Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политическая социализация в трансформирующемся российском обществе

Работа №7478

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы168стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 15
1.1. Понятие и сущность феномена политической социализации 15
1.2. Концептуальные направления в исследованиях политической социализации 34
1.3. Этническая идентичность как фактор политической социализации в трансформирующемся российском обществе 50
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 74
2.1. Социализация как институциональный процесс: базовые элементы и их значение 74
2.2. Механизмы и факторы политической социализации в российском политическом пространстве 97
2.3. Особенности процесса политической социализации в условиях со-временного российского общества 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА¬ТУРЫ 153



Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления проблем политической социализации, связанных с изменением политических, социально-экономических основ общества и кризисными ситуациями в различных сферах жизни социума, возникших в ходе демократических реформ в России.
Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры, которое осуществляется через освоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. В этой связи рассмотрение проблем политической социализации личности, в ходе которой и осуществляются эти процессы, является весьма актуальным.
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. В стране, где одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому пересмотру базовые ценности, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения.
Проблема трансформационного политического процесса в России заключается не только в идеологических противоречиях, перерастающих подчас в ожесточенные политические конфликты, более важными являются изменения происходящие с ценностном сознанием россиян. Сложилась ситуация, когда сформировавшийся ранее нормативный порядок начал стремительно утрачивать свою значимость в глазах всех россиян: для одних — потому, что был олицетворением тоталитаризма, для других — потому, что оказался неспособным противостоять нарастающей нестабильности. Массовое сознание не принимало старый нормативный порядок, а ценностный раскол вел к тому, что в обществе складывались конкурирующие представления о его новом облике. Прозвучавшее не так давно предложение о выработке объединительной общероссийской идеологии есть не что иное, как осознанное или интуитивное стремление преодолеть ценностный раскол массового сознания и обеспечить функционирование такого важного социетального механизма, как политическая социализация.
Передача политических ценностей, установок и моделей поведения осуществляется посредством воздействия на индивида факторов социализации, а при изменении, трансформации политической системы изменяются и агенты политической социализации. Их влияние на личность в условиях трансформации общества изучено не достаточно.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем социализации наглядно иллюстрирует взаимосвязь исследований, в центре которых стоит человек и его отношения с социумом.
Значимость процесса политической социализации личности и социальной группы в жизни общества была эмпирически осознана в глубокой древности, знания о его закономерностях позволяли с успехом формировать устойчивые общественные структуры, как военной демократии, так и первых государственных образований. Однако, при этом, предметом публичного об¬суждения и философского дискурса проблема политической социализации становится в рамках демократии Греции и Рима. Она отражена в трудах Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Идеи полного подчинения индивидов ими же созданному государству Т.Гоббса и Дж. Локка во многом предвосхитили рост научного интереса к проблеме политической социализации личности, еще более актуализировавшегося после буржуазной революции во Франции 1789 года.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сохранению политической системы способствует множество факторов, среди которых важное место занимает политическая социализация индивида, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок.
Рассматривая социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, можно представить процесс социализации в виде совокупности четырех составляющих: стихийной, относительно направленной, относительно социально контролируемой социализации и более или менее сознательного самоизменения человека
В ходе социализации складываются два основных типа политических ориентаций: негативные и позитивные. Согласно такому подходу негативные политические ориентации проявляются в подчинении личных интересов интересам административных и политических лидеров или в уходе личности от политики. Ориентации позитивного характера отличаются стремлением человека к взаимосвязи и политическому взаимодействию с другими людьми на основе общих интересов и задач, а так же побуждением к самостоятельному развитию и самоактуализации.
Важным аспектом анализа сущности политической социализации является ее тип. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. На него оказывает влияние совокупность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической социализации и др. Тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать, какой тип политической социализации личности господству¬ет в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения и характера взаимодействия политической системы и индивида современная политология выделяет различные типы политической социализации личности: гармонический, плюралистический, гегемонический и конфликтный.
Важным аспектом нашей работы стало выявление и анализ моделей политической социализации:
1. Модель социализации как инкультурации. Такая трактовка рассматривает социализацию как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой.
2. Модель социализации как развития личностного контроля связана с идеей классического психоанализа о нивелировании асоциальных побуждений, с которыми люди рождаются, и осуществлении контроля над ними.
3. Модель социализации как результата межличностного общения. В рамках этой модели личность рассматривается производной от того социального целого, к которому она принадлежит.
4. Модель социализации как процесса ролевой тренировки отождествляет социализацию с усвоением ролей. Эта модель рассматривает механизмы, которые вписывают индивида в социальную систему.
5. Модель социализации как социального научения развивает идеи бихевиоризма.

