием является то, что сфера законодательства значительно отстает от динамично развивающегося процесса реформирования образовательной сферы.
Подобная ситуация в правовом регулировании порождает ряд проблем как теоретического, правотворческого так и правоприменительного характера.
Социально-экономические реформы и перестроечные процессы, которые происходят в настоящее время в жизни нашего общества, вызывают серьезные изменения в содержании и деятельности всех социальных институтов, в том числе и в системе образования. Многие учебные заведения переходят на инновационный путь развития, внедряют новые модели обучения, ведут большую поисковую и экспериментальную работу. В связи с этим происходит существенная перестройка учебных планов и программ, вводятся новые предметы и обучающие технологии, соответствующие современным образовательным стандартам. Все указанные изменения, происходящие в системе образования, требуют не только пересмотра привычных форм и методов обучения, сложившихся стереотипов организации учебно-познавательной деятельности учащегося, но и знания существующей системы организационно-правовой деятельности.
Актуальность выбранной темы определена также недостаточной проработкой вопросов совершенствования организационно-правового сопровождения образовательного учреждения, что ведёт к снижению эффективности труда, существенным временным и материальным издержкам.
Целью написания выпускной квалификационной работы является изучение и анализ существующих проблем юридической ответственности сотрудников сферы образования за правонарушения, связанные с осуществлением образовательной деятельности.
Задачи исследования:
5. Изучить источники, нормативно-правовые акты, учебную и методическую литературу по теме исследования.
6. Охарактеризовать субъекты образовательных правоотношений.
7. Рассмотреть правонарушения, связанные с образовательной деятельностью.
8. Изучить особенности регулирования института привлечения к ответственности сотрудников образовательной организации.
Объектом исследования выступает процесс организационно-правового сопровождения деятельности образовательной организации.
Предметом исследования является действующее законодательство в сфере образовательной деятельности, труды ученых, относящиеся к данной сфере, и сложившаяся правоприменительная практика.
Теоретической основой для исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области теории и практики документоведения, справочные и нормативные материалы по исследуемой проблеме.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, анализ нормативно-правовых актов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Образование является важной социальной сферой, имеющей первостепенной значение на современном этапе развития общества и государства, что подтверждается включением его в число национальных приоритетов Российской Федерации. Состояние, тенденции и перспективы развития образования в любом государстве определяются образовательным законодательством. За период, прошедший с момента принятия действующей Конституции Российской Федерации, система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики, интеграции образовательного пространства, что требует надлежащего законодательного оформления.
В этой связи особую актуальность приобретает систематизация образовательного законодательства, чему объективно должны предшествовать целенаправленные исследования различных аспектов правового регулирования образовательных отношений и элементов механизма этого регулирования. Необходимость гармонизации действующего законодательства об образовании, его устойчивого развития в соответствии с современными вызовами неоднократно отмечалась Президентом Российской Федерации, который, характеризуя развитие образовательного законодательства, подчеркнул: «мы должны сформировать прочную современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям».
Социально-экономические реформы и перестроечные процессы, которые происходят в настоящее время в жизни нашего общества, вызывают серьезные изменения в содержании и деятельности всех социальных институтов, в том числе и в системе образования. Многие учебные заведения переходят на инновационный путь развития, внедряют новые модели обучения, ведут большую поисковую и экспериментальную работу. В связи с этим происходит существенная перестройка учебных планов и программ, вводятся новые предметы и обучающие технологии, соответствующие современным образовательным стандартам. Все указанные изменения, происходящие в системе образования, требуют не только пересмотра привычных форм и методов обучения, сложившихся стереотипов организации учебно-познавательной деятельности учащегося, но и знания системы организационно- правовой деятельности.
При исследовании развития законодательства об образовании хотелось бы отметить два обстоятельства, имеющих решающее значение. Во-первых, особенности законодательной регламентации и перспективы развития отечественного законодательства об образовании обусловлены спецификой правовых отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере образования. Во-вторых, именно глубокий историко-правовой анализ развития нормативного правового регулирования образования открывает путь к его модернизации в духе современных тенденций развития общества и государства и позволяет одновременно не растерять положительный опыт, накопленный в данной сфере. С этих позиций, хотелось бы отметить, что специфика образовательных отношений привлекает внимание научной общественности на протяжении длительного периода, тем более, что действующее законодательство не содержит дефиниции понятия «образовательные отношения».
На современном этапе потребности общественного развития привели к увеличению объема образовательных отношений, повышению их значимости, что повлекло за собой углубление правового регулирования. Пока накопленный нормативный массив не позволяет говорить о том, что полностью сформирована новая отрасль права, однако количество нормативных правовых актов и системных связей между ними достаточно велико, что обусловливает в процессе институционализации правового регулирования формирование комплексной отрасли законодательства - образовательного права, представляющей собой массив правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования и обладающих системными связями, обусловленными присущими ему задачами, функциями, структурой и особенностями развития.
Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которых лежала и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (ред. 21.07.2014) // Консультант Плюс.
http://www.consultant.ru (Дата обращения 16.03.2017 г.)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред.
