Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие изобразительных навыков рисунка учащихся 10-12 лет в детской художественной школе

Работа №115382

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы развития изобразительных навыков детей 10-12 лет на занятиях по рисунку 15
1.1 Психолого-педагогические особенности развития изобразительных навыков у детей 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе 15
1.2 Методика обучения и развития изобразительных навыков у детей 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе..31
Глава 2 Опытно экспериментальная работа по развитию изобразительных навыков у детей 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе 38
2.1 Констатирующие эксперимент развитие изобразительных навыков у детей 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе 38
2.2 Экспериментальная проверка методической системы развития изобразительных навыков детей 10-12 на занятиях по рисунку (формирующий эксперимент) 52
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 75
Приложение А Констатирующий эксперимент. Анкетирование 83
Приложение Б Констатирующий этап эксперимента. Задание № 1. Конструктивное построении 2-х предметов быта на плоскости с введением тона 86
Приложение В Формирующий эксперимент. Задание № 1. Натюрморт. Компоновка в листе 2х предметов быта 92
Приложение Г Задание № 2 Натюрморт. Конструктивное построение чайника с одним фруктом (лимон) 93
Приложение Д Задание № 3 Натюрморт. Изображение объема. Поверхность предмета и его освещение. Возможности светотени 94
Приложение Е Задание № 4 Упражнение. Графическая отработка штриха 95
Приложение Ж Задание № 4 Упражнение - Деревья в перспективе (бумага) 97
Приложение И Задание № 4 Упражнение. Линейно-конструктивное решение предмета 98
Приложение К Задание № 5 Натюрморт. Объемно-пространственное (тоновое) решение 99

Изобразительное искусство имеет важное значение в комплексном развитии ребенка, особенно в его духовно-нравственном воспитании, эстетическом отношении к культуре, в том числе материальной культуре родного края. Приобщая ребенка к искусству, мы формируем у него не только понятия эстетики, красоты, гармонии, но и учим владеть практическими изобразительными навыками изображения, восприятия, вырабатывая в ребенке потребность в творчестве и анализе продуктов деятельности, оценке произведений искусства. Все это вместе способствует развитию и формированию гармоничной и целостной личности. Изобразительное искусство и деятельность формирует у детей одно из важных качеств, способность воспринимать, чувствовать, оценивать, переживать и создавать новые образы. Этот процесс способствует развитию определенных навыков, позволяющие ребенку сформировать особую мировоззренческую художественно-эстетическую, позицию.
Деятельность ребенка будет носить творческий характер, если в своей совокупности она будет продуктом двух познавательных процессов мышления, с одной стороны восприятия, а с другой его изображения - рисования.
Совершенствуя изобразительные умения и навыки, мы развиваем не только творческие способности ребёнка, но способствуем овладению им композиционных умений в организации пространства с учетом целостности восприятия, техники штриховки, заливки и лессировки, различных средств выразительности, навыков рисования цветом, карандашом, и тогда изображение становится простым, лаконичным и красочным по-своему содержанию.
В результате такой активной художественной деятельности происходит развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи, воображения, восприятия, что несомненно влияет на процесс развития уровня познавательной активности, мышления, связанный с умением анализировать, сравнивать, делать свои умозаключения.
Особый, актуальный смысл, в век информационных технологий и инноваций приобретает развитие изобразительных навыков у обучающихся. Это также связано с тем, большинство детей более 6 часов проводят «за компьютером», что несомненно отразиться на скорости восприятия информации, на развитие способностей создавать и репродуцировать новые образы, на шаблонность изображения. Поэтому изобразительная деятельность, носящая живую форму восприятия, должна стимулировать творческие способности ребенка, с тем, чтобы он научился рисовать в пространстве видимую форму, а не усвоенные им абстрактные схемы предметом.
В соответствии с этим, проблема исследования исходит из определения тех условий включающие организацию образовательно-воспитательного пространства, новых методов и форм, педагогических технологий, при которых процесс творчества стал бы важной двигательной силой в развитии и становлении творческой личности и ее изобразительных навыков.
