Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИКИ «РОСПИСЬ ПО КАМНЮ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №114919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников посредством техники «Роспись по камню» 14
1.1 Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей у дошкольников 14
1.2 Техники, способствующие развитию художественно-творческих
способностей дошкольников в образовательном процессе дополнительного образования 21
1.3 Принципы внедрения техники «Роспись по камню» в
образовательный процесс в условиях ФГОС дошкольного образования 38
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей детей 6-7 лет посредством техники «Роспись по камню» в образовательном процессе дополнительного образования 49
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет художественно-творческих способностей 49
2.2 Организация и содержание работы по развитию художественно¬
творческих способностей детей 6-7 лет посредством техники «Роспись по камню» 77
2.3 Определение динамики в уровне развития художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет 90
Выводы по второй главе 102
Заключение 105
Список используемой литературы 107
Приложения 113


Актуальность исследования. В условиях перехода нашей страны к постиндустриальному информационному обществу возрастают требования к системе дополнительного образования детей как будущему человеческому капиталу государства. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р и Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере дополнительного образования является превращение жизненного пространства в мотивирующее, формирование общественного понимания необходимости развития дополнительного образования как открытой вариативной системы образования, гарантирующей право ребёнка на развитие и представляющей широкий выбор разнообразных видов деятельности, в которых осуществляется личностное самоопределение ребёнка.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации в период до 2020 года система дополнительного образования будет находиться на этапе своего становления и развития. Министерство образования и науки ставит перед системой дополнительного образования задачу повысить качество услуг и их доступность, а также определить социальный заказ и в соответствии с ним обновить содержание дополнительного образования.
В этой связи следует отметить, что учреждения дошкольного образования уже сейчас, наряду с базовым дошкольным образованием, всё чаще предлагают широкий спектр нетрадиционных дисциплин дополнительного образования: спортивные танцы (черлидинг), обучение чтению, компьютеру, английскому языку, новым техникам изобразительного творчества (таких, как декупаж, батик) и других. Здесь на первый план выдвигается создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самого ребёнка. Происходит переход на новый стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. При условии такого взаимодействия своё развитие получают творческие аспекты личности ребёнка. Наиболее результативным средством развития творческого мышления и воображения ребёнка является художественно-творческая деятельность.
Художественно-творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития дошкольников. В художественном развитии детей дошкольного возраста базовой является способность к восприятию художественного образца и созданию нового, оригинального образа в изобразительной и конструктивной деятельности.
Современные программы образования нацеливают педагогов на внедрение в учебно-образовательный процесс новых форм работы, технологий обучения, нетрадиционных техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества, направленных на развитие художественно-творческих способностей детей, таких как, например, техника «Роспись по камню».
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации, согласно ФГОС ДО, обладающего развитым воображением, реализуемым в разных видах деятельности, развитыми индивидуальными способностями и творческим потенциалом, способностью к фантазии, воображению, умению проявлять творческие способности в рисовании, при сохранении и поддержке индивидуальности ребенка и его инициативы.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из теоретического осмысления и методологического обоснования сущности художественно-творческих способностей ребёнка, изучения его возрастных границ и механизмов их формирования.
Результаты исследований психологов (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков) и педагогов (Т.Г. Казакова, Н.В. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Л.А. Парамонова, Е.А. Флерина) указывают на то, что творческие способности ребёнка выявляются уже в дошкольном возрасте и имеют типичные особенности.
Творческие способности ребёнка напрямую зависят от его прошлого опыта. Необходимо постоянно расширять опыт ребенка, для того, чтобы сформировать достаточно серьёзную базу для развития его художественно-творческих способностей. Основной для развития творчества детей в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку необходимые для полноценного развития представления, для того чтобы он ощутил красоту природы, воплощал нестандартные идеи.
Развитие детского художественного творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства (Н.Э. Басина, В.В. Богданова, С.П. Козырева, С.И. Мерзлякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, O.A. Суслова).
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, многие их аспекты остаются мало изученными.
