Социальная защита детей в годы ВОВ 1941-1945 (на примере Ставрополя - на-Волге Куйбышевской области)
|
Введение 3
Глава I. Нормативно-правовая база и развитие основных форм, методов защиты детей в годы Великой Отечественной Войны (1941- 1945гг.) 11
§1. Анализ нормативно - правовой базы социальной политики в военный период 11
§2. Формы и методы деятельности советского государства в вопросе осуществления социальной политики 15
Глава II. Формирование и образование детских домов и интернатов.
Решение жилищно-коммунальных проблем детей сирот в
Поволжском регионе в годы Великой Отечественной войны 22
§1 . Создание и организация детских домов в Ставрополе на Волге 1941¬1945 гг 22
§2. Решение жилищно -коммунальных проблем детского населения 26
§3. Особенности образования в детских домах и интернатах. Решение проблемы детской беспризорности 33
Заключение 40
Перечень ссылок 42
Список используемой литературы и
источников 47
Приложения 54
Глава I. Нормативно-правовая база и развитие основных форм, методов защиты детей в годы Великой Отечественной Войны (1941- 1945гг.) 11
§1. Анализ нормативно - правовой базы социальной политики в военный период 11
§2. Формы и методы деятельности советского государства в вопросе осуществления социальной политики 15
Глава II. Формирование и образование детских домов и интернатов.
Решение жилищно-коммунальных проблем детей сирот в
Поволжском регионе в годы Великой Отечественной войны 22
§1 . Создание и организация детских домов в Ставрополе на Волге 1941¬1945 гг 22
§2. Решение жилищно -коммунальных проблем детского населения 26
§3. Особенности образования в детских домах и интернатах. Решение проблемы детской беспризорности 33
Заключение 40
Перечень ссылок 42
Список используемой литературы и
источников 47
Приложения 54
Актуальность: Великая Отечественная война — это один из самых сложных и трагических этапов в современной истории России.
При изучении Великой Отечественной войны исследователи сосредотачивались на освещении хода боевых сражений, подвигах тружеников тыла, патриотическом движении советских людей. Детский вопрос затрагивался лишь в контексте использования детского труда, однако социальный аспект исследовался недостаточно. Следует заметить, что изучение государственной социальной политики, особенно вопрос защиты детей, является одним из наиболее важных в наше время, поскольку социальная политика, проводимая государством в годы ВОВ - один из факторов достижения победы. Востребованность изучения исторического опыта социальной политики в военный период обуславливается также необходимостью понимания того, как в чрезвычайное для страны время государство смогло обеспечить материально - бытовые условия жизни советских детей.
Актуальность заключается в исследовании исторического опыта проведения социальных мероприятий военных лет, в критических обстоятельствах того времени, и возможностью применения его в условиях социально - ориентированной направленности современной России. В наши дни опыт советской России востребован при наступлении чрезвычайных ситуаций, соответствующих реалиям времени: техногенные катастрофы, терроризм, региональные конфликты и т.д.
Степень изученности проблемы. Историографию нашего исследования, мы можем разделить на два фундаментальных периода:
1. Советский;
2. Современный (постсоветский)
История Великой Отечественной войны всегда была чрезвычайно актуальна для исследователей. Деятельность партийно - государственных органов власти, в вопросе социальной политики государства нашла свое отражение в работах исследователей. В тоже время, вопросы, касающиеся реализации социальной политики, анализа ее содержания, ее эффективность, относительно детского вопроса, рассматриваются в работах историков лишь частично. Только в последнее десятилетия стали появляться исследования, затрагивающие специфику социальных преобразований в военный период на примере регионов.
Историография социальной политики в военное время практически полностью дублирует историографию Великой Отечественной войны потому что социальные проблемы населения военных лет не столько интересовали исследователей, сколько события самой войны. Социальный аспект в данных работах рассматривался лишь косвенно. В этот период появляются работы партийно - государственных деятелей, которые в своих исследованиях затрагивают изменение форм, методов и содержания, происходящих во властных структурах[1].
В ряде публикаций государственных и партийных деятелей раскрывались вопросы социальных проблем населения в тылу. В данных работах акцент ставится на работу медицинских учреждений и организации оказания медицинского обслуживания раненных и больных[2].
С 1943 года исследователи начинали развивать тему материнства и детства[3].
Исследования, опубликованные в первое послевоенное десятилетие, рассматривают проблемы экономики, восстановления промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д., но они вовсе не направлены на изучение социальных вопросов[4].
