ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 39
2.3 Выявление динамики развития произвольной памяти у детей 6-7
лет с задержкой психического развития 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения 65
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.1 Выявление уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 27
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития
произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 39
2.3 Выявление динамики развития произвольной памяти у детей 6-7
лет с задержкой психического развития 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения 65
Память является необходимым условием, направленным на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, и лежащего в основе формирования других познавательных функций и качеств личности.
Сегодня следует отметить отчетливую тенденцию к увеличению количества детей, имеющих задержку психического развития, что позволяет говорить о проблеме их воспитания, обучения и социальной адаптации как об актуальной психолого-педагогической проблеме.
В федеральных государственных образовательных стандартах говорится о необходимости обеспечения коррекции нарушений в развитии у различных групп детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, как психического, так и физического, в процессе осуществления коррекционной работы и оказания им квалифицированной помощи в ходе освоения программы дошкольного образования.
Специальная психология насчитывает значительное количество исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей с задержкой психического развития. Так, в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается, что снижение произвольной памяти у учащихся, имеющих задержку психического развития, выступает в качестве одной из главных причин, вызывающих у них трудности в процессе школьного обучения. Л.М. Шипицына отмечает снижение эффективности произвольного и непроизвольного запоминания у детей, имеющих задержку психического развития по сравнению с детьми, не имеющих отклонений.
Н.Г. Поддубная установила значительную ослабленность памяти у дошкольников, имеющих задержку психического развития, выраженную в ограниченном объеме запоминания, в большей продолжительности запоминания предлагаемого материала. В исследованиях Н.Г. Лутонян установлена возможность коррекции мнестических функций у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, до показателей нормы в случае применения в обучении приемов логического запоминания.
Несмотря на наличие накопленного опыта по отдельным вопросам коррекции произвольной памяти у детей, имеющих задержку психического развития, следует отметить недостаточную изученность проблемы анализа психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и включены специальные приемы запоминания и воспроизведения информации с учетом особенностей развития детей;
- отобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие памяти;
- используется игровая мотивация и установки детей сознательно воспроизводить предлагаемый для запоминания материал.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского,
- исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко о высших формах запоминания;
- ряд положений ведущих отечественных психологов о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, В.И. Лубовский);
- экспериментальные исследования по проблеме задержки психического развития у дошкольников (О.В. Защиринская, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, Т.Е. Сухарева, Е.Д. Хомская).
Новизна исследования: определение психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; определение показателей и уровней развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Возможно применение материалов исследования в коррекционно-образовательной работе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 11 г.о. Сызрань, в исследовании принимали участие 22 ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 18 таблиц и 2 рисунка.
Сегодня следует отметить отчетливую тенденцию к увеличению количества детей, имеющих задержку психического развития, что позволяет говорить о проблеме их воспитания, обучения и социальной адаптации как об актуальной психолого-педагогической проблеме.
В федеральных государственных образовательных стандартах говорится о необходимости обеспечения коррекции нарушений в развитии у различных групп детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, как психического, так и физического, в процессе осуществления коррекционной работы и оказания им квалифицированной помощи в ходе освоения программы дошкольного образования.
Специальная психология насчитывает значительное количество исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей с задержкой психического развития. Так, в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается, что снижение произвольной памяти у учащихся, имеющих задержку психического развития, выступает в качестве одной из главных причин, вызывающих у них трудности в процессе школьного обучения. Л.М. Шипицына отмечает снижение эффективности произвольного и непроизвольного запоминания у детей, имеющих задержку психического развития по сравнению с детьми, не имеющих отклонений.
Н.Г. Поддубная установила значительную ослабленность памяти у дошкольников, имеющих задержку психического развития, выраженную в ограниченном объеме запоминания, в большей продолжительности запоминания предлагаемого материала. В исследованиях Н.Г. Лутонян установлена возможность коррекции мнестических функций у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, до показателей нормы в случае применения в обучении приемов логического запоминания.
Несмотря на наличие накопленного опыта по отдельным вопросам коррекции произвольной памяти у детей, имеющих задержку психического развития, следует отметить недостаточную изученность проблемы анализа психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и включены специальные приемы запоминания и воспроизведения информации с учетом особенностей развития детей;
- отобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие памяти;
- используется игровая мотивация и установки детей сознательно воспроизводить предлагаемый для запоминания материал.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского,
- исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко о высших формах запоминания;
- ряд положений ведущих отечественных психологов о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, В.И. Лубовский);
- экспериментальные исследования по проблеме задержки психического развития у дошкольников (О.В. Защиринская, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, Т.Е. Сухарева, Е.Д. Хомская).
Новизна исследования: определение психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; определение показателей и уровней развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Возможно применение материалов исследования в коррекционно-образовательной работе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 11 г.о. Сызрань, в исследовании принимали участие 22 ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), 9 приложений. Работу иллюстрируют 18 таблиц и 2 рисунка.
Анализ теоретической литературы показал, что произвольной памятью называется процесс, позволяющий запомнить и воспроизвести материал при сознательной постановке цели и осуществлении волевых усилий.
Недостатки в развитии произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития проявляются в том, что у них уменьшен объем и скорость запоминания; дети не способны к рациональной организации и контролю своей работы. У детей медленно нарастает продуктивность запоминания; отмечается значительная степень зависимости продуктивности запоминания от мотивации; у детей не развито умение прибегать к различным мнемотехническим приемам; дети склонны механический бездумно заучивать материал.
Слабая регуляция произвольной деятельности, ее недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля в значительной степени снижают эффективность произвольной памяти у детей с ЗПР.
Проведение экспериментального изучения уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР показало, что у них преимущественно низкий уровень развития произвольной памяти . Низкий уровень развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР выявлен у 6 человек (55%), в контрольной группе у 5 человек (45%). Средний уровень развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР показали 5 человек (45%), в контрольной группе - 6 человек (55%). Высокий уровень развития произвольной памяти не установлен.
Нами установлено, что процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и включены специальные приемы запоминания и воспроизведения информации с учетом особенностей развития детей;
- отобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие памяти;
- используется игровая мотивация и установки детей сознательно воспроизводить предлагаемый для запоминания материал.
Повторное проведение экспериментального изучения уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР показало положительную динамику в уровне развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования об эффективности разработанных нами психолого-педагогических условиях развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.
Недостатки в развитии произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития проявляются в том, что у них уменьшен объем и скорость запоминания; дети не способны к рациональной организации и контролю своей работы. У детей медленно нарастает продуктивность запоминания; отмечается значительная степень зависимости продуктивности запоминания от мотивации; у детей не развито умение прибегать к различным мнемотехническим приемам; дети склонны механический бездумно заучивать материал.
Слабая регуляция произвольной деятельности, ее недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля в значительной степени снижают эффективность произвольной памяти у детей с ЗПР.
Проведение экспериментального изучения уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР показало, что у них преимущественно низкий уровень развития произвольной памяти . Низкий уровень развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР выявлен у 6 человек (55%), в контрольной группе у 5 человек (45%). Средний уровень развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР показали 5 человек (45%), в контрольной группе - 6 человек (55%). Высокий уровень развития произвольной памяти не установлен.
Нами установлено, что процесс развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны и включены специальные приемы запоминания и воспроизведения информации с учетом особенностей развития детей;
- отобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие памяти;
- используется игровая мотивация и установки детей сознательно воспроизводить предлагаемый для запоминания материал.
Повторное проведение экспериментального изучения уровня развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР показало положительную динамику в уровне развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования об эффективности разработанных нами психолого-педагогических условиях развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с ЗПР.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2020 - Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