Анализ научных исследований, нормативных документов и педагогической практики позволил нам выявить ряд существующих противоречий между:
- необходимость внедрения новых техник в процесс обучения и недостаточной представленностью их в практике дополнительного образования дошкольников;
- важностью развития художественно -творческих способностей детей дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей техники «роспись по камню» в этом процессе;
- широкими возможностями техники «роспись по камню» в развитии художественно-творческих способностей дошкольников и недостаточной разработкой педагогических условий реализации техники в системе дополнительного образования.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какое влияние окажет техника «Роспись по камню» на образовательный процесс развития у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования.
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством внедрения техники «Роспись по камню» в образовательный процесс дополнительного образования».
В своём исследовании мы вводим ограничение по возрасту - дошкольники 6-7 лет.
Объект исследования: педагогический процесс развития художественно-творческих способностей у дошкольников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет посредством внедрения техники «Роспись по камню» в образовательный процесс дополнительного образования.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что в образовательном процессе дополнительного образования может быть осуществлено развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет посредством внедрения техники «Роспись по камню», если:
-определены этапы работы с детьми, отражающие логику и возрастные особенности овладения детьми техники «Роспись по камню»;
- будут разработаны педагогические условия внедрения техники в образовательный процесс:
- задания и педагогический инструментарий, обеспечивающие овладение детьми техники «Роспись по камню», будут разрабатываться в соответствии с основными принципами обучения и принципами дошкольного образования, заложенными в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- обучение технике «Роспись по камню» проходит в тесной взаимосвязи студии детского творчества и родителей воспитанников в различных формах ее проявления: мастер-классы, консультирование, родительские встречи, участие в мероприятиях образовательной организации, конкурсах, проектной деятельности;
- разработано методическое пособие для педагогов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы раскрыть степень разработанности проблемы развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить диагностический инструментарий и выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет.
3. Разработать, обосновать и апробировать педагогические условия развития у детей 6- 7 лет художественно-творческих способностей посредством внедрения в образовательный процесс дополнительного образования техники «Роспись по камню».
4. Выявить динамику в уровне развития художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет после внедрения техники «Роспись по камню» в образовательный процесс дополнительного образования.
Теоретико-методологическую основу составили следующие труды: 
- системный подход в обучении (П.И. Пидкасистый, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, В.П. Симонов);
- концепция личностно-ориентированного обучения
(В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Т.Б. Лаврентьева Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт и др.);
- теория развития способностей человека и способности к
изобразительной деятельности (Б.М. Теплов, А.Г. Ковалёв, В.В. Киреенко);
- исследования по проблеме детского восприятия и развития
художественно-творческих способностей у дошкольников (Л.А. Венгер, В.А. Езикеева, А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина).
- идея развивающего обучения Л. С. Выготского;
- положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова об особенностях художественно-творческого развития ребенка и праве каждого на полноценное художественное образование, несмотря на уровень развития его способностей;
- теория игры Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, М.Д. Маханевой, Л.В. Артемовой и др.
Для достижения поставленной цели, решения задач исследования, а также проверки исходных предположений были применены следующие методы исследования:
1. Теоретические методы:
- анализ философской, психолого-педагогической,
искусствоведческой и методической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение и анализ нормативных документов (современных вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений и программ дополнительного образования);
- обобщение опыта и массовой практики.
2. Эмпирические методы:
- анкетирование;
- индивидуальная беседа;
- наблюдение за детьми на занятиях по изобразительной деятельности;
- анализ результатов художественно-творческой деятельности ребёнка;
- педагогический эксперимент.
3. Методы обработки результатов:
- количественный и качественный анализ результатов исследования;
- метод наглядного представления результатов.
