Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКРЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

Работа №73530

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Дети как объект социальной работы в современном российском обществе
1.1 Основные социальные проблемы детей. Причины и пути их
формирования 6
1.2 Система социальной защиты детей в современном российском
обществе 14
2 Технологический подход в организации социальной работы с детьми
2.1 Основные технологии социальной работы с детьми 22
2.2 Социальная реабилитация в системе социальной защиты детей 27
2.3 Основные методы социальной реабилитации детей 32
3 Анализ деятельности Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Парус надежды» (КГБСО «СРЦН «Парус надежды» 38
Заключение 59
Список литературы 63
Приложение А Программа Школы эффективного родительства 69


Социальная работа с детьми нуждается в разработке определенных методик, методов, а так же технологий социальной реабилитации, которые дают положительный результат в восстановлении социального статуса, психическом развитии и нравственном становлении ребенка. Социальная реабилитация играет особую роль в обеспечении наилучших интересов детей.
Внимание к детям и подросткам должно быть усилено, причем как со стороны социальной работы, так и со стороны государства в целом. Это необходимо, так как дети и подростки - это будущие граждане нашей страны, и насколько государство будет в них заинтересовано, и насколько качественно будет оказываться поддержка именно на раннем этапе их развития, будет зависеть, какими гражданами они будут: уважающими свою Родину или ее потребителями.
Актуальность обусловлена тем, что, несмотря на принимаемые в последние годы меры, положение детей в современном российском обществе продолжает оставаться достаточно уязвимым. Сталкиваясь с различными социальными проблемами, дети нуждаются, в том числе, и в помощи социально-реабилитационного содержания.
Сегодня крайне важно исследовать деятельность различных учреждений социальной работы с несовершеннолетними. Это позволит выявить существующие проблемы, проанализировать их возможные причины, разработать пути оптимизации и способы усовершенствования. Это, в свою очередь, отразится на качестве оказываемых учреждением услуг, позволит увеличить как количественные, так и качественные показатели оказываемых услуг при работе с детьми.
Источниками для выпускной квалифицированной работы служат труды, таких авторов как: Л. И. Акатов, Е. Г. Азарова, П. Д. Павленок, Т. М. Хижаева, М. Л. Мельникова, Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. Они раскрывают сущность общетеоретических проблем социальной реабилитации и социализации, дают определение понятия «социальная реабилитация», в их работах приводятся точки зрения разных исследователей на рассматриваемую тему. Работы этих авторов позволят нам уточнить, углубить и конкретизировать знания о сущности технологии социальной реабилитации с детьми, ее методах и направлениях. Так же мы обращались к работам таких авторов, как Т. Н. Поддубная, А. А. Пронин, В. А. Варывдин и др., которые помогли нам конкретизировать знания о системе социальной защиты детей.
Объект исследования - система социальной защиты детей в современном российском обществе.
Предмет исследования - технология социальной реабилитации детей, её место и роль в системе социальной защиты детства.
Цель исследования - систематизация знаний теоретических и эмпирических по вопросам социальной защиты и социальной реабилитации, представленных в научной и учебной литературе, ведомственных и статистических документах и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию технологий социальной реабилитации детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать положение детей в современном российском обществе, основные социальные проблемы детей. Пути и причины их формирования.
2. Исследовать современную систему социальной защиты детей, её структуру и технологии деятельности.
3. Рассмотреть место и роль социальной реабилитации в системе технологий социальной защиты детей, основные её реализации.
4. Проанализировать деятельность КГБУСО «СРЦН «Парус надежды» по социальной защите и социальной реабилитации детей.
Гипотеза исследования - технология социальной реабилитации является необходимым элементом системы социальной защиты детей и является важнейшим условием повышения эффективности её работы.
Глубокое изучение и выявление основных проблем детей и причин их формирования позволит конкретизировать знания и улучшить положение детей в современном российском обществе.
Методы исследования:
1. Описательный (описание деятельности СРЦН «Парус Надежды»).
Структура выпускной квалифицированной работы определяется поставленными целью и задачами. Она включает: введение, 3 главы, содержащие 5 параграфов, заключение, список литературы и источников из 42 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная реабилитация в системе социальной защиты детей приобретает все большую актуальность. Особое внимание к проблеме обеспечения защищенного детства со стороны руководства страны обусловлено тем, что результативность реабилитационной работы остается низкой, а число детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации - стабильным.
В сложившейся ситуации необходима роль государства в системе социальной защиты детей, а так же в усилении эффективности их социальной реабилитации. Политическая элита, органы государственного управления и муниципального самоуправления призваны обеспечивать профилактику и социальную реабилитацию детей в масштабах всего государства, на отдельных территориях и муниципальных образованиях, в условиях межведомственного взаимодействия органов и учреждений, создавать систему специализированных социально-реабилитационных учреждений.
Необходимо преобразование общественного сознания, а также деятельности государственных и негосударственных учреждений всех уровней, осуществление действенной реабилитационной работы в отношении детей, которые в ней нуждаются для создания более благоприятных условий для успешной социализации и возможности к независимой жизни. Одной из существующих проблем, препятствующей изменению подхода к социальной реабилитации, является недостаточное финансирование реабилитационных программ. Чтобы добиться какого-либо изменения необходимо реальное движение, благодаря которому появится вероятность проявить новые возможности.