1


1. Абдоков С.А. Формирование политической культуры молодежи в условиях полиэтничного региона // Классический университет как центр социально¬го и культурного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 439 с.
2. Абовян А.Н. Этническая идентичность как составляющая этнического са-мосознания. - http://ppf.uni.udm.ru.
3. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной пара¬дигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.
4. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Сокр. пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галки¬ной / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. - М.: Аспект Пресс, 2002. -520 с.
5. Амосенко О.В. Стили поведения подростков в процессе политической со-циализации: Автореф. дис. ... канд. педагог. нак. - СПб., 1995. - 25 с.
6. Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема со-временной политологии // Вестник МГУ. - Сер. 18. «Социология и политоло¬гия». - 1997. - №3. - С. 34-43.
7. Артюхович Д.В. Проблемы политической социализации молодежи в со-временной России // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государ-ственного технического университета. - Сер. «Гуманитарные науки». - Вып. № 10. - Ставрополь, 2003. - http://www.ncstu. ru.
8. Аствацатурова М.А. Диаспоры Ставропольского края: этносоциальная и этнополитическая динамика // Известия вузов. Северо-Кавказский регион -
2002. - № 4. - С.26.-35.
9. Афонин Ю. Спланированное равнодушие. Слово о своем поколении. - М.: Аспект Пресс, 2001. -120 с.

154
10. Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного вы¬бора // Журнал социологии и социальной антропологии. Вып. 1. - 1999. - Т.
2.
11. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс.- 2003.- № 6.- С. 65-74.
12. Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Экзамен, 1996. - 320 с.
13. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социс.
— № 9.- 2001. - С.68-76.
14. Борисова О.В. Политическая социализация этнических групп в постколо- ниальном пространстве // Общественные науки и современность - 1998 - № 1. - С.71-80.
15. Буржуазная философия ХХ века. - М.: Наука, 1974. -312 с.
16. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума // Обще¬ственные науки и современность. - 2004. - № 1. - С. 5-16.
17. Ващилин Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации // Социально-гуманитарное знание. - 2003. - № 2.
18. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Республика, 1994. -318 с.
19. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведе¬ния. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
20. Водолагин А. А. Интернет - СМИ как арена политической борьбы // Об¬щественные науки и современность . - 2002. - № 1.
21. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного челове¬ка. - М.: Век, 1998 .-288 с.
22. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание госу- дарстоцентричной матрицы развития // Политические исследования. - 2002. - № 4.
23. Вятр С. Социология политических отношений - М: Политиздат, 1979. - 376 с.
24. Гаврилова В.И. Политическая социализация молодых // Свободная мысль.
- 1997. - С.18-25.

155
25. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. - 2002. - № 1.
26. Гаджиев К. Политическая философия.- М.: Международные отношения,
1999. — 287с.
27. Гаджиев К. Сравнительный метод в политологии // Политическая культу¬ра: Теория и национальные модели - М.: Интерпракс, 1994.— С.14-25.
28. Гайворонский С.В. К вопросу о влиянии СМИ на патриотическое созна¬ние молодежи // Классический университет как центр социального и куль¬турного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С.59-64.
29. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные инсти¬туты в современной российской политике // Полис. - 2003. - № 4. - С. 6-25.
30. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 -2002 годов. - М.: Новое литературное образование: «ВЦИОМ-А», 2004. - 816 с.
31. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Человек и общество: проблемы социализации индивида. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 320 с.
32. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. - Ростов-на- Дону, 1996. - 164 с.
33. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. - М.: «Ключ-С», 1989.-224 с.
34. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А.П. Садохина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
35. Гудименко Д.В. Политическая культура России // Политическая культура и национальные модели. - М.: Интерпракс, 1994. - С.З1З- 349.
36. Диккенбергер Д. Политическая социализация // Политология. Краткий терминологический словарь. Вып.1 - М., 1992. - С.30-35.
37. Дилигенский М. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
38. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. - М.: Эдиториад УРСС, 1996. - 150 с.

