Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Академия юного художника»

Работа №80728

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
609
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития художественно-творческих способностей младших школьников . 8
1.2. Особенности развития художественно-творческих способностей
младших школьников 16
1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников 27
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АКАДЕМИЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» 38
2.1. Цель, задачи и описание констатирующего этапа эксперимента 38
2.2 Курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» . 49
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67


Актуальность исследования. Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является художественно-эстетическое развитие. Данное направление обеспечивает раскрытие и развитие способностей учащихся, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, приобщение к изобразительному искусству и народной культуре.
Необходимость формирования художественно-творческих способностей учащихся обусловлена, во-первых, тем, что ведущей идеей образования, основанной на гуманистических традициях отечественной педагогики, является уважение к самобытности и индивидуальности каждого обучаемого, признание важности его творческого самовыражения в целом и в искусстве, и в художественном творчестве в частности (Т. Амбайл, М. Н. Баринова, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, В. М. Лебедев, Т. Рибо, Е. Н. Шульга и др.). Во-вторых, «творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях» (В. Н. Дружинин). Художественно-творческие способности распространяются не только на сферу искусства, но и на многие другие области человеческой активности.
Во все времена проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей. Однако в прошлом потребности в постижении творчества людей у социума не появлялось. Таланты возникали, словно сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: совершались научные открытия, изобретались новые вещи, которые удовлетворяли тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация основополагающим образом изменилась и развитие творческих способностей младших школьников - главная задача современной школы, поскольку данный процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, порождает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Все разнообразнее и сложнее становится жизнь в эпоху научно-технического прогресса. И она стала требовать от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем разной сложности.
На сегодняшний момент ко многим педагогам приходит осознание того, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие изобразительных навыков, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Отсутствие творческого начала, как правило, часто становится неодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. В школе, особенно начальной, необходимо учить творчеству, следовательно, творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки. С другой стороны, существующие возможности основной общеобразовательной программы не подразумевают организацию глубокой работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся, тем самым, не создается базис в дальнейшем для развития воображения и творческих навыков, нестандартного мышления обучающихся.
Нами выявлено противоречие между необходимостью развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности сопровождением процесса.
Проблема заключается в поиске эффективного методического обеспечения процесса развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности “Академия юного художника”».
В связи с этим целью нашего исследования является изучение теоретических аспектов проблемы развития художественно-творческих способностей обучающихся начальной школы и разработка программы развития художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: развитие художественно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «художественно - творческие способности».
2. Охарактеризовать особенности развития художественно -
творческих способностей у младших школьников.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности в развитии художественно-творческих способностей младших школьников.
4. Выявить уровень развития художественно-творческих способностей младших школьников.
5. Разработать программу курса внеурочной деятельности «Академия юного художника».
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация, сравнение, констатирующий эксперимент, диагностические методы: тест дивергентного мышления Торренса, тест личностных творческих характеристик Вильямса, опросник креативности Джонсона.
База исследования: исследование проводилось на базе МОУ «Саккуловская СОШ». В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Практическая значимость: разработанная нами программа курса внеурочной деятельности «Академия юного художника» может быть использована учителем начальных классов во внеурочной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено изучение особенностей развития художественно-творческих способностей младших школьников в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Академия юного художника». По итогам осуществленного исследования были достигнуты следующие результаты.
Под понятием художественно-творческих способностей следует понимать комплекс индивидуально-психологических, мотивационно-регулятивных и интеллектуально-когнитивных компонентов, которые позволяют личности осуществлять наблюдение и творческую интерпретацию окружающей действительности, и формировать собственные впечатления и личностный опыт в виде продукта творческой деятельности, который отвечает критериям новизны, нетрадиционности формы и вида, лаконичности и логичности содержания. Художественно - творческие способности доступны для развития каждому из людей, однако в большей степени зависят от качества внешних факторов, которые применяются на этапе дошкольного и младшего школьного детства для их развития и дальнейшего совершенствования.
