Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления
|
Введение 4
1 Концептуальные вопросы предупреждения коррупции в сфере государственного управления 13
1.1 Коррупция в сфере государственного управления - понятие феномена 13
1.2 Классификация подходов к составу коррупционных преступлений 19
1.3 Принципиальные подходы к предупреждению коррупции в сфере государственного управления - зарубежный опыт 24
2 Анализ правового и организационного обеспечения мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления 36
2.1 Анализ механизма предупреждения коррупционной составляющей в сфере государственного управления РФ на современном этапе 36
2.2 Нормативно-правовая регламентация мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления 44
2.3 Организационные аспекты мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления 50
3 Использование передовых практик предупреждения коррупции в сфере государственного управления 58
3.1 Совершенствование нормативно-правовой составляющей антикоррупционного законодательства на базе имплементации зарубежного опыта в российскую практику 58
3.2 Совершенствование организационной составляющей мер предупреждения коррупции в сфере государственного управления 64
Заключение 74
Список используемых источников 79
1 Концептуальные вопросы предупреждения коррупции в сфере государственного управления 13
1.1 Коррупция в сфере государственного управления - понятие феномена 13
1.2 Классификация подходов к составу коррупционных преступлений 19
1.3 Принципиальные подходы к предупреждению коррупции в сфере государственного управления - зарубежный опыт 24
2 Анализ правового и организационного обеспечения мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления 36
2.1 Анализ механизма предупреждения коррупционной составляющей в сфере государственного управления РФ на современном этапе 36
2.2 Нормативно-правовая регламентация мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления 44
2.3 Организационные аспекты мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления 50
3 Использование передовых практик предупреждения коррупции в сфере государственного управления 58
3.1 Совершенствование нормативно-правовой составляющей антикоррупционного законодательства на базе имплементации зарубежного опыта в российскую практику 58
3.2 Совершенствование организационной составляющей мер предупреждения коррупции в сфере государственного управления 64
Заключение 74
Список используемых источников 79
Актуальность темы исследования. Возрастание исследовательского и публичного интереса к изучению действенных методик противодействия коррупции мерами государственного воздействия то нарастал, то угасал за последние десятилетия новой России несколько раз, что связано с обострением данной проблемы для нашего государства. В результате к двадцатым годам нынешнего века коррупция в России признана системной государственной проблемой, и рассматривается как социальное и юридическое явление, публикуется СМИ в рамках громких расследований.
Исследователи проблем коррупции в последние годы акцентируют особое внимание на вопросах необходимости усиления государственного регулирования данных процессов, создании четкого правового поля, поиска путей минимизации негативного воздействия коррупции в государственной власти на социальную и экономическую составляющую. Статистические данные, эмпирические исследования ученых, усугубление масштаба коррупционных проблем, рост негативного влияния на экономику РФ, свидетельствуют как о традиционных, так и о новых вызовах коррупционной составляющей в государственной власти для нашей страны. Все негативные факторы коррупции, оказывающие крайне отрицательное воздействие на развитие страны известны и детально описаны, среди актуальных для России можно назвать следующие: данное явление оказывает отрицательный эффект в области государства, общества, а также интересов личности. К сожалению, коррупция распространена во всех сферах жизнедеятельности, включая и экономическую. Отрицательными результатами коррупции будут служить:
1) спад показателей эффективного государственного функционирования;
2) появление угрозы безопасности государства, общества и граждан;
3) противоречие общепринятым государственным интересам [2].
Также страдает и сфера национальной безопасности РФ, так как коррупция отрицательно воздействует на правовую, экономическую, социальную, а также политическую сферы жизни общества. Весь спектр факторов негативного воздействия коррупционной составляющей на экономику, рынок, социальную сферу, криминогенную ситуацию - описать в одном, даже масштабном исследовании не представляется возможным, но исследовать проблемные вопросы государственной политики для исправления существующей ситуации вполне реально.
По мнению Д.А. Липинского «с течением времени менялись как формы и виды коррупционного поведения, так и наказания за их совершение. Здесь важно отметить, что коррупционные проявления были свойственны всем государствам во все исторические эпохи его развития. Однако с конца двадцатого века коррупция переросла национальные границы, сопутствуя организованной преступности и преступлениям международного характера. О на стала поражать механизм не только государственных органов, но и международных организаций, и неизбежно присутствовать при отмывании денег и иного имущества, полученных преступных путем» [38].
В современном глобальном и интегрированном обществе, коррупция, являясь сложным антисоциальным явлением, обладая высочайшей приспособительной способностью, непрерывно видоизменяется, расширяется и совершенствуется, использует недостатки и пробелы в нормативно-правовых актах, государственном контроле, вторгается в политическую и экономическую сферы, деформируя экономику, нравственность, право, формируя в дальнейшем угрозы для будущего государства, негативно отражается на авторитете власти страны, поэтому следует особое внимание уделять правовым и административным вариантам решения проблемы, главным образом через создание адекватной и прозрачной государственной политики противодействия коррупции.
