Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Работа №115026

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в процессе проектной деятельности 10
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в аспекте патриотического воспитания 10
1.2 Возможности проектной деятельности в формировании у детей 5-6 лет представлений о природе родного края 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в процессе проектной деятельности в аспекте патриотического воспитания 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о природе родного края 21
2.2 Содержание работы по формированию
у детей 5-6 лет представлений о природе родного края посредством проектной деятельности в аспекте патриотического воспитания 38
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о природе родного края 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Программа патриотического воспитания 61
Приложение Б Количественные результаты в экспериментальной и 65
контрольной группах на констатирующем этапе
эксперимента
Приложение В Содержание проектной деятельности 67
Приложение Г Конспекты занятий 82
Приложение Д Количественные результаты в экспериментальной
и контрольной группах на контрольном этапе
эксперимента 106

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотические чувства являются определяющей чертой современной личности.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о природе родного края по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в сети содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу.
Основная проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края у дошкольников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях - от узкого семейного круга до государства в целом.
Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости государства в роли определяющих ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта.
Благодаря введению патриотического воспитания старших дошкольников у детей формируется правильное отношение к родной стране - ценности и уважение важных событий прошлого и нынешние достижения наших сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Все эти мероприятия помогут вырастить молодое поколение, готовое отстаивать интересы собственной страны.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о природе родного края является объектом большого числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Вопросы патриотического воспитания рассматриваются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова,
A. П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова. В советской педагогике вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывали такие ученые, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, B. И. Шахненко.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что в настоящее время актуализируется необходимость организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного формирования представлений о природе родного края.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 5-6 лет представлений о природе родного края.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в процессе проектной деятельности.
Отметим, что огромное влияние на формирование представлений о природе родного края оказывает проектная деятельность. В последнее время область применения этой методики существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов дошкольного образования.
Однако практики использования проектной деятельности как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края и недостаточным использованием проектной деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края посредством проектной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в процессе проектной деятельности (в аспекте патриотического воспитания)».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в процессе проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края посредством проектной деятельности будет эффективен, если:
- отобран материал о родном крае в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
- обеспечена поэтапная организация проектной деятельности детей;
- включены родители в совместную проектную деятельность.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста и возможности проектной деятельности в формировании у детей 5¬6 лет представлений о природе родного края.
2. Провести диагностику уровня сформированности представлений о природе родного края у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края посредством проектной деятельности.
4. Проанализировать динамику уровня сформированности представлений о природе родного края у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические исследования в области развития представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста (Н.Ф. Виноградова, Г.А. Маркова, Л.В. Загик, С.А. Козлова);
- исследования о возможностях проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста (Ш.А. Амоношвили, Л.Д. Вавилова, Н.А. Стародубова, И.С. Хомякова).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования проектной деятельности в формировании у детей 5-6 лет представлений о природе родного края.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования проектной деятельности в формировании у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в аспекте патриотического воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о природе родного края в процессе проектной деятельности может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 3» ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 5 приложения. Текст работы иллюстрируется 12 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Патриотическое воспитание - это процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие взрослого на духовный мир ребёнка. Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте представляет собой формирование знаний о правах ребенка, знакомство с основными атрибутами государства (флаг, герб, гимн). В рамках патриотического воспитания происходит знакомство дошкольников с культурой своей страны, с ее традициями и обычаями, с родным краем.
Вопрос патриотического воспитания старших дошкольников через ознакомление детей с родным краем рассматривали многие ученые: В.Г. Белинский, К.А. Гельвеций, Н.А. Добролюбов, А.П. Куницын, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, И.М. Ястребцов. В советской педагогике вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывали такие ученые, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко.
Формирование представлений о природе родного края начинается еще в дошкольном возрасте и является составной частью патриотического воспитания.
Одной из особенностей дошкольного возраста является то, что дети лучше усваивают причинно-следственные связи в практической деятельности. По этой причине одним из эффективных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста становится проектная деятельность. Экспериментальная работа проводилась на базе СП «Детский сад №3» ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 5-6 лет.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что обладают низким уровнем сформированности представлений о природе родного края 45% детей. У них выявлен низкий уровень сформированности представлений о животных и растениях родного края. Они не отвечали на вопросы даже с помощью взрослого, затруднялись при ответах. Воспитанники показали низкий уровень сформированности представлений о географических особенностях региона. Испытуемые не отвечали на вопросы даже с помощью взрослого, затруднялись при ответах, не проявляли интереса к заданиям.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о природе родного края посредством проектной деятельности.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о природе родного края посредством проектной деятельности будет эффективен, если:
- отобран материал о родном крае в соответствии с возрастными особенностями детей и географическими особенностями региона;
- обеспечена поэтапная организация проектной деятельности детей;
- включены родители в совместную проектную деятельность.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 35%, когда на констатирующем этапе он составлял 45%. Средний уровень возрос с 55% до 60%, высокий с 0% до 5%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 45% (45% констатирующий этап). Средний уровень 60% (было 60%). Изменений не наблюдается.
Анализ результатов показал, что используемые средства по формированию представлений о природе родного края у детей 5-6 лет являются эффективными.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.



1. Алгоритмы реализации регионального компонента
«патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учебно - методическое пособие / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина. [и др.]. Тольяттинский гос. ун-т, Научно-исследовательская лаборатория «Педагогический поиск». Ульяновск : Качалин А. В., 2013. 214 с.
2. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность в ДОУ. Проект - это игра всерьез. М. : Наша новая школа, 2016. 48 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип. М. : Эксмо, 2017. 352 с.
4. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. 2016. № 7. С.76-83.
5. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 336 с.
6. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 136 с.
7. Виноградова E. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6лет // Психологическая наука и образование.
2014. № 2. С.47-56.
8. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2018. 208 с.
9. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и
образовательная технология. М. : Народное образование, 2016. 240 с.
10. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию //
Дошкольное воспитание. 2016. № 3 С. 20-24.
11. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2016. 64 с.
12. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2015. 96 с.
13. Левшина Н. И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения // Управление ДОУ. 2017. № 6. С. 77-89.
14. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы // Молодой ученый. 2017. № 11. С. 54¬59
15. Морозова И. С. Познавательная активность дошкольников
Электронный ресурс: URL: http://teoria-
practica.ru/rus/files/arhiv zhurnala/2012/12/рз1хо1оц1уа/шого7ОУа- shtepina.pdf(дата обращения 08.02.2020).
16. Морозова Л. Д. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование» Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-хч. Ч.2. М. : МГПИ, 2015. 90 с.
17. Морозова Л. Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. 2012. № 2. С.124-131.
18. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. М. : Сфера, 2016. 122 с.
19. Николаева А. Н., Попова Л. В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т.6. С. 242-245.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2017. 944 с.
21. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2016. 304 с.
22. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. : АРКТИ, 2013.112 с.
23. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. М. : Просвещение, 2015. 177 с.
24. Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет. М. : Сфера, 2014. 143 с.
25. Поддьяков Н. Н Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. 2018. № 12. С. 68-74
26. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. М. : Эксмо, 2015. 144 с.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Статья 48.
28. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М. : Владос,
2015. 291 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: URL:https://fgos.ru/(дата обращения 12.01.2020).
30. Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи (1852-1952гг.) // Ребенок в детском саду. 2017. № 4. С.39-43.
31. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего
дошкольного возраста // Управление ДОУ. 2014. № 4. С. 99-101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