Одним из признанных развивающих чувственно-двигательную функцию, координирующим согласованность двух полушарий, правого и левого, движение руки и глаз, является рисунок, как важный компонент творчества и изобразительной формы. В своем личностном становлении, овладевая изобразительными формами, обучающийся создает рисунок, который организует его духовный мир с эстетическим, формирует систему ценностей и через изображение созданного им художественного образа влияет на сознание и чувства, воспитывая определенное отношение, помогает глубже познать мир во всем его многообразии.
Если говорить о понятии изобразительные навыки, то мы подразумевает под этим овладение практическими, техническими, конструктивными, выразительными средствами изображения, к которым относится линия, пропорции, штрих, тон, контраст, свет, нюанс, пятно, объем и пространство сознательное использование которых приведёт к созданию композиции, художественному образу, целостному и выразительному по своему содержанию.
Все это, демонстрирует тот факт, что процесс развития изобразительных навыков зависит от эмоционально-психологического состояния и индивидуальных особенностей личности, а также от методики, средствах и педагогических приемах, технологиях используемых и применяемых педагогов, в практике своей деятельности. Только при таких условиях обучение и воспитание будет носить творческий характер познания.
При наличии мотивации овладеть азами изобразительного искусства становится вполне реально, а если добавить к этому регулярные тренировки, можно начать рисовать на весьма приличном уровне, вплоть до срисовывания с натуры с фотографической точностью. Главное в этом, убрать ограничивающие убеждения и просто попробовать, с каждой новой попыткой шансы достичь успеха в этом творческом деле будут возрастать. Действуя поэтапно, от простого к сложному, можно добиться значительного прогресса в совершенствовании собственных навыков.
В своей книге «Педагогическая психология», известного психолога и педагога Л.С. Выготского, представившего основные идеи и концепции индивидуального и физиологического обучения и воспитания детей- дошкольников средствами развития изобразительного искусства. Особое внимание автор заостряет на изучение исследование личности ребенка через его психологическую и практическую природу деятельности. Так, в одном из томов, а у Л.С. Выготского их шесть, выдающийся мыслитель и ученый осветил свою знаменитую концепцию «Психология развития человека» (1930 г.) в которой определил наиболее сенситивные периоды развития личности и этапы ее становления в различные периоды жизни, как график развития ребенка с момента его рождения и переходы на следующий уровень через зоны «нестабильного» становления.
Изложенные в книге идеи и концепции Л.С. Выготского стали для многих исследователей фундаментальными знаниями в области психологии и педагогики развития ребенка.
Русский педагог, теоретик и исследователь психологии восприятия творчества и эстетического воспитания А.В. Бакушинский в своей книге «Художественное творчество и воспитание» (1930 г.) определил этапы и методы развития ребенка, его способностей и личности средствами изобразительного искусства, научно доказав значение художественной деятельности в духовно-эстетическом и интеллектуальном развитии.
По мнению Г.М. Кершенштейнера, известного немецкого педагога- реформатора, философа образовательного мышления, автора работы «Концепция школы труда» (1908 г.), в которой он ставил задачи, связанные с дидактическими и методическими изменениями, с внутренней организацией школы, развитие ребенка должно происходить в школе, где практические занятия и навыки в том числе и изобразительные, развивают умственные «способности к логической мысли», как неотъемлемая часть характера ребенка, где «ручной труд, есть вещь, неотъемлемая часть характера ребёнка, которая воспитывается в процессе обучения» [8].
В исследовании советский психолог, автор дифференцированной школы психологии, Б.М. Теплова и автор книги «Ум полководца» (1788 г.) отмечает, что развитие способностей, как врожденных, так и развиваемых зависит от характера, темперамента, силы ума и воли, но и от методов и методик их измерения и диагностики.
Исследователи отмечают высокое значение развитых изобразительных навыков в возрасте 10-12 лет его успешности обучения, определяют степень воздействия на становление личности в процессе освоения грамоты и техники рисования. Воля и ум. В этом плане стоит отметить труды Н.М. Сокольниковой, разработавшей программы обучения изобразительному искусству детей и внесшей особый методический вклад в поэтапное и последовательное его развитие.
