Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретико-правовые основы формирования профессиональных компетенций государственных гражданских служащих……………………….8
1.1. Формирование профессиональных компетенций как фактор профессионального развития личности…………………………………………8
1.2. Правовые основы формирования профессиональных компетенций государственных гражданских служащих……………………………………..18
1.3. Понятие профессионально-личностной компетенции, и ее роль в деятельности федеральных государственных гражданских служащих……...22
Глава 2. Направления и механизмы формирования и развития профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих…………………………………………………………………………29
2.1. Особенности формирования и развития профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих……………………...29
2.2. Проблема соответствия профессиональной и образовательной моделей компетенций федеральных государственных гражданских служащих……...32
2.3. Институт наставничества как технология профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих……………………...37
2.4. Развитие профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих в системе дополнительного профессионального образования………………………………………………………………………41
Глава 3. Практические рекомендации по формированию и развитию профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих…………………………………………………………………………47
3.1. Программы и методики, направленные на развитие компетенций федеральных государственных гражданских служащих……………………...47
3.2. Рекомендации по разработке индивидуальных планов профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих……………49
3.3. Тренинги по развитию профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих……………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….58
Список используемой литературы……………………………………………...60
Приложения……………………………………………………………………...63
Актуальность исследования. Современное российское общество уделяет пристальное внимание государственной власти, должностным лицам и их деятельности, при этом ярко выражается недоверие людей к государственным структурам и социальная напряженность. В процессе изменения вектора отношения общества к государству ключевая роль отводится повышению уровня профессиональных компетенций представителей власти.
Анализ нововведений в части профессионального образования государственных служащих позволяет сделать вывод о том, что проблема профессионального развития госслужащих является по сути одной из ключевых в системе государственной гражданской службы и кадровой политики в целом. Однако, нужно заметить, что реализуемые мероприятия по направлениям данных нововведений, не затрагивают вопросов профессионального развития действующих служащих. Необходимость постоянной актуализации вопросов социально-экономического развития страны перекрывают собой важность развития профессиональных компетенций действующих государственных служащих, оставляя их развитие на уровне самообразования, что не способствует формированию четкого понимания у служащих сути самого понятия профессиональных компетенций.
«Профессионализм» в современной научной литературе понимается как способность людей планомерно, эффективно и квалифицированно исполнять свои профессиональные обязанности при любых условиях. Профессионал стремится максимально использовать свои природные задатки и способности для реализации себя в профессии, а профессия становится частью стиля жизни. Личность как субъект профессиональной деятельности формирует самосознание, изменяет и развивает структуру собственной личности, приобретает особый способ мышления, и, тем самым, повышает уровень профессионализма.
Понятие «компетентность» в российской профессиональной и научной среде рассматривается неоднозначно, но в общем виде характеризуется как совокупность сформированных компетенций, набор которых соответствует требованиям конкретной сферы деятельности.
В ФГОС сформулирован перечень компетенций, который включает: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Универсальные компетенции едины для уровня образования. Общепрофессиональные компетенции едины для укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (далее – УГСН). Профессиональные компетенции во ФГОС не определены, они формулируются в профессиональных образовательных программах (далее – ПООП) (если имеется) либо вузом на основе профстандартов, которые в настоящее время не утверждены, либо в справочнике квалификационных требований.
Термины «профессиональный» и «компетентный» во многом взаимообусловлены, так как профессионал не может быть некомпетентным, а компетентный служащий выполняет поставленные задачи профессионально. При этом понятие «компетентность» относительно «профессионализма» имеет менее объективный смысл, так как отражает субъективные личностно-ценностные и морально-мотивационные компоненты самой личности, что повышает не только творческий потенциал деятельности, но и добавляет синергии в процессе принятия профессиональных решений. Следовательно, профессиональная компетентность – это не только соответствие личности профессиональным требованиям, но и самостоятельный личностный анализ предъявленных профессией требований, их личностная смысловая интерпретация, интериоризация и готовность к их соблюдению, иначе – личностная морально-нравственная оценка предъявляемых профессией этических требований и норм поведения.
Объектом исследования является формирование профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих.
Предметом исследования являются направления и механизмы формирования и развития профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих.
Цель исследования заключается в изучение особенностей формирования и развития профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих, разработке программ и методик, направленных на повышение уровня компетенции федеральных государственных гражданских служащих.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1) охарактеризовать особенности формирования профессиональных компетенций как фактор профессионального развития личности;
2) рассмотреть правовые основы формирования профессиональных компетенций государственных гражданских служащих;
3) определить понятие профессионально-личностной компетенции, и ее роль в деятельности федеральных государственных гражданских служащих;
4) рассмотреть особенности формирования и развития профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих;
5) проанализировать проблему соответствия профессиональной и образовательной моделей компетенций федеральных государственных гражданских служащих;
6) охарактеризовать институт наставничества как технологию профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих;
7) проанализировать процесс развития профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих в системе дополнительного профессионального образования;
8) рассмотреть программы и методики, направленные на развитие компетенций федеральных государственных гражданских служащих;
9) дать рекомендации по разработке индивидуальных планов профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих;
10) предложить тренинги по развитию профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих.