Экспериментальной базой исследования выступила дошкольная образовательная организация АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №198 г. о. Тольятти Самарской области, в качестве экспериментальных и контрольных групп.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
1. На первом этапе (август - октябрь 2016 г.) была изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая литература по заданной проблеме. Проанализированы базовые вариативные программы для дошкольных образовательных учреждений, конкретизированы условия развития художественно-творческих способностей у дошкольников, разработана диагностика уровня развития художественно-творческих способностей старших дошкольников на основе методик Лыковой И.А, Казаковой Т.Г., Комаровой Т.С., Барановой Э.А., Юсуповой В.В. Были сформулированы цель, объект, предмет, задачи, выделена гипотеза исследования, проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов.
На втором этапе (ноябрь 2016- май 2017) проведён формирующий и контрольный этап исследования; прошла разработка, апробация и корректировка работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет на занятиях по изобразительной деятельности (на материале техники «Роспись по камню»), осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов; проводилась проверка и уточнение научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента. Разработано методическое пособие для педагогов дополнительного образования по развитию художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет средствами техники «Роспись по камню».
На третьем этапе (2017-2018) проведён анализ, обобщение, систематизация полученных данных, результатов опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные положения философии, психологии и педагогики, выбором оптимальных методов исследования, отвечающих целям, задачам, предмету исследования, экспериментальной проверкой теоретических положений на базе учреждения дошкольного образования, количественным и качественным анализом полученных результатов исследования; тщательностью и длительностью экспериментальной работы, наличием контрольной и экспериментальной групп.
Личный вклад автора в исследование заключается в анализе философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, конкретизации содержания и структуры понятия художественно-творческих способностей, описании критериев художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, диагностического инструментария, организации опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности (на материале техники «Роспись по камню»), внедрении результатов исследования в педагогическую практику, разработке содержания учебно-методического пособия по обучению дошкольников технике «Роспись по камню».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Обоснована необходимость развития художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет на занятиях по изобразительной деятельности и средство их развития - техники «Роспись по камню».
2. Разработаны, обоснованы и представлены к использованию критерии диагностики художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.
3. Научно обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия по развитию художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет на занятиях по изобразительной деятельности посредством техники «Роспись по камню».
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности использования техники «Роспись по камню» для развития художественно-творческих способностей детей 6-7 лет в образовательном процессе дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования:
- выделены критерии и показатели, характеризующие развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности, которые могут быть использованы педагогами и руководителями изостудий для диагностической работы со старшими дошкольниками;
- разработано авторское учебно-методическое пособие по развитию художественно-творческих способностей у дошкольников 4-7 лет посредством внедрения техники «Роспись по камню», которое может быть внедрено в учебную практику.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах дошкольной образовательной организации; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (7-28 ноября 2016 г., г. Тольятти), VII Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания» (2017 г., г. Отрадный), «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2017 г., 2018г., г. Тольятти); студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (3 -15 апреля 2017 г., г. Тольятти). По теме диссертации имеется 5 публикаций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-творческие способности детей 6-7 лет мы связываем с наличием у них таких критериев, как: мотивационно-ценностный, когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный, проявляющихся в наличии у детей интереса к рисованию, творчеству, представлений о средствах художественной выразительности; положительного отношения к собственной работе и продукту чужого творчества; умения использовать выразительные средства, проявлять оригинальность и образность в своей художественной деятельности.
2. Работа с детьми 6-7 лет в образовательном процессе дополнительного образования осуществляется поэтапно в соответствии с разработанными педагогическими условиями:
- разработаны задания и педагогический инструментарий в соответствии с принципами систематичности, последовательности и постепенности, учёта возрастных особенностей воспитанников и индивидуального подхода в обучении, доступности, наглядности, открытости, свободы выбора, деятельности, продуктивности, обратной связи, а также основными принципами дошкольного образования, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, обеспечивающие овладение детьми техники «Роспись по камню»;
- обучение технике «Роспись по камню» проходит в тесной взаимосвязи студии детского творчества и родителей воспитанников (мастер- классы, консультирование, родительские встречи, участие в мероприятиях образовательной организации, конкурсы, совместная проектная деятельность);
- разработанное методическое пособие для педагогов.
