Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития инициативы детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 10
1.1 Ретроспектива исследований по проблеме развития качеств инициативы у дошкольников 10
1.2 Особенности развития инициативы как личностного качества детей дошкольного возраста 21
1.3 Условия организации проектной деятельности в развитии детской инициативы 28
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию инициативы детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 34
2.1 Изучение уровня развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию инициативы у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Контрольный срез 68
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложение А Беседа «Что значит быть инициативным?» 86
Приложение Б Незавершенная сказка 87
Приложение В Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента 89
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 91
Современные условия модернизации образования обуславливают необходимость поиска методов совершенствования подготовки инициативной, интеллектуально развитой личности. Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит задачу создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования» (2014), в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» (редакция от 27.12.2019) перед системой образования поставлена задача воспитания инициативного человека, творческой личности, способной принимать решения в ситуации выбора.
Главной установкой ФГОС ДО является ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность всех участников образовательных отношений, подчеркивается важность максимального использования всех актуальных возможностей ребенка дошкольника для развития любознательности, коммуникативных способностей, воображения.
Инициативность исследуют как способность личности к самостоятельным, целеустремленным действиям. Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров и И. Э. Плотник рассматривают инициативность как мотивационную составляющую личности. А. И. Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И. Щербаков изучают поведенческую направленность личности. Социально-значимые качества личности, одним из которых является инициатива, начинают формироваться именно в дошкольном возрасте. Особенно в старшем дошкольном возрасте, который характеризуется важнейшими личностными новообразованиями (Л.Л. Коломинский, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.), развитием азов социализации и инициативности.
В современных исследованиях, различают несколько подходов к пониманию инициативности. А.Ф. Лазурский, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленская рассматривают инициативность как общую активность личности; К.А. Абульханова- Славская, М.С. Говоров, А.Н. Поддьяков, Н.С. Степашов, как самостоятельное качество личности; С.Я. Рубинштейн и А.И. Щербаков - волевое, а Д.Б. Богоявленская и Т.С. Борисова интеллектуальное качество личности. А.С. Жарикова представляет инициативность как комплекс характеристик динамических, мотивационных, эмоциональных и когнитивных личностных образований. А.И. Крупнов как системное свойство личности. Отражены различные направления изучения развития инициативы дошкольников: формирование исследовательской активности детей; положения деятельностного подхода, предусматривающие наполнение образовательного процесса различными формами активности и разнообразными видами деятельности; теории развития личности ребенка дошкольного возраста, дающие представление о развитии дошкольника как субъекта деятельности.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы (Ж.Ж. Руссо, Г. Кершенштейнер, И.Г. Песталоцци) показывает, что инициативность не формируется самопроизвольно, для ее развития необходима целенаправленная работа, начиная с дошкольного возраста. Воспитательно-образовательная работа по развитию инициативы у старших дошкольников должна опираться на когнитивный компонент, мотивационную и эмоциональную сферу, подкрепляться субъектными формами взаимодействия. Особенно эффективно подобные механизмы используются в проектной деятельности. Потенциал проектной деятельности позволяет повышать активность дошкольников, развивать самостоятельное творческое мышление, способности целеполагания и планирования (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков).
Анализ практического опыта позволил выявить целый ряд противоречий, мешающих развитию детской инициативы в дошкольной организации:
• между потребностью общества в инициативной личности и отсутствием системы развития детской инициативы в дошкольном образовании;
• между потребностью в эффективных формах, методах и средствах развития инициативности старших дошкольников через проектную деятельность, и неразработанностью содержательной стороны.
В настоящее время существует достаточно широкая научная разработанность в области проектной деятельности детей школьного возраста, что не позволяет применять имеющиеся исследования в дошкольной организации.
Существующие противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы условия формирования инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития детской инициативы в проектной деятельности.
