Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологическая база исследования влияния занятий атлетической гимнастикой на развитие физических качеств 7
1.1 Характеристика атлетических видов спорта 7
1.2 Состояние вопроса в теории и методике физического воспитания 10
1.3 Атлетическая гимнастика 16
Глава 2 Методы и организация исследования 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 22
Глава 3 Обоснование применения экспериментальной методики, обсуждение полученных результатов исследования 23
3.1 Описание методики занятий атлетической гимнастикой в режиме дня школьников 14 лет начальной туристской подготовки 23
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 32
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Актуальность исследования. Керони С. говорит о том, что «Проблема базовой силовой подготовки школьников и учащейся молодежи представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества.
От мышечной силы и от ее развития зависит его здоровье, внешний вид, физическая и умственная работоспособность, поэтому она необходима каждому человеку. Можно значительно увеличить силу и исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь, тонкая шея и руки, широкая талия, некрасивая форма ног, излишняя полнота и т.д.), занимаясь специальными силовыми упражнениями. Кроме того, силовая тренировка позитивно влияет не только на мышцы, но и на сердечно-сосудистую систему, на все биохимические и физиологические процессы, протекающие в организме человека.
Тем не менее разработка основных методических рекомендаций по широкому применению разнообразных методов физической подготовки, сдерживается дефицитом научных исследований. В этой связи изучение динамики мышечной силы школьников в процессе обучения представляет, как научный, так и практический интерес. Это позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на уроках физического воспитания. Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки школьников послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека в онтогенезе» [6].
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс мальчиков 14 лет начальной туристской подготовки.
Предмет исследования. Методика, включающая в себя занятия атлетической гимнастикой, направленная на развитие силовых показателей мальчиков 14 лет начальной туристской подготовки.
Цель исследования. Изучение влияния занятий атлетической гимнастикой на развитие силовых качеств учащихся 14 лет начальной туристской подготовки.
Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Оценить силовые показатели учащихся 14 лет начальной туристской подготовки.
2. Разработать экспериментальную методику занятий атлетической гимнастикой.
3. Оценить эффективность предложенной методики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанный и предложенный комплекс занятий атлетической гимнастикой позволит развить силовые показатели учащихся 14 лет начальной туристской подготовки.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы, тестирование силовых качеств учащихся, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные статьи, учебные и учебно-методические пособия, труды отечественных исследователей и ученых в области физической культуры, спорта и туризма.
Опытно-экспериментальная база исследования - УСК «Олимп».
Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при чтении дисциплин по физической культуре, спорту и туризму как в вузах, так и в средних образовательных учреждениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного педагогического эксперимента могут быть использованы в тренерской деятельности инструкторов по физической культур и туризму в образовательных и спортивных учреждениях.
Научная новизна. В данной работе впервые был сделан акцент на воспитание специальных физических качеств спортсменов начальной туристской подготовки. Так как до настоящего времени все снимание уделялось только развитию туристских навыков.
Одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является атлетическая гимнастик, с помощью которой можно развить специальные физические качества.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, 4 рисунка и 3 таблицы.
На основании проведенной исследовательской работы в заключении были сделаны следующие выводы:
• Исследуя в фоновом эксперименте силовые показатели школьников контрольной и экспериментальной групп, мы не выявили достоверных различий между школьниками, что свидетельствует об однородности контингента.
• Констатирующий эксперимент показал улучшение всех показателей у занимающихся, однако, в экспериментальной группе прирост показателей был достоверным. Это проявилось в значительном увеличении результатов тестов «Подтягивание на перекладине за 1 минуту» , «Подъем туловища», Тест «Количество сгибаний и разгибаний рук из и.п. упор лежа», «Количество приседаний за 1 мин», «Динамометрия».
• Разработанная методика включает в себя цикл занятий, базирующихся на апробированных авторских программах. Атлетическая гимнастика в сочетании с кардионагрузками, такими как бег, лыжи, велосипед и плавание, дает еще более высокий результат как для сердечнососудистой системы, так и для всего организма в целом. Таким образом, мы определили эффективность разработанной методики на основании положительной динамики результатов экспериментальной группы.