Характерной, доминирующей чертой современного художественного образования является тенденция к развитию компьютерных технологий, технических средств рисования, когда ручной труд уходит на второй план, и на первый выходит рисование с применением компьютерных технологий. Это является основным и самым важным упущением в творческом развития, так как изобразительные и выразительные средства графики и компьютера разные.
К тому же мелкая моторика руки задействована не в полной мере, отсутствует факт прямого взаимодействия карандаша и движения руки по пространству листа. С одной стороны, это соответствует технического прогрессу общества, а с другой есть определенный риск, который может привести к шаблонности изображению и снижению познавательной активности.
Таким образом, развитию творческих способностей, мышлению, знаний и изобразительных навыков, посвящено множества научных исследований. Но несмотря на это, проблема развития и становления гармоничной личности ребенка, все больше и больше становится актуальной.
Проблемой развития у детей изобразительных навыков средствами графики занимались (В.С. Мухина, Е.А. Флерина, Ж.В. Мацкевич, A. Р. Лурия, М.М. Кольцова, Т.С. Комарова и другие.)
Разработкой методики развития детского изобразительного творчества показаны в трудах (С.В. Погодина, И.С. Якиманская, Н.М. Сокольникова, B. А. Сластёнин И.М. Петухова, В.Ф. Спиридонова, М.Ф. Фаликмак, Ю.П. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, К.В. Бюллер, С.С. Стапанов, В.Б. Косменская, Н.Б. Хаязова, Т.Я. Шникова, Л.В. Ершова, И.Т. Симакина, Е.К. Хенкер, И.Э. Кашетковаи другие).
Педагогические исследования в области изобразительного искусства и навыков рисованию раскрыты в трудах (В.Н. Полунина, Н.А. Ветлугина, Р.Г. Казакова, А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, В.В. Кандинский, А.Ф. Пахомов, Е.И. Игнатьев, И.М. Никольская и другие).
Цель исследования - разработать педагогическую модель развития изобразительных навыков учащихся 10-12 лет на занятиях изобразительной деятельностью в детской художественной школе.
Объект исследования - процесс развития изобразительных навыков у обучающихся 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе.
Предмет исследования - комплекс методов, приемов и средств развития изобразительных навыков у обучающихся 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе.
Гипотеза исследования - развитие изобразительных навыки графического рисования учащихся художественной школы будет успешным если:
• определена специфика процесса развития изобразительных навыков детей 10-12 лет на занятиях по рисунку;
• разработана и внедрена модель методической системы содержащая комплекс заданий и упражнений с применением педагогических технологий, методов и средств развития изобразительных навыков детей 10-12 лет на занятиях по рисунку;
• разработанные критерии и уровни оценки развития изобразительных навыков учащихся.
Задачи исследования:
• проанализировать и систематизировать научно-методическую литературу по проблемам развития изобразительных навыков детей в области художественного образования;
• разработать, внедрить и апробировать модель методической системы содержащую комплекс заданий и упражнений с применением педагогических технологий, методов и средств развития изобразительных навыков детей 10-12 лет на занятиях по рисунку;
• разработать критерии и уровни оценки развития изобразительных навыков учащихся;
• провести экспериментальное исследование и проверить эффективность методики развития изобразительных навыков, обучающихся 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе.
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области теории психологии искусства и творческого развития личности, что отражена в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна Г. Кершенштейнера, Ю.М. Теплова, Г.Г Григорьева, К.Н. Николаева, О.П. Иванова, И.П. Дониевского, С.П. Соколовой, Р.С. Немова, М.В. Озеровой, В. Прейера, К. Риччи, Ж. Люке, Н.К. Крупской, Л.А. Венгера, А.В. Антоновой.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества отражена в трудах С.В. Погодина, И.С. Якиманская, Л.Г. Оршанский, Н.М. Сокольникова, В.А. Сластёнин И.М. Петухова, В.Ф. Спиридонова, М.Ф. Фаликмак, Ю.П. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, К.В. Бюллер, С.С. Степанов, В.Б. Коменская, Н.Б. Хаязова, Т.Я. Шникова, Л.В Ершова, И.Т Симакина, Е.К. Хенкер, И.Э Кашетковаи, К. Лампрехт, Е.Б. Баранова, М.А. Лыкова, Н.А. Рыбникова, Э. Мейман, А.М. Шуберт, Ф. Гуденаф, A. Ф Лазурский, В.С. Кузин, М.Б. Зацепина, М.Н. Зубарев, М.И. Калинин, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, В.М. Бахтерева.