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, и приложения, содержит рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Художественно-творческие способности детей 6-7 лет мы связываем с наличием у них таких критериев, как: мотивационно - ценностный, когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный, проявляющихся в наличии у детей интереса к рисованию, творчеству, представлений о средствах художественной выразительности; положительного отношения к собственной работе и продукту чужого творчества; умения использовать выразительные средства, проявлять оригинальность и образность в своей художественной деятельности.
2. Работа с детьми 6-7 лет в образовательном процессе дополнительного образования осуществлялась поэтапно в соответствии с разработанными педагогическими условиями:
- разработаны задания и педагогический инструментарий в соответствии с принципами систематичности, последовательности и постепенности, учёта возрастных особенностей воспитанников и индивидуального подхода в обучении, доступности, наглядности, открытости, свободы выбора, деятельности, продуктивности, обратной связи, а также основными принципами дошкольного образования, заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, обеспечивающие овладение детьми техники «Роспись по камню»;
- обучение технике «Роспись по камню» проходило в тесной взаимосвязи студии детского творчества и родителей воспитанников (мастер- классы, консультирование, родительские встречи, участие в мероприятиях образовательной организации, конкурсы, совместная проектная деятельность);
- разработано методическое пособие по развитию художественно - творческих способностей у дошкольников 4-7 лет посредством внедрения техники «Роспись по камню».
Таким образом, проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу и доказывает эффективность работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников посредством внедрения техники «Роспись по камню» в образовательный процесс дополнительного образования. Задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Абакумова, Е.В. Развитие художественно-творческих
способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств) [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : защищена 2004 : утв. 2004 / Е.В. Абакумова. - Майкоп. : 2004. - 26 с.
2. Алексеева, JI.C. Эстетическое воспитание в русской народной педагогике [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : защищена 2002 : утв. 2002 / Л.С. Алексеева. - Пятигорск. : 2002. - 18 с.
3. Анищенко, З.И. Картинная галерея в детском саду [Текст] /
З.И. Анищенко // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 1. - С. 58-65.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.
5. Бореев, Ю.Б. Эстетика в 2-х т. [Текст] / Ю.Б. Борев. - Смоленск : Русич, - 1997. - Т. 1. - 576 с.
6. Ванслов, В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. Вопросы теории и истории [Текст] / В.В. Ванслов. - М. : Изобразительное искусство, 1983. - 232 с.
7. Варкки, Н.А. Ребенок в мире творчества [Текст] / Н.А. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - С. 57-67.
8. Винченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов деятельности детского изобразительного творчества [Текст] / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С. 443.
9. Власов, В.А. Теория эстетического воспитания в России [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : защищена 2000 : утв. 2000 / В.А. Власов. - Пятигорск. : 2000. - 20 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
11. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский.
- М. : Педагогика, 1987 - 344 с.
12. Голованова, И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами [Текст] : автореф. диссертации канд. пед. наук : защищена 1995 : утв. 1995 / И.Л. Голованова. - М. : 1995. - с. 22.
13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М. : 1999. - 344 с.
14. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] / под ред. М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. - М. : Просвещение, 1982. - 319 с.
15. Дмитриева, Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. : защищена 1990 : утв. 1990 / Е.Н. Дмитриева.
- М. : 1990. - 16 с.
16. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2003. - 159 с.
17. Дыбина, О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром [Текст] : автореф. дис. докт. пед. наук : защищена 2002 : утв. 2002 / О.В. Дыбина. - М. : 2002. - 45 с.
18. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1986. - 340 с.
19. Езикеева, В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Езикеева. - М. : Просвещение, 1960.
20. Есаян, Т.С. Начальное эстетическое воспитание детей 5-7 лет как фактор целостного освоения ими действительности [Текст] : дис. канд. пед. наук : защищена 2002 : утв. 2002 / Т.С. Есаян. - Ростов-на-Дону : 2002. - 197 с.
21. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006. - Т. 2.
