Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективной деятельности сверстников 10
1.1 Проблема развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Коллективная деятельность как средство развития вербального общения у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации развития вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического в коллективной деятельности сверстников 20
2.1 Выявление уровня сформированности вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
2.2 Содержание и организация работы по развитию вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективной деятельности сверстников 37
2.3 Изучение динамики уровня сформированности вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 45
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 71
Приложение Б Диагностические результаты по методике «Рукавички» 72
В современном обществе процесс развития и становления личности неразрывно связан с коллективной деятельностью. Взаимодействуя, общаясь друг с другом, люди приобретают необходимые навыки, умения, получают новые знания, реализуют и проявляют свои индивидуальные качества. Эффективность коммуникации и взаимодействия между людьми напрямую зависит оттого, насколько развито вербальное общение и речевая составляющая человека. Ведь при низком уровне речевого развития человеку трудно выразить свои мысли и чувства, построить грамотный диалог и аргументировать собственную позицию.
У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития низкий уровень вербального общения особенно остро проявляется в ходе взаимодействия со сверстниками. Ребенок ограничивается простыми фразами, общение носит ситуативный характер и иногда ограничивается использованием невербальных средств.
Также, на характер контакта ребенка со сверстниками значительно влияет эмоционально-волевая сфера, которая недостаточно развита у детей с задержкой психического развития. Мотив общения ограничивается конкретной ситуацией и носит непродолжительный характер, что в свою очередь ограничивает вербальное общение ребенка. В то же время, общение носит более продолжительный характер, если дети объединены общей коллективной деятельностью.
В ходе совместной деятельности ребенок начинает взаимодействовать со сверстниками ради достижения общей цели. Данная форма развития вербального общения наиболее подходит для детей с задержкой психического развития, для которых характерна изолированность от сверстников в связи с недостаточной речевой активностью.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена наличием современной тенденции зависимости качества жизни человека от уровня развитости его навыков вербального общения и умения взаимодействовать с людьми в ходе коллективной деятельности. Задача развития вербального общения также прослеживается в ФГОС ДО в разделе социально-коммуникативного развития ребенка, где говорится о развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками и формировании готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена тем, что при наличии потребности в формировании вербального общения у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития недостаточно изучены возможности данной работы с помощью коллективной деятельности ребенка со сверстниками.
Об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития говорится в работах таких авторов, как Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.
Психология вербального общения и проблемы онтогенеза общения рассматриваются в трудах А.А. Леонтьева и М.И. Лисиной. Авторы рассматривают два компонента общения: первый - стратегический компонент, в которых входит мотив взаимодействия и вербального общения детей, способность ориентироваться в ситуациях вербального общения и особенности контакта между собеседниками, и второй - тактический компонент, в котором рассматриваются функции общения, умения регулировать процесс общения, степень владения речевыми конструкциями и насыщенность самой речи ребенка.
В психолого-педагогических трудах исследователей имеются положения о том, что на формирование личности особое влияние оказывает коллектив и коллективная деятельность (А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) [21].
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью создания определенных психолого-педагогических условий, которые могли бы способствовать развитию вербального общения детей с задержкой психического развития в ходе коллективной деятельности сверстников.
Анализ научной-методической литературы доказывает то, что проблема развития вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития недостаточно раскрыта.
Анализ психолого-педагогических аспектов и практики образовательной деятельности в дошкольных организациях выявил следующие противоречия:
• между потребностью в развитии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития вербального общения и недооценкой возможностей коллективной деятельности в данном процессе;
• между пониманием важности развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения и недостаточной разработкой форм и средств по работе в данном направлении.
С целью разрешения поставленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы возможности коллективной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: проанализировать и экспериментально проверить возможности коллективной деятельности в развитии у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения в процессе коллективной деятельности.
Гипотезу исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения в ходе коллективной деятельности возможно, если:
• определены особенности вербального общения детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• экспериментально обоснован критериальный аппарат, необходимый для объективной оценки уровня развития вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• организована коллективная деятельность, мотивирующая детей 5-6 лет с задержкой психического развития на активное взаимодействие со сверстниками для развития вербального общения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать коллективную деятельность и ее возможности в развитии у детей с задержкой психического развития вербального общения.