Таким образом, при анализе историографии в 1941-1955 гг., мы можем сделать вывод о том, что социальная политика рассматривается недостаточно и требует более разборного изучения.
Совершенно иначе развивалась историографическая ситуация после 1956 года, так как исследователи получили возможность работать с новыми документами, позволяющими взглянуть на жизнь в тылу в военное время с другой стороны. Однако, авторы в своих работах уделяли большее внимание именно работе центральных и местных органов власти, оставляя проблемы социального характера в тени[5].
В 1960 - 1990 - х гг., авторы большое внимание уделяли работе государственных и партийных структур по организации общественно-социальных мероприятий и проведению в центральных областях России комплекса программ по социальной политики, однако данные исследования носили лишь обобщающий характер, не выражающий специфики социальной ситуации военных лет.
В 1960-х годах была опубликована фундаментальная работа, которая затрагивала особенности материально - бытовых условий жизни населения, где освещалась роль нормированной карточной системы, которая, по мнению, исследователей позволяла распределять ограниченный продовольственный и промтоварный фонд[6]. Работа включает в себя исследование некоторых аспектов усовершенствования учреждений ЖКХ и учреждений здравоохранения в период войны. Вопросы социальных проблем населения авторами не рассматривались на центральном и местном уровне.
Для данного периода характерно расширение охвата проблем, исследуемых историками, введение в научный оборот новых источников. Однако приверженность исследователей присущим периоду «застоя» идеологическим установкам, не давала им возможности объективно представлять деятельность властных структур, выполняемую во время Великой Отечественной войны. Здесь следует отметить, что большая часть архивных материалов оставалась, по-прежнему, недоступной.
В 1960-1980-е гг. начинают появляться публикации, затрагивающие деятельность партийных, государственных органов и профсоюзных органов власти по организации снабжения населения[7]. Социальный аспект рассматривается в контексте работы партийно - государственного аппарата[8]. В данных работах освещается организация материально - бытовых условий населения, исследуются вопросы организации снабжения населения продовольствием, разрешение жилищно - бытовых проблем, выплат пенсий и пособий, и, особенно, социальной помощи семьям фронтовиков. Значительно меньше затрагивалась помощь детским учреждениям. Следует подчеркнуть, что исследования касались сведений о социальных аспектах лишь в отдельных регионах России.
Социальная политика на данном этапе рассматривается достаточно узко, авторы в большинстве своем отдают предпочтение освещению продовольственной политики или организации коммунально - жилищного хозяйства[9]. Важно отметить, что исследованиям данного периода характерна детальная проработка проблем снабжения продовольствием, и оценка роли структуры децентрализованных источников, как, например, подсобные хозяйства и огородничество, предприятия торговли и общественного питания. Снабжению продовольствием отдельных групп населения было отдано пристальное внимание авторов, как и рыночной и государственной ценовой политике в военный период.
С середины 1980 - х годов появляются исследования, освещающие вопросы охраны материнства и детства, работы детских учреждений, детской беспризорности и оказания государственной помощи детям [10].
Активно освещаются вопросы оказания медицинской помощи[11].
Однако, несмотря на ценность всех вышеуказанных трудов, мы можем сказать о том, что все они несут идеологическую направленность того периода и совершенно не рассматривают все вопросы социальной политики.
Исследованиям начала 1990-х гг. характерен новый взгляд на социальную политику, осуществляемую советским руководством в годы Великой Отечественной войны. Этот этап отмечается изменениями в исторической науке. В связи с открытием архивов, доступностью большого объёма новых архивных материалов, у исследователей появляется доступ к ним. Работа государственных структур в военный период после 1991 года подвергается переосмыслению. Ученые все большее внимание уделяют проблемам повседневности, активнее начинают разрабатывать проблемы социального развития военных лет[12].
В 1990 - начале 2000-х гг. исследователи обращают активное внимание на комплекс государственных мер в РСФСР, да и на территории всего СССР, по социальным вопросам. Работы, рассматривающие вопросы социальной политики, реализуемой советскими и партийными органами в военный период, становятся более всесторонними и освещают различные регионы[13]. Проблемы разрешения, и отдельные вопросы реализации социальной политики государства в период Великой Отечественной войны находят отражение в публикациях современного периода.
Проанализировав историографию проблемы осуществления социальной политики, мы можем с уверенностью сказать, что в настоящее время нет фундаментальных исследований, затрагивающих проблемы реализации социальной политики в детском вопросе в военные годы. Также анализ позволил нам выявить то, что в историографии проблемы отсутствуют работы, содержащие комплексный анализ социальной политики на примере Среднего Поволжья.