Степень изученности проблемы: проблема правового обеспечение государственной политики противодействия коррупции широко освещается в трудах российских ученых, среди авторов можно отметить: С.В. Березюк, Н.В. Яремчук, которые доказали прямую связь между уровнем теневизации государственного сектора экономики и «градуса» коррупционного климата в стране [2]. А.А. Волкова и А.П. Волкова, изучивших особенности коррупционных преступлений в высших учебных заведениях [3].
Достаточное количество исследований посвящено разработке общих мер противодействия коррупционным преступлениям. Стоит отметить работу П.Н. Кобца, который исследовал роль «Группы двадцати» в борьбе с коррупцией на глобальном уровне [4]. О.В. Фролова и В.В. Фролов, рассмотрев особенности коррупции в России, предложили пути противодействия данному виду преступности, включающие правовые и неправовые методы [5].
М.С. Кязимов, Н.К. Алиев полагают, что средством борьбы с коррупцией является принятие государством мер по сокращению теневизации экономики [6]. С.Н. Шевердяев источником муниципальной коррупции считает инициативность местных предпринимателей, в связи с этим предлагает мероприятия по совершенствованию муниципального законодательства, законодательства о противодействии коррупции [7].
Достаточно большой объем публикаций последних лет у Д.А. Липинского и А.А. Мусаткиной [38, 39], в которых рассматривается широкий спектр вопросов. связанных с коррупцией, это и коррупционные риски в правовой сфере, влияние коррупции на состояние национальной безопасности.
Несмотря на достаточную разработанность темы противодействия коррупции в целом, отдельные аспекты государственной политики противодействия коррупции в сфере государственного управления требуют более взвешенного подхода и анализа.
Исследование исторических тенденций и эволюционных изменений, системы нормативного регулирования государственной политики противодействия коррупции в сфере государственного управления имеет существенное теоретическое и практическое значение. Исследования такого рода позволяют глубже понять проблемы правоприменения, устройства отечественной системы регламентации ответственности за коррупционные преступления в сфере государственного управления, принципиальное построение процессуальных тонкостей выявления коррупционной составляющей, установление основных векторов совершенствования законодательства в данной сфере.
Исходя из актуальности проблемы формирования политики в области противодействия коррупции на государственном уровне в сфере власти для России и необходимости поиска адекватных путей решения ситуации определены цель, задачи и проблемы настоящего исследования.
Объектом исследования является коррупция в сфере государственной власти как субъект государственной политики ее противодействию.
Предметом исследования является существующая государственная политика противодействия, а также правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления на территории РФ.
Цель. Исследовать теоретические и практические аспекты правовых и организационных меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления в РФ для поиска путей совершенствования государственной политики в данной области с учетом современных тенденций и проблем.
В качестве первоочередных задач для достижения цели выдвинуты следующие:
• осуществить исследование понятия феномена коррупции в сфере государственного управления;
• провести ретроспективный анализ системы противодействия коррупции в РФ;
• рассмотреть принципиальные подходы к предупреждению коррупции в сфере государственного управления - зарубежный опыт;
• проанализировать коррупционную составляющую в сфере государственного управления РФ на современном этапе;
• изучить нормативно-правовую регламентацию мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления;
• исследовать организационные аспекты мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления;
• предложить направления совершенствование нормативно- правовой составляющей антикоррупционного законодательства на базе имплементации зарубежного опыта в российскую практику;
• рассмотреть принципиальные аспекты совершенствования организационной составляющей мер предупреждения коррупции в сфере государственного управления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили достижения отечественной и зарубежной правовой мысли, диалектический системный подход к изучению важнейших норм уголовного и административного права, а также принципы логического анализа, применимые, к рассмотрению правовых документальных источников. В соответствии с поставленными задачами в данном исследования было последовательно использовано нескольких методов анализа: системного анализа, индуктивный и дедуктивный анализ, группировка и классификация.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция РФ, международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также законодательные акты ФРГ, Франции и Великобритании. К базовым национальным НПА, использованным в исследовании следует отнести Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и ряд иных.
Научная новизна исследования определяется авторским подходом к освещению темы, а также предложении комплексного решения проблем эффективности правовых и организационных мер в области противодействия коррупции в сфере государственного управления.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Изучение феномена коррупции в сфере государственного управления позволяет говорить о том, что данное явление представляет собой не только общепринятую угрозу государственной безопасности, но и серьезную проблему российского общества, касающуюся каждого. Современная коррупция в сфере государственного управления проявляется как универсальное социально-правовое явление. В условиях коррупции в органах государственной власти экономическое и социальное развитие оказывается в режиме серьезной угрозы. При этом коррупция оказывается столь серьезно интегрированной в систему властных отношений, как по горизонтали, так и по вертикали, что становится фактически неотъемлемым негативным фактором для качества функционирования «государственной машины», дезориентируя и дезинтегрируя все слои населений.
