Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социализация личности как проблема художественной педагогики

Работа №112732

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы социализации личности в художественной педагогике 9
1.1 Понятие и педагогическое осмысление процесса социализации личности 9
1.2 Ресоциализация пожилых людей как социокультурная проблема 21
1.3 Художественное образование как механизм социализации личности 28
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий 36
2.1 Модель методической системы повышения уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий 36
2.2 Констатирующий эксперимент - определение уровней социализации и социальной изолированности личности 44
2.3 Формирующий эксперимент - повышение уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий 53
2.4 Контролирующий эксперимент - определение эффективности модели методической системы повышения уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий 67
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Результат коллективного творчества 83
Приложение Б Самостоятельные творческие работы 84

Актуальность исследования. Социализация - важный процесс, без которого невозможно нормальное функционирование и развитие общества. Требования к современному человеку со стороны социума очень сложны, многообразны и постоянно возрастают. При этом именно в характере воздействий социальных институтов на человека и проявляется социализация. На протяжении многих веков главной силой формирования и социализации личности являются институты семьи и образования. Одним из эффективных аспектов формирования и развития личности является художественное образование. Творческая деятельность человека в любой области его профессионального труда и социальной жизни находится в полной зависимости от сформированности и развития художественно - творческого потенциала. Несмотря на очевидную важность роли художественной педагогики в процессе социализации, в обществе сложилась совершенно противоположная ситуация, когда приоритетным в образовании считается отработка познавательного компонента. Недооценка педагогического потенциала занятий искусством отрицательно сказывается на общем развитии личности. Современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. Отмечается отрицательное воздействие научно-технического прогресса на традиционные виды народного творчества. Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: каковы возможности художественной педагогики в социализации личности?
Увеличение доли пожилых людей в составе населения Российской Федерации оказывает существенное влияние на политические, экономические и социальные сферы общества. В связи с этим к числу прочих задач российского социума присоединяется задача формирования в общественном сознании положительного образа старости, воспитания уважения к пожилым людям, использование их потенциала в экономике и общественной жизни. Остро встает вопрос о необходимости поиска наиболее эффективных форм, способов, объединения усилий различных культурных сфер в процессе социализации и адаптации личности пожилого человека к условиям современного мира. Выходом из этой ситуации может быть вовлечение пожилых людей в неформальное художественное образование, приобщение к сфере досуга. Важность решения задачи социализации личности пожилого человека в образовательном процессе предопределила тему исследования. Актуальность подтверждается также сложностью и многогранностью проблемы социализации личности, отсутствием достаточного методического обеспечения процесса социализации в художественной педагогике.
Степень разработанности проблемы. Впервые термин «социализация» получил определение в конце 1940-х благодаря американским психологам и социологам А. Парку, Д. Доллэрду, А. Бандуре, Дж. Кольману и др. В дальнейшем интерес к этой проблеме проявили и другие зарубежные учёные (Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Г. Тард и др.). В России проблема социализации личности разрабатывалась в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Р.Г. Гуровой, А.С. Зубра, А.В. Мудрика, Б.П. Парыгина, С.С. Батенина, И.С. Кона, и др. Большой интерес для теории социализации представляют работы исследователей: Р.Г. Гурова, В.А. Сухомлинский, Б. Битинас, В. Леонов, В.М. Шепель, Л.П. Буева, Д.Б. Эльконин, Н. Смелзер, Б.З. Вульфов, М.С. Комаров, М.З. Ильчиков, Б.А. Смирнов, В.Т. Лисовский, Б.Г. Ананьев, Я. Щепаньски. Заслуживают внимания работы ученых, предпринимавших попытки интегрировать различные точки зрения в целостное понимание процесса социализации. В их числе работы А.И. Ковалевой, П. Лебедева, Б.Ф. Ломова, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика.
Место и роль пожилых людей в российском обществе, вопросы участие пожилых людей в трудовой и общественной деятельности, концепции социального поведения личности, динамика изменения статуса пожилого человека глубоко проанализированы в работах М.А. Янцена, Е.Н. Згурской, М.В. Гамезо, В. М. Васильчикова, А.В. Рубцова, В.А. Ядова.
Среди работ, посвященных художественному творчеству пожилых людей выделяются труды Н.А. Ермак, А.С. Зайцева, О.Г. Зуевой, Е.Л. Кудриной, К.А. Меликовой. Проблемой образования пожилых людей занимаются С.Н. Арашин, А.С. Арашина, А.А. Воронкина, Г.Б. Кошарная, Е.В. Щанина, Е.Г. Черникова. Особую роль для исследования играют разработки в области общего художественного образования, так как именно они обусловили тенденции развития специального художественного образования и художественно-педагогической подготовки (В.В. Алексеева, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Л.В. Школяр).
