Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого мышления учащихся 5 класса в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий

Работа №104337

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы95
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 11
1.1. Становление и развитие феномена творческого мышления в научных трудах 11
1.2. Методы развития творческого мышления 19
1.3. Методы оценки творческого мышления 26
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 31
2.1. Особенности развития творческого мышления в 10-11 лет 31
2.2. Создания мультфильма как средство развития творческого мышления 34
2.3. Педагогическая модель элективного курса по развитию творческого мышления 37
Выводы по второй главе 43
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 45
3.1. Экспериментальное исследование по методу Вильямса 46
3.2. Экспериментальное исследование по методу В.Н. Дружинина 51
3.3. Экспериментальное исследование по методу Торренса 53
Выводы по третьей главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность исследования. Актуальность поиска новых путей развития творческого мышления у детей раннего пубертатного периода онтогенеза на элективных занятиях в школе связана и подкреплена исследованиями специалистов в области педагогики искусства, которые столкнулись с противоречиями между потребностями современного общества не просто в личности, а в творце, способного генерировать новые идеи, самостоятельно добывать знания, быть гибким к постоянным изменениям в современном мире и отсутствием условий для ее формирований. Творческое мышление является антиподом заурядности. Ведь ничто в этом мире не должно быть посредственно. Посредственность неестественна по своей природе.
На сегодняшний день в школах отсутствует конкретный инструмент, программа или идея, способствующая развитию всех факторов, составляющие творческое мышление.
По нашему мнению, значительные возможности в развитии творческого мышления открывают использование компьютерных технологий в художественном образовании. Необходимость и целесообразность выбора такого инструмента развития творческого мышления обуславливает тот факт, что они могут позитивно изменить способ преподавания и обучению искусству и направить образовательные реформы в мир художественного образования. К сожалению, искусство и информационные технологии лежат в разных «коробках» нашей системы образования, тем не менее междисциплинарный мост существует, хотя лишь на базовом уровне.
Более того, несмотря на многочисленные возможности информационных технологий, немного из художественных программ принимают новый подход. Исследователями данного вопроса было замечено, что преподаватели искусства часто неохотно внедряют информационные технологии в художественное образование, либо из-за отсутствия ключевых компетенций в области ИКТ, либо потому что они являются сторонниками традиционных методов обучения. Несмотря на это, технологическая реформа в художественном образовании неизбежна, и является маленьким ростком в огромном саду образовательной системы нашей страны [1].
Паритет, построенный между художественном образовании и компьютерными технологиями чрезвычайно важны для будущего образования в целом. Неизбежность сочетания инновационных технологий с традициями искусства должно привести к постоянному развитию процессу взаимосвязи и неустанному восприятию отражения старого и нового. Компьютеры никогда не смогут заменить искусство - они лишь могут сотрудничать и объединяться, но они не должны уничтожать друг друга. Внедрение информационных технологий не отрицает применения методологии педагогики искусства, но должны быть продолжением творческого процесса, использоваться в любой действительной художественной инструкции.
Влияние компьютерного искусства на детей имеет потенциал для улучшения восприятия ими художественного образования, так как для сознании людей молодого поколения важно, чтобы художественные программы включали новую эпоху развития их поколения. Большим преимуществом информационных технологий является устранение негативных стереотипов связанных с искусством и улучшает положительные реакции общественности для искусства. Кроме того, компьютерные технологии в художественном обучении способствует развитию навыков высокого уровня мышления - а именно, творческое мышление. Нельзя не отметить тот факт, что компьютер является отличным инструментом для популярного на сегодняшний день метода проектов, если какая-то стадия работы является неудачной, ее можно легко скорректировать без ущерба всего образа [2].
Такая свобода позволяет включить их способности и воображение на полную мощь, и наконец, комбинация традиций и инноваций позволяет увеличить карьерный потенциал не только в области искусства, но и на все сферы деятельности человека.
При выборе средства развития творческого мышления с помощью информационных технологий, было принято решение, сделать выбор в пользу создания мультипликационного продукта на элективном курсе в школе, этому послужил ряд причин [3].
В первую очередью, целесообразность создания мультфильмов предоставляет ученику большие возможности для развития творческого мышления, сочетая в себе как практические так и теоретические знания, результатом которого является продукт самостоятельного труда детей. Сложно найти такого ребенка, который не любит мультфильмы, но еще более ценно создать его своими руками, что сильно влияет на мотивацию и проявлению интересу к делу.