2. Разработать показатели и выявить уровни развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Обосновать и апробировать организацию коллективной деятельности, направленной на развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения и определить ее результативность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• учение о роли коллективной деятельности в становлении и развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн);
• теоретические положения о развитии вербального общения в дошкольном детстве (А.А. Леонтьев, Е.Е. Дмитриева, М.И. Лисина и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определены и обоснованы задачи и содержание работы по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития вербального общения в ходе коллективной деятельности со сверстниками, изучены потенциальные возможности коллективной деятельности в развитии вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость: раскрыты особенности вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и возможности коллективной деятельности в процессе развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены апробированные и используемые на практике методические рекомендации воспитателям по диагностике уровня развития вербального общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также особенности организации коллективной деятельности детей 5-6 лет с задержкой психического развития для развития вербального общения.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается теоретическими положениями, подобранными по заданной проблеме, а также отслеживанием динамики по развитию вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития с помощью диагностического инструментария после проведения формирующего этапа.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, включенность во все этапы исследования, разработка диагностического инструментария по изучению развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, разработка и апробация комплекса мероприятий, реализуемых в коллективной деятельности сверстников, отслеживание динамики, обработка и интерпретация полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих научно-практических конференциях:
• «Проблемы дошкольного образования на современном этапе: студенческая научно-практическая конференция», январь 2019, г. Тольятти;
• «Дошкольник на современном этапе: студенческая научно-практическая конференция», 1-12 апреля 2019, г. Тольятти;
• «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики», 19 ноября 2019, г. Тольятти.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вербальное общение рассматривается как коммуникационное взаимодействие между двумя или более индивидуумами с помощью использования основного средства общения - речи с целью обмена информацией.
2. Развитие вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития осуществляется в коллективной деятельности сверстников, которая определяется как взаимодействие дошкольников, направленное на достижение общей цели и способствующее формированию у них партнерских взаимоотношений, умений договариваться и сотрудничать.
3. Показатели и уровни развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития характеризуются степенью овладения навыками речевой коммуникации детей в процессе свободного общения, степенью связности речи ребенка, уровнем активного словаря и наличием интереса к совместным действиям и осуществления сотрудничества в коллективной деятельности, а также степенью удовлетворенности ребенка в процессе общения со сверстниками.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 13 таблиц, списка используемой литературы (57 источников) и 2 приложений. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Проблема вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития достаточно остро значится в сфере дошкольного образования, так как свободное коммуникативное общение с помощью вербальных средств на основе интересов дошкольников между сверстниками с задержкой психического развития практически отсутствует. Дети ограничиваются вопросно-ответной формой, их процесс общения носит ситуативный и деловой характер, а игровая деятельность из совместной быстро переходит в самостоятельную, когда ребенок отграничивается от игры со сверстниками. Данные особенности вербального общения у детей с задержкой психического развития связаны с их возрастными и индивидуальными особенностями и требуют особого педагогического подхода, создания специальных и коррекционных условий для развития процесса общения и речи детей с задержкой психического развития.
Констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Наблюдалось замещение вербальных средств общения и отсутствие полноценного диалога между сверстниками. Отмечалась низкая связность речи детей и односложность их ответов и фраз на поставленные вопросы. Дети предпочитали взаимодействие со взрослым или самостоятельные игры, но не хотели активно взаимодействовать и общаться со сверстниками. Полученные результаты и наблюдение за свободным общением детей в группе позволило отметить, что важной составляющей в общении ребят является их заинтересованность и степень мотивации к коллективному общению и деятельности.
После качественной оценки уровня развития вербального общения в группе сверстников, мы наметили дальнейшую работу по заданному направлению в рамках коллективной деятельности сверстников. Формы и средства для реализации поставленной цели носили разнообразный характер (коллективные игры, совместное творчество, игровые упражнения в группе сверстников, введение традиций в режимные моменты), а также несомненный положительный эффект оказало привлечение к развитию вербального общения детей их родителей, которые соблюдали полученные рекомендации дома и применяли новые формы по обогащению опыта общения детей.
Проведенные мероприятия по развитию вербального общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в коллективной деятельности сверстников оказали положительный эффект, наблюдалась положительная динамика в эмоциональной сфере детей, благоприятная атмосфера в общении сверстников и расширение пассивного и активного словаря воспитанников, что подтверждается результатами контрольного эксперимента.
Таким образом, проделанная работа доказывает, что коллективная деятельность сверстников является успешной формой развития вербального общения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
1. Алабужева С. В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. 443 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. М., 2009. 236 с.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М. : Просвещение, 1999. 249 с.
4. Башмакова С. Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 103 с.
5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.
6. Богдан Н. Н. Специальная психология: учебное пособие / Под общ. ред. Н. Н. Богдан. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 219 с.
7. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. М. : Академия, 2002. 202 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение.2004. 252 с.
9. Вольская О. В. Характеристика вербального общения дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Северного федерального университета. 2011. 57 с.
10. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : Сфера, 2009. 325 с.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Владос, 2006. 368 с.
12. Гаврилова Н. В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ // Профессиональное образование. Столица №1, 2013. 43 с.
13. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия, 2005. № 3. С. 13-24.
14. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. изд. 2-е. М. : Просвещение, 2004. 347 с.
15. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 273 с.
...