Теоретические исследования в области изобразительного искусства и навыков рисования отражены в трудах В.Н. Полунина, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Серикова, Р.Г. Казаковой, Т.А. Копцевой, А. Мелик-Пашаева, B. С. Мухиной, Е.И. Игнатьева, Л. П. Сопроненко, И.М. Никольской Ф. Чижек, Ф. Итало, Л. Тедда, М. Монтессори, Г. Вельфлин, Г. Гартлауб, Р. Мюллера, Р. Майне, Е.А. Флериной, Б. Джефферсона, Н.П. Сакулиной, Л.В Парамоновой, Т.Л. Копцевой, Н.Н. Фоминой, Р.Г. Казаковой, Д. Бленда, С. Лэнглера, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, И.Я. Лернера, А.А. Волкова, Ю.А. Полуянова, Ф.И. Шмита.
Методы исследования:
• исследования, представляющие собой теоретико-методологический анализ различных диссертационных исследований, авторефератов, научных публикаций по изучаемой теме исследования, а также различные учебные программы и стандарты, научные периодические издания;
• эмпирические исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, сравнительный анализ аудиторных и самостоятельных работ учащихся, выполненных на контрольных, промежуточных и формирующих этапах эксперимента;
• оценочно-статистические, состоящие из изучения и анализа результатов и продуктов художественной деятельности учащихся, до начала и после эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованной, экспериментально апробированной структурно-содержательной методической системы, содержащей комплекс заданий и упражнений предполагающие последовательное освоение теоретических понятий и практических навыков в области рисунка, с применением педагогических технологий, опирающихся на личностно-ориентированное, развивающее обучение, технологии исследовательского (проблемного) обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, интерактивные технологии, игровые технологии), а также практических, наглядных и словесных методов и средств развития изобразительных навыков, обучающихся 10-12 лет на занятиях по рисунку.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании проблемы развития изобразительных навыков, обучающихся 10-12 лет на занятиях по рисунку в детской художественной школе; в разработке, научно обоснованной структурно-содержательной модели методической системы, содержащая комплекс заданий и упражнений предполагающие последовательное освоение теоретических понятий и практических навыков в области рисунка, с применением педагогических технологий, опирающихся на личностно-ориентированное, развивающее обучение, технологии исследовательского (проблемного) обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, интерактивные технологии, игровые технологии), а также практических, наглядных и словесных методов и средств развития изобразительных навыков, обучающихся 10-12 лет на занятиях по рисунку; определены критериальные показатели и уровни развития изобразительных навыков учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в обозначении на сегодняшний день актуальной научной проблемы, связанной с развитием изобразительных навыков, обучающихся 10-12 лет; в разработке структурно-содержательной модели, ее апробации и внедрения в систему дополнительного образования детей; материалы проведенного педагогического исследования включены учебную программу «рисунок» ДХШ; полученные данные научного исследования могут стать основой для разработки целостной и комплексной системы обучения детей изобразительным навыкам рисунка и быть использованы в методике преподавания дисциплины рисунок, как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
• структурно-содержательная модель развития изобразительных навыков по рисунку обучающихся 10-12 лет в ДХШ;
• критерии и уровни развития изобразительных навыков по рисунку обучающихся 10-12 лет в ДХШ.
Этапы исследования. Экспериментальной базой исследования являлася Детская художественная школа им И.П. Тимошенко города Сызрань. В исследовании приняли участие ученики детской художественной школы - 15 человек, обучающихся по дисциплине «рисунок».
Исследование проводилось с 2018-2020 г.