Объект исследования: Система социальной защиты детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: исторический опыт реализации социальной политики в вопросе защиты детей в военное время.
Цель работы — исследовать исторический опыт реализации социальной политики на территории Поволжского региона в период Великой отечественной войны.
Исходя из цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно - правовой базы социальной политики военного периода;
2. Выявление форм и методов организации социальной политики в военный период;
3. Рассмотрение особенностей коммунально - бытовых условий жизни детей, оставшихся без надзора родителей;
4. Характеристика особенностей воспитательной работы и обучения в детских домах и интернатах.
Хронологические рамки бакалаврской работы ограничены периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 годы. Война вызвала сильнейшее ухудшение социальной обстановки в стране и усложнила материально - бытовые проблемы населения. В военный период сократилось государственное финансирование социальной сферы, что в свою очередь вызвало необходимость поиска средств на местах. Жизнь в военное время стала сложной, для взрослых, и особенно для детей, число сирот с каждым днем увеличивалось. Пересмотренная система снабжения продовольствием, промтоварами, формирование медицинской помощи, коммунально-бытового обслуживания значительно отразились на обыденной жизни женщин и детей, находившихся в тылу. Такие временные границы, заданные нами, позволят всеобъемлюще рассмотреть процесс реализации социальной политики, определить ее содержание и результативность в военный период, на центральном и областном уровне.
Территориальные рамки исследования. Исследование проведено на территории РСФСР и затрагивает Среднее Поволжье (в том числе Ставрополь Куйбышевской области). Данный выбор исследовательской территории обусловлен важностью региона в период войны. Территория РСФСР являлась центральным местом в период Второй мировой войны, ведь именно здесь развернулись самые масштабные и продолжительные военные действия. Среднее Поволжье является показательным регионом в вопросе реализации социальной политики, затрагивающей проблему детства. Это выражается в особенностях решениях продовольственных вопросов, жилищно-коммунальных и бытовых проблем, формировании медицинского обслуживания и системе образования. Особенностью региона, также, является относительная его отдаленность от боевых действий и состав населения, разделяющегося по этническому признаку. Таким образом, выделение Среднего Поволжья, как отдельный элемент изучения, позволило нам всесторонне и комплексно взглянуть на развитие социальной политики в военный период.
Источниковую базу исследования можно разделить на четыре группы:
1. Нормативно - правовые источники;
2. Делопроизводственные материалы;
3. Источники личного происхождения;
4. Периодическая печать.
В первую группу источников были выделены нормативно -правовые документы и материалы по разрешению социальных проблем населения, куда вошли законы, указы и постановления Советского государства, приказы и распоряжения Советов депутатов трудящихся, центральных и местных партийных организаций, исполнительных комитетов и постоянно действующих комиссий[14].
Вторая группа источников представлена документооборотом по делопроизводству - отчётами, докладами, справками, другими документами местных органов власти и партийных и профсоюзных органов и организаций, задействованных в разрешении вопросов социальной политики в Среднем Поволжье[15].
Целостную информацию о работе местных органов власти Среднего Поволжья в военное время содержат выступления, статьи и речи руководителей партийно-государственных структур, в которых освещены обобщающие выводы о проводимых мероприятиях, а также дана оценка их деятельности[16]. Они составили третью группу источников.
Крайне важными для нашего исследования являются материалы периодической печати центрального и местного значения. Материалы периодических изданий отражают на своих страницах официальные постановления советской власти, дают обобщающую сводку событий военных лет, а также отражают наиболее значимые для страны сведения. Официально опубликованные материалы с постановлениями государственных органов, центральных и местных партийных организаций также дали возможность получить информацию о содержании и характере деятельности всех структур по решению социальных проблем населения и позволили рассмотреть социальную ситуацию, как на местном уровне, так и на центральном [17].
Научная новизна исследования состоит в привлечении неопубликованных источников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, перечня ссылок, списка использованных источников и литературы .
При изучении Великой Отечественной войны исследователи сосредотачивались на освещении хода боевых сражений, подвигах тружеников тыла, патриотическом движении советских людей. Детский вопрос затрагивался лишь в контексте использования детского труда, однако социальный аспект исследовался недостаточно. Следует заметить, что изучение государственной социальной политики, особенно вопрос защиты детей, является одним из наиболее важных в наше время, поскольку социальная политика, проводимая государством в годы ВОВ - один из факторов достижения победы. Востребованность изучения исторического опыта социальной политики в военный период обуславливается также необходимостью понимания того, как в чрезвычайное для страны время государство смогло обеспечить материально - бытовые условия жизни советских детей.
