Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «ДИЗАЙН» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №113026

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования
1.1 Теоретический анализ проблемы развития художественно¬творческих способностей подростков 11
1.2 Особенности развития художественно-творческих способностей
детей подросткового периода в системе дополнительного образования.... 18
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию художественно¬творческих способностей подростков в системе дополнительного образования
2.1 Изучение уровня развития художественно-творческих способностей
подростков в системе дополнительного образования 32
2.2 Организация и осуществление процесса развития художественно-творческих способностей подростков посредством программы «Дизайн» в системе дополнительного образования 52
2.3 Выявление динамики в уровне художественно-творческих
способностей подростков 67
Выводы по второй главе 83
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложения 90


Актуальность. Модернизация образования, происходящая в обществе, предъявляет новые требования к раскрытию творческих способностей человека, делает особенно актуальной проблему развития творческой активности как интегрального качества личности, более приспособленного к адаптации в новой социально-экономической среде. В подобных условиях становится особенно востребовано формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учёбе, работе.
Актуальность развития творческих способностей объясняется и тем, что данный процесс является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека. Стимулирование творческих способностей подростков во многом предопределяет весь ход дальнейшей самореализации человека. Структура творческих способностей сама по себе обладает большим педагогическим потенциалом, что уже является поводом для разнонаправленных исследований, как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие.
Одной из особенностей детей подросткового возраста является то, что они далеко не всегда направлены на определение смысла творческого развития, на познание себя и оценку своих возможностей и способностей. Часто подростки испытывают трудности как объективные, так и субъективные и нуждаются в грамотной целенаправленной педагогической поддержке и стимулировании личностного развития. Значительная роль в этом принадлежит дополнительному образованию, как самостоятельному источнику образования, способствующему достижению ключевых компетентностей ребенка.
Программы современного школьного образования частично направлены на возможность учащихся развиваться как личность, посредством развития своих творческих способностей. Современная школа имеет недостаточное обоснование и разработку теоретико-методологических аспектов, а также технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала личности. Общее образование, представленное средней школой, ставит своей целью дать общие и разносторонние знания в обязательном порядке. Дополнительное образование, представленное школами искусств, кружками и объединениями по интересам, занимается развитием личности в направлениях, соответствующих интересам учащихся и их индивидуальным способностям.
Различные аспекты развития детей и подростков, а также психология творчества были предметом изучения в работах А.Н. Лука, Б.М. Теплова, В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, и др. Структура художественных способностей представлена в работах В.И. Кириенко. Идеи о специфике функционирования дополнительного образования разработаны А.И. Щетинской, В.И. Семеновой, Е.Б. Евладовой, О.Е. Лебедевым и др.
Изучив литературу, научные публикации, диссертационные работы и проанализировав различные подходы к развитию творческих способностей подростков посредством дополнительного образования, было определено, что и в теоретическом, и в практическом плане, тема широко представлена в многочисленных исследовательских работах. Однако в условиях модернизации системы образования она остается открытой для научного поиска.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью развития творческих способностей подростков в условиях социально-экономических преобразований и необходимостью поиска новых теоретических и практических разработок по организации данного процесса в соответствии с модернизацией системы образования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд противоречий между:
- требованием общества к личности ребенка, обладающего художественно-творческими способностями и недостаточным развитием таких способностей у подростков;
- важностью развития художественно-творческих способностей каждого подростка и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, повышающих результативность данного процесса в системе дополнительного образования;
- необходимостью оптимизации психолого-педагогических условий развития художественно-творческих способностей подростков и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в системе дополнительного образования.
Выделенные противоречия обусловили постановку проблемы исследования: каким образом программа «Дизайн» повлияет на развитие художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.
Это обусловило выбор темы исследования «Развитие у подростков художественно-творческих способностей посредством программы «Дизайн» в системе дополнительного образования»
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике возможности программы «Дизайн» в развитии художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: развитие у подростков художественно-творческих способностей посредством программы «Дизайн» в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: развитие художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования возможно, при выполнении следующих педагогических условий:
- разработана программа «Дизайн» художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования;
- определены этапы работы с подростками, отражающие логику овладения ими художественно-творческих умений в соответствии с возрастными особенностями;
- разработано методическое обеспечение программы «Дизайн», включающее тематическое планирование, упражнения, визуальный и раздаточный материал.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и теоретические подходы к развитию художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования.
2. Разработать психолого-педагогические условия развития художественно-творческих способностей у подростков посредством программы «Дизайн» в системе дополнительного образования.
3. Экспериментально проверить влияние программы «Дизайн» на развития художественно-творческих способностей подростков в системе ДО.