2. Отсутствие единообразия остро ставит вопрос о деликтологической характеристике коррупции, более 70 статей одного лишь Уголовного кодекса РФ имеют отношение к различным коррупционным преступлениям. Однако при этом наблюдается некий парадокс - в Уголовном кодексе РФ отсутствует самостоятельный состав преступления в виде коррупции; аналогичная лакуна наблюдается и в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где не представлено самостоятельного состава административного правонарушения в виде коррупции. Отсутствие самостоятельного состава коррупционного преступления безусловно отрицательно сказывается на возможностях правового противодействия коррупции.
3. Углубленный анализ практически реализованных мер государственного воздействия, направленных на противодействие коррупции в сфере государственного управления в странах различного типа государственного устройства показал, что особенности национальной стратегии, базирующиеся на исторической, социальной и экономической специфике оказывают опосредованное влияние на результат, а базовые методы - универсальны, что позволяет говорит о возможности их интеграции в любую стратегию национального характера, к таковым следует отнести ряд мер, разработанных в Гонконге, Китае, Сингапуре, Южной Корее и других странах.
4. Последнее десятилетие показало, что любые репрессивные меры не способны искоренить коррупцию, а лишь позволяют частично снизить ее уровень. При этом с учетом латентности рассматриваемого феномена установить реальный масштаб коррупции в нашей стране просто не представляется возможным. Усиление ответственности за коррупционные действия - мера необходимая, но не первостепенная, а вот усиление контрольно-надзорной деятельности и совершенствование организационных аспектов действительно позволит преуспеть в решении исследуемой проблемы.
5. Выделено несколько направлений заимствования опыта зарубежных стран в области нормативно-правовой составляющей антикоррупционного законодательства, а также имплементации его в российскую практику: 1) корректировка организационного аспекта противодействия коррупции на высшем уровне (федеральном), применяя опыт Финляндии, как наиболее близкой по национальной ментальности к РФ; 2) формирование качественно новой «культуры служения обществу» в среде государственной службы, которая несовместима с коррупционной составляющей порицаема не только социумом, но и в служебном контексте. В данном плане актуален опыт Сингапура, страны где осуществлен социальный переворот в отношении коррупции за небольшой промежуток времени; 3) формирование специализированных структур (органов), функции которых изначально определены, как борьба с коррупцией в государственной сфере, на базе использования опыта Новой Зеландии - SFO и Сингапура - Бюро по расследованию случаев коррупции; 4) на уровне законодательной власти РФ представляется необходимым изменение и корректировка системы ответственности за преступления в государственной сфере коррупционных направленности (возможно использование опыта КНР). Ужесточение должно быть ориентировано не только на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы, но и реальную конфискацию активов и имущества родственников. Не менее актуальным видится введение уголовной ответственности юридических лиц (на примере уголовного законодательства Испании, где за коррупцию отвечают и организации); 5) для РФ остается актуальным совершенствование уголовного законодательства в контексте коррекции механизма возмещения; 6) представляется крайне важной ратификация Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999 № 174, что являлось бы базой для дальнейшего совершенствования правовой базы и имплементации международных норм в российскую действительность.
6. Сформулирован ряд направлений административного и организационного характера, направленных на минимизацию коррупционной составляющей в сфере государственного управления, а именно: разработка перечня должностей и органов власти повышенного коррупционного риска; внедрение специальных процедур отбора кандидатов для назначения на должности сферы государственного управления; установление возможности увольнения в связи с утратой доверия по коррупционной составляющей; ужесточение контроля за повседневной деятельностью управленцев - государственных служащих; совершенствование механизма принятия решений о проведении проверок в отношении управленцев; совершенствование механизма обеспечения соблюдения должностными лицами ограничений, запретов и исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, среди которых можно выделить: установление точного срока, в течение которого должно быть принято решение о проведении проверки; создания механизма, обеспечивающего защиту прав государственных и муниципальных служащих, сообщивших о фактах обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения; повышение прозрачности и транспарентности государственной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления; формирование институтов «электронной демократии» и «цифрового правительства».
7. Общие направления по предупреждению коррупции в сфере государственного управления можно объединить, в несколько крупных блоков: 1) эффективное законодательство, учитывающее международный и национальный опыт; 2) сбалансированная система государственных органов общей и специальной компетенции, нацеленных на противодействие коррупции во взаимодействии с институтами гражданского общества, их эффективная организация деятельности, включая своевременный контрольный механизм; 3) тщательный отбор кадров, привлекаемых на коррупциогенные должности; 4) адекватная правоприменительная, прежде всего судебная, практика, влияющая на развитие законодательства в указанной сфере и формирующая разумные подходы к реализации норм права; 5) эффективность исполнения судебных решений; 6) эффективная система организации всех государственных и общественных институтов на противодействие коррупции..
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется выводами, выносимыми на защиту, а также возможностями использования основных схем, хронологических таблиц и основных результатов исследования в рамках преподавания курса «Государственное управление», «Муниципальное право» и пр.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре «??????Кафедра государственного и административного права». По результатам диссертационного исследования произведено 2? публикации.