Актуальность заключается в исследовании исторического опыта проведения социальных мероприятий военных лет, в критических обстоятельствах того времени, и возможностью применения его в условиях социально - ориентированной направленности современной России. В наши дни опыт советской России востребован при наступлении чрезвычайных ситуаций, соответствующих реалиям времени: техногенные катастрофы, терроризм, региональные конфликты и т.д.
Степень изученности проблемы. Историографию нашего исследования, мы можем разделить на два фундаментальных периода:
1. Советский;
2. Современный (постсоветский)
История Великой Отечественной войны всегда была чрезвычайно актуальна для исследователей. Деятельность партийно - государственных органов власти, в вопросе социальной политики государства нашла свое отражение в работах исследователей. В тоже время, вопросы, касающиеся реализации социальной политики, анализа ее содержания, ее эффективность, относительно детского вопроса, рассматриваются в работах историков лишь частично. Только в последнее десятилетия стали появляться исследования, затрагивающие специфику социальных преобразований в военный период на примере регионов.
Историография социальной политики в военное время практически полностью дублирует историографию Великой Отечественной войны потому что социальные проблемы населения военных лет не столько интересовали исследователей, сколько события самой войны. Социальный аспект в данных работах рассматривался лишь косвенно. В этот период появляются работы партийно - государственных деятелей, которые в своих исследованиях затрагивают изменение форм, методов и содержания, происходящих во властных структурах[1].
В ряде публикаций государственных и партийных деятелей раскрывались вопросы социальных проблем населения в тылу. В данных работах акцент ставится на работу медицинских учреждений и организации оказания медицинского обслуживания раненных и больных[2].
С 1943 года исследователи начинали развивать тему материнства и детства[3].
Исследования, опубликованные в первое послевоенное десятилетие, рассматривают проблемы экономики, восстановления промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д., но они вовсе не направлены на изучение социальных вопросов[4].
Таким образом, при анализе историографии в 1941-1955 гг., мы можем сделать вывод о том, что социальная политика рассматривается недостаточно и требует более разборного изучения.
Совершенно иначе развивалась историографическая ситуация после 1956 года, так как исследователи получили возможность работать с новыми документами, позволяющими взглянуть на жизнь в тылу в военное время с другой стороны. Однако, авторы в своих работах уделяли большее внимание именно работе центральных и местных органов власти, оставляя проблемы социального характера в тени[5].
В 1960 - 1990 - х гг., авторы большое внимание уделяли работе государственных и партийных структур по организации общественно-социальных мероприятий и проведению в центральных областях России комплекса программ по социальной политики, однако данные исследования носили лишь обобщающий характер, не выражающий специфики социальной ситуации военных лет.
В 1960-х годах была опубликована фундаментальная работа, которая затрагивала особенности материально - бытовых условий жизни населения, где освещалась роль нормированной карточной системы, которая, по мнению, исследователей позволяла распределять ограниченный продовольственный и промтоварный фонд[6]. Работа включает в себя исследование некоторых аспектов усовершенствования учреждений ЖКХ и учреждений здравоохранения в период войны. Вопросы социальных проблем населения авторами не рассматривались на центральном и местном уровне.
Для данного периода характерно расширение охвата проблем, исследуемых историками, введение в научный оборот новых источников. Однако приверженность исследователей присущим периоду «застоя» идеологическим установкам, не давала им возможности объективно представлять деятельность властных структур, выполняемую во время Великой Отечественной войны. Здесь следует отметить, что большая часть архивных материалов оставалась, по-прежнему, недоступной.
В 1960-1980-е гг. начинают появляться публикации, затрагивающие деятельность партийных, государственных органов и профсоюзных органов власти по организации снабжения населения[7]. Социальный аспект рассматривается в контексте работы партийно - государственного аппарата[8]. В данных работах освещается организация материально - бытовых условий населения, исследуются вопросы организации снабжения населения продовольствием, разрешение жилищно - бытовых проблем, выплат пенсий и пособий, и, особенно, социальной помощи семьям фронтовиков. Значительно меньше затрагивалась помощь детским учреждениям. Следует подчеркнуть, что исследования касались сведений о социальных аспектах лишь в отдельных регионах России.