На первом этапе (2018 г.) проводилось теоретико-методологическое исследование современного состояния проблемы, история вопроса, анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, с целью определения этапов исследования, постановки цели, объекта и предмета исследования, научного аппарата, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап (2018-2019 гг.) - опытно-экспериментальный - заключается в разработке структуры модели развития изобразительных навыков, обучающихся 10 -12 лет в рамках дисциплины «Рисунок».
Третий этап (2019-2020 гг.) - обобщающий. На данном этапе проверялась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались, полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись и корректировались выдвигаемые теоретические положения исследования. На этом же этапе осуществлялось оформление диссертации, определялись перспективы развития темы исследования.
Личный вклад автора состоит в проведении анализа состояния исследуемой проблемы; в разработке модели развития изобразительных навыков у обучающих 10-12 лет в ДХШ; во внедрении результатов исследования в практику учебных занятий, разработке программ с направленностью на развитие изобразительных навыков по рисунку обучающих 10-12 лет; в получении научных результатов педагогического исследования, изложенных в диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена основой на методологию педагогических исследований; использованием теоретических и эмпирических методов, точно поставленным задачам и логике исследования; привлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме; характерностью полученных данных; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования и ее экспериментальной проверкой; разработанной модели развития изобразительных навыков по рисунку обучающих 10-12 лет в ДХШ.
Апробация и внедрение результатов связана с организацией опытно-экспериментальной работы в детской художественной школе по дисциплине «рисунок» и решением актуальных вопросов развития изобразительных навыков детей 10-12 лет. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованные в научных сборниках.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Общий объем магистерской диссертации 100 страниц, из которых 73 станиц текста, и приложения, в котором отражены 10 таблиц, 40 рисунка. Список используемой литературы включает 57 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав научно-методическую литературу, автор исследования пришел к выводу, что изобразительный навык представляет собой с одной стороны опыт изобразительный, а с другой стороны технологический. Так изобразительный навык позволяет решать многие наглядные, художественные, творческие, практические задачи. В то время как, технологический навык формирует опыт практического исполнения, что выражается в правильной координации движения руки, головы и тела, в умении держать карандаш, на листе бумаги провести правой (левой) рукой линию ровно, заштриховать форму.
При разработке модели методической системы, в ее содержательной части и при проведении занятий мы старались в совокупности развивать эти два вида изобразительного навыка.
Таким образом, опираясь на поставленные задачи и гипотезу исследования, как показывают результаты магистерской диссертации: развитие изобразительных навыки графического рисования учащихся художественной школы будет успешным если определена специфика процесса развития изобразительных навыков детей 10-12 лет на занятиях по рисунку, заключающегося в том, что, навыки формируются в систематичной и последовательной деятельности, эту последовательность организуем разработанная модель методической системы, содержащая комплекс заданий и упражнений с применением педагогических технологий, методов и средств направленных на развитие изобразительных навыков детей 10-12 лет на занятиях по рисунку. К тому же модель, ее наличие обеспечивает работу критериального аппарата. Именно от адекватной оценки зависит в дальнейшем «полюбит ли» ребенок искусство.
Отсутствие определенной методики в обучении ребенка может привести к тому, что у него пропадет интерес к изобразительной деятельности, его знания могут носить стихийный, бессистемный характер.
Наличие модели обеспечит не только структурность и содержательность процесса обучения и способствует развитию мотивационной сферы.
Для ребенка научиться ясно, просто и красиво выражать и создавать образ средствами изобразительного искусства является особой творческой и научной школой в познании окружающего мира. Это требует от него не только усидчивости, терпения, но и больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. И как показали результаты формирующего этапа эксперимента, система разработанных заданий и модель методической системы направленная не только дать знания, но и адекватно оценить уровень обучающихся, с тем чтобы в дальнейшем можно было корректировать и направлять деятельность учителя, выстраивая образовательное пространство, таким образом, в котором ребенку было комфортно, интересно, познавательно.
В процессе реализации задач формирующего эксперимента мы опирались на то, чтобы развитие изобразительных навыков необходимо освоить (пройти) три этапа. Первый из которых связан с овладением навыка технического, держать правильно карандаш. Второй этап заключается в отработки технических движений, это тот этап, когда мы говорит о качестве линии, штриховки. И последний этап связанно с навыками позволяющие освоить конструкцию предмета, а это значит научить видеть их предметы «прозрачно». Это возможно сделать, когда обучающиеся освоят все те материалы и инструменты с помощью которых создается образ.