Исследователи проблем коррупции в последние годы акцентируют особое внимание на вопросах необходимости усиления государственного регулирования данных процессов, создании четкого правового поля, поиска путей минимизации негативного воздействия коррупции в государственной власти на социальную и экономическую составляющую. Статистические данные, эмпирические исследования ученых, усугубление масштаба коррупционных проблем, рост негативного влияния на экономику РФ, свидетельствуют как о традиционных, так и о новых вызовах коррупционной составляющей в государственной власти для нашей страны. Все негативные факторы коррупции, оказывающие крайне отрицательное воздействие на развитие страны известны и детально описаны, среди актуальных для России можно назвать следующие: данное явление оказывает отрицательный эффект в области государства, общества, а также интересов личности. К сожалению, коррупция распространена во всех сферах жизнедеятельности, включая и экономическую. Отрицательными результатами коррупции будут служить:
1) спад показателей эффективного государственного функционирования;
2) появление угрозы безопасности государства, общества и граждан;
3) противоречие общепринятым государственным интересам [2].
Также страдает и сфера национальной безопасности РФ, так как коррупция отрицательно воздействует на правовую, экономическую, социальную, а также политическую сферы жизни общества. Весь спектр факторов негативного воздействия коррупционной составляющей на экономику, рынок, социальную сферу, криминогенную ситуацию - описать в одном, даже масштабном исследовании не представляется возможным, но исследовать проблемные вопросы государственной политики для исправления существующей ситуации вполне реально.
По мнению Д.А. Липинского «с течением времени менялись как формы и виды коррупционного поведения, так и наказания за их совершение. Здесь важно отметить, что коррупционные проявления были свойственны всем государствам во все исторические эпохи его развития. Однако с конца двадцатого века коррупция переросла национальные границы, сопутствуя организованной преступности и преступлениям международного характера. О на стала поражать механизм не только государственных органов, но и международных организаций, и неизбежно присутствовать при отмывании денег и иного имущества, полученных преступных путем» [38].
В современном глобальном и интегрированном обществе, коррупция, являясь сложным антисоциальным явлением, обладая высочайшей приспособительной способностью, непрерывно видоизменяется, расширяется и совершенствуется, использует недостатки и пробелы в нормативно-правовых актах, государственном контроле, вторгается в политическую и экономическую сферы, деформируя экономику, нравственность, право, формируя в дальнейшем угрозы для будущего государства, негативно отражается на авторитете власти страны, поэтому следует особое внимание уделять правовым и административным вариантам решения проблемы, главным образом через создание адекватной и прозрачной государственной политики противодействия коррупции.
Степень изученности проблемы: проблема правового обеспечение государственной политики противодействия коррупции широко освещается в трудах российских ученых, среди авторов можно отметить: С.В. Березюк, Н.В. Яремчук, которые доказали прямую связь между уровнем теневизации государственного сектора экономики и «градуса» коррупционного климата в стране [2]. А.А. Волкова и А.П. Волкова, изучивших особенности коррупционных преступлений в высших учебных заведениях [3].
Достаточное количество исследований посвящено разработке общих мер противодействия коррупционным преступлениям. Стоит отметить работу П.Н. Кобца, который исследовал роль «Группы двадцати» в борьбе с коррупцией на глобальном уровне [4]. О.В. Фролова и В.В. Фролов, рассмотрев особенности коррупции в России, предложили пути противодействия данному виду преступности, включающие правовые и неправовые методы [5].
М.С. Кязимов, Н.К. Алиев полагают, что средством борьбы с коррупцией является принятие государством мер по сокращению теневизации экономики [6]. С.Н. Шевердяев источником муниципальной коррупции считает инициативность местных предпринимателей, в связи с этим предлагает мероприятия по совершенствованию муниципального законодательства, законодательства о противодействии коррупции [7].
Достаточно большой объем публикаций последних лет у Д.А. Липинского и А.А. Мусаткиной [38, 39], в которых рассматривается широкий спектр вопросов. связанных с коррупцией, это и коррупционные риски в правовой сфере, влияние коррупции на состояние национальной безопасности.
Несмотря на достаточную разработанность темы противодействия коррупции в целом, отдельные аспекты государственной политики противодействия коррупции в сфере государственного управления требуют более взвешенного подхода и анализа.
Исследование исторических тенденций и эволюционных изменений, системы нормативного регулирования государственной политики противодействия коррупции в сфере государственного управления имеет существенное теоретическое и практическое значение. Исследования такого рода позволяют глубже понять проблемы правоприменения, устройства отечественной системы регламентации ответственности за коррупционные преступления в сфере государственного управления, принципиальное построение процессуальных тонкостей выявления коррупционной составляющей, установление основных векторов совершенствования законодательства в данной сфере.
Исходя из актуальности проблемы формирования политики в области противодействия коррупции на государственном уровне в сфере власти для России и необходимости поиска адекватных путей решения ситуации определены цель, задачи и проблемы настоящего исследования.
Объектом исследования является коррупция в сфере государственной власти как субъект государственной политики ее противодействию.
Предметом исследования является существующая государственная политика противодействия, а также правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления на территории РФ.
