Подвижные игры как средство развития быстроты у школьников 10-11 лет на уроках физической культуры
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Быстрота как физическое качество 7
1.2. Развитие быстроты и скоростных способностей 8
1.3. Морфофункциональные особенности детей 10-11 лет 13
1.4. Особенности развития быстроты у детей 10-11 лет 21
1.5. Подвижные игры и их значение для развития быстроты 23
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 35
Выводы по главе 46
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 47
3.1. Результаты исследования 47
3.2. Обсуждение результатов исследования 62
Выводы по главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение А. Нормативы тестов для 4 класса, присутствующих в контрольных тестированиях, предусмотренных школьной программой 75
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Быстрота как физическое качество 7
1.2. Развитие быстроты и скоростных способностей 8
1.3. Морфофункциональные особенности детей 10-11 лет 13
1.4. Особенности развития быстроты у детей 10-11 лет 21
1.5. Подвижные игры и их значение для развития быстроты 23
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 35
Выводы по главе 46
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 47
3.1. Результаты исследования 47
3.2. Обсуждение результатов исследования 62
Выводы по главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Приложение А. Нормативы тестов для 4 класса, присутствующих в контрольных тестированиях, предусмотренных школьной программой 75
Актуальность: В настоящее время дети в школах обучаются по стандартной школьной программе, составленной специалистами с учетом принципов физической культуры, а также научных данных о динамике физического развития детей и формировании двигательных способностей, умений и навыков. В зависимости от особенностей материально-технического обеспечения школы, наличия каких-либо спортивных уклонов и природных особенностей местности допускаются некоторые отклонения и корректировки со стороны школы и учителей физической культуры. В обучении детей начальной школы обязательно должны присутствовать подвижные игры как средство физического воспитания и содействия гармоничному развитию. Проблема заключается не в их отсутствии, а в зачастую пренебрежительном отношении учителей к обеспечению их разнообразия и системности в пользу решения исключительно образовательных задач.
В данной работе мы исследуем влияние подвижных игр на развитие скоростных способностей детей 10-11 лет. На первый взгляд, скоростные способности - это не самый необходимый комплекс физических способностей в жизнедеятельности современного человека, однако это не совсем так. Скоростные способности, сочетаясь с другими и сами по себе являются предпосылкой для занятий огромным количеством видов спорта, начиная от легкой атлетики, заканчивая игровыми видами и единоборствами. Развитие быстроты движений положительно влияет на скорость реакции, а быстрота простых и сложных реакций способны не только компенсировать скорость мышления, но и увеличивать её. Подвижные игры обладают огромным разнообразием и в большинстве своем не имеют строго регламентированных правил, поэтому возможны их вариации, развивающие не только физические, но и психические качества, такие как скорость и качество мышления, волевые качества и т.д.
Серова Л. К. в своем пособии по спортивному отбору приводит мнение специалиста по спортивному отбору М. М. Бриля о компенсируемых психологических качествах в игровых видах спорта на примере баскетболистов. Он считает, что одни из наименее компенсируемых качеств - скорость приема информации и точность оценок пространственно-временных характеристик движений, которые напрямую зависят (первое) и отчасти компенсируются (второе) быстротой двигательной реакции [15]. Эта корреляция объясняется зависимостью скорости приема информации от одной из составляющих латентного времени двигательной реакции - времени прохождения импульса по афферентному пути, а точность оценки пространственно-временных характеристик объекта в быстро изменяющихся условиях невозможна без развитой РДО (реакция на движущийся объект).
Таким образом, мы определили актуальность нашей работы, заключающуюся в необходимости развития скоростных способностей детей, как предпосылки к занятиям большинством видов спорта и другими специфическими видами профессиональной деятельности, требующими быстроты реакции и движений; а также в возможности применения подвижных игр в развитии скоростных способностей детей.
Цель исследования: Изучение влияния подвижных игр на развитие быстроты у детей 10-11 лет во время занятий по физической культуре.
Объект исследования: Педагогический процесс развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 на уроках физической культуры.
Предмет исследования: Развитие быстроты и скоростных способностей под влиянием подвижных игр у детей 10-11 лет.
В процессе исследования мы решали следующие задачи:
1. Исследовать исходный уровень развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 лет.
