Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №112768

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры поведения у старших дошкольников посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации
1.1Формирование у детей 6-7 лет культуры поведения в общении как психолого-педагогическая проблема
1.2Характеристика традиций группы дошкольной образовательной организации как средства формирования у детей 6-7 лет культуры поведения в общении
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации
2.1Исследование уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры
поведения в общении
2.2Реализация образовательной работы с детьми 6-7 лет по
формированию культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации
2.3Выявление динамики в уровне сформированности у детей 6-7 лет
культуры поведения в общении
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

В современном социуме осмысление и изучение социокультурных процессов приобретает все большое значение. Культура переживает состояние, определяемое подавляющим большинством исследователей, как «кризисное», «критическое».
Культура поведения как компонент общей культуры человека характеризует многогранный процесс становления личности. Культура поведения проявляется в общении людей, определяет специфику человеческих отношений.
Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе - навыки поведения, в которых проявляются гуманное, уважительное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла устанавливаемых отношений с людьми, складываются социально приемлемые мотивы личностных механизмов поведения. Старшему дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их относительной значимости в ситуациях морального выбора.
Исследователи Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова и другие связывают формирование культуры поведения дошкольников со становлением нравственного сознания ребенка, рассматривают этот процесс с усвоением заданных обществом образцов поведения, в результате чего эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В Формирование культуры поведения детей предполагает освоение моральных норм и правил, этикета, правил поведения в различных ситуация взаимодействия с различными социальными группами людей.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к воздействию ближайшего социального окружения, которым является прежде всего семья, 4
педагогический коллектив и коллектив группы сверстников в дошкольной образовательной организации.
В современных исследованиях представлены различные аспекты нравственного воспитания дошкольников, которые связаны с формированием культуры поведения: осознанное отношение к социальному окружению и нормам морали (Р.С. Буре), воспитание чувств и формирование этических представлений (Н.Ф. Виноградова), механизмы нравственного воспитания (С.А. Козлова), глубокое социально-нравственное чувство (Л.Ф. Островская), гармония целостной, гуманно-творческой личности (С.В. Петерина) и другие.
По мнению Р.С. Буре трудности в формировании у дошкольников поступков, соответствующих моральным нормам в конкретных ситуациях, заключаются и в том, что в силу незначительного опыта дети затрудняются понять суть возникшей ситуации или перенести на нее знакомое правило. Это требует выделения ситуаций, в которых проявляется культура поведения детей, конкретизации моральных норм (правил) поведения детей и педагогического инструментария по их овладению.
Построение образовательной работы с дошкольниками, в том числе и по формированию культуры поведения, современные исследователи С.А. Козлова, С.В. Петерина, Л.Ф. Островская и другие связывают с реализацией позиции ребенка как субъекта деятельности и удовлетворением его потребности в самостоятельности.
Кроме того, выделим значимость реализации положений отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) о ведущей роли практической деятельности в развитии личности, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.
Связи с этим важен выбор такого средства обучения, которое реализует с учетом вышесказанного практический опыт взаимодействия детей с людьми ближайшего окружения, обеспечивающий освоение компонентов культуры поведения детей. Таким средством могут быть традиции группы в условиях дошкольной образовательной организации.
Различные аспекты использования традиций в воспитании и обучении детей представлены в исследованиях: ознакомление дошкольников с традиционными праздниками (В.Д. Плахов), форма передачи социального опыта (И.В. Суханов) и другие.
Анализ исследований по проблеме позволил нам выявить ряд противоречий:
-между необходимостью формирования у детей 6-7 лет культуры поведения и недостаточной разработанностью содержания и характера данного процесса;
-между возможностями традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации как средства в образовательной работе с дошкольниками и недостаточным использованием их потенциала в формировании у детей 6-7 лет культуры поведения.
Проблема исследования: как осуществить формирование культуры поведения у детей 6-7 лет посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние традиций группы на формирование культуры поведения у детей 6-7 лет (в условиях дошкольной образовательной организации).
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: формирования у детей 6-7 лет культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации возможно, если:
-обеспечено освоение детьми норм и правил культуры поведения детей и средств их реализации с учетом специфики ситуаций общения и возрастных особенностей детей;
-определены и включены в образовательный процесс традиции группы, включающие значимую, интересную, эмоционально-насыщенную деятельность детей, стимулирующую нравственно-ценные мотивы их поведения в различных ситуациях общения;
-реализованы содержание и этапы образовательной работы с детьми (мотивационный, информационный, практический), актуализирующие субъектную позицию детей и обеспечивающие освоение компонентов культуры поведения детей в выделенных ситуациях общения.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1.Изучить состояние проблемы в современных исследованиях; уточнить компоненты культуры поведения в общении и определить содержательную характеристику процесса ее формирования у детей 6-7 лет посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации.
2.Изучить уровень сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения в общении.
3.Разработать и апробировать этапы и содержание образовательной работы с детьми 6-7 лет по формированию культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации.