Авторы, занимающиеся проблемой социального поведения и самочувствия пожилых людей, опровергают стереотип о пассивности старшего поколения, прекращение профессиональной активности не должно исключать пожилых людей из активной общественной жизни. Высоко оценивая полученные ими эмпирические и практические результаты, следует отметить недостаточность работ, посвященных изучению социального самочувствия пожилых людей, форм и методов повышения их социальной активности, а также работ, посвященных научному исследованию процесса социализации личности в контексте педагогической науки. Отсутствие в настоящее время устоявшегося категорийного аппарата, однозначного состава и содержания процесса социализации, методического инструментария оценки социальных процессов обусловило выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность повышения уровня социализации личности посредством художественного обучения.
Поставленная цель логически предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:
• изучение и систематизация научной психолого-педагогической литературы по проблеме социализации личности;
• выявление специфики социализации личности в художественной педагогике;
• разработка критериев и методики оценки уровня социализации личности;
• разработка и апробация модели методической системы, представляющей собой совокупность системы педагогических технологий, форм и методов, направленных на повышение уровня социализации личности.
Объектом диссертационного исследования является процесс социализации личности.
Предметом исследования являются технологии, методы и средства художественной педагогики, способствующие повышению уровня социализации личности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в качестве инструментов методологического исследования использовались философские методы (категории и законы диалектики), общенаучные, среди которых выделяем общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция), теоретические (классификация, формализация) и эмпирические методы (эксперимент, опрос, экспертное оценивание, наблюдение), а также количественные и качественные методы обработки данных.
Научная новизна исследования. Разработана модель методической системы повышения уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий; научно обоснованы принципы реализации данной педагогической модели; учтены особенности социальной адаптации пожилых людей.
Теоретическая значимость исследования. Творческая деятельность представлена в качестве важного механизма социальной адаптации людей пожилого возраста, что обогащает психологию и педагогику художественного творчества.
Практическая значимость исследования. Модель методической системы повышения уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий может быть предложена к использованию при разработке программ и учебно-методических пособий по различным направлениям образовательной деятельности с пожилыми людьми.
Положения, выносимые на защиту:
• конкретизирована дефиниция «социализация личности» с учетом сравнительной оценки точек зрения отечественных и зарубежных ученых и специфики исследуемого объекта; выявлена педагогическая природа процесса социализации;
• разработана модель методической системы повышения уровня социализации личности пожилого человека в результате художественно-творческих занятий.
Исследование включало в себя несколько этапов:
• теоретическое исследование и формулирование рабочей гипотезы (с 20.01.2021 г. по 30.05.2021 г.);
• разработка модели методической системы (с 15.06.2021 г. по 30.08.2021 г.);
• опытно-экспериментальная работа (с 04.10.2021 г. по 20.02.2022 г.);
• обработка и анализ полученных статистических данных, определение эффективности модели, оформление диссертации (с 01.03.2022 г. по 15.06.2022 г.).
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в печати, результаты работы обсуждались на следующих конференциях:
• всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020 г.);
• научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2021 г.);
• международная научно-практическая конференция «Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего» (г. Курск, 2022 г.).
Структура диссертации отражает логику изложения ее проблематики. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 47 наименований библиографического списка и 2 приложений. Общий объем работы 84 страницы, текст иллюстрирован схемами, таблицами, рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социализация - это сложный процесс взаимодействия личности со средой, имеющий педагогическую природу. В широком смысле под социализацией может пониматься процесс формирования общества и человека как биопсихосоциального существа в ходе антропогенеза. В узком смысле социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение личностью определенной системы социально-значимых знаний, умений, ценностей, норм поведения, а, с другой, - её функционирование в системе общественных отношений как активного субъекта посредством предметно-творческой деятельности и общения. Этот процесс длится всю жизнь, потому что на протяжении всей жизни человек взаимодействует с новыми людьми, вступает в различные группы, сталкивается с новыми ситуациями, изменяющими сложившиеся формы мышления и поведения.
После шестидесяти лет человек вступает в новый жизненный этап, который характеризуется социальными, психологическими и биологическими аспектами старения. В особенности это проявляется через призму значительного снижения социализации личности пожилого человека. Искусственное сужение возможностей участия людей пожилого возраста в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества отрицательно сказывается на качестве их жизни, мешает им показать себя, использовать накопленные знания, умения и способности, реализовывать свою социальную активность. В результате все это тормозит развитие самого общества.
