Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы 9
1.1 Понятие экономической задачи в школьном курсе математики и
основные виды таких задач 9
1.2 Основные цели, задачи и особенности обучения решению задач с
с экономическим содержанием по различным учебным материалам .. 12
1.3 Применение современных технологий образования в процессе
обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики 21
1.4 Особенности уровневой дифференциации при обучении решению
экономических задач 29
Глава 2 Практическая реализация методики обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики 38
2.1 Анализ различных методик и опыта обучения основным
математическим элементам для решения задач с экономическим содержанием в общеобразовательной школе 38
2.2 Реализация методики обучения решению экономических задач
применительно к некоторым видам банковских операций 47
2.3 Элективный курс «Экономические задачи в ЕГЭ по математике»
для учащихся старших классов 56
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 72
Заключение 78
Список используемой литературы
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. При наблюдающихся процессах глобализации в мировой экономике возникает насущная проблема изучения математических основ экономических законов уже на стадии школьного образования. Математика выполняет ключевую роль при формировании экономического мышления и компетентности. Материал, изучаемый в курсе математики, алгебры и позднее, в старших классах, при изучении начал анализа позволяет решать экономические задачи и закладывает основу для изучения экономической науки в целом.
Именно этим, в первую очередь, обусловлена особая актуальность рассматриваемой в работе темы о методике обучения решению экономических задач в углублённом курсе математики общеобразовательной школы.
Актуальность темы вызвана еще и тем, что в данном случае математика может выполнять функцию своего рода профориентационного характера. Изучение математики и экономики в рамках углубленного курса, учитывающего уровневую дифференциацию, может вызвать особую заинтересованность у отдельных групп учащихся, предопределив их будущую профессиональную деятельность.
На сегодняшний день экономические, финансовые задачи заняли свое место при проведении ЕГЭ. В стадии рассмотрения на законодательном уровне находится проект о включении раздела с такими задачами в учебные пособия с целью повышения финансовой грамотности учащихся.Однако, анализ базовой и дополнительной учебной литературы в целом показывает, что методика обучения решению задач с экономическим содержанием, как и другим специфическим подходам в математике, пока еще отнесена на второй план, как не имеющая самостоятельной ценности и как нечто дополнительное к другим знаниям. При этом, объем представлений о методах решения таких задач весьма невелик и ограничивается достаточно узким спектром методологических подходов.
На текущий момент можно выделить несколько групп научных работ, посвященных проблеме методики обучения решению задач по рассматриваемой теме:
- изучение системы задач с экономическим содержанием как одного из методов решения широкого круга практических задач, рассматриваемых в алгебре и началах анализа;
- анализ способностей к усваиванию материала в условиях профильной и уровневой дифференциации;
- изучение методик обучения решению задач с экономическим содержанием в старших классах общеобразовательной школы в углублённом курсе математики с использованием различных компьютерных программ.
Вопросы использования математического аппарата для решения задач экономического содержания в школе и в вузе рассмотрены в ряде диссертационных исследований.
В работах Е.Ю. Никоновой [33], Н.А. Бурмистровой [7], Л.Д. Рябоконевой [39] выявлены особенности методики преподавания математики и содержания материала в классах экономического профиля, то есть, когда занятия отчасти носят профориентационный характер. В диссертациях Э.С. Беляевой [6], Н.А. Хоркиной [59], О.А. Клименковой [19] рассматривается изучение прикладных математических задач с экономическим содержанием проводить на факультативных занятиях и в рамках элективных курсов.
Диссертационные исследования Д.В. Никаноренкова [32], Д.В. Ожерельева [34] и А.А. Коротченковой [23] акцентируют особое внимание на использование современных информационных компьютерных технологий при обучении решению задач с экономическим содержанием учащимся старшей школы.
В докторской диссертации А.С. Симонова [44] экономическая составляющая школьного курса математики представлена как отдельная линия и показано, что обучение учащихся экономическим задачам является эффективным путем усиления прикладной направленности математики в общеобразовательной школе.