2. Разработать и апробировать методику, основанную на комплексе подвижных игр, изучив её влияние на динамику развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 лет.
3. На основе полученных результатов сделать выводы об эффективности разработанной методики.
Гипотеза исследования: Предполагается, что внедрение методики, основанной на комплексе подвижных игр, в педагогический процесс уроков по физической культуре положительно повлияет на развитие быстроты и скоростных способностей.
Новизна исследования: Хотя прообразы подвижных игр - одни из древнейших средств физического воспитания и принципиальной новизны в них нет, мы частично доработали и объединили существующие игры в некую систему, которая позволит оптимизировать их воздействие на развитие физических способностей детей, в данном случае скоростных.
Теоретическая значимость исследования: В школьной программе подвижные игры носят опосредованный характер, и учителя часто не имеют достаточной их базы, чтобы они стали действенным средством развития детей. В процессе нашего исследования мы подобрали и объединили в систему определенное количество игр. Специфика данной системы в её содействии развитию скоростных способностей, однако существует множество подвижных игр, из которых путем отбора, модернизации и систематизации можно создать комплекс для развития остальных физических способностей, а также для решения других педагогических задач.
Практическая значимость исследования: Заключается в возможности использования нашей системы и создания других индивидуальных комплексов подвижных игр учителями физической культуры и другими специалистами данной сферы деятельности.
Структура и объем бакалаврской работы: Включает введение (3 с.), три главы (I - 21 c., II - 15 c., III - 21 c.), заключение (3 с.), список использованных литературных источников (2 с.). Наглядно-графический и иллюстративный материал: рисунков - 2, графиков - 10, таблиц - 15.
В данной работе мы исследуем влияние подвижных игр на развитие скоростных способностей детей 10-11 лет. На первый взгляд, скоростные способности - это не самый необходимый комплекс физических способностей в жизнедеятельности современного человека, однако это не совсем так. Скоростные способности, сочетаясь с другими и сами по себе являются предпосылкой для занятий огромным количеством видов спорта, начиная от легкой атлетики, заканчивая игровыми видами и единоборствами. Развитие быстроты движений положительно влияет на скорость реакции, а быстрота простых и сложных реакций способны не только компенсировать скорость мышления, но и увеличивать её. Подвижные игры обладают огромным разнообразием и в большинстве своем не имеют строго регламентированных правил, поэтому возможны их вариации, развивающие не только физические, но и психические качества, такие как скорость и качество мышления, волевые качества и т.д.
Серова Л. К. в своем пособии по спортивному отбору приводит мнение специалиста по спортивному отбору М. М. Бриля о компенсируемых психологических качествах в игровых видах спорта на примере баскетболистов. Он считает, что одни из наименее компенсируемых качеств - скорость приема информации и точность оценок пространственно-временных характеристик движений, которые напрямую зависят (первое) и отчасти компенсируются (второе) быстротой двигательной реакции [15]. Эта корреляция объясняется зависимостью скорости приема информации от одной из составляющих латентного времени двигательной реакции - времени прохождения импульса по афферентному пути, а точность оценки пространственно-временных характеристик объекта в быстро изменяющихся условиях невозможна без развитой РДО (реакция на движущийся объект).
Таким образом, мы определили актуальность нашей работы, заключающуюся в необходимости развития скоростных способностей детей, как предпосылки к занятиям большинством видов спорта и другими специфическими видами профессиональной деятельности, требующими быстроты реакции и движений; а также в возможности применения подвижных игр в развитии скоростных способностей детей.
Цель исследования: Изучение влияния подвижных игр на развитие быстроты у детей 10-11 лет во время занятий по физической культуре.
Объект исследования: Педагогический процесс развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 на уроках физической культуры.
Предмет исследования: Развитие быстроты и скоростных способностей под влиянием подвижных игр у детей 10-11 лет.
В процессе исследования мы решали следующие задачи:
1. Исследовать исходный уровень развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 лет.
2. Разработать и апробировать методику, основанную на комплексе подвижных игр, изучив её влияние на динамику развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 лет.
3. На основе полученных результатов сделать выводы об эффективности разработанной методики.