Богатый социальный и профессиональный опыт пожилых, их творческий потенциал часто остаются невостребованными. Между тем, социальная активность данной возрастной группы, их знание и опыт, а также способность к восприятию нового дают основания говорить о том, что система образования для пожилых имеет большой потенциал для развития, несмотря на экономические трудности и общие социальные проблемы. Право на образование - одно из основных прав человека - не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает его непрерывность и возможность продолжения в пожилом возрасте. Неформальное художественное образование, будучи компонентом системы непрерывного образования, является важным аспектом ресоциализации человека. Именно творческая деятельность в пожилом возрасте является мощным механизмом адаптации, позволяет облегчить самопознание в новой социальной роли.
Вышесказанное позволило сформулировать гипотезу исследования о том, что коллективные занятия пожилых людей творческой деятельностью способствуют повышению уровня социализации. Для проверки гипотезы в диссертационном исследовании составлена и апробирована модель методической системы повышения уровня социализации личности в результате художественно-творческих занятий. Педагогический эксперимент проводился в период с 04.10.2021 г. по 20.02.2022 г. Для определения уровней социализации и социальной изолированности личности участников эксперимента были определены следующие критерии оценки: уровень социальной зрелости, степень социальной изолированности, индекс жизненной удовлетворенности, согласованность между поставленными и достигнутыми целями, последовательность в достижении целей, положительная самооценка, интерес к жизни, настроение. Констатирующий этап эксперимента показал необходимость разработки информационных и гибких в своем содержании занятий в комфортном образовательном пространстве, направленные на активизацию творческой деятельности, мотивации, интереса и, в конечном счете, повышение социализации личности. Полученные результаты стали основанием для разработки и проведения формирующего этапа эксперимента.
В рамках формирующего эксперимента было проведено 18 занятий. Участники занимались таким видом деятельности, как плетение из бумажной лозы. Образование пожилых людей «не преследует цели получения профессии, оно относится к неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранения их активной жизненной позиции» [2]. Формирующий эксперимент позволил проследить развитие группы в течение определенного времени на момент владения ими художественными навыками, развития творческих способностей, изменения уровня социализации. Положительная динамика показателей, зарегистрированная в ходе социально - педагогического мониторинга, подтверждает гипотезу исследования о том, что коллективные занятия пожилых людей творческой деятельностью способствуют повышению уровня социализации. Полученные результаты также свидетельствуют об эффективности предложенной модели методической системы. Следовательно, цель диссертационного исследования достигнута, задачи решены.


1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
2. Арашин С.Н., Арашина А.С. Проблема образования пожилых людей / С.Н. Арашин, А.С. Арашина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 36. С. 101-105. URL: http://e-koncept.ru/2015/95612.htm (дата обращения: 13.03.2022).
3. Баева М.С. Методы обучения в педагогике / М.С. Баева // Образовательный портал «Справочник». URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/metody_obucheniya_v _pedagogike/ (дата обращения: 07.12.2021).
4. Валентиров М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М. Ю. Валентиров // Молодой ученый. 2013. №12(59). С. 804-809.
5. Вербицкая А. Проблемы педагогического осмысления процессов аккультурации, инкультурации и социализации / А. Вербицкая // Международный образовательный портал Маам. 2021. URL: https: //www. maam.ru/detskij sad/problemy-pedagogicheskogo-osmyslenij a- procesov-akulturaci-inkulturaci-i-socializaci.html (дата обращения: 17.05.2021).
6. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
7. Воронкина А.А. Образование, переобучения старшего поколения / А.А. Воронкина, Т.О. Першина // Вестник современных исследований. 2018. № 11.5(26). С. 52-55.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
9. Гаязов А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: монография / А.С. Гаязов, С.Б. Баязитов, А.С. Амиров. // М-во образования Рос. Федерации; Юж.-Урал. науч.- образ. центр РАО, М-во образования Респ. Башкортостан, Баш. гос. пед. ун-т. Уфа: БГУ, 2000. 197 с.
10. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности : учеб. и практ. для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. 2-е изд., доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 410 с.
11. Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности: традиции и новации / Т. Б. Гребенюк. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2020. Вып. 1(5). 73 с.
12. Ермак Н.А. Возможности художественного творчества в удовлетворении духовных потребностей пожилых людей в образовании / Н.А. Ермак // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на Юге России. Вып. №3(7). Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С. 5-8.
13. Ермак Н.А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста средствами художественного творчества : автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.01. / Н.А. Ермак. Ростов-на-Дону, 2009. 54 с.
14. Зайцев А.С. Особенности социализации современных подростков в дополнительном художественном образовании / А.С. Зайцев // Гуманитарное пространство. 2012. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh- podrostkov-v-dopolnitelnom-hudozhestvennom-obrazovanii (дата обращения: 17.02.2022).
15. Згурская Е.Н. Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема / Е.Н. Згурская // Вестник СПбГИК. 2016. №3 (28). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/resotsializatsiya-lyudey-tretiego- vozrasta-kak-sotsiokulturnaya-problema (дата обращения: 22.01.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