При всем этом, учитывая, что задачи по теме данной работы рассматриваются на самых разных ступенях обучения в общеобразовательной школе, в том числе, в рамках углубленного изучения математике, поиск эффективных, универсальных способов обучения сохраняет свою актуальность.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена так же сложившимся противоречием между необходимостью разработки методики обучения школьников экономическим задачам в углубленном курсе математики, подготовки их к ЕГЭ, и отсутствием раздела финансовой математики в учебниках алгебры и начал анализа 10-11 классов.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы методические особенности обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики, которые позволили бы обеспечить формирование у школьников навыков решения финансовых задач.
Объект исследования: процесс обучения математике в старших классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика введения элементов экономики в курс математики и обучения решению экономических задач в процессе углубленного изучения алгебры и начал анализа.
Цель исследования: разработать методические рекомендации обучения решению различных типов задач с экономическим содержанием в углубленном курсе математики общеобразовательной школы с применением технологического подхода.
Гипотеза исследования основана на предположении, что повышение качества подготовки учащихся по финансовой математике будет достигаться за счет выявления методических особенностей обучения математическим задачам с экономическим содержанием и разработки методики обучения решению задач по теме исследования.
Для достижения цели исследования в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1. Представить основные цели и задачи преподавания экономических задач учащимся старших классов.
2. Проанализировать состояние методических рекомендаций, лежащих в основе процесса преподавания старшеклассникам задач с экономическим содержанием.
3. Изучить практический опыт преподавания экономических задач в старших классах школ разного уровня с учетом уровневой дифференциации учащихся.
4. Предложить методические рекомендации и технологию обучения решению экономических задач в курсе математики общеобразовательной школы.
5. Спроектировать элективный курс по теме «Экономические задачи в ЕГЭ по математике».
6. Представить результаты педагогического эксперимента по апробации элективного курса.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют работы Ю.М. Колягина [28], М.И. Шабунина [60], М.М. Фирсовой [56].
Базовыми для настоящей работы также являются Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01 июля 2016 г.), ФГОС [47], а также работы авторов С.А. Шестакова [62], А.А. Темербековой [50], Ф.Ф. Лысенко [23], И.Е. Унт[53] и других, содержащих основные требования к знаниям, умениям учащихся и анализ теоретического и задачного материала по теме экономических задач в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-исследовательской и учебно-педагогической литературы;
- наблюдение и педагогический эксперимент;
- обработка данных.
Основные этапы исследования:
1 этап (2018/19 уч.г.): анализ учебников по алгебре и началам анализа, диссертационных работ по теме исследования, научных публикаций, нормативных документов (стандартов, программ), определение теоретических и методических основ по теме диссертации;
2 этап (2019/20 уч. г.): разработка методики обучения учащихся решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы;
3 этап (2019/20 уч. г.): разработка и апробация элективного курса по теме «Экономические задачи в ЕГЭ по математике»;
4 этап (2020/21 уч. г.): оформление диссертации, корректировка и описание раннее представленных результатов экспериментальной работы, формулирования выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа №1307 «Тропарево» г. Москва. В эксперименте принимали участие 20 человек. Эксперимент проводился учителем математики С.А. Роянцевой.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем определены и обоснованы методические особенности обучения решению экономических задач в курсе математики старших классов общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость работы:
- предложена типология экономических задач, изучаемых в школьном курсе математики;
- приведены основные методы обучения математическим задачам с экономическим содержанием.
Практическая значимость работы: проведен анализ задачного материала по теме экономических задач, включая задания ЕГЭ; разработан и апробирован соответствующий элективный курс.
Результаты исследования являются достоверными и обоснованными благодаря:
- применению как теоретических, так и практических способов исследования;
- анализу научно-педагогической практики;
- практической апробации элективного курса.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке методических рекомендаций, системе задач и элективного курса по теме исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования: в период производственной (научно-исследовательской работы) и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» Тольяттинского государственного университета, в период работы учителем 10-11 классах. Основные результаты исследования отражены в 1 публикации [52].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению старшеклассников решению математических задач с экономическим содержанием.