Во-вторых, причины касающиеся выбора места проведения эксперимента. Образовательная среда школы играет важную роль в развития личности ребенка. Это создает внутреннюю логику системы развития творческого мышления, которая в будущем может послужить методологической основой занятий в других школах и учреждений дополнительного образования.
В-третьих, необходимость проведения занятий не на занятиях изобразительного искусства, а на элективном курсе. Ученик делает самостоятельный выбор в пользу этих занятий, что позволило получить более точные результаты исследования, по причине отсутствия таких негативных проявлений как лень, незаинтересованность в работе и т.п.
Проблема традиции и новаторства наиболее остро стоит именно в художественном образовании. Научные разработки, посвященные развитию творческого мышления, не редко сталкиваются с противоречиями и немногие ученые открыты для принятия новых знаний (А.К. Макарова, Л.М. Митина, В.И. Панов, Н.В. Кузьмина).
Информатизация современной педагогики искусства является закономерным явлением, но вызывает споры у специалистов и вызывает ряд вопросов. Какую роль занимают информационные технологии в преподавание изобразительного искусства – доминирующую или подчиненную. Способна ли четкость и строгость технического познания строится в специфику методологии гуманитарного направления художественного образовании.
Степень изученности работы. Фундаментом нашей диссертации послужили работы психологов и педагогов (Эдвард де Боно, А.В. Брушлинский, Ф. Вильямс, М. Вертхаймер, Ю.П. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А. Понамарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, Е. Торранс, Дж. Штернбер, В.Н. Дружинин, Т.В. Галкина, С.А. Медник, В.Д. Шадриков и др.).
Цель исследования. Разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность авторского элективного курса пластилиновая анимация как средство развития творческого мышления учеников школы 10-11 лет.
Объект исследования. Творческое мышление школьников 10-11 лет.
Предмет исследования. Процесс развития творческого мышления на элективных занятиях «Пластилиновая анимация» в школе с помощью информационных технологий.
Основная гипотеза исследования: творческого мышление учеников можно развить на элективном курсе «Пластилиновая анимация».
Частные гипотезы предполагают, что развитие творческого мышления на занятиях элективного курса в школе, будет наиболее эффективны, если:
• Изучено становление и развитие творческого мышления в научных трудах.
• Проведен анализ методов, принципов и технологий развития творческого мышления.
• Рассмотрены методы оценки творческого мышления.
• Рассмотрены теоретические основы формирования и развития творческого мышления в раннем подростковом возрасте.
• Разработана педагогическая модель элективного курса.
• Обоснована роль элективного курса «Пластилиновая анимация» как средство развития творческого мышления.
Задачи данной диссертации были поставлены в соответствии с целью, предметом, общей и частными гипотезами.
1. Изучить научные труды философов, психологов и педагог, опыт которых был связан с исследованием творческого мышления.
2. Раскрыть основные составляющие творческого мышления, его методы, принципы, технологии развития; методы оценки творческого мышления.
3. Определить особенности развития творческого мышления у подростков раннего пубертатного периода онтогенеза (10-11 лет).
4. Разработать педагогическую модель элективного курса «Пластилиновая анимация».
5. Разработать и апробировать авторскую программу развивающую творческое мышления, а именно элективный курс «Пластилиновая анимация».
6. Изучить с помощью метода проекта три программных обеспечения: Adobe Photoshop, Adobe After Effect, Фвщиу Зкуьш.
7. Эмпирически доказать эффективность авторской программы элективного курса пластилиновая анимация.
Для выполнения вышеперечисленных задач были использованы теоретически и эмпирические методы исследования.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в школе №86 г. Тольятти и включало в себя три этапа.
На первом этапе нашего исследования был проведен анализ научной литературы по тематики диссертации. Написано введение данной диссертации. Поставили цель, задачи, были определены объект и предмет исследования, предложены гипотезы. На втором этапе исследования были написаны первая и вторая глава нашей диссертации. На третьем этап был проведен и формирующий эксперимент нашей диссертации.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Разработан подход к развитию творческого мышления путем рисования, анимации и монтажа пластилинового мультфильма в мультимедийных программах на элективном курсе в школе, ранее такой опыт никогда не проводился, пластилиновые работы всегда изготавливались традиционным способом, где использовался обычный пластилин.