Этап младшего школьного возраста - наиболее сензитивный для развития специальных, творческих, изобразительных умений и действий ребенка с кистью и рисунком. Постоянно развивающиеся психические процессы, зрительный аппарат, образное мышление и воображение, а также совершенствование при этом регуляционной сферы делают для детей данного возраста доступными не только изучение и знакомство с ключевыми сюжетами изобразительного творчества, но также разрабатывают те мыслительные механизмы, которые в дальнейшем эффективно скажутся на развитии абстрактного и пространственного мышления, логики ребенка. Соответственно, занятия рисованием в данном возрасте позволят внести множество положительных изменений в психику и личностное развитие ребенка.
Сложившаяся практика развития художественно-творческих способностей во внеурочной деятельности среди обучающихся младшего школьного возраста реализует, преимущественно, фронтальный подход к организации работы, и использует комбинированные занятия для развития изобразительных способностей учеников. Вместе с тем, практика преподавания ориентируется на личностное развитие детей, при котором приобретение изобразительных навыков позволит им самовыразиться, закрепить свое восприятие окружающей действительности, и найти источник для постоянного самосовершенствования в условиях внеурочной деятельности в пространстве начальной школы.
Полученные результаты на констатирующем этапе позволили определить наличие выраженного среднего уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников. Среди обучающихся присутствует выраженный средний уровень дивергентного мышления, средние показатели творческих характеристик, средний уровень креативности. В целом, обучающиеся способны к созданию оригинальных художественных образов, но в процессе работы не руководствуются творческим поиском, не стремятся проявлять свою творческую самостоятельность, многие образы копируют друг друга и представляются в упрощенном варианте. Все это указывает на необходимость организации качественной формирующей работы в направлении преобразования художественно-творческих способностей обучающихся.
Разработанный курс внеурочной деятельности «Академия юного художника» представляет собой курс, создающий условия для развития художественно-творческих способностей младших школьников при освоении следующих разделов изобразительной деятельности: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, беседы об искусстве и история мировой художественной культуры. В процессе освоения курса младшие школьники знакомятся с основами художественно-творческой деятельности, знакомятся с композицией, цветоведением, основными жанровыми характеристиками изобразительной деятельности. Для развития художественно-творческих способностей обучающихся предлагаются словесные, практические виды деятельности, а также выставочная деятельность по результатам освоения отдельных тем.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Разработанный курс внеурочной деятельности может быть предложен для внедрения в деятельность учителя изобразительного искусства с учетом выдвинутых рекомендаций.



1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности [Текст] / Г. Айзенк. - Москва : Логос, 1972. - 121 с.
2. Альтшуллер, Г. С. Краски для фантазии: Прелюдия к теории развития творческого воображения [Текст] / Г. С. Альтшуллер // Шанс на приключение / Сост. А. Селюцкий. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - С. 237-303.
3. Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников [Текст] / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2. - С. 129-133.
4. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. Ю. Анохина. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 209 с.
5. Баринова, М. Н. О развитии творческих способностей [Текст] / М. Н. Баринова. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 347 с.
6. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству [Текст] / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск : Грамота, 1993. - 213 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 2000. - 382 с.
8. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество [Текст] / А. В. Брушлинский // Научное творчество. - Москва : Наука, 1969. - 423 с.
9. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / В. А. Бухвалов. - Москва : Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк [Текст] : Кн. для учителя. 3-е изд. / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1991. - 94 с.
11. Глушковская, О. П. Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить» во внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / О. П. Глушковская // ИЗО в школе. - 2019. - № 4. - С. 12-18.
12. Гречко, С. А. Развитие творческого воображения [Электронный ресурс] / С. А. Гречко. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/213863.
13. Дорфман, Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева. - Ростов на Дону : Феникс, 2003. - 125 с.
14. Дружинин, В. Н. Психология способностей: избранные труды [Текст] / отв. ред. : А. Л. Журавлёв, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. - Москва : Институт психологии РАН, 2007. - 540 с.
15. Дьяченко, О. М., Кириллова, А. И. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.
16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Т. 1 [Текст] / А. В. Запорожец. - Москва : Педагогика, 1986. - 323 с.