По результатам проведённого исследования, можно предложить следующие рекомендации для повышения эффективности социальной реабилитации в системе социальной защиты детей:
1. Необходимо внедрение инновационных технологий по работе с семьей и детьми в их социальной реабилитации.
На данный момент выражается низкая социальная эффективность реабилитации в детских учреждениях, так как решаются только кратковременные оперативные задачи. Анализ социальной действительности показывает, что одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность работы по социальной реабилитации семей.
Вследствие этого, необходимо повысить эффективность деятельности реабилитационных учреждений посредством внедрения инновационных технологий по работе с семьей и детьми в их социальной реабилитации.
В основе деятельности всех учреждений социальной работы с детьми лежит понимание о том, что семья - важнейший институт общества. При помощи семьи у ребенка формируется психологическая основа для дальнейшего становления и развития личности, закладываются основы будущих взаимодействий с обществом, коллективом, поэтому необходимо:
1) более глубокое изучение причин семейного неблагополучия;
2) просвещение родителей по вопросам семейного воспитания; необходимо знакомство семьи с положительным опытом воспитания детей;
3) диагностика и выявление основных проблем, которые оказывают негативное влияние на развитие личности ребенка в семье;
4) анализ семейной ситуации и формирование новой позитивной стратегии для изменения отношений в семье.
2. Необходимо пополнение реабилитационных центров
профессиональными кадрами.
Эффективность реабилитационной работы зависит от качества кадров реабилитационных учреждений. Требования к профессиональным знаниям и навыкам социального работника высоки в целом, но еще более высоки к тем, кто имеет дело с детьми. Развивающаяся система образования, а так же курсы переподготовки работников социальной сферы способствует повышению профессионализма. Однако социальные работники сталкиваются с общей проблемой - низкой заработной платой. В связи с этим, государство просто выталкивает действительно профессиональных людей из структур социальной реабилитации.
Недостаточный профессионализм и компетентность части работников является важным сдерживающим фактором становления социальной реабилитации. Эта часть сотрудников не испытывает потребности и желания что-либо изменить в установившейся системе работы, у них отсутствует личная готовность к реальному действию и элемент творчества, который меняет работу по социальной реабилитации к лучшему. Они используют традиционные, давно сложившиеся методы работы с детьми. Другая часть педагогического сообщества переориентирована на новое понимание результата своей деятельности. Прежде всего, это молодые специалисты с высшим образованием, которые применяют новые методики работы по реабилитации и поддерживают инновационные процессы, но их, к сожалению, немного.
3. В системе социальной реабилитации нуждаются в преобразовании научные исследования проблем реабилитации.
Необходимо более глубоко изучить основные проблемы детей, которые обусловлены возрастными особенностями детей; основными характеристиками семьи ребёнка; деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми; особенностями социально-экономического и политического развития общества, а так же причины, связанные с нарушением права жить и воспитываться в семье, права на образование, права на получение профессии, права на содержание в государственном учреждении и других форм социальной помощи.
4. Необходимо больше уделить внимания трудовой и социокультурной реабилитации.
Большая часть социальных работников, педагогов и воспитателей понимает комплексный подход как интеграцию медицинских, психологических и педагогических знаний для восстановления социально значимых способностей ребенка. Большинство учреждений делает уклон в сторону психолого-педагогического подхода. Значительно меньше внимания уделяется социокультурной и трудовой реабилитации. Существует противоречие между представлением о работе по различным мероприятиям социальной реабилитации и реальным применением этих мероприятий на практике. Так, в трудовом направлении преобладает обучение обслуживающим видам трудовой деятельности, недостаточно внимания уделяется формированию профессионально-трудовых навыков. В социокультурном - чаще используются те виды мероприятий, которые легче и проще проводить с детьми, например, организация постановок и концертов, в то время как большинство педагогов на первое место ставят развитие способностей и талантов и морально-нравственное воспитание.
Вследствие этого, необходимо:
5. Необходимо проводить организацию социальной реабилитации с учетом взаимосвязи государственных, общинных и общественных структур.
Это позволит выйти на новое системное качество. Условием системности в социальной реабилитации является формирование благоприятной культурной, спортивной, образовательной среды.
Таким образом, социальная реабилитация в системе социальной защиты детей нуждается в особом внимании со стороны общества. Необходимо вызвать обеспокоенность государства в необходимости принятия срочных и финансовых мер по развитию системы социальной реабилитации детей. Повышенное внимание к социальной реабилитации позволит более успешно продвигаться по пути ее развития.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399(дата обращения: 01.03.2018)
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL
http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 9959/fdde1bfbeb585f4c7b9b9a318ce 10c972dd3bf94(дата обращения: 03.03.2018)
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995 № 181//
КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559(дата обращения: 15.05.2018)
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.1998 № 124//
КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19558(дата обращения: 16.05.2018)
5. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс] : федер. закон
от 24.04.2008 № 48 // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 76459(дата обращения: 16.05.2018)
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 21.11.2011 № 323 //
КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121895 (дата обращения:
14.05.2018)
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон от 29.12.2012 № 273 // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174(дата обращения: 20.05.2018)
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.06.1999 № 120 // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509(дата обращения: 21.05.2018)
9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2013 № 442 // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156558(дата обращения: 15.05.2018)
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-
ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа : URL
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8982(дата обращения: 15.03.2018)
Монографии, исследования
11. Азарова, Е. Г. Социальное обеспечение детей : теоретические подходы / Е. Г. Азарова. - М. : КОНТРАКТ, 2012. - 256 с.