Объект исследования: процесс развития инициативы детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: условия развития инициативы детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс развития инициативы детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет эффективным при:
• обеспечении условий для организации поэтапной практической деятельности взрослых и детей, основанной на индивидуальных возможностях ребенка, для преодоления инертности, проявления инициативы, самостоятельности, положительной мотивации в приобретении знаний и их практическом применении, способности к правильной ориентации в выборе жизненных стратегий и преобразовании реальности;
• создании образовательной среды, направленной на развитие инициативы как интеллектуального качества личности и целеполагания и волевого усилия детей;
• повышение педагогической культуры родителей и воспитателей по формированию инициативы детей.
Исследование основывается на возрастных особенностях развития ребенка в которых Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов выделяют познавательную инициативу и сферу инициативы как целеполагания и волевого усилия; творческую и коммуникативную инициативу; а также постулаты Л. С. Выготского: «основное в образовании дошкольников — это организация их собственного опыта».
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
• изучить особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
• проанализировать состояние исследуемой проблемы в работах философов, психологов и педагогов;
• определить возможности использования проектной деятельности для развития инициативы детей старшего дошкольного возраста;
• разработать критерии и уровни сформированности инициативы познавательной и инициативы как целеполагание и волевое усилие;
• разработать систему занятий, стимулирующих развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности;
• Экспериментально проверить эффективность разработанной системы занятий для развития инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования:
• общетеоретические: анализ философской, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы по теме исследования;
• эмпирические: наблюдение, анализ, беседа; диагностические: методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по проблеме формирования исследовательской активности детей А.И. Савенкова, С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг и др.; положения деятельностного подхода, предусматривающие наполнение образовательного процесса различными формами активности и разнообразными видами деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.; теории развития личности ребенка дошкольного возраста, дающие представление о развитии дошкольника как субъекта деятельности Л.И. Божович, М.Б. Зацепиной, Д.Б. Эльконина и др.; положения многомерно-функционального подхода А.И. Крупнова, рассматривающие инициативность как системное свойство личности.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - декабрь 2018 года) теоретический анализ педагогической литературы по теме исследования, определены проблемы, цели и задачи исследования.
Второй этап (январь - июнь 2019) разработана система развития детской инициативы в дошкольной организации (формы, методы обеспечения и методики воспитания в теории и практики воспитательной деятельности); составлен план и подобран методический комплекс для констатирующего эксперимента, анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (сентябрь 2019 - май 2020) проведен формирующий эксперимент, уточнены и оформлены результаты исследования, сформулированы рекомендации.
Практическая значимость исследования:
Разработана и внедрена система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию инициативы с использованием проектной деятельности.
Апробация и внедрение результатов:
1. Выступление на педагогическом совете МАОУ детский сад №210 «Ладушки» с докладом «Развитие детской инициативы в дошкольной организации»;
2. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Жизнь в ее гуманитарно-культурном понимании» с докладом «Развитие инициативы дошкольников в конструктивных видах деятельности»;
3. Написание тезисов в сборник материалов по проблеме исследования. Статья в сборнике «Наука XXI века: взгляд в будущее»;
4. Участие в областном практико-ориентированном семинаре «Воспитательная система школы: опыт, проблемы, пути развития»;
5. Участие в мастер-классе по теме «Мастерская конструирования Фанкластик», с освоением программы компьютерного моделирования Fanklastik 3D Designer;
6. Участие в Открытом семинаре сетевых инновационных площадок по теме “Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» Инженерные каникулы «ТЕХНО БУМ — 2019»;
7. Участие в областном практико-ориентированном семинаре «Социально-значимые проекты в формировании активной жизненной позиции старших дошкольников». Презентация проекта «Добрый мир».
8. Презентация проекта «Прошлое в настоящем» на Всероссийском конкурсе «Защитникам Отечества посвящается..!»;
9. Участие в городском семинаре «Инновационное мышление современного педагога - залог успеха будущих поколений»;
10. Участие в семинаре-практикуме ГБУ «111111,» «Особенности воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»;
11. Написание научной статьи на тему: «Условия развития познавательной инициативы старших дошкольников». Публикация статьи в международном научно-практическом электронном журнале «Моя профессиональная карьера»;
12. Участие в образовательном вебинаре «Уникальность парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук»;
13. Участие во Всероссийском онлайн-вебинаре по теме: «Нейропсихология сегодня. Особое мнение».