2. Обоснована целесообразность использования информационных технологий на занятиях с художественно -творческой ориентацией
3. Разработана процедура теоретической и эмпирической проверки гипотезы, что творческое мышление учеников можно развить с помощью синтеза искусства и информационных технологий.
4. Раскрыто содержании концепции развития творческого мышления с помощью информационных технологий.
5. Осуществлена систематизация структурного анализа творческого мышления учеников. В данной диссертационной работе было доказано, что возможны различные типологические варианты проведения диагностики, которые не влияют на степень достоверности итогового результата.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем:
Во-первых, данная диссертационная работа вносит свой вклад в новое направление в области исследований инновационного образования в педагогике искусства, что дает возможность акцентировать внимания на организации и сопровождении в современной образовательной школе методов и средств развития творческого мышления учеников с помощью междисциплинарной интеграции информационных технологий и художественного образования [4].
Во-вторых, результаты исследования и созданная авторская программа элективного курса «Пластилиновая анимация» может послужить методологической и теоретической базой для дальнейших исследований по данной проблемы, что подчеркивает преемственность концепции данной диссертации
В-третьих, теоретически обоснована и экспериментально подтверждена целесообразность использования средства развития творческого мышления, такое как создания мультипликационного продукта на элективном курсе в школе.
Практическая значимость заключается:
• В построении авторской программы элективного курса «Пластилиновая анимация», основанной на решении проблемы развития творческого мышления у детей раннего подросткового периода онтогенеза и ее внедрения в образовательный процесс школы, в которой проходила экспериментальная часть исследования.
• В разработке педагогическая модель элективного курса и авторской программе, которые могут быть использованы практикующими педагогами и методистами различных образовательных учреждений.
• В создание диагностической модели для исследования творческого мышления у учеников, которая была построена на принципиально новой основе и может быть использована для как педагогическое и психологическое сопровождение учащихся в любом учреждении, деятельность которых направлена на образование и развитие детей.
Достоверность и надежность полученных результатов не могут вызывать сомнения по следующим причинам:
1. Теоретическая база была построена на методологической обоснованности научных трудов признанных ученых и педагогов и отсутствием противоречий позиций.
2. Этапы исследования имеет общую логику построения.
3. Использование актуальных на сегодняшний день методов теоретического и экспериментального исследования.
4. Применения нескольких методов анализа творческого мышления у детей.
Материалы исследования представлялись на рассмотрении кафедры живопись и художественное образования Тольяттинского государственного университета.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческое мышление является междисциплинарным феноменом, и стала предметом изучения различных областях наук. Первым научным мыслитель, который отделил творческое мышление от божественного источника был Платон.
Предпосылками современного понимания творческого мышления на философском уровне являются идеи философов эпохи Просвещения (Имануил Кант, Дж. Фон Шеллинг, Н. Бергсон). На протяжение всей истории становления творческого мышления были ее противники, целенаправленно отдавая дань своему времени ремесленническому труду.
Большинство трудов, посвященные творческого мышлению, принадлежат наукам психологии и педагогической психологии (Эдвард де Боно, А.В. Брушлинский, Ф. Вильямс, М. Вертхаймер, Ю.П. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А. Понамарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, Е. Торранс, Дж. Штернбер, В.Н. Дружинин, Т.В. Галкина, С.А. Медник, В.Д. Шадриков, Г.С. Альтшуллер, О.С. Анисимов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В. Граф, И.И. Ильясов, А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.С. Боголюбов, Л.С. Высоготский, Б.Л. Злотин, Г.И. Иванов, О.А. Халиева).
Успешное развитие творческого мышления зависит от компетенций самого педагога, дидактических и педагогических условий. Решение проблемы посредством творческое мышление может стать инновационным и приобрести традиционный характер, сегодняшний день самым удобным средством проведения диагностики творческого мышления признано тестирование. Метод оценки творческого мышления может быть адаптирован под определенную проблему. Теоретическое исследование позволило определить основу для будущего эксперимента, а именно выбора метода развития и оценки творческого мышления
Мышление подростков менее привязано к определенным событиям, их размышления способны выходить за рамки обыденности. Одним из проявлений возросшей способности творчески мыслить является улучшения навыков эвристического мышления. Ранний подростковый период онтогенеза появляется способность к рефлексии, т. е осознание своей осознанности, что говорит о более сложной структуре мышления. В результате этого повышается уровень формирования воображения и изобретательства. Также возрастает умение самоконтроля и эффективность обучения по причине метафизическим построением мыслей.