Рисунок, как основа реалистического изображения учит не только основам изобразительной грамоты, но и формирует понятийный аппарат. Осваивая различные термины, обучающиеся начинают понимать смысл слов и выражений, постепенно они станут использовать эти слова в собственной речи. Употребление которых приведет к формированию системного, логического, абстрактного мышления, когда ребенок учится видеть те логические связи, которые происходят в мыслительном процессе. Так на основе законов логики он познает мир, логика которого скрыта в конструктивно-пластических, светотоновых особенностей и качеств предметов и форм окружающего мира. В этом, мы видим основную силу рисунка, и навыков рисования, освоение знаний, законов и принципов в деятельности, которые способны повлиять на процесс творческого познания, когда из пассивной позиции ребенок переходит в позицию продуктивной творческой деятельности. Именно в этом состоянии, владея навыками рисования ребенок способен к созданию нового художественного образа
Рисунок таким образом, является средством художественного выражения замысла и определенной системой знаний о мире, познание которых требует от учителя определенных педагогических и методических компетенций. В этом отношении модель методической системы является компонентом, который организует и формирует процесс обучения и творчества.


1. Абдирасилов С.Ф. Художественные традиции как основа профессионального мастерства // Наука и образование сегодня. 2016. №2 (3). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hudozhestvennye-traditsii-kak-osnova-professionalnogo-masterstva (дата обращения: 19.06.2020).
2. Абылкасымова А.Е., Рыжаков, М.В., Шишов, С.Е. Модернизация педагогического образования в условия инновационного развития: стратегические направления // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2015. №4 (68). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modernizatsiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-usloviya-innovatsionnogo-razvitiya-strategicheskie-napravleniya (дата обращения: 14.03.2020).
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стериотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
4. Бакушинский.А.В.(1883-1939).Исследования и статьи : Избр. искусствовед. тр. / А.В. Бакушинский; [Авт. вступит. Статьи И.А. Либерфорт и др.]. - М. : Сов. художник, 1981. - 351 с. : ил., 40 л. ил., цв. ил.; 24 см.;
5. Барыкина Н.В. Комплекс развивающих занятий для детей от 1 года до 5 лет "Всезнайка-дошколенок" [Текст] : Наталья Владимировна Барыкина. - Москва : [б.и.]: 2014г. - 432 с.
6. Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста: гносеологическая модель развития: [монография] / Н.А. Вершинина ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Лема, 2008. - 152 с. : табл.; 21 см.;
7. Выготский, Л.С. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. . Лурия А. Р.,. Ярошевского М. Г; [Послесл. и коммент. Ярошевского М.Г, Гургенидзе Г.С]: Собрание сочинений: В 6-ти т. / Выготский Л.С.. - Москва : Педагогика, 1982. - 487 с. : портр. - (Собрание сочинений. В 6-ти т.).;
8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева: М. «Просвещение» - 1995 г.Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. - М.: Научное изд. «Большая российская энциклопедия», 1999.1-4.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности[Текст]/ Т.Н. Доронова: С-П. - 2003 г.
10. Доронова Т.Н.,Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон: М. «Просвещение» - 1992 г.
11. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/produktivnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya- doshkolnika (дата обращения: 24.05.2020).
12. Ермолинская Е.А. Современные концепции художественного образования // Евразийский Союз Ученых. 2015. №4-5 (13). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennye-kontseptsii-hudozhestvennogo- obrazovaniya (дата обращения: 19.06.2020).
13. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] Z Т.Г. Казакова: М. «Просвещение» - 1985 г.
14. Казакова С.В. Методическая система формирования аудиальной культуры младших школьников // Дискуссия. 2012. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskaya-sistema-formirovaniya-audialnoy- kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 14.03.2020).
15. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" / Казакова Т.Г. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 255 с. : ил.; 22 см. - (Педагогика и воспитание).;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