Дошкольное образование в современных условиях ориентировано на воспитание инициативной, творческой личности. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы, позволяет уточнить сущность понятия «инициатива», а также определить возрастные особенности развития инициативы детей старшего дошкольного возраста.
В научных исследованиях, различают несколько вариантов трактовки понятия инициативности: как проявление общей активности личности; как качество личности: самостоятельное, волевое; комплекс характеристик различных личностных образований (динамических, мотивационных, эмоциональных, когнитивных); как системное свойство личности. Отражены различные направления изучения развития инициативы дошкольников: формирование исследовательской активности детей; положения деятельностного подхода, предусматривающие наполнение образовательного процесса различными формами активности и разнообразными видами деятельности; теории развития личности ребенка дошкольного возраста, дающие представление о развитии дошкольника как субъекта деятельности.
В отечественной системе дошкольного образования отсутствует система развития детской инициативы; не определены формы, методы и средства, а также содержательная сторона развития инициативности старших дошкольников; недостаточно используются возможности проектной деятельности.
Наиболее существенное влияние проектная деятельность оказывает на формирование когнитивных, деятельностных и коммуникативных навыков. Метод дает ребенку возможность экспериментировать, использовать полученные знания, развивать творческие способности, позволяет обеспечить непрерывность образования и успешно адаптироваться к любым условиям. Проектирование выступает «субъектной» формой участия в жизни, ребенок изменяет обстоятельства, изменяет самого себя. Организация процесса проектирования с помощью совместной деятельности взрослых и детей позволяет развивать социально-личностный профиль ребенка. Помогает раскрепостить дошкольника, стать ему более уверенным в себе, целеустремленным и общительным, развить навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Выделены показатели и уровни развития инициативы (высокий, средний, низкий) старших дошкольников. Определены компоненты, составляющие инициативы как интегрированного качества личности.
Когнитивный компонент включает в себя представления детей об инициативности, понимание значимости инициативы, оценку развития познавательных интересов и инициативы. Поведенческий и мотивационно- потребностный компоненты проявляется в сознательном отношении к делу; наличием предварительной подготовки к выполнению деятельности; самостоятельность и креативность; готовность преодолевать трудности. Эмоционально-оценочный - оценка личностного самооценивания; способность последовательно оценить свои действия.
Деятельностный - умение планировать содержание деятельности; выбирать средства деятельности; инициировать общение; поддерживать и развивать диалог для планирования и реализации задач конструктивной деятельности .
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента позволили сделать вывод о необходимости создания программы развития детской инициативы средствами проектной деятельности.
В рамках формирующего этапа проводилась реализация системы занятий проектной деятельностью, способствующая развитию инициативы у старших дошкольников: разработано и реализовано содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста, проведено оснащение предметно - развивающей среды группы, организована работа по включению родителей.
Анализ динамики развития инициативы детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах позволяет сделать вывод о значительном повышении результатов в экспериментальной группе. Результаты контрольного эксперимента подтверждают эффективность применения проектной деятельности в развитии инициативы детей.
Можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
2. Антропова В. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Антропова Валерия Владимировна. М. : Москва, 2013. 193 с.
3. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. М. : Изд-во МГУ, 1984. 388 с.
4. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М. : СПб. : Росток , 2002. 350 с.
5. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39-50.
6. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5—7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М. : Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 172 с.
8. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Структура интеллектуальной активности // Нов. исслед. в психол. 1980. №1.
9. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности // Вестник ТГПУ. 2011. № 1. С.103.
10. Бояцис Р. На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе. М. : Альпина Паблишер, 2017. 679 c.
11. Веракса Н.Е. Детская психология. Учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2017.
12. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. М. : Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79 с.
13. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте : Психология развития ребенка. М. : Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
14. Година Г.Н., Буре Р.С. Учите детей трудиться. М. : Просвещение, 1983. 144 с.
15. Горлова Н.А. Современные дети и их возможности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. №2. С.30-34.
...