Цель. Исследовать теоретические и практические аспекты правовых и организационных меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления в РФ для поиска путей совершенствования государственной политики в данной области с учетом современных тенденций и проблем.
В качестве первоочередных задач для достижения цели выдвинуты следующие:
• осуществить исследование понятия феномена коррупции в сфере государственного управления;
• провести ретроспективный анализ системы противодействия коррупции в РФ;
• рассмотреть принципиальные подходы к предупреждению коррупции в сфере государственного управления - зарубежный опыт;
• проанализировать коррупционную составляющую в сфере государственного управления РФ на современном этапе;
• изучить нормативно-правовую регламентацию мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления;
• исследовать организационные аспекты мер по предупреждению коррупции в сфере государственного управления;
• предложить направления совершенствование нормативно- правовой составляющей антикоррупционного законодательства на базе имплементации зарубежного опыта в российскую практику;
• рассмотреть принципиальные аспекты совершенствования организационной составляющей мер предупреждения коррупции в сфере государственного управления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили достижения отечественной и зарубежной правовой мысли, диалектический системный подход к изучению важнейших норм уголовного и административного права, а также принципы логического анализа, применимые, к рассмотрению правовых документальных источников. В соответствии с поставленными задачами в данном исследования было последовательно использовано нескольких методов анализа: системного анализа, индуктивный и дедуктивный анализ, группировка и классификация.
Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция РФ, международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также законодательные акты ФРГ, Франции и Великобритании. К базовым национальным НПА, использованным в исследовании следует отнести Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и ряд иных.
Научная новизна исследования определяется авторским подходом к освещению темы, а также предложении комплексного решения проблем эффективности правовых и организационных мер в области противодействия коррупции в сфере государственного управления.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Изучение феномена коррупции в сфере государственного управления позволяет говорить о том, что данное явление представляет собой не только общепринятую угрозу государственной безопасности, но и серьезную проблему российского общества, касающуюся каждого. Современная коррупция в сфере государственного управления проявляется как универсальное социально-правовое явление. В условиях коррупции в органах государственной власти экономическое и социальное развитие оказывается в режиме серьезной угрозы. При этом коррупция оказывается столь серьезно интегрированной в систему властных отношений, как по горизонтали, так и по вертикали, что становится фактически неотъемлемым негативным фактором для качества функционирования «государственной машины», дезориентируя и дезинтегрируя все слои населений.
2. Отсутствие единообразия остро ставит вопрос о деликтологической характеристике коррупции, более 70 статей одного лишь Уголовного кодекса РФ имеют отношение к различным коррупционным преступлениям. Однако при этом наблюдается некий парадокс - в Уголовном кодексе РФ отсутствует самостоятельный состав преступления в виде коррупции; аналогичная лакуна наблюдается и в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где не представлено самостоятельного состава административного правонарушения в виде коррупции. Отсутствие самостоятельного состава коррупционного преступления безусловно отрицательно сказывается на возможностях правового противодействия коррупции.
3. Углубленный анализ практически реализованных мер государственного воздействия, направленных на противодействие коррупции в сфере государственного управления в странах различного типа государственного устройства показал, что особенности национальной стратегии, базирующиеся на исторической, социальной и экономической специфике оказывают опосредованное влияние на результат, а базовые методы - универсальны, что позволяет говорит о возможности их интеграции в любую стратегию национального характера, к таковым следует отнести ряд мер, разработанных в Гонконге, Китае, Сингапуре, Южной Корее и других странах.
4. Последнее десятилетие показало, что любые репрессивные меры не способны искоренить коррупцию, а лишь позволяют частично снизить ее уровень. При этом с учетом латентности рассматриваемого феномена установить реальный масштаб коррупции в нашей стране просто не представляется возможным. Усиление ответственности за коррупционные действия - мера необходимая, но не первостепенная, а вот усиление контрольно-надзорной деятельности и совершенствование организационных аспектов действительно позволит преуспеть в решении исследуемой проблемы.
5. Выделено несколько направлений заимствования опыта зарубежных стран в области нормативно-правовой составляющей антикоррупционного законодательства, а также имплементации его в российскую практику: 1) корректировка организационного аспекта противодействия коррупции на высшем уровне (федеральном), применяя опыт Финляндии, как наиболее близкой по национальной ментальности к РФ; 2) формирование качественно новой «культуры служения обществу» в среде государственной службы, которая несовместима с коррупционной составляющей порицаема не только социумом, но и в служебном контексте. В данном плане актуален опыт Сингапура, страны где осуществлен социальный переворот в отношении коррупции за небольшой промежуток времени; 3) формирование специализированных структур (органов), функции которых изначально определены, как борьба с коррупцией в государственной сфере, на базе использования опыта Новой Зеландии - SFO и Сингапура - Бюро по расследованию случаев коррупции; 4) на уровне законодательной власти РФ представляется необходимым изменение и корректировка системы ответственности за преступления в государственной сфере коррупционных направленности (возможно использование опыта КНР). Ужесточение должно быть ориентировано не только на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы, но и реальную конфискацию активов и имущества родственников. Не менее актуальным видится введение уголовной ответственности юридических лиц (на примере уголовного законодательства Испании, где за коррупцию отвечают и организации); 5) для РФ остается актуальным совершенствование уголовного законодательства в контексте коррекции механизма возмещения; 6) представляется крайне важной ратификация Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999 № 174, что являлось бы базой для дальнейшего совершенствования правовой базы и имплементации международных норм в российскую действительность.