Теоретическую основу исследования составляют:
- работы отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматривается психология творчества и различные аспекты развития детей и подростков (Б.М. Теплов, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- исследования структуры художественных способностей и изобразительного искусства (В.И. Кириенко и др.)
- специфика функционирования дополнительного образования (А.И. Щетинская, В.И. Семенова, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев и др.).
Методы исследования. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих методов:
- теоретические: теоретический и сравнительный анализ, обобщение и классификация научных данных, сравнение;
- эмпирические: диагностические (анкетирование, тестирование), изучение передового педагогического опыта, экспериментальные, практические (анализ продуктов деятельности);
- статистические: методы статистической обработки данных, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрани. В эксперименте приняли участие обучающиеся по программе «Дизайн» (1 год обучения) в количестве 12 человек в возрасте 13-17 лет.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап - (сентябрь 2016 - февраль 2017) - поисково-теоретический. Изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
Второй этап - (март 2017 - февраль 2018) - опытно-экспериментальный. Проводились констатирующий, формирующий эксперименты. Изучалась проблема развитие у подростков художественно-творческих способностей посредством программы «Дизайн» в системе дополнительного образования».
Третий этап - (март 2018 - июнь 2018) - заключительно-оценочный. Проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы, определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий развития художественно-творческих способностей подростков посредством программы «Дизайн» в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении новых форм теории и практики развития художественно-творческих способностей подростков средствами программ дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на практике диагностических методик по изучению уровня развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования, по определению содержания, форм и методов организации развития художественно-творческих способностей подростков посредством программы «Дизайн».
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачи научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
В магистерской диссертации представлен опыт работы научной и педагогической деятельности автора в качестве педагога изобразительного искусства и дизайна в системе дополнительного образования.
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах и собраниях методического кабинета учреждения дополнительного образования СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрани.
Разработанные автором диагностические материалы (критерии, показатели и диагностические методики) использовались педагогами СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрани в практической деятельности по развитию художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.
Основные идеи и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2018 год, г. Тольятти). Было опубликовано 4 статьи по теме диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественно-творческие способности подростков - это такие свойства личности ребенка, как художественное мышление и богатое воображение, зрительная память, эстетические ценности, эмоциональное отношение, способность высказывать оригинальные идеи и высказывать новые, волевые свойства личности ребенка, являющиеся условием успешного осуществления художественно-творческой деятельности.
2. Развитие художественно-творческих способностей подростков осуществляется педагогом в системе дополнительного образования и осуществляется поэтапно.
3. Реализация выделенных психолого-педагогических условий предполагает разработанную программу «Дизайн» художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования и её методическое обеспечение, включающее тематическое планирование, упражнения, визуальный и раздаточный материал.
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественно-творческие способности подростков - это такие свойства личности ребенка, как художественное мышление и богатое воображение, зрительная память, эстетические ценности, эмоциональное отношение, способность высказывать оригинальные идеи и высказывать новые, волевые свойства личности ребенка, являющиеся условием успешного осуществления художественно-творческой деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил раскрыть сущность и характеристику художественно-творческих способностей, а также принципы и способы их развития у детей подросткового возраста. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности и является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей.
Развитие художественно-творческих способностей подростков осуществляется педагогом в системе дополнительного образования и осуществляется поэтапно. В ходе исследования была разработана программа «Дизайн» художественной направленности. Данная программа направлена на развитие у обучающихся художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, проектного мышления, культурной и стилистической грамотности, а также развитие пространственного мышления и фантазии. Особое внимание в программе уделено дизайну одежды, так как вещь является отражением образа жизни в целом, а одежда - отражением образа человека и образа его жизни.
Реализация выделенных педагогических условий предполагает разработанную программу «Дизайн» художественной направленности в соответствии с особенностями системы дополнительного образования и её методическое обеспечение, включающее тематическое планирование, упражнения, визуальный и раздаточный материал. Целью формирующего эксперимента данного исследования было развитие художественно-творческих способностей подростков в процессе обучения по программе «Дизайн», посредством которой были созданы благоприятные условия для развития художественно-творческих способностей подростков. Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют судить о положительной динамике в развитии воображения, абстактного и проектного мышления, художественных навыков и общего развития творческих способностей подростков.
Таким образом, проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы, можно утверждать, что:
- была доказана эффективность проведенных занятий по развитию у подростков художественно-творческих способностей;
- уровень развития художественно-творческих способностей подростков повысился в значительной мере, что позволяет судить о положительном влиянии на развитие художественно-творческих программы «Дизайн» в системе дополнительного образования.