Методы, применяемые в исследовании. Анализ нормативных правовых документов, анализ теоретической литературы, сравнительный анализ, статистический анализ.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических обоснований при подготовке управленческих решений по вопросам профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Можно выделить два ключевых понятия, определяющих компетентностный подход. Под компетенцией в правовом смысле понимается перечень полномочий, прав и обязанностей, которые определяют границы принятия решений лицом, занимающим конкретную должность. Компетенция в профессиональном аспекте понимается как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качестве, обеспечивающих эффективную трудовую деятельность. Понятие «компетентность» объединяет оба определения. Это способность эффективно выполнять свои должностные обязанности в соответствии с целями организации, опираясь на свои компетенции и в условиях эффективного взаимодействия как внутри организации, так и с внешней средой.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в настоящее время практика применения компетентностного подхода в системе государственной службы не в полной мере соответствует теоретической концепции. Компетенции, указанные в Справочнике, в настоящем виде соответствуют в основном низшему уровню государственной службы, не позволяют в полной мере оценить эффективность и качество управленческих решений, которые принимаются служащими, и не учитывают Soft skills, обладание которыми является необходимым для государственных гражданских служащих среднего и высшего уровней руководства.
Во второй главе нами выявлена проблема применения компетентностного подхода в системе государственной службы. Установлено, что профессионализм государственных служащих определяется как компетентность, т.е. способность эффективно выполнять должностные обязанности, опираясь на свои компетенции, в условиях активного взаимодействия внутри системы и с гражданами. При этом ключевыми становятся не столько функциональные компетенции – знания, умения и навыки в области администрирования, сколько управленческие и коммуникационные навыки. Определено, что требования, установленные в «Справочнике квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы», носят преимущественно функциональный характер и не учитывают институциональную составляющую государственного управления, а в ФГОС не формируется полный перечень требований, установленных в справочнике. Таким образом, компетенции, определяемые в нормативных документах, не соответствуют требованиям, выдвигаемым обществом к государственной службе как основному субъекту государственного управления.
В третьей главе нами даны практические рекомендации по формированию и развитию профессиональных компетенций федеральных государственных гражданских служащих.
Принимая во внимание Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» и «Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации», а именно: «Профессиональное развитие гражданских служащих включает в себя семинары, тренинги, мастер-классы, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений», мы рассмотрели программы, методики, тренинги, направленные на развитие компетенций государственных гражданских служащих.
1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации: учеб.пособие / С.Г. Агапова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 119 с.
2. Амет-Уста З. Р. История возникновения тренинга как формы интерактивной работы со взрослыми // Молодая наука. 2017. С. 233–235.
3. Белова Л. П. Социально-психологический тренинг как средство развития социальной активности личности // Социальный активизм молодёжи региона. 2014. С. 108-112.
4. Бондалетов В.В., Бондалетов Е.В. Электронное наставничество как технология обучения на государственной службе // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. № 2 (27). С.38-52.
5. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): дис. ... д-ра пед. наук / Ю.В. Варданян. – М., 1999. – 353 с.
6. Васильева Е.А. Профессиональная деятельность государственных служащих: компетентностный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12. Вып. 4. – С. 329 - 349
7. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Ось-89, 1999. – 176 с.
8. Верников В.А., Хамбазаров Ш.Б. Стратегическое планирование и управление производительностью труда в сфере цифрового предпринимательства путем развития предпринимательских компетенций // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. 2019. № 2 (18). С. 38-46.
9. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. – М.: Юркнига, 2015. – 547 с.
10. Зинченко, В.Г., Зусман, В.Г., Кирнозе, З.И., Рябов, Г.П. Словарь по межкультурной коммуникации: персоналии и понятия / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов. – М.: «Флинта, Наука», 2010. – 136 с.
11. Казначеева С. Н., Челнокова Е. А., Репина Р. В., Агаев Н. Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4. С. 103-108.
12. Кеменев Д.А. Закономерности наставничества как факторная обусловленность его институционализации на государственной службе // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. № 4. С. 228-240.
13. Китухина О. А. Понятие «тренинг» и его структура // Молодой ученый. – 2021. – № 52 (394). – С. 382-383.
14. Лапыгин Ю. Н.Модели компетенций государственных гражданских служащих: [монография] / Лапыгина Ю. Н., Илларионов А. Е. ; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Владимирский фил. - Владимир: Владимирский фил. РАНХиГС, 2014. - 112 с.
15. Неформальное образование // Агентство стратегических инициатив [сайт]. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_ leaders/future_skills/ (дата обращения: 04.12.2022).
...всего 27 источников