6. Сформулирован ряд направлений административного и организационного характера, направленных на минимизацию коррупционной составляющей в сфере государственного управления, а именно: разработка перечня должностей и органов власти повышенного коррупционного риска; внедрение специальных процедур отбора кандидатов для назначения на должности сферы государственного управления; установление возможности увольнения в связи с утратой доверия по коррупционной составляющей; ужесточение контроля за повседневной деятельностью управленцев - государственных служащих; совершенствование механизма принятия решений о проведении проверок в отношении управленцев; совершенствование механизма обеспечения соблюдения должностными лицами ограничений, запретов и исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, среди которых можно выделить: установление точного срока, в течение которого должно быть принято решение о проведении проверки; создания механизма, обеспечивающего защиту прав государственных и муниципальных служащих, сообщивших о фактах обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения; повышение прозрачности и транспарентности государственной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления; формирование институтов «электронной демократии» и «цифрового правительства».
7. Общие направления по предупреждению коррупции в сфере государственного управления можно объединить, в несколько крупных блоков: 1) эффективное законодательство, учитывающее международный и национальный опыт; 2) сбалансированная система государственных органов общей и специальной компетенции, нацеленных на противодействие коррупции во взаимодействии с институтами гражданского общества, их эффективная организация деятельности, включая своевременный контрольный механизм; 3) тщательный отбор кадров, привлекаемых на коррупциогенные должности; 4) адекватная правоприменительная, прежде всего судебная, практика, влияющая на развитие законодательства в указанной сфере и формирующая разумные подходы к реализации норм права; 5) эффективность исполнения судебных решений; 6) эффективная система организации всех государственных и общественных институтов на противодействие коррупции..
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется выводами, выносимыми на защиту, а также возможностями использования основных схем, хронологических таблиц и основных результатов исследования в рамках преподавания курса «Государственное управление», «Муниципальное право» и пр.
Апробация результатов исследования. Магистерская диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре «??????Кафедра государственного и административного права». По результатам диссертационного исследования произведено 2? публикации.
Обобщая исследование вопросов предупреждения коррупции в сфере государственного управления, следует заключить, что коррупция в данной сфере выступает самым опасным видом коррупции, которая подрывает авторитет органов государственной власти в глазах всего населения. Является неоспоримым и тот факт, что любые изменения, происходящие в государстве и обществе не могут давать быстрых результатов, соответственно, для решения проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы в будущем необходимо оперативное принятие мер по совершенствованию государственной антикоррупционной политики уже сейчас.
Изучение феномена коррупции в сфере государственного управления позволило говорить о том, что данное явление представляет собой не только общепринятую угрозу государственной безопасности, но и серьезную проблему российского общества, касающуюся каждого. Современная коррупция в сфере государственного управления проявляется как универсальное социально-правовое явление.
Отсутствие единообразия остро ставит вопрос о деликтологической характеристике коррупции, более 70 статей одного лишь Уголовного кодекса РФ имеют отношение к различным коррупционным преступлениям. Однако при этом наблюдается некий парадокс - в Уголовном кодексе РФ отсутствует самостоятельный состав преступления в виде коррупции; аналогичная лакуна наблюдается и в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где не представлено самостоятельного состава административного правонарушения в виде коррупции. Отсутствие самостоятельного состава коррупционного преступления безусловно отрицательно сказывается на возможностях правового противодействия коррупции.
Углубленный анализ практически реализованных мер государственного воздействия, направленных на противодействие коррупции в сфере государственного управления в странах различного типа государственного устройства показал, что особенности национальной стратегии, базирующиеся на исторической, социальной и экономической специфике оказывают опосредованное влияние на результат, а базовые методы - универсальны, что позволяет говорит о возможности их интеграции в любую стратегию национального характера, к таковым следует отнести ряд мер, разработанных в Гонконге, Китае, Сингапуре, Южной Корее и других странах.
Последнее десятилетие показало, что любые репрессивные меры не способны искоренить коррупцию, а лишь позволяют частично снизить ее уровень. При этом с учетом латентности рассматриваемого феномена установить реальный масштаб коррупции в нашей стране просто не представляется возможным. Усиление ответственности за коррупционные действия - мера необходимая, но не первостепенная, а вот усиление контрольно-надзорной деятельности и совершенствование организационных аспектов действительно позволит преуспеть в решении исследуемой проблемы.