22. Жернильская, И.А. Продуктивные виды деятельности как условие эстетического развития детей 4-6 лет [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : защищена 1995 : утв. 1995 / И.А. Жернильская. - М. : 1995. - 17 с.
23. Запорожец, А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Учпедгиз, 1969. - 26 с.
24. Зырянова, О.Ю. Изобразительная деятельность детей 6-8 лет как средство формирования эстетического отношения к природе [Текст] : дис. канд. пед. наук: защищена 2000: утв. 2000 / О.Ю. Зырянова. - М. : 2000. - 157 с.
25. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. [Текст] / И. Ильинская, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 49-53.
26. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Т.Г. Казакова.- М. : Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
27. Карпова, И.А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Карпова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 40-42.
28. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. - М. : 2000. - 128 с.
29. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мнемозина, 1995. - 160 с.
30. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.
31. Комарова, Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей. [Текст] / Т.С. Комарова // Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. - С. 14-24.
32. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : 1990. - с. 142.
33. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников / Н.В. Кондратьева // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12 - 1. - С. 99-102.
34. Концепция развития дополнительного образования детей [Текст] // http: // www.static.government.ru/media/files/41d502742007f56a8b2d.p df - (дата обращения: 06.06.2018). - С. 1-24.
35. Копцева, Т.А. Природа и художник [Текст] / Т.А. Копцева. - М. : Сфера, 2001. - 208 с.
36. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика. - 1983. - Т. 1. - 391 с.
37. Лернер, И. Я. Проблемное обучение [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : 1974.
38. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет
[Текст] / М.В. Межиева. - Ярославль : Академия развития: Академия
Холдинг, 2002. - 128 с.
39. Падашуль, Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образовательного учреждения [Текст] : дис. канд. пед. наук: защищена 2001: утв. 2001 / Н.В. Падашуль. - Ростов-на-Дону : 2001. - 196 с.
40. Педагогическая диагностика качества дошкольного образования: художественный и экокультурный аспекты [Текст] / под ред. JI.B. Компанцевой. - Булат : 2005. - 256 с.
41. Петухова, Л.В Педагогическая технология развития
художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности [Текст] / Л.В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - № 3 (6). - С. 246¬250.
42. Петухова, Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Петухова // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - № 2 (5). - С. 159-163.
43. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М. : Просвещение. - 1982. - 208 с.
44. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / под редакцией Н.А. Ветлугиной. - М. : 1962. - 370 с.
45. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] /
В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
46. Словарь специальных терминов в живописи [Текст] // http: // http://cosmo graph.ru/culture/libs-termin- (дата обращения: 13.02.2018).
47. Соколов, А.В. Посмотри, подумай и ответь: проверка знаний по изобразительному искусству: из опыта работы [Текст] / А.В. Соколов. - М. : 1991. - 64 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // http: //www.mioo.ru/media/files/normativdocZFGOS DO.pdf- (дата обращения: 25.01.2018). - С. 1-30.
49. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 554 с.
50. Юсупова В.В. Методики диагностирования детей дошкольного
возраста [Текст] / В.В. Юсупова. - http: // http: // cvo-
samara.ru/colleagues/metod-docs/metodiki-diagnostic-detey.pdf - (дата
обращения: 04.03.2018). - С. 1-54.
51. Guilford, Y.P. The nature of human intelligence [Text] // Y.P. Guilford. - N.Y. : Mc-Gaw Hill, 1967.
52. Haskell, L. Art m early childhood year [Text] / L. Haskell, R. Charles. - Meml, Columbus, USA. : 1979.
53. Kulturchronik. VG Bild-Kunst [Text] / Bonn. : 1998. - №6. - P. 23¬26.
54. Torrance, E.P. The nature of creativity as maintest in its testing [Text] / E.P. Torrance // In: R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y.: Cambridge University Press. - 1988. - P. 43-75.
55. Wollach, M.A., Kogan, N. A. A new look at the creativity intelligence distinction [Text] / M.A. Wollach, N. A. Kogan // Journal of Personality. - 1965. - № 33. - P. 348-369.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