1. Абакумова, Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования [Текст] // Учитель в школе. - 2008. - №4. - С. - 92 - 95.
2. Абульханова, К.А. Современная личность: Психологические
исследования [Текст] / К.А. Абульханова. - М. : ИП РАН, 2012. -392 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Одаренные дети: диагностические методики [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М. : Школьная книга, 2010. - 111с.
4. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] /
Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаев, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтее,
A. М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. - М. : Владос, 2003. - 95 с.
5. Величковский, В.М. Современная когнитивная психология [Текст] /
B. М. Величковский. - М. : Изд-во Моск.ун-та, 2002. - 336 с.
6. Воронова, М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся [Текст] / М.А. Воронова. - М. : Владос, 2001. - 157 с.
7. Выготский. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выгодский, под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 2002. - 504 с.
8. Галкина, С.В. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С.В. Галкина. - г.Дубна. : Изд-во «Феникс», 2005. - 90 с.
9. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] / В.П. Голованов. - М. : Владос, 2004. - 239 с.
10. Горнова, Л.В. Педагогика. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации [Текст] / Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева, Н.Н. Горбатова, Н.П. Конькова, И.Н. Пестова. - Волгоград. : Учитель, 2008. - 250 с.
11. Дополнительное образование детей [Текст] / под ред. О.Е. Лебедева. - М. : Владос, 2000. - 256 с.
12. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 153 с.
13. Дьяченко, О.М., Кирилова, А.И О некоторых особенностях развития воображения [Текст] // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 104 - 108.
14. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Киреенко. М. : АНО ПЭБ, 2008. - 101 с.
15. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников [Текст] // Н.В. Кондратьева // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12 - 1. - С. 99 - 102.
16. Лешер, В.Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования [Текст] // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2000. - 149 с.
17. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М. : Издательство политической литературы, 1976. - 144 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: 10-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2006. - 608 с.
19. Немов, Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии: 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2003. - 688 с.
20. Немов, Р.С. Кн. 2. Психология образования: 2-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос, 1995. - 496 с.
21. Немов, Р.С. Кн. 3. Психодиагностика: 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. - М. : Владос, 2001. - 640 с.
22. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н. Ю. Пахомова. - АРКТИ, 2015. - 110 с.
23. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Понамарев. - М. : Издательство «Наука», 1976. - 304 с.
24. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие [Текст] / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. - Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО, 2013. - 211 с.
25. Педагогическое мастерство [Текст] / материалы междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2012. - 200 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
27. Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебное пособие по педагогике творчества [Текст] / В.Г. Рындак, А.В. Москвина. - М. : РАО, 2001. - 290 с.
28. Сидельникова, М.А. Особенности развития творческого воображения младших подростков в системе дополнительного образования [Текст] / М.А. Сидельникова, Г.М. Клочкова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара, 2016. - С. 201- 205.
29. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования детей. Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Н.А. Соколова. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010. - 223 с.
30. Такман, Б.В. Педагогическая психология [Текст] / Б.В. Такман. - М. : Прогресс, 2004. - 602 с.
31. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка [Текст] / Ю.Г. Тамберг. - СПб. : Речь, 2002. - 176 с.
32. Теплов, Б.М. Избранные труды. Т.1 [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Издательство «Педагогика», 1985. - 328 с.
33. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных
различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : МПСИ, 2010. - 388 с.
34. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Питер, 2013. - 320 с.
35. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Речь, 2003. - 96 с.
36. Baldwin, A. Creative paint workshop for mixed-media artists [Text] / A. Baldwin. - China. : Quarry Books, 2009. - 144 p.
37. Drudi, E. Figure Drawing for Fashion Design [Text] / E. Drudi. - Singapore. : The Pepin Press BV, 2010 - 210 p.
38. Gaimster, J. Visual Research Methods in Fashion [Text] / J. Gaimster. - London. : Bloomsbury, 2015. - 368 p.
39. Hagen, K. Fashion illustration for designers [Text] / K. Hagen. - New Jersey. : Prentice Hall, 2011 - 571 p.
40. Hopkins, J. Basic Fashion Design. Fashion Draw [Text] / J. Hopkins. - USA. : AVA Publishing SA, 2010. - 94 p.
41. Kauffman, D.Y Faces & Features [Text] / D.Y. Kauffman. - USA. : Walter Publishing, 2011. - 30 p.
42. Perella, L. Artists’ journals and sketchbooks: exploring and creating personal pages [Text] / L. Perella. - Singapore. : Quarry Books, 2014. - 128 p.
43.Skully, K. Color forecasting for fashion [Text] / K.Skully, D.Johnston. - London. : Laurence King Publishing Ltd, 2016. - 192 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