Выделено несколько направлений заимствования опыта зарубежных стран в области нормативно-правовой составляющей антикоррупционного законодательства, а также имплементации его в российскую практику: 1) корректировка организационного аспекта противодействия коррупции на высшем уровне (федеральном), применяя опыт Финляндии, как наиболее близкой по национальной ментальности к РФ; 2) формирование качественно новой «культуры служения обществу» в среде государственной службы, которая несовместима с коррупционной составляющей порицаема не только социумом, но и в служебном контексте. В данном плане актуален опыт Сингапура, страны где осуществлен социальный переворот в отношении коррупции за небольшой промежуток времени; 3) формирование специализированных структур (органов), функции которых изначально определены, как борьба с коррупцией в государственной сфере, на базе использования опыта Новой Зеландии - SFO и Сингапура - Бюро по расследованию случаев коррупции; 4) на уровне законодательной власти РФ представляется необходимым изменение и корректировка системы ответственности за преступления в государственной сфере коррупционных направленности (возможно использование опыта КНР). Ужесточение должно быть ориентировано не только на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы, но и реальную конфискацию активов и имущества родственников. Не менее актуальным видится введение уголовной ответственности юридических лиц (на примере уголовного законодательства Испании, где за коррупцию отвечают и организации); 5) для РФ остается актуальным совершенствование уголовного законодательства в контексте коррекции механизма возмещения; 6) представляется крайне важной ратификация Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999 № 174, что являлось бы базой для дальнейшего совершенствования правовой базы и имплементации международных норм в российскую действительность.
Сформулирован ряд направлений административного и организационного характера, направленных на минимизацию коррупционной составляющей в сфере государственного управления, а именно: разработка перечня должностей и органов власти повышенного коррупционного риска; внедрение специальных процедур отбора кандидатов для назначения на должности сферы государственного управления; установление возможности увольнения в связи с утратой доверия по коррупционной составляющей; ужесточение контроля за повседневной деятельностью управленцев -государственных служащих; совершенствование механизма принятия решений о проведении проверок в отношении управленцев; совершенствование механизма обеспечения соблюдения должностными лицами ограничений, запретов и исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, среди которых можно выделить: установление точного срока, в течение которого должно быть принято решение о проведении проверки; создания механизма, обеспечивающего защиту прав государственных и муниципальных служащих, сообщивших о фактах обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения; повышение прозрачности и транспарентности государственной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления; формирование институтов «электронной демократии» и «цифрового правительства».
Общие направления по предупреждению коррупции в сфере государственного управления можно объединить, в несколько крупных блоков: 1) эффективное законодательство, учитывающее международный и национальный опыт; 2) сбалансированная система государственных органов общей и специальной компетенции, нацеленных на противодействие коррупции во взаимодействии с институтами гражданского общества, их эффективная организация деятельности, включая своевременный контрольный механизм; 3) тщательный отбор кадров, привлекаемых на коррупциогенные должности; 4) адекватная правоприменительная, прежде всего судебная, практика, влияющая на развитие законодательства в указанной сфере и формирующая разумные подходы к реализации норм права; 5) эффективность исполнения судебных решений; 6) эффективная система организации всех государственных и общественных институтов на противодействие коррупции..
Кроме того, анализ показал, что для повышения эффективности противодействия коррупции в сфере государственного управления должно включать целый комплекс мер, направленных не только на пресечение коррупционных действий, но и включать превентивные меры, в том числе:
• «повышение гражданской активности, политической и правовой культуры населения»;
• укрепление на практике принципов разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека;
• повышение прозрачности и транспарентности государственной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления;
• формирование институтов «электронной демократии» и «цифрового правительства» и др.
Оперативное и комплексное внесений изменений в государственную политику, направленную на противодействие коррупции в государственном управлении, в сознание и мировоззрение граждан, самих государственных служащих, позволит достигнуть положительных результатов в данной сфере уже в ближайшей перспективе.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что только комплексные, консолидированные действия органов государственной власти и всего общества в целом могут привести к успеху в работе, направленной на всемирное укрепление правопорядка и борьбу с коррупцией в Российской Федерации.
Изучение феномена коррупции в сфере государственного управления позволило говорить о том, что данное явление представляет собой не только общепринятую угрозу государственной безопасности, но и серьезную проблему российского общества, касающуюся каждого. Современная коррупция в сфере государственного управления проявляется как универсальное социально-правовое явление.
Отсутствие единообразия остро ставит вопрос о деликтологической характеристике коррупции, более 70 статей одного лишь Уголовного кодекса РФ имеют отношение к различным коррупционным преступлениям. Однако при этом наблюдается некий парадокс - в Уголовном кодексе РФ отсутствует самостоятельный состав преступления в виде коррупции; аналогичная лакуна наблюдается и в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где не представлено самостоятельного состава административного правонарушения в виде коррупции. Отсутствие самостоятельного состава коррупционного преступления безусловно отрицательно сказывается на возможностях правового противодействия коррупции.
Углубленный анализ практически реализованных мер государственного воздействия, направленных на противодействие коррупции в сфере государственного управления в странах различного типа государственного устройства показал, что особенности национальной стратегии, базирующиеся на исторической, социальной и экономической специфике оказывают опосредованное влияние на результат, а базовые методы - универсальны, что позволяет говорит о возможности их интеграции в любую стратегию национального характера, к таковым следует отнести ряд мер, разработанных в Гонконге, Китае, Сингапуре, Южной Корее и других странах.