Социальная политика на данном этапе рассматривается достаточно узко, авторы в большинстве своем отдают предпочтение освещению продовольственной политики или организации коммунально - жилищного хозяйства[9]. Важно отметить, что исследованиям данного периода характерна детальная проработка проблем снабжения продовольствием, и оценка роли структуры децентрализованных источников, как, например, подсобные хозяйства и огородничество, предприятия торговли и общественного питания. Снабжению продовольствием отдельных групп населения было отдано пристальное внимание авторов, как и рыночной и государственной ценовой политике в военный период.
С середины 1980 - х годов появляются исследования, освещающие вопросы охраны материнства и детства, работы детских учреждений, детской беспризорности и оказания государственной помощи детям [10].
Активно освещаются вопросы оказания медицинской помощи[11].
Однако, несмотря на ценность всех вышеуказанных трудов, мы можем сказать о том, что все они несут идеологическую направленность того периода и совершенно не рассматривают все вопросы социальной политики.
Исследованиям начала 1990-х гг. характерен новый взгляд на социальную политику, осуществляемую советским руководством в годы Великой Отечественной войны. Этот этап отмечается изменениями в исторической науке. В связи с открытием архивов, доступностью большого объёма новых архивных материалов, у исследователей появляется доступ к ним. Работа государственных структур в военный период после 1991 года подвергается переосмыслению. Ученые все большее внимание уделяют проблемам повседневности, активнее начинают разрабатывать проблемы социального развития военных лет[12].
В 1990 - начале 2000-х гг. исследователи обращают активное внимание на комплекс государственных мер в РСФСР, да и на территории всего СССР, по социальным вопросам. Работы, рассматривающие вопросы социальной политики, реализуемой советскими и партийными органами в военный период, становятся более всесторонними и освещают различные регионы[13]. Проблемы разрешения, и отдельные вопросы реализации социальной политики государства в период Великой Отечественной войны находят отражение в публикациях современного периода.
Проанализировав историографию проблемы осуществления социальной политики, мы можем с уверенностью сказать, что в настоящее время нет фундаментальных исследований, затрагивающих проблемы реализации социальной политики в детском вопросе в военные годы. Также анализ позволил нам выявить то, что в историографии проблемы отсутствуют работы, содержащие комплексный анализ социальной политики на примере Среднего Поволжья.
Объект исследования: Система социальной защиты детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: исторический опыт реализации социальной политики в вопросе защиты детей в военное время.
Цель работы — исследовать исторический опыт реализации социальной политики на территории Поволжского региона в период Великой отечественной войны.
Исходя из цели, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно - правовой базы социальной политики военного периода;
2. Выявление форм и методов организации социальной политики в военный период;
3. Рассмотрение особенностей коммунально - бытовых условий жизни детей, оставшихся без надзора родителей;
4. Характеристика особенностей воспитательной работы и обучения в детских домах и интернатах.
Хронологические рамки бакалаврской работы ограничены периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 годы. Война вызвала сильнейшее ухудшение социальной обстановки в стране и усложнила материально - бытовые проблемы населения. В военный период сократилось государственное финансирование социальной сферы, что в свою очередь вызвало необходимость поиска средств на местах. Жизнь в военное время стала сложной, для взрослых, и особенно для детей, число сирот с каждым днем увеличивалось. Пересмотренная система снабжения продовольствием, промтоварами, формирование медицинской помощи, коммунально-бытового обслуживания значительно отразились на обыденной жизни женщин и детей, находившихся в тылу. Такие временные границы, заданные нами, позволят всеобъемлюще рассмотреть процесс реализации социальной политики, определить ее содержание и результативность в военный период, на центральном и областном уровне.
Территориальные рамки исследования. Исследование проведено на территории РСФСР и затрагивает Среднее Поволжье (в том числе Ставрополь Куйбышевской области). Данный выбор исследовательской территории обусловлен важностью региона в период войны. Территория РСФСР являлась центральным местом в период Второй мировой войны, ведь именно здесь развернулись самые масштабные и продолжительные военные действия. Среднее Поволжье является показательным регионом в вопросе реализации социальной политики, затрагивающей проблему детства. Это выражается в особенностях решениях продовольственных вопросов, жилищно-коммунальных и бытовых проблем, формировании медицинского обслуживания и системе образования. Особенностью региона, также, является относительная его отдаленность от боевых действий и состав населения, разделяющегося по этническому признаку. Таким образом, выделение Среднего Поволжья, как отдельный элемент изучения, позволило нам всесторонне и комплексно взглянуть на развитие социальной политики в военный период.