Гипотеза исследования: Предполагается, что внедрение методики, основанной на комплексе подвижных игр, в педагогический процесс уроков по физической культуре положительно повлияет на развитие быстроты и скоростных способностей.
Новизна исследования: Хотя прообразы подвижных игр - одни из древнейших средств физического воспитания и принципиальной новизны в них нет, мы частично доработали и объединили существующие игры в некую систему, которая позволит оптимизировать их воздействие на развитие физических способностей детей, в данном случае скоростных.
Теоретическая значимость исследования: В школьной программе подвижные игры носят опосредованный характер, и учителя часто не имеют достаточной их базы, чтобы они стали действенным средством развития детей. В процессе нашего исследования мы подобрали и объединили в систему определенное количество игр. Специфика данной системы в её содействии развитию скоростных способностей, однако существует множество подвижных игр, из которых путем отбора, модернизации и систематизации можно создать комплекс для развития остальных физических способностей, а также для решения других педагогических задач.
Практическая значимость исследования: Заключается в возможности использования нашей системы и создания других индивидуальных комплексов подвижных игр учителями физической культуры и другими специалистами данной сферы деятельности.
Структура и объем бакалаврской работы: Включает введение (3 с.), три главы (I - 21 c., II - 15 c., III - 21 c.), заключение (3 с.), список использованных литературных источников (2 с.). Наглядно-графический и иллюстративный материал: рисунков - 2, графиков - 10, таблиц - 15.
Наше исследование подошло к концу, проведен педагогический эксперимент и анализ данных об изменении уровня быстроты и скоростных способностей у исследуемых групп детей 10-11 лет. В данной главе мы сделаем выводы о результатах применения каждого из методов исследования.
Анализируя данные литературных источников с целью поиска информации о морфофункциональных особенностях, динамике развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 лет, а также методики проведения занятий, включающих подвижные игры, мы выяснили:
— Сенситивный период развития быстроты 7-11 и до 12-13 лет половых различий в развитии быстроты в среднем нет.
— К развитию быстроты следует подходить комплексно, развивая как быстроту и темп движений, так и реакцию.
— Упражнения на быстроту движений скоротечны, поэтому обеспечиваются за счет быстрого, но менее эффективного анаэробного обмена с образованием кислородного долга.
— У детей очень низкий уровень выносливости, соответственно они быстро утомляются.
— Подвижные игры способны эффективно содействовать физическому воспитанию будущих спортсменов-игровиков благодаря схожей с игровыми видами спорта структурой беговых упражнений: быстрое стартовое ускорение и относительно невысокая дистанционная скорость.
— Специфика воспитания быстроты в младшем школьном возрасте остается той же, за исключением преобладания игровых форм занятий.
Педагогическое наблюдение было необходимо для примерного отбора детей в группы испытуемых и ознакомления со стандартной формой построения занятий в данном конкретном случае, прежде чем вносить какие- либо изменения, связанные с внедрением экспериментальной методики.
Педагогический эксперимент заключался во внедрении экспериментальной методики, конкретнее - батареи подвижных игр, распределенных попарно в занятиях на 6 месяцев. Особенность методики в подборе игр согласно правилам: они не должны повторяться 2 занятия подряд (кроме высокосложных) и в одном занятии не должно быть две сложной (кроме тренирующих занятий в середине и в конце четверти) или две простых игры (кроме втягивающих занятий после длительного отдыха).
Проведение контрольных испытаний и тестов вместе с методом математической статистики обеспечили оценку результатов нашего исследования, итоги которого мы приведем в заключительной таблице в виде улучшения показателей каждой группы в процентах и единицах.