12. Мельникова, М. Л. Социальная реабилитация подростков : управление и оптимизация / М. Л. Мельникова, А. В. Хуторной. - Екатеренбург. : Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 123 с.
13. Пронин, А. А. Социально-правовая защита детства в России / А. А. Пронин. - Екатеринбург. : Издательство РГППУ, 2007. - 219 с.
Статьи
14. Волкова, О. В. Социальная реабилитация как направление социальной работы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2006. - №2 (10). - С. 6.
15. Кирюшина, Н. Ю. Правовая защита детства в Российской
Федерации // Наука и школа. - 2016. - №4. - С. 8.
16. Мукина, Ю. Современные подходы к социально¬
педагогической реабилитации в теории и практике педагогической науки // Вестник ТГУ. - 2014. - Вып. 7. - С. 40.
Учебники и учебные пособия
17. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов, М-во труда и соц. развития Рос. Федерации и др. - М. : Просвещение, 2002. - 448 с.
18. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
19. Агапов, Е. П. Проблемы социальных девиаций : учеб. пособие / Е. П. Агапов. - Ростов н/Д. : Центр универсальной полиграфии, 2010. - 271 с.
20. Варывдин, В. А. Управление системой социальной защиты детства : учеб. пособие / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. - М. : Педагогическое сообщество России, 2005. - 192 с.
21. Гулина, М. А. Психология социальной работы : учебник для вузов / М. А. Гулина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 384 с.
22. Дубровина, И. В. Психологическая реабилитация детей и подростков / И. В. Дубровина. - Калуга. : Институт усовершенствования учителей, 1994. - 184 с.
23. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
24. Иващенко, Г. М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении : пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин. - М. : Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, 1996. - 200 с.
25. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы : учеб. пособие / Л. П. Кузнецова. - Владивосток. : Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
26. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение : профилактика,
коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М. : Владос, 2010. - 286 с.
27. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога : учеб. пособие / Р. В Овчарова. - М. : Сфера, 2004. - 482 с.
28. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. психолог. фак. университетов / Р. В. Овчарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
29. Панкова, Н. В. Основные принципы организации комплексной помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации : сборник методических рекомендаций / Н. В. Панкова, Л. Ю. Новикова, А. В. Тюрина. - Владивосток. : Издательский дом Дальневост. Федерал. ун-та, 2012. - 268 с.
30. Павленок, П. Д. Основы социальной работы : учебник / П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 395 с.
31. Павленок, П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
32. Прохорова, О. Г. Организация социальной работы с семьей : методическое пособие / О. Г. Прохорова, Е. А. Виниченко. - М. : ИДПО ДТСЗН, 2017. - 88 с.
33. Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом : учеб. пособие / Т. Н. Поддубная. - М. : Академия, 2008. - 320 с.
34. Хижаева, Т. М. Теоретические основы и методика организации социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации : учеб. пособие / Т. М. Хижаева. - Иркутск. : Изд-во Иркут. гос. ун¬та, 2010. - 161 с.
35. Холостова, Е. И. Социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. 7-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 800 с.
36. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 340 с.
37. Холостова, Е. И. Технология социальной работы : учебник / Е. И. Холостова. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
38. Чернецкая, А. А. Технология социальной работы : учебник / А. А. Чернецкая. - Ростов н/Д. : «Феникс», 2006. - 200 с.
39. Чавдарова, А. Социальная защита и охрана детей / А. Чавдарова, Б. Кривирадева. - Габрово. : Экс-Прес, 2011. - 363 с.
Электронные ресурсы
40. Байбородова, Л. В. Социально-педагогическое сопровождение
проблемных семей [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Л. В. Байбородова - Режим доступа : URLhttps: //www.litres.ru/ludmila-
bayborodova/socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-problemnyh-sem/chitat-onlayn(дата обращения: 22.04.2018)
41. Социальная защита ребенка [Электронный ресурс] // www.telenir.netТехническая и гуманитарная литература. - Режим доступа : URL
http://www.telenir.net/pedagogika/osnovy sgcialnoi rabgty shpargalka/p37.php(дата обращения: 28.04.2018)
42. Чернецкая, А. Технология социальной работы [Электронный
ресурс] : электрон. учебник / А. Чернецкая - Режим доступа :
http://lib.sale/sotsialnaya-rabota-knigi/tehnologii-sotsialnoy-profilaktiki-51125.html(дата обращения: 10.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