Источниковую базу исследования можно разделить на четыре группы:
1. Нормативно - правовые источники;
2. Делопроизводственные материалы;
3. Источники личного происхождения;
4. Периодическая печать.
В первую группу источников были выделены нормативно -правовые документы и материалы по разрешению социальных проблем населения, куда вошли законы, указы и постановления Советского государства, приказы и распоряжения Советов депутатов трудящихся, центральных и местных партийных организаций, исполнительных комитетов и постоянно действующих комиссий[14].
Вторая группа источников представлена документооборотом по делопроизводству - отчётами, докладами, справками, другими документами местных органов власти и партийных и профсоюзных органов и организаций, задействованных в разрешении вопросов социальной политики в Среднем Поволжье[15].
Целостную информацию о работе местных органов власти Среднего Поволжья в военное время содержат выступления, статьи и речи руководителей партийно-государственных структур, в которых освещены обобщающие выводы о проводимых мероприятиях, а также дана оценка их деятельности[16]. Они составили третью группу источников.
Крайне важными для нашего исследования являются материалы периодической печати центрального и местного значения. Материалы периодических изданий отражают на своих страницах официальные постановления советской власти, дают обобщающую сводку событий военных лет, а также отражают наиболее значимые для страны сведения. Официально опубликованные материалы с постановлениями государственных органов, центральных и местных партийных организаций также дали возможность получить информацию о содержании и характере деятельности всех структур по решению социальных проблем населения и позволили рассмотреть социальную ситуацию, как на местном уровне, так и на центральном [17].
Научная новизна исследования состоит в привлечении неопубликованных источников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, перечня ссылок, списка использованных источников и литературы .
В годы войны перед государством стояла необходимость решения социальных проблем населения. В связи с активными военными действиями необходимо было концентрировать и четко распределять ресурсы между населением. В данных условиях возможности социального обеспечения государства сильно сокращались.
В период Великой Отечественной войны совершенствовалась работа государственных органов власти Поволжья, направленная на социальные вопросы обеспечения жизни и деятельности, правовой защиты детей в военное время
В этот период приоритетными направлениями социальной работы партийно-государственных органов власти региона стало обеспечение социально-бытовой защиты детей в военное время, охрана материнства и детства в условиях войны, вопросы обучения, воспитания и правовой защиты подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что система органов власти, функционировавшая в период войны в социальной сфере Среднего Поволжья, показала себя достаточно эффективным механизмом реализации социальных мероприятий в стране и в регионе.
В годы войны главное внимание властных структур СССР и местных органов власти Поволжья стало: размещение, здравоохранение, обучение, воспитание, трудоустройство детей.
Большое внимание уделялось жилищно- коммунальным условиям жизни детей. Был создан специальный жилищный фонд, оказывающий помощь семьям фронтовиков. Детей, оставшихся без родителей, распределяли путем патроната или отсылки в детские дома. Увеличивалась сеть детских садов, школ, домов и учреждений интернатного типа.
В сложных условиях местные органы власти пытались развивать народное образование. В школьных учреждениях, детских домах, хоть и не хватало квалифицированных работников, однако, с детьми проводилось всеобщее обучение. Была дана возможность дополнительного развития творческих навыков детей.
В период Великой Отечественной войны совершенствовалась работа государственных органов власти Поволжья, направленная на социальные вопросы обеспечения жизни и деятельности, правовой защиты детей в военное время
В этот период приоритетными направлениями социальной работы партийно-государственных органов власти региона стало обеспечение социально-бытовой защиты детей в военное время, охрана материнства и детства в условиях войны, вопросы обучения, воспитания и правовой защиты подрастающего поколения.
Необходимо отметить, что система органов власти, функционировавшая в период войны в социальной сфере Среднего Поволжья, показала себя достаточно эффективным механизмом реализации социальных мероприятий в стране и в регионе.
В годы войны главное внимание властных структур СССР и местных органов власти Поволжья стало: размещение, здравоохранение, обучение, воспитание, трудоустройство детей.
Большое внимание уделялось жилищно- коммунальным условиям жизни детей. Был создан специальный жилищный фонд, оказывающий помощь семьям фронтовиков. Детей, оставшихся без родителей, распределяли путем патроната или отсылки в детские дома. Увеличивалась сеть детских садов, школ, домов и учреждений интернатного типа.
В сложных условиях местные органы власти пытались развивать народное образование. В школьных учреждениях, детских домах, хоть и не хватало квалифицированных работников, однако, с детьми проводилось всеобщее обучение. Была дана возможность дополнительного развития творческих навыков детей.