156
39. Дмитриев А.В. Политическая социология США. - Л.: Лениздат, 1971. - 320 с.
40. Дмитриев А.В., Ширяев Б.А., Федосеев А.А. Проблема социализации в американской политической науке / Человек и общество. Проблема социали¬зации индивида. Вып. 9. - Л.: Лениздат, 1971.-228 с.
41. Дневник Алтайской школы политических исследований. - 2003. - № 6.
42. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология - М.: Эк¬замен, 1994. - 281 с.
43. Дойч К. основные изменения в политологии // Политические отношения: Прогнозирование и планирование. - М.: Юрист, 1989.- 420 с.
44. Долгов В.М. Сравнительная политология // Политология для юристов. - М.: Юрист, 1999. - С. 758-771.
45. Дорошенко А.И. Русские между прошлым и будущим // Социально¬политический журнал. - 1993. - № 4. - С.20-27.
46. Дудченко О., Мытиль А. Социальная идентификация и адаптация лично¬сти // Социологические исследования. — 1995. - №6. - С.110-119.
47. Евдакумова И.И. Политическая социализация личности как категория по¬литической науки: Автореф. дис. ... канд. полит. наук.. - М., 2003.-25 с.
48. Ерохин А.М. Этнополитические аспекты трансформации российского об¬щества. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. -315 с.
49. Иванников Б.Д., Панкратов А.В., Сергеев В.В. Личность в политической сфере: социализация в контексте проблем безопасности современного рос¬сийского общества. - Ставрополь, 2003.
50. Идеологический плюрализм: видимость и сущность. - М., 1987.
51. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. - М.: Юрист, 2001. - 511с.
52. Истон Д., Деннис Дж. Ребенок и политическая система. - М., 1997.
53. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянса. - М.: Юридическая литература, 1993.

157
54. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. - М., 1994.
55. Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор (К проблеме социализа¬ции молодых поколений современной России) // Социально-гуманитарное знание. - 2003. - № 4.
56. Касьянов В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции.
- Краснодар, 1994. — 175с.
57. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. - М.: Политиздат, 1983.
58. Классический университет как центр социального и культурного раз¬вития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 439 с.
59. Клубов А.В., Халиков М. С., Клубова О. А. Глобализация социально-экономической жизни: история и современность // Вестник МГУ. - Сер. 18. «Социология и политология». - 2005. - № 1. - С. 135-143.
60. Козлова О.Н. Социализация в поле безопасности и за ее пределами // Со¬циально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 126 - 127.
61. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 345 с.
62. Коновалова Л.В. Особенности социализации в многонациональном регио¬не // Классический университет как центр социального и культурного разви¬тия в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - C.185-190.
63. Коршунова О.С. Политическая социализация подростков и способы ее пе¬дагогической коррекции: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук.. - Ярославль, 1996. — 19 с.
64. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование между свободой выбора и необходимостью / Образование и наука в процессе реформ: Социологиче¬ский анализ / Ред. сост. Д. Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. - М.: ЦСП, 2003. - 432 с.

158
65. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. - Мурманск, 1998. — 186 с.
66. Кочетков В.В. Глобализация в образовании. Информационная война и «промывание мозгов» или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации? // Вестник МГУ. - Серия 18. «Социология и политология». - 2005. - № 1. - С. 144-159.
67. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Политические исследования. - 2003. - № 1.
68. Краснов В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального ан-тагонизма // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 19-30.
69. Краснов Ю. Политика: теория и практика. Основы сравнительной полито¬логии: В 2-х ч. - М., 1993. - Ч. 1. - 78 с.
70. Латыпов Р. А. Интернационализация: вызов и шанс для провинциального вуза // Полис. - 2004. - № 3. - С. 162-167.
71. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1995. — 365с.
72. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. - 1999. - № 5.
73. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний // Вопросы психологии. - 1997 - № 6.
74. Лисицин Д.В. К вопросу о политико-правовой социализации личности как составляющей системы современного классического образования в России // Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С.203-209.
75. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Лань, 2001. - 864с.
76. Лола Н.Г. Политическая социализация личности (философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1987. — 23с.
77. Луков В. А. Проблемы обобщающих оценок к положению молодежи // Со¬цис. - 1998. - № 9. - С.28-35.

159
78. Лукс Г. А., Кутьина А. А., Матвеева А. А., Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий: научно-аналитический обзор / Под общ. ред. Лукс Г.А., Фурсова О.Б. - Самара: Изд-во «Самарский университет»,
2002. - 104 С.
79. Макарова С.И. Политическая социализация учительства современной Рос¬сии: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Саратов, 1999. — 23с.
80. Макеев А.В. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 333с.
81. Маккиавели Н. Государь. - М.: Наука, 1990. - 320 с.
82. Малетин С.С. Политическая социализация // Политология. - Новосибирск, 1998.
83. Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998.
84. Мамут Л.С. Политический процесс // Государство и право. - 1998. - № 5.
85. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.
86. Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. - М., 1996.
87. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. - М., 1983.
88. Меркулов А.П. Политический статус молодежи в современной России (теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1985. — 21с.
89. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1991. - С.100.
90. Миронов А., Андреев Э. Социально- гуманитарное знание и образова¬ние в новом измерении // Социально-гуманитарные знания. — 1999. - № 1. — С.3-15.
91. Млинар З., Штебе Я. Мобильность и идентификация в условиях откры¬того мира: теоретическая интерпретация и опыт Словении // Социс. - 2005. - № 4. - С. 33-42.
92. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М., 1993. — 490с.
93. Моррисон А., Макинтайр Д. Школа и социализация. - М., 2000.
94. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