Введение 4
1 Теоретико-методические аспекты применения современных информационных технологий и цифровая трансформация государственного управления 9
1.1 Нормативно-правовые и организационные аспекты цифрового развития государственного управления на пути к цифровой экономике 9
1.2 Основы цифровой трансформации государственного управления 12
1.3 Цифровая трансформация государственных услуг 20
1.4 Создание регионального цифрового профиля и регионального цифрового двойника 24
1.5 Управление, основанное на государственных данных в цифровом формате 29
2 Анализ и оценка эффективности использования современных информационных технологий и процессов цифровой трансформации государственного управления Самарской области 32
2.1 Общая характеристика текущего состояния системы государственного управления Самарской области 32
2.2 Оценка результатов создания единого цифрового контура управления Самарским регионом и определение направлений развития 41
3 Направления совершенствования применения современных информационных технологий в государственном управлении и ускорения цифровой трансформации 47
3.1 Совершенствование оценки цифровой зрелости государственного управления 47
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию управления цифровой трансформацией государственного управления 49
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложение А отсутствует
Актуальность темы исследования. В ближайшие десять лет Россию ждет глобальная цифровизация. О необходимости активного внедрения технологии искусственного интеллекта, анализа больших данных неоднократно говорит президент России. Предлагая провести цифровую трансформацию, глава государства говорит о том, что она должна затронуть не только все уровни власти, отрасли экономики, социальную сферу, но и «каждую семью». Цифровая трансформация позволит сделать государство более прозрачным, понятным и дружелюбным для граждан.
Важным шагом к цифровой трансформации государственного и муниципального управления является перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат. Данная работа ведется по двум направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса, создание так называемых суперсервисов и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг — создание моносервисов. Также важно отметить последовательную работу федеральных органов исполнительной власти по формированию новых трендов в предоставлении государственных и муниципальных услуг для бизнеса и населения.
Но при этом необходимо понимать, что Россия - большая страна, с разным уровнем цифрового развития региональных и муниципальных властей, с разным уровнем проникновения информационных систем и решений. Каждый регион идет по собственному пути цифровизации, и желаемая интеграция данных между, например, федеральными и региональными властями - это не быстрый процесс для страны такого масштаба. Это требует принятия нестандартных решений, а значит грамотных людей на всех уровнях.
Поэтому совершенствование механизма управления цифровой трансформацией государственного управления и применения современных информационных технологий в в государственном и муниципальном управлении является одной из приоритетным задач для органов власти на пути развития цифровой экономики и цифрового общества. Для органов власти необходимо подбирать и эффективно использовать те инструменты и методы, которые позволяют обеспечивать безопасность, открытость и доступность государственных и муниципальных услуг в любое время и в любом месте, разрабатывать цифровые инструменты, обеспечивающие формирование новых эффективных средств управления и взаимодействия органов власти, местного самоуправления, организаций и граждан, чем и обусловлена актуальность магистерской диссертации.
Степень разработанности проблемы. Исследованиями теоретических и методологических особенностей информационных технологий в управлении занимались такие иностранные и российские учёные, как Б. Саммерс, Т.П. Барановская, В.В. Брага, Л.А. Вдовенко, Г.А. Титоренко и другие.
Основные понятия, методы и инструменты информатизации государственного и муниципального управления и построения информационного общества раскрываются в работах таких авторов, как М.А. Абросимова, Т.П. Воронина, А.Н. Иванова, А.Н. Коробова, А.В. Коротков, В.И. Рыжков и других.
При этом следует отметить, что остается достаточно много открытых вопросов теоретического, методического и практического развития цифровой трансформации государственного управления и переход к единой цифровой платформе государства.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в совершенствовании управления процессами цифровой трансформации государственного управления и применения современных информационных технологий на всех уровнях власти на пути развития цифрового государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические и практические аспекты цифровой трансформации государственного управления;
• изучить теоретические основы применения современных информационных технологий в государственном и муниципальном управлении,
• рассмотреть уровень цифрового развития органов власти,
• проанализировать проблемы цифровой трансформации государственного управления,
• дать рекомендации по совершенствованию управления цифровой трансформацией государственного управления.