2. Элективный курс по теме «Экономические задачи в ЕГЭ по математике».
Структура магистерской диссертации. Представляемая работа состоит из введения, 2-х глав и заключения, содержит 7 рисунков и 9 таблиц, список используемой литературы (69 источников). Основной текст работы составляет 86 страниц.
Изложение материала с использованием предлагаемой схемы введения основных экономических понятий - это процесс, подталкивающий учащегося к самостоятельной работе по изучению темы и к развитию мышления для поиска требуемого решения прикладных задач. Подталкивание учащегося к выбору наиболее рационального способа решения является главным фактором для развития навыков логического мышления. Тематика экономических задач, сама по себе, является инструментом, с помощью которого, в первую очередь, решаются многие проблемы математического характера, и который способствует расширению кругозора у учащихся, что является очень важной задачей.
Анализ работ и практики введения экономических понятий при обучении школьников математике свидетельствуют о том, что многие направления исследований ориентированы на то, чтобы как можно больше задействовать интуицию школьников и наглядность. В изученных работах незначительно затронуты вопросы обучения решению математических задач с экономическим содержанием с позиции их пропедевтики. Что и объясняет направление данной работы.
Суть методических рекомендаций по изучению экономических задач заключается в следующем:
- выписать основные понятия, входящие в тему;
- выявить те из них, для введения которых необходима пропедевтическая работа;
- спроектировать систему задач и заданий для включения их в базовый и элективный курсы математики;
- определить линию введения основных понятий темы;
- спроектировать систему заданий для освоения основных понятий;
- спроектировать систему диагностических и корректирующих заданий;
- спроектировать самостоятельную работу учащихся;
- спроектировать систему контролирующих заданий.
Анализ заданий ЕГЭ показывает, что они ориентированы на значительное понимание выпускником основных экономических понятий, изучаемых в школьном курсе алгебры. Это требует систематичности разбора различных ситуаций, возникающих в задачах. Программа элективного курса включает задачи, концепцию по решению задач и описание способов его реализации (технологию). Проект обладает свойством воспроизводимости.
По результатам проведённого педагогического эксперимента можно сказать следующее: изучение задач по теме данной работы необходимо предварять пропедевтической работой, предполагающей расширение кругозора учащихся в сфере повседневных экономических вопросов.
Изучение собственно материала по математическим задачам с экономическим содержанием необходимо продолжать и вне пройденной темы, то есть доводить умения до навыка использования полученных знаний для практического решения вопросов, носящих повседневный характер.
В целом, практическая апробация разработанного проекта и соответствующего элективного курса показала его эффективность для достижения поставленных целей.
В работе рассмотрены различные методы и способы развития творческой активности и учебно-познавательной деятельности старшеклассников на занятиях математики. Все поставленные задачи разрешены, и цель данной работы достигнута.
1. Алгебра и начала анализа.10-11 кл.: в двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; Подред.А.Г. Мордковича. - 5-е изд. - М.: Мнемозина, 2014. - 432 с.
2. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
3. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2014. - 469 с.
4. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: базовый и углубл. уровни / Ш. А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др. - М.: Просвещение. - 2016. - 464 с.
5. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике: кн. для учащихся: 10-11кл. —2-е изд. / И.И. Баврин. — М: Просвещение, 2000. — 80 с.
6. Беляева Э.С. Система факультативных курсов «Математические методы в экономике»: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1973. - 25 с.
7. БурмистроваН.А. Обучение студентов моделированию экономических процессов при реализации интегрированной функции курса математики в финансовом коллеже: дисс. канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 196 с.
8. Васильева Г.Н. Методические аспекты деятельностного подхода при обучении математике в средней школе /Г.Н. Васильева. - Пермь, 2009. - 136с.
9. Виленкин Н. Я., Мордкович А. Г. Производная и интеграл: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1996.