Последнее десятилетие показало, что любые репрессивные меры не способны искоренить коррупцию, а лишь позволяют частично снизить ее уровень. При этом с учетом латентности рассматриваемого феномена установить реальный масштаб коррупции в нашей стране просто не представляется возможным. Усиление ответственности за коррупционные действия - мера необходимая, но не первостепенная, а вот усиление контрольно-надзорной деятельности и совершенствование организационных аспектов действительно позволит преуспеть в решении исследуемой проблемы.
Выделено несколько направлений заимствования опыта зарубежных стран в области нормативно-правовой составляющей антикоррупционного законодательства, а также имплементации его в российскую практику: 1) корректировка организационного аспекта противодействия коррупции на высшем уровне (федеральном), применяя опыт Финляндии, как наиболее близкой по национальной ментальности к РФ; 2) формирование качественно новой «культуры служения обществу» в среде государственной службы, которая несовместима с коррупционной составляющей порицаема не только социумом, но и в служебном контексте. В данном плане актуален опыт Сингапура, страны где осуществлен социальный переворот в отношении коррупции за небольшой промежуток времени; 3) формирование специализированных структур (органов), функции которых изначально определены, как борьба с коррупцией в государственной сфере, на базе использования опыта Новой Зеландии - SFO и Сингапура - Бюро по расследованию случаев коррупции; 4) на уровне законодательной власти РФ представляется необходимым изменение и корректировка системы ответственности за преступления в государственной сфере коррупционных направленности (возможно использование опыта КНР). Ужесточение должно быть ориентировано не только на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы, но и реальную конфискацию активов и имущества родственников. Не менее актуальным видится введение уголовной ответственности юридических лиц (на примере уголовного законодательства Испании, где за коррупцию отвечают и организации); 5) для РФ остается актуальным совершенствование уголовного законодательства в контексте коррекции механизма возмещения; 6) представляется крайне важной ратификация Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.1999 № 174, что являлось бы базой для дальнейшего совершенствования правовой базы и имплементации международных норм в российскую действительность.
Сформулирован ряд направлений административного и организационного характера, направленных на минимизацию коррупционной составляющей в сфере государственного управления, а именно: разработка перечня должностей и органов власти повышенного коррупционного риска; внедрение специальных процедур отбора кандидатов для назначения на должности сферы государственного управления; установление возможности увольнения в связи с утратой доверия по коррупционной составляющей; ужесточение контроля за повседневной деятельностью управленцев -государственных служащих; совершенствование механизма принятия решений о проведении проверок в отношении управленцев; совершенствование механизма обеспечения соблюдения должностными лицами ограничений, запретов и исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, среди которых можно выделить: установление точного срока, в течение которого должно быть принято решение о проведении проверки; создания механизма, обеспечивающего защиту прав государственных и муниципальных служащих, сообщивших о фактах обращения к ним с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения; повышение прозрачности и транспарентности государственной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления; формирование институтов «электронной демократии» и «цифрового правительства».
Общие направления по предупреждению коррупции в сфере государственного управления можно объединить, в несколько крупных блоков: 1) эффективное законодательство, учитывающее международный и национальный опыт; 2) сбалансированная система государственных органов общей и специальной компетенции, нацеленных на противодействие коррупции во взаимодействии с институтами гражданского общества, их эффективная организация деятельности, включая своевременный контрольный механизм; 3) тщательный отбор кадров, привлекаемых на коррупциогенные должности; 4) адекватная правоприменительная, прежде всего судебная, практика, влияющая на развитие законодательства в указанной сфере и формирующая разумные подходы к реализации норм права; 5) эффективность исполнения судебных решений; 6) эффективная система организации всех государственных и общественных институтов на противодействие коррупции..
Кроме того, анализ показал, что для повышения эффективности противодействия коррупции в сфере государственного управления должно включать целый комплекс мер, направленных не только на пресечение коррупционных действий, но и включать превентивные меры, в том числе:
• «повышение гражданской активности, политической и правовой культуры населения»;
• укрепление на практике принципов разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека;
• повышение прозрачности и транспарентности государственной службы за счет обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственного управления;
• формирование институтов «электронной демократии» и «цифрового правительства» и др.
Оперативное и комплексное внесений изменений в государственную политику, направленную на противодействие коррупции в государственном управлении, в сознание и мировоззрение граждан, самих государственных служащих, позволит достигнуть положительных результатов в данной сфере уже в ближайшей перспективе.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что только комплексные, консолидированные действия органов государственной власти и всего общества в целом могут привести к успеху в работе, направленной на всемирное укрепление правопорядка и борьбу с коррупцией в Российской Федерации.
Подобные работы
- Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Коррупционные правонарушения в сфере управления государственными закупками
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Предупреждение коррупции государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Коррупция как глобальная управленческая проблема: сущность, основные причины и способы противодействия
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - Деятельность исполнительных органов государственной власти по предупреждению коррупции (на примере Ульяновской области)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2020