Таблица 15 - Изменение показателей каждого теста в группах после эксперимента, отраженное единицах (процентах)
Тест // Мальчики (КГ / ЭГ) // Девочки (КГ / ЭГ)
Бег 30 м, сек // 0,14 (2,3 %) / 0,49 (8 %) // 0,11 (1,8 %) / 0,4 (6,7 %)
Прыжок в длину с места, см // 0,6 (0,03 %) / 10,8 (6,6 %) // 2,7 (2 %) / 6,8 (4,9 %)
Тест с линейкой, см // 0,03 (0,13 %) / 2,8 (12,8 %) // 0,4 (1,9 %) / 3,1 (14,2 %)
Теппинг-тест, шагов // -0,5 (-1 %) / 6,4 (12,7 %) // 0,4 (0,9 %) / 4,4 (10,3 %)
Тест РДО, сек // 0,02 (5 %) / 0,1 (24,4 %) // +0,2 (+5,7 %) / 0,06 (16,7 %)
Челночный бег 3х10 м, сек // 0,05 (0,6 %) / 0,44 (4,9 %) // 0,11 (1,2 %) / 0,39 (4.3%)
Примечание: Числа, не заключенные в скобки, - показатели в единицах, указанных рядом с названием каждого теста, в скобках процентное улучшение или ухудшение показателей. Без дополнительных знаков - улучшение показателей, при наличии знаков "+" и "-" - оценочное ухудшение показателей, напр. в тесте РДО ценится меньший результат и ухудшение со знаком "+", а в теппинг-тесте - наоборот.
Эксперимент показал однозначное улучшение показателей во всех контрольных тестах в среднем у ЭГ: мальчики - 11,7 %, девочки - 9,5 %. При всей консервативности скоростных способностей - это очень хороший результат. Чтобы отмести фактор естественного физического развития, вычислим улучшение показателей у КГ: мальчики - 1,2 %, девочки - 0,35 %. Вывод из полученных данных можно сделать только один: методика, основанная на подвижных играх, содействует развитию быстроты и скоростных способностей школьников 10-11 лет на уроках физической культуры, являясь действенным и органичным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Наша методика продемонстрировала свою результативность при своей простоте и доступности. В заключении, нам хотелось бы дать практические рекомендации для успешного обеспечения процесса физического воспитания средствами подвижных игр:
— Список используемых подвижных игр должен непрерывно обновляться с частотой, зависящей от сложности освоения игры: не настолько часто, чтобы дети не успевали выработать навыки, но и не дожидаясь, пока игра наскучит и перестанет приносить пользу.
— Поскольку дети младшего школьного возраста легко возбудимы и так же легко утомляемы, между играми должны быть короткие промежутки отдыха, не позволяющие организму утратить физическую готовность.
— Игры должны содержать в себе сюжет по причине образности детского мышления.
— Для улучшения влияния игр на память и мышление, можно включать игры со словами-речитативами.
— Не включать в игры большую силовую и/или одностороннюю нагрузку в силу пластичности и деформируемости опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.
— Объяснение игр должно быть максимально кратким и лаконичным, возможно, в сюжетной форме. Это нужно как для увеличения моторной плотности занятия, так и для удержания детского внимания.
При соблюдении этих правил и при грамотном варьировании разработанной нами методики можно эффективно использовать подвижные игры для решения всех трех групп задач урока по физической культуре у младших школьников.
Анализируя данные литературных источников с целью поиска информации о морфофункциональных особенностях, динамике развития быстроты и скоростных способностей у детей 10-11 лет, а также методики проведения занятий, включающих подвижные игры, мы выяснили:
— Сенситивный период развития быстроты 7-11 и до 12-13 лет половых различий в развитии быстроты в среднем нет.
— К развитию быстроты следует подходить комплексно, развивая как быстроту и темп движений, так и реакцию.
— Упражнения на быстроту движений скоротечны, поэтому обеспечиваются за счет быстрого, но менее эффективного анаэробного обмена с образованием кислородного долга.
— У детей очень низкий уровень выносливости, соответственно они быстро утомляются.
— Подвижные игры способны эффективно содействовать физическому воспитанию будущих спортсменов-игровиков благодаря схожей с игровыми видами спорта структурой беговых упражнений: быстрое стартовое ускорение и относительно невысокая дистанционная скорость.
— Специфика воспитания быстроты в младшем школьном возрасте остается той же, за исключением преобладания игровых форм занятий.
Педагогическое наблюдение было необходимо для примерного отбора детей в группы испытуемых и ознакомления со стандартной формой построения занятий в данном конкретном случае, прежде чем вносить какие- либо изменения, связанные с внедрением экспериментальной методики.
Педагогический эксперимент заключался во внедрении экспериментальной методики, конкретнее - батареи подвижных игр, распределенных попарно в занятиях на 6 месяцев. Особенность методики в подборе игр согласно правилам: они не должны повторяться 2 занятия подряд (кроме высокосложных) и в одном занятии не должно быть две сложной (кроме тренирующих занятий в середине и в конце четверти) или две простых игры (кроме втягивающих занятий после длительного отдыха).