17. Зотова, Т. Н. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности: практическое пособие для педагогов и психологов [Текст] / Т. Н. Зотова, С. А. Зотов - Бийск : АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. - 346 с.
18. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - Москва : Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. - 322 с.
19. Ильенков, Э. В. О воображении [Текст] / Э. В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - № 3. - С. 23-25.
20. Карпова, Л. Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] : дисс... канд. псих. наук. / Л. Г. Карпова. - Омск , 2011. - 215 с.
21. Кеттелл, Р. Б. Наследование личности и способностей [Текст] / Р. Б. Кеттелл. - Москва : Познание, 1982. - 442 с.
22. Кондратьева, Н. В. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения [Текст] / Н. В. Кондратьева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 46-50.
23. Коршунова, Л. С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л. С. Коршунова. - Москва : Просвещение, 1979. - 476 с.
24. Коршунова, Л. С., Пружинин, Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения [Текст] / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. - Москва : Изд-во МГУ, 1989. - 233 с.
25. Кравцева, И. Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / И. Ю. Кравцева // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 23-29.
26. Краткосрочные программы внеурочной деятельности в поддержку образовательной области «Искусство» [Текст] : сборник методических материалов / под ред. Е. Н. Маночкиной, О. М. Предит, И. Н. Макаровой. - Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2019. - 92 с.
27. Лебедев, В. М. Миры воображения: Руководство по
интерактивной имагогике [Текст] / В. М. Лебедев. - Москва : Ин-т Психотерапии, 2002. - 229 с.
28. Литвинова, О. В. Развитие творческих способностей детей в
художественной продуктивной деятельности (на занятиях изографикой) [Электронный ресурс] / О.В. Литвинова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Т. 7. - № 5. - Режим доступа:
https:ZZnaukovedenie.ru/PDF/98PVN515.pdf.
29. Лышко, Н. Г. Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО, технологии и внеурочной деятельности через использование этнокультурного компонента [Текст] / Н. Г. Лышко // Символ науки. - 2016. - № 11. - С. 139-142.
30. Нестерова, Е. В. Внеурочная деятельность как нетрадиционный способ обучения младших школьников [Текст] / Е. В. Нестерова // Проблемы педагогики. - 2016. - № 3. - С. 1-3.
31. Никифорова, О. И. Исследование по психологии художественного творчества [Текст] / О. И. Никифорова. - Москва : Знание, 1972. - 576 с.
32. Палагина, И. Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст] / И. Н. Палагина // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 14-19.
33. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности [Текст] / Ю. А. Полуянов. - Москва : Знание, 1982. - 96 с.
34. Развитие творческой активности школьников [Текст] / Под ред. А. М. Матюшкина. - Москва : Педагогика, 1991. - 160 с.
35. Рау, М. Ю. Развитие воображения средствами изобразительной деятельности [Текст] / М. Ю. Рау // Дефектология. - 1984. - № 5. - С. 23-26.
36. Реан, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Дрофа, 2004. - 202 с.
37. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 348 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Глобус, 2008. - 402 с.
39. Стернберг, Р. Практический интеллект [Текст] / Р. Стернберг. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 272 с.
40. Термен, Л. С. Рождение, детство и юность «терменвокса» [Текст] / Л. С. Термен // Радиотехника. - 1972. - № 9. - С. 109-111.
41. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - Москва : Наука, 1966. - 314 с.
42. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О. В. Хухлаева. - Москва : Логос, 2009. - 304 с.
43. Чикесентмихайи, М. Креативность: Психология открытий и изобретений [Текст] / М. Чикесентмихайи. - Москва : Карьера Пресс, 1996. - 311 с.
44. Шульга, Е. Н. Воплощение воображаемых образов в художественном образе [Текст] / Е. Н. Шульга. - Москва : Логос, 2013. - 183 с.
45. Эйдман, Е. В., Иванников, В. А. Воображение как средство волевой регуляции [Текст] / Е. В. Эйдман, В. А. Иванников // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь : Грамота, 1986. - 159 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