Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

Работа №112931

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы92
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития эмоционально-волевой сферы посредством игровых ситуаций 9
1.1 Формирование эмоционально-волевой сферы у детей,
как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 18
1.3 Игровые ситуации, их роль в работе с детьми с задержкой
психического развития 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития эмоционально-волевой сферы посредством игровых ситуаций 35
2.1 Выявление уровня сформированности эмоционально¬
волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 35
2.2 Содержание и организация работы по формированию
эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций 51
2.3. Изучение динамики уровня сформированности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 69
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Результаты констатирующего этапа эксперимента 83
Приложение Б Конспект непрерывной образовательной деятельности.... 86
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 90


По данным статьи Министерства просвещения Российской Федерации от 01 августа 2019 число детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дошкольного образования составляет 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников).
В эту группу входит и категория детей с задержкой психического развития. Этот вид встречается наиболее часто среди отклонений в психофизическом развитии детей. Задержку психического развития определяют, как «пограничную» форму дизонтогенеза, выраженную в замедленном темпе созревания различных психических функций и формирующуюся под влиянием наследственных, психологических или социально-средовых факторов. Как следствие дети испытывают трудности познавательного характера, обусловленные недоразвитием мышления и речи, имеют незрелость эмоционально-волевой сферы. Это подтверждают работы М.Н. Ильиной, И.И. Мамайчук, В.Б. Никишиной, Е.А. Стребелевой, Р.Д. Тригер, Г.В. Фадиной.
Г.В. Фадина приводит следующие типичные для детей с задержкой психического развития особенности эмоционально-волевой сферы: «неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности; проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям».
Наше исследование затрагивает актуальную социальную проблему дошкольного образования, касающуюся формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста - возраста, являющегося переходной ступенькой между детским садом и школой. Один из аспектов готовности к ней - эмоциональная зрелость, которая «понимается как отсутствие импульсивных реакций и возможность продолжительное время выполнять не очень привлекательное задание».
На сегодняшний день существуют различные методы коррекции эмоционально-волевой сферы. К ним относятся нейропсихологические, арт- терапевтические, музыкальные, литературные и игровые. Игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, обладает огромным коррекционно-развивающим потенциалом (М.Н. Ильина, И.И. Мамайчук, Е.А. Стребелева, Е.С. Слепович).
В.В. Зеньковский в своей работе «Психология детства» отмечал, что «психическим корнем игры детей следует признать эмоциональную сферу. Игры служат задачам, эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих запросов и задач. Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим средоточием, потому что в фабуле раскрывается и осознается то или иное чувство. Телесные процессы, служащие задаче телесного выражения чувства, подчинены его директивам, одушевлены его огнем. Игра означает и выявляет психическую установку и кладет поэтому свою печать на всю психическую жизнь». Игра служит «целям телесного и психического выражения чувства: ведь то изменение реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет неизгладимое сплетение реального и воображаемого, создается работой фантазии.
В процессе ролевой игры рождается произвольное поведение ребенка дошкольного возраста, способствующее поднятию себя на более высокую ступень в своём развитии. Игровые ситуации разных видов в интересной и привлекательной для ребенка форме позволяют получить опыт произвольного поведения, усвоить основные векторы социальных отношений, отработать стратегии поведения в мире людей, определять своё и чужое эмоциональное состояние, найти выход своим чувствам и переживаниям.
Теоретические исследования свидетельствуют, что проблема формирования эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций недостаточно изучена.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в детских организациях выявил следующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития эмоционально-волевой сферы и недостаточностью использования игровых ситуаций в данном процессе.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: какова возможность формирования эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования «Формирование эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования игровых ситуаций в процессе формирования эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс формирования эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - игровые ситуации как средство формирования эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций возможно, если:
- подобраны игровые ситуации в соответствии с показателями сформированное™ эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- включены специалисты детского сада (воспитатель, учитель- дефектолог) к участию в организации игровых ситуаций;
- привлечены родители к использованию игровых ситуаций в домашних условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций.
2. Определить диагностические методики и выявить актуальный уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Подобрать и апробировать игровые ситуации, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, доказать их результативность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические исследования детей с задержкой психического развития (О.В. Защиринская, М.Н. Ильина, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, Р.Д. Тригер, Г.В. Фадина, С.Г. Шевченко);
- исследование эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (И.В. Ковалец, Е.В. Иванова, Г.В. Мищенко, В.Б. Никишина, А.В. Руденко);
- исследование игровой деятельности детей и её коррекционно-развивающего воздействия (Л.С. Выготский, Н.Ф. Губанова, Т.В. Емельянова, Е.С. Слепович, Д.Б. Эльконин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 120 «Сказочный» г. о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с задержкой психического развития, 2 педагога (воспитатель, учитель-дефектолог), 10 родителей.
Новизна исследования заключается в подборе игровых ситуаций в соответствии с показателями сформированности эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «игровые ситуации», которое рассматривается, как специально созданные обстановки, взятые из повседневной жизни ребенка, представленные в игровой форме и обосновании возможности формирования эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций.
Практическая значимость исследования заключается в использовании игровых ситуаций специалистами дошкольных образовательных организаций в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с целью формирования эмоционально-волевой сферы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 именования), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 82 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблема формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе участия в игровых ситуациях является актуальной и требует дальнейшего изучения.
У дошкольников с задержкой психического развития часто возникают трудности во время коммуникации, дети стеснительны, боязливы, зажаты, импульсивны. Из этого следует необходимость оказания детям с задержкой психического развития поддержки, специально организованной деятельности по формированию эмоционально-волевой сферы.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что 70% группы детей 6-7 лет с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, им трудно определить свои эмоциональные состояния и состояния других людей, деятельность характеризуется отсутствием целенаправленности, неуверенностью, без помощи взрослого детям недоступно выполнение задания. В целом старшие дошкольники с задержкой психического развития пассивны, часто отвлекается на внешние раздражители, быстро истощаются и теряют интерес к заданию.
Формирующий эксперимент показал результативность использования игровых ситуаций в процессе формирования эмоционально-волевой сферы детей. Игровые ситуации были подобраны в соответствии с показателями сформированности эмоционально-волевой сферы, а также возрастных и индивидуальных возможностей детей 6-7 лет.
Особое внимание в процессе формирующего эксперимента уделено подбору игровых ситуаций, отражающих структуру игровой деятельности с разных сторон: подвижность, дидактический компонент, театрализованный компонент, наличие правил, а также обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами и материалами.
Контрольный этап нашего эксперимента был направлен на выявление динамики в формировании эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе участия в игровых ситуациях. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Проведенная работа в процессе формирующего эксперимента была эффективной. Количество детей, имеющих низкий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы - 30%; средний уровень сформированности эмоционально-волевой сферы - 60%, высокий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы - 10%.
Дети 6-7 лет с задержкой психического развития показали умение дифференцировать эмоции сверстников и взрослых, озвучивали причины появления той или иной эмоции. Важным является то, что большинство детей стали осознавать наличие у себя не только положительно окрашенные эмоций, но и отрицательные, связанных с неприятными вещами. Дети стали чаще проявлять активность и заинтересованность, однако, очевидно, что им, порой, была необходима подсказка при выполнении той или иной игровой задачи.
Таким образом, использование игровых ситуаций в формировании эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является действенным. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, уровень развития эмоционально-волевой сферы детей экспериментальной группы повысился, гипотеза доказана.



1. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). М. : Теревинф, 2017. 112 с.
2. Башарова А. Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. 2018. № 5. С. 47-50. URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/xviii/35371(дата обращения: 5.12.2020).
3. Дети с особыми образовательными потребностями [Электронный
ресурс] : Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_heahh (дата обращения:
19.11.2020).
4. Ельцова О. М., Терехова А. Н. Игровые обучающие ситуации как
нетрадиционная форма работы с дошкольниками // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 1-5 URL:
http://school2100.com/upload/iblock/ffb/ffb9a742530ea2b57c974d2c8a1fc200.pdf(дата обращения: 19.01.2021).
5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учебное пособие. СПб. : Речь, 2007. 168 с.
6. Зеньковский В. В. Психология детства : научное издание. М. : Школа-Пресс, 1996. 336 с.
7. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2009. 280 с.
8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2011. 752 с.
9. Клевцова А. Е. К проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста // Достижения науки и образования. 2020. №10. С. 69-72. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-emotsionalno-volevoy-sfery-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 09.02.2021).
10. Ковалец, И. В. Азбука эмоций. М : Владос, 2004. 128 с.
11. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Питер, 2004. 480 с.
12. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии ; под общей ред. Л. В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2002. 212 с.
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. Екатеринбург : У-Фактория, 2004. 208 с.
14. Лаврова Г. Н. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации для педагогов ДОУ. Челябинск : ЧИППКРО, 2019. 176 с. URL: http://ipk74.ru/upload/iblock/6f3/6f310ad202976586d521cd77b424c098.pdf(дата обращения: 5.12.2020).
15. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2008. 224 с.
16. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 352 с.
17. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. :
Просвещение, 1982. 128 с.
18. Мокрушина Н. А. Театрализованные игры в образовательном
процессе ДОУ. Ижевск : Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 68», 2019. 27 с. URL:
https://ciur.ru/izh dou/ds68 izh/DocLib 12/Т еатрализованные игры^Г (дата
обращения: 09.02.2021).
19. Ненич О. Г. Игра-драматизация в старшем дошкольном возрасте
// Журнал «Воспитатель детского сада». 2018. URL:
https://www.vospitatelds.ru/conference notes/198(дата обращения: 09.02.2021).
20. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов. М. : Владос, 2003. 128с.
21. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 ; под общей ред. С. Г. Шевченко. М. : Школьная Пресса, 2003. 96 с.
22. Полетаева Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного
возраста // Молодой ученый. 2018. № 49. С. 290-293. URL:
https://moluch.ru/archive/235/54539/(дата обращения: 09.03.2021).
23. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада ; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Владос, 1995. 291 с.
24. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата ; под редакцией Е. И. Изотовой. М. : Юрайт, 2019. 222 с.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие ; под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Просвещение, 2004. 164 с.
26. Руководство по психиатрии : в 2-х т. ; под ред. А. С. Тиганова. М. : Медицина, 1999. 784 с.
27. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М. : Педагогика, 1990. 96 с.
28. Смирнова Е. О. Детская психология : учебник для вузов. М. : Кнорус, 2016. 280с.
29. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
30. Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие ; под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Академия, 2002. 312 с.
31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2001. 336 с.
32. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. Балашов : Николаев, 2004. 68 с.
33. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 1999. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