4.Выявить динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения в общении.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
-теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
-эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
-методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретические основы исследования:
-теоретические положения по проблеме культуры поведения у детей дошкольного возраста (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т.И. Бабаева, Островская и др.);
-положение о роли традиций в развитии культуры поведения в общении у детей дошкольного возраста, отраженные в трудах (М.Н. Кулажникова, В.Д. Плахов, И.В. Суханов, А.Б. Гофман и др.);
-теоретические положения по проблеме нравственного воспитания (Л.И. Божович, С.А. Козлова, Р.С. Буре и др.).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 6-7 лет культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были охарактеризованы условия формирования и правила культуры поведения у детей 6-7 лет и средства их реализации, уточнены компоненты и показатели культуры поведения у детей 6-7 лет, выделены ситуации общения детей 6-7 лет.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет уровня формирования культуры поведения; содержание и этапы образовательной работы с детьми по освоению компонентов культуры поведения детей в процессе реализации разработанных традиций группы.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевска. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований), 7 приложений. Текст иллюстрирован 3 рисунками, 16 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ исследований и педагогической практики показал, что проблема культуры поведения в общении детей 6-7 лет является актуальной по сегодняшний день.
Культура поведения является компонентом общей культуры человека, характеризует многогранный процесс становления личности. Культура поведения проявляется в общении людей, определяет специфику человеческих отношений. Культура поведения в общении проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности. Мы выделили компоненты культуры поведения в общении: когнитивный, мотивационно-ценностный, действенно-практический.
Решение проблемы формирования культуры поведения в общении у детей исследования потребовало определения традиций группы, выполняющих нормативно-регуляционную роль, и обуславливающих выполнение детьми правил культуры поведения в различных ситуациях общения. Такими традициями мы определили: «Утро добрых встреч», «До скорой встречи!», «Встреча с интересными людьми», «За общим столом», «У нас в гостях малыши», «Время чтения». Их реализация включала значимую, интересную, эмоционально-насыщенную деятельность детей,
стимулирующую нравственно-ценные мотивы их поведения в различных ситуациях общения.
Для диагностики культуры поведения в общении мы выделили показатели по каждому компоненту: мотивационно-ценностный (желание быть культурным человеком, осознание ценности (значения) навыков культуры поведения для эффективности общения, отрицательное отношение к проявлению неуважения к другим людям); когнитивный (представление о правилах культуры поведения в различных ситуациях общения, представление об этических особенностях реализации правил в разных ситуациях общения, представление о вербальных и невербальных способах реализации правил культуры поведения); действенно-практический (умение выполнять правила культуры поведения в различных ситуация общения , умение использовать вербальные способы реализации правил культуры поведения, умение использовать невербальные способы реализации правил культуры поведения).
Анализ результатов диагностики показал недостаточный уровень сформированности культуры поведения в общении у детей 6-7 лет.
Формирования у детей 6-7 лет культуры поведения в общении посредством традиций группы в условиях дошкольной образовательной организации потребовало разработку группы правил поведения (правила вежливости), характеристику этических особенностей их реализации в разных ситуациях общения, технологических карт традиций группы.
Мы выделили следующие группы правил поведения (правила вежливости), отражающие потребность людей в налаживании общения, обеспечивают установление и сохранение контакта партнеров, проявление взаимоуважения и позитивный характер общения: «Встреча и прощание», «Знакомство», «Поддержи разговор», «Помощь», «Встреча гостей».
Мы реализованы содержание и этапы образовательной работы с детьми (мотивационный, информационный, практический), актуализирующие субъектную позицию детей и обеспечивающие освоение компонентов культуры поведения детей в выделенных ситуациях общения при реализации групповых традиций.
Повторная диагностика детей показала положительную динамику в уровне сформированности культуры поведения в общении у детей 6-7 лет.
В связи с этим можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
// Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgosdoshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya (дата обращения:
14.09.2017).
2. Арутюнов, С.А. О восхождении инновации в традицию [Текст]
/ С.А. Арутюнов // Советская Этнография. – 1981. – № 1 – С. 11-13.
3. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество
дошкольников в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева. – М. : Мозаика-синтез,
2017. – 245 с.
4. Барахтова, Л.С. Воспитание культуры поведения [Текст]
/ Л.С. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 11 – С. 11-12.
5. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре
[Текст] / О.А. Бизикова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. –
136 с.
6. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст]: Учебное пособие для
воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических
колледжей и вузов, родителей дошкольников / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. –
М. : ЮВЕНТА. – 2001. – 176 с.
7. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников
[Текст] / Р.С. Буре. – М. : Мозаика-синтез, – 2012. – 80 с.
8. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике
[Текст] / А.С. Воронин. – М. : Мозаика-синтез, – 2006. – 69 с.
9. Гофман, А.Б. Традиции [Текст] / А.Б. Гофман. – СПб. : КАРО, 1997.
– 481с.
61
10. Доронова, Т.Н. Радуга [Текст]: Программа воспитания, образования
и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова,
С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2003. – С. 78.
11. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного
возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. : «Издательство
ГНОМ и Д», 2001. – 144 с.
12. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] /
А.В. Запорожец, М.И. Лисина. – М. : Просвещение, 2009. – 226 с.
13. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность
[Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития,
2014. – 240 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2017. – 432 с.
15. Кон, И. Словарь по этике [Текст] / И. Кон. – М. : Политиздат, 1981.
– 430 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