Нередко подростковый возраст характеризуется трансформацией мировоззрения, рационального направления жизненного пути и активным поиском новых идей. Развития творческого мышления подростков часто носят междисциплинарный характер. Становление творческого мышления является необходимой основой для творческой мотивации и способность развития своего потенциала в течение жизни.
Пространственный процесс меняется и сопутствует опыту самостоятельности и взаимодействия с обществом. Стимулирование мотивационной составляющей мышления ученика. Урок должен быть одновременно полезным и информативным, с одной стороны, с другой стороны. В процессе проведения занятии необходимо не допустить эмоционального перенапряжения, так как этот возраст наиболее чувствителен стрессу, которого вызвало переутомление. По причине этого не следует перегружать информацией и заданиями ученика-подростка.
В ходе проведения экспериментальной работы было доказано, что творческое мышление развивается непосредственно с помощью занятий по элективному курсу анимации.


1. (2019). Drawing Activities as Pedagogical Method in Art History. Konsthistorisk tidskrift/Journal of Art History 1 15. 10.1080/00233609.2019.1624 61.
2. (2019). Information, Communication and Art. Yearbook for Eastern an d Western Philosophy. 2018. 233-249. 10.1515/yewph-2018-0017.
3. Early childhood art education: A palimpsest Felicity McArdle & Barb ara Piscitelli Published as: McArdle, F., & Piscitelli, B. (2002). Early childhood art education: A palimpsest. Australian Art Education.
4. Galkina, T.V. & Zhuravlev, A.L. (2018). Representations of Ya.A Pono marev on the psychological mechanism of collective creativity and their developm ent. Психологический журнал. 39. 5-15. 10.31857/S020595920002245-5.
5. Hofmann, Bianka. (2019). Linking Science and Technology with Arts and the Next Generation—The Experimental Artist Residency “STEAM Imaging”. Leonardo. 1-10. 10.1162/leon_a_01792.
6. J-Gomez ALT-Research in learning Technology Vol 18, The role of information and communication technologies in improving teaching and learning processes in primary and secondary schools Albert Sanga and Mercedes Canzalez - Sanmam).
7. Jose G. Gomez What Do We Know About Creativity? The Journal of E ffective Teaching, Vol. 7, No. 1, 2007 pp 31-43.
8. Mishra, Punya & Henriksen, Danah. (2018). Creativity, Technology & Education: Exploring their Convergence. 10.1007/978-3-319-70275-9.
9. Nikitin, A. (2019). Creativity and pedagogical activity of Professor V. Bystriakova. Research and methodological works of the National Academy of Visual Arts and Architecture. 159-167. 10.33838/naoma.27.2018.159-167.
10. Ravikiran, Manikandan. (2019). Towards State-of-the Art Object Detection: A Multistage Improvement of Single Shot Multibox Detector. Peppier, Kylie. (2010). Media Arts: Arts Education for a Digital Age. Te achers College Record. 112. 2118-2153.
11. Ray M. Simpson Creative Imagination. 2010 http://www.jstor.org/stabl e/1414133 pp 234-241 (1462)
12. Rezan Karakas The use of cartoons for developing the skills of understa nding and analyzing of children in preschool period Volume 46, 2012, Pages 3026­3030
13. Rezan Karakas The use of cartoons for developing the skills of understa nding and analyzing of children in preschool period Volume 46, 2012, Pages 3026-3030
14. Role Kulichyova, Anastasia & Moffett, Sandra & Mcknight, Judith. (2019). The of HRM as an Enabler of Creativity: Initial Research Findings. 10.34190/RM.19.032.
15. Stuart Naylor and Brenda Keogh. 2013 Concept Cartoons: What Have We Learnt? Journal of TURKISH SCIENCE EDUCATION Volume 10, http://www.p egem.net/dosyalar/dokuman/138811-2014012411358-1.pdf
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