10. ВиленкинН. Что такое производная / Н. Виленкин, А. Мордкович // Квант. - 1975. - № 12. - С. 10-18.
11. Волошинова А. Интернет-ресурсы для учителя математики // Математика / Еженед. учебно-метод. прилож. к газете «Первое сентября». -2008.- №15.- с. 17-18.
12. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: ООО «Изд-во «Вербум- М», «Издат. центр «Академия», 2003. - 432с.
13. Данильчук Е.В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е.В. Данильчук // Педагогика. - 2003. - № 1. - С. 65-73.
14. Данкова И.Н. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по
математике: Общие положения, структура портфолио, программы
курсов, сценарии занятий / Данкова И. Н., Бондаренко Т. Е. и др. — М.: «5 за знания», 2006. — 128 с.
15. Денищева Л.О., Краснянская К.А. Профильный экзамен по математике // Оценка качества образования. - 2007. - №1 - с.41-47.
16. Депман И.Я. История арифметики: пособие для учителя. — М.: Учпедгиз, 1959. — 422 с.
17. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления: учебное пособие для старшеклассников. — СПб: Специальная Литература, 1997. — 112 с.
18. Кипнис И.М. Задачи на составление уравнений и неравенств.— М.: Про-свещение, 1989.
19. Клименкова О.А. Реализация межпредметных связей экономики и математики в средней школе (на примере факультативного курса «Производная в экономике и математике»): дисс. канд. пед. наук. - М., 2003. - 144 с.
20. Колмогоров А. Н. и др. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 9 и 10 классов средней школы / Под ред. А.Н. Колмогорова.— М.: Просве-щение, 2005.
21. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике, ч.1 - М.: Просвещение, 1997 - 237с.
22. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике, ч.2. - М.: Просвещение, 1997 - 237с.
23. Коротченкова А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалиста экономического профиля: дисс. канд. пед. наук.-М., 2001.- 155 с.
24. Луканкин Г.Л., Хоркина НА. Начала математического анализа в классах экономического профиля: Алгебра в средней школе / Г.Л. Луканкин, H.A. Хоркина // Математика в школе. — 2002. — №8. — С. 45-50.
25. Лысенко Ф. Ф. Математика. ЕГЭ. Задача с экономическим содержанием: учебно-методическое пособие / под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. — Изд. 3-е., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Легион,
2017. — 112 с.
26. Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020. URL: https://gtmarket.ru/research/timss/info.
27. Методика обучения математике. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.С. Подходовой, В.И. Снегуровой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 274 с.
28. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб.пособие / под ред. Ю.М. Колягина и Н.И. Мерлиной. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2009. — 732 с.
29. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я. Блох, Е. С. Канин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. — М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
30. Мордкович А. Г., Смышляев В. К. Алгебра и начала анализа: Пробный учебник для 9-10 классов средней школы. - М.: Просвещение, 2001.
31. Нателаури, Н. К. Методика решения задач с экономическим содержанием на факультативных занятиях по математике в старших классах средней школы с использованием вычислительного эксперимента: дисс. канд. пед. наук. / Н.К. Нателаури. - М., 2004.
32. Никаноренков Д.В. Применение информационных технологий при обучении студентов педвуза разделам прикладной экономики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб.,2003. - 18 с.
33. Никонова Е.Ю. Особенности содержания математического образования учащихся классов экономического направления: дисс. канд. пед. наук. - М., 1995.-233 с.
34. Ожерельев Д.В. Методика решения задач с экономическим содержанием при изучении алгебры в основной школе с применением компьютерных технологий обучения: дисс. канд. пед. наук. / Д.В. Ожерельев — М.: 2004.
— 187 с.
35. Панькова А.В. «Методика обучения решению задач с экономическим содержанием на занятиях по математике в общеобразовательной школе с использованием среды Mathematica»:дисс. канд. пед. наук. / Елабуга, 2008. - 169 с.