Предмет и объект исследования.
Объект исследования - органы власти Самарского региона.
Предмет исследования - механизм цифровой трансформации и применения современных информационных технологий в государственном управлении.
Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по вопросам цифровой трансформации государственного управления, эффективного использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении , периодическая литература, аналитические и практические статьи российских и иностранных ученых, официальные статистические данные, нормативно-правовая база цифровой трансформации государственного управления, данные сети Интернет.
Информационной базой исследования выступили материалы органов власти Самарского региона.
При написании магистерской диссертации были использованы следующие методы исследования:
• методы системного анализа были использованы при написании первой и второй глав в рамках исследования особенностей цифровой трансформации и применения современных информационных технологий в государственном и муниципальном управлении;
• методы структурного анализа и графические методы были использованы при подготовке второй и третьей глав в рамках направления совершенствования механизма управления цифровой трансформацией государственного управления;
• также были использованы метод опроса, документальный метод, метод экспертной оценки и другие.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в совершенствовании управления процессами цифровой трансформации государственного управления за счет повышения эффективности аналитических инструментов и разработки моделей поддержки принятия управленческих решений.
Основные элементы научной новизны, выносимые на защиту, которые были получены в результате проведенного магистерского исследования, заключаются в следующем:
• предложена аналитическая система оценки уровня цифровизации органов власти;
• разработана модель поддержки принятия управленческих решений при отборе проектов цифровой трансформации государственного управления.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научного познания в области совершенствования механизма, направленного на ускорение цифровой трансформации государственного управления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы при выборе, внедрении и использовании методов и инструментов цифровой трансформации и современных цифровых технологий в государственном управлении.
Апробация работы. По теме исследования опубликована одна научная статья.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Цифровая трансформация предполагает переход государственных органов власти и органов местного самоуправления и их подведомственных учреждений к принятию решений на основе государственных данных (перестройка процессов на базе ИТ-решений), сервисам и инфраструктуре совместного использования государственных данных на основе единой цифровой коммуникационной платформы. Цифровая трансформация должна вести к кардинальному изменению подходов в организации работы органов власти с использованием цифровых технологий и алгоритмов.
Важным в цифровой трансформации является перепроектирование «сквозных» процессов за счёт исключения традиционных «бумажных», «ручных» операций и очных взаимодействий, а также доведение до широкой общественности информации о планируемых и происходящих изменениях. Необходимо провести подробные проектно-изыскательские работы в отношении всех без исключения, процессов в органах власти, на основании результатов которых осуществить автоматизацию, а также реинжиниринг.
Процессы цифровизации и цифровой трансформации не должны иметь технических и инфраструктурных ограничений. Обеспечение реализации цифровизации и цифровой трансформации органов власти всеми потребными ресурсами: человеческими (формирование проектной команды); материально-техническими (помещение, оргтехника, доступ к сетям связи, расходные материалы); а самое главное - обеспечение данными (доступ и полнота) - является одной из приоритетных задач руководителя соответствующего органа власти.
Таким образом, результаты проведённого в магистерской диссертации исследования заключаются в совершенствовании управлений процессами цифровой трансформации государственного управления.
Основные элементы научной новизны, которые были получены в результате проведенного магистерского исследования, заключаются в следующем:
• предложена аналитическая система оценки уровня цифровизации органов власти;
• разработана модель поддержки принятия управленческих решений при отборе проектов цифровой трансформации государственного управления.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научного познания в области совершенствования механизма, направленного на ускорение цифровой трансформации государственного управления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы при выборе, внедрении и использовании методов и инструментов цифровой трансформации и современных цифровых технологий в государственном управлении.
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
4. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы».
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 1189-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 1911—р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы».
10. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
11. «Паспорт регионального проекта «Цифровое государственное управление (Самарская область)».
12. Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года».
13. Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2017. - 248 с.
14. Агибалов, Д. А. Автоматизированные системы обработки экономической информации [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. А. Агибалов. - М. : ВГАУ, 2014. - 78 с. : ил.
15. Агибалов, Д.А. Информационные системы в экономике [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. А. Агибалов. - М. : ВГАУ, 2015.-150 с. : ил.
...