Проведение контрольных испытаний и тестов вместе с методом математической статистики обеспечили оценку результатов нашего исследования, итоги которого мы приведем в заключительной таблице в виде улучшения показателей каждой группы в процентах и единицах.
Таблица 15 - Изменение показателей каждого теста в группах после эксперимента, отраженное единицах (процентах)
Тест // Мальчики (КГ / ЭГ) // Девочки (КГ / ЭГ)
Бег 30 м, сек // 0,14 (2,3 %) / 0,49 (8 %) // 0,11 (1,8 %) / 0,4 (6,7 %)
Прыжок в длину с места, см // 0,6 (0,03 %) / 10,8 (6,6 %) // 2,7 (2 %) / 6,8 (4,9 %)
Тест с линейкой, см // 0,03 (0,13 %) / 2,8 (12,8 %) // 0,4 (1,9 %) / 3,1 (14,2 %)
Теппинг-тест, шагов // -0,5 (-1 %) / 6,4 (12,7 %) // 0,4 (0,9 %) / 4,4 (10,3 %)
Тест РДО, сек // 0,02 (5 %) / 0,1 (24,4 %) // +0,2 (+5,7 %) / 0,06 (16,7 %)
Челночный бег 3х10 м, сек // 0,05 (0,6 %) / 0,44 (4,9 %) // 0,11 (1,2 %) / 0,39 (4.3%)
Примечание: Числа, не заключенные в скобки, - показатели в единицах, указанных рядом с названием каждого теста, в скобках процентное улучшение или ухудшение показателей. Без дополнительных знаков - улучшение показателей, при наличии знаков "+" и "-" - оценочное ухудшение показателей, напр. в тесте РДО ценится меньший результат и ухудшение со знаком "+", а в теппинг-тесте - наоборот.
Эксперимент показал однозначное улучшение показателей во всех контрольных тестах в среднем у ЭГ: мальчики - 11,7 %, девочки - 9,5 %. При всей консервативности скоростных способностей - это очень хороший результат. Чтобы отмести фактор естественного физического развития, вычислим улучшение показателей у КГ: мальчики - 1,2 %, девочки - 0,35 %. Вывод из полученных данных можно сделать только один: методика, основанная на подвижных играх, содействует развитию быстроты и скоростных способностей школьников 10-11 лет на уроках физической культуры, являясь действенным и органичным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Наша методика продемонстрировала свою результативность при своей простоте и доступности. В заключении, нам хотелось бы дать практические рекомендации для успешного обеспечения процесса физического воспитания средствами подвижных игр:
— Список используемых подвижных игр должен непрерывно обновляться с частотой, зависящей от сложности освоения игры: не настолько часто, чтобы дети не успевали выработать навыки, но и не дожидаясь, пока игра наскучит и перестанет приносить пользу.
— Поскольку дети младшего школьного возраста легко возбудимы и так же легко утомляемы, между играми должны быть короткие промежутки отдыха, не позволяющие организму утратить физическую готовность.
— Игры должны содержать в себе сюжет по причине образности детского мышления.
— Для улучшения влияния игр на память и мышление, можно включать игры со словами-речитативами.
— Не включать в игры большую силовую и/или одностороннюю нагрузку в силу пластичности и деформируемости опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.
— Объяснение игр должно быть максимально кратким и лаконичным, возможно, в сюжетной форме. Это нужно как для увеличения моторной плотности занятия, так и для удержания детского внимания.
При соблюдении этих правил и при грамотном варьировании разработанной нами методики можно эффективно использовать подвижные игры для решения всех трех групп задач урока по физической культуре у младших школьников.
Подобные работы
- Подвижные игры как средство развития гибкости у обучающихся 7-9 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Развития ловкости у девочек 10-11 лет на уроках физической культуры средствами аэробики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Подвижные игры как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста 8-9 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Подвижные игры как средство развития гибкости у обучающихся 7-8 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2024 - Развитие силы обучающихся 11-13 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Развитие специальной выносливости у мальчиков 10-11 лет на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