36. Петров В.А. Элементы финансовой экономики на уроках.// Математика в школе. - 2002. - №8.
37. Прояева Н.В., Колобова А.Н. «Особенности изучения задач с экономическим содержанием в школьном курсе математики» / Мир науки, культуры, образования.- № 3. - 2019. - с.175-177.
38. Репьев В. В. Общая методика преподавания математики: пособие для педагогических институтов. — М.: Учпедгиз, 1958, — 224 с.
39. Рябоконева Л.Д. Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля: дисс. канд. пед. наук. — Омск: 1999.-191 с.
40. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. - М.: ВитаПресс
- 2008 - 448 с.
41. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
42. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы / под ред. М.И. Сканави. - 6-е изд. - М.: Изд-во «ОНИКС - ЛИТ». - 2013 - 608 с.
43. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности», в 3¬х т., т. 3 для 10-11 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. - Москва, 2019. - 82 с.
44. Симонов А.С. Математические модели экономики в школьном курсе математики: дисс. докт.пед. наук. Тула, 2000. - 328 с.
45. Смирнова И. М. Критерии отбора содержания математических курсов по выбору. / И. М. Смирнова // Наука и школа. — 2014. — № 3. — с. 7-13.
46. Спивак А.В. Математический праздник. - М.: Бюро Квантум, 2004 - 290с.
47. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике.
Базовый уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?obno=19814.
48. Стандарт среднего полного (общего) образования по математике.
Профильный уровень, http://www.school.edu.ru/dokedu.asp7obn0=19812
49. Столяр А. А. Методы обучения математике. - Минск: Вышейшая школа, 1996.
50. Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. - 365с.
51. Тумайкина М.Ю. Задачный подход в реализации прикладной экономической направленности обучения математике: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / М.Ю. Тумайкина. - Новосибирск, 2000. — 2007 с.
52. Уладиева Е.С. Отдельные аспекты методики обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы //Вестник магистратуры. - 2020. - №5-1 (104). - С.53-56.
53. Унт Э.И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.:
Педагогика, 1990. - 192с.
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2014. - 134 с.
[Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/.
56. Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием.// Математика в школе. - 2002 - №8.
57. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М.: Московский
психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 240 с.
58. Фунтиков Р. А. Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса // Молодой ученый. - 2018 - №34 - с.119-123.
59. Хоркина Н.А. Методические особенности учащихся классов экономического профиля на факультативных занятиях по математике на основе реализации межпредметных связей: дисс. канд. пед. наук. -М., 2002. -202 с.
60. Шабунин М.И. Математика: пособие для поступающих в вузы / М.И. Шабунин. - 8-е изд., электрон. - М.: Лаборатория знания, 2020. - 747 с.
61. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 7-11 классы. - М.: ИЛЕКСА. - 2011, 208 с.
62. Шестаков С. А. ЕГЭ 2018. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень) / Под ред. И.В. Ященко. — М.: МЦНМО, 2018. — 208 с.
63. Шихова Н. А. Задачи с экономическим содержанием. — М.: ИЛЕКСА,
2018. — 97 с.
64. https://muravins.ru//Сайт авторов УМК по математике для 1-11 классов Г.К.Муравина и О.В.Муравиной
65. DATA TO IMPROVE EDUCATION WORLDWIDE. Исследования. [Электронный ресурс] URL: http://www.timss.org/.
66. K.A. Stroud, Dexter J. Booth. Foundation Mathematics / Palgrave Macmillan, London - 2009 - p.320.
67. Joanne Lockwood, Richard Aufmann. Introductory and Intermediate Algebra: An Applied Approach / Brooks Cole - 2013 - p.293.
68. MargueriteClarke. Девять выводов, сделанных по результатам Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования. [Электронный ресурс] // URL:https://blogs.worldbank.org/ru/voices/nine-takeaways-2015-trends-international-math-and-science-study-results.
69. Matt Parker. The Maths Book: Big Ideas Simply Explained / DK. - 2019 - p.307.