от 03.07.2016) // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата
обращения 16.03.2017 г.)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
03.07.2016) // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата
обращения 16.03.2017 г.)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru (Дата обращения 19.03.2017 г.)
5. Федеральный Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003 г.) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - №3.-Ст. 145. // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru(Дата обращения 14.03.2017 г.)
6. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ
«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 16.03.2017 г.)
7. Федеральный закон от 18.07.2005 № 92-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. — № 156.¬20.07.2005.
8. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 04.03.2017 г.)
9. Федеральный закон от 03.06.2009 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании"» // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 07.03.2017 г.)
10. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О
лицензировании отдельных видов деятельности» // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru (Дата обращения 16.03.2017 г.)
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru (Дата обращения 05.03.2017 г.)
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru(Дата обращения 04.03.2017 г.)
13. Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в
главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» // Консультант Плюс.
http://www.consultant.ru (Дата обращения 22.03.2017 г.)
14. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О
лицензировании образовательной деятельности» (ред. от 03.12.2015) // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 22.03.2017 г.)
15. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования») // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 22.03.2017 г.)
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» (ред. от 26.01.2017) // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 22.03.2017 г.)
17. Приказ МВД РФ от 7.08.2003 г. № 610
«Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // http://base.garant.rU/1353060/#ixzz4HKSUZ2s1 (Дата обращения 22.03.2017 г.)
18. Приказ МинОбрНауки от 6.04.2015г. № 362 «Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата обращения 20.03.2017 г.)
19. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10. 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» -http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz4IpriZk34 (Дата обращения 20.03.2017 г.)
20. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 N 31205) (ред. от 09.01.2017) // Консультант Плюс.http://www.consultant.ru (Дата
обращения 15.03.2017 г.)
21. Обзор судебной практики Самарской области.//
https://rospravosudie.com/region-samarskaya-oblast-s (Дата обращения 12.03.2017 г.).
22. Аменд, А. Ф., Тюмасева, З. И. От современных концептуальных основ образования к глубинным образовательным технологиям. // Вестник
Челябинского гос.пед.ун-та. - Челябинск. - 2014.- №2. - С. 122-128
23. Апсофф, И. Стратегическое управление: Пер.с англ.- М.: Экономика,2011.- 350 с.
24. Атутов, П. Р. Технологии и современное образование. // Педагогика. - 2013.-№2. - С.45-52
25. Барабанова. С. В., Осинцев, Д. В. Методы административно-правового воздействия в образовании, 2013г. //http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/stati/detail.php?ELEMENT_ID=1987 (Дата обращения 01.03.2017 г.)
26. Беляева, А. П. Региональная система профессионального образования. // Педагогика. - 2010. - №4. - С.71-78
27. Беляева, А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования.- С.-Петербург, НИИ ПО РАО, 2017. - 140 с.
28. Беляков, С. А., Куклин, В. Ж. Образовательная политика и управление образованием //Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №3 (26). - С.133-141
29. Бестужев-Лада, И. В. Школа XXI века: размышления о будущем. // Педагогика. - 2013.- № 8. - С.47-54
30. Вазина, К. Я., Петров, Ю. Н., Белиловский, В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы).- М.:Педагогика,2014. - 380 с.
31. Васильев, Ю. К. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: Педагогика, 2015. - 420 с.
32. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов вузов.- М.: О-во «Знание» России - Центр, ин-т непр.обр., 2011. - 190 с.
33. Виханский, О. С. О логике развития управления. // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №8. - С.45-47
34. Владиславлев, А. Л. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 2016. - 150 с.
35. Волохова, Е. Д. Формирование законодательства об образовании России в условиях федерализма: становление, состояние, перспективы. - М., 2016.
- 120 с.
36. Ермошин, Г. А. Законодательная деятельность в образовательной сфере // Высшее образование в России. - 2015. -№ 6. - С.98-101
37.Заярная, И. А. Внутренние факторы, влияющие на конкуретноспособность ВУЗов //http://sci-article.ru/stat.php?i=1445946721(Дата обращения 22.02.2017 г.)
38. Зборовский, Г. Е. Социология образования: Социология
профессионального образования: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд- во Урал, гос.-пед.ун-та, 2010. - 320 с.
39. Князев, С. Д. Законодательство об образовании на современном этапе. - М., 2016. - 240 с.
40. Перспективы развития системы непрерывного образования. / Под ред. Б. С. Гершунского. - М.: Педагогика, 2010. - 200 с.
41. Рожков, А. И. Специфика осуществления государственного контроля
(надзора) в сфере высшего образования // Юрист вуза. - 2013. - № 6. -
С.102-104
42. Сингх К. Оценка образовательных достижений обучающихся в контексте
всеобъемлющего подхода к реализации прав человека, 2016г. //
http: //www.lexed.ru/obrazovatelnoepravo/analitika/stati/detail .php?ELEMENT_ID=5937 (Дата обращения 22.02.2017 г.)
43. Тихонравов, Ю. В. Теория управления: Учебный курс. - М.: Вестник,
2012 - 